СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ-2020. Прием детализации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прием детализации

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ-2020. Прием детализации»

Приём детализации при написании сочинения (задание 27)

Виды детали

Внешняя деталь

Психологическая деталь

Деталь, характеризующая состояние внешнего мира:

1) деталь интерьера,

2) деталь пейзажная (в том числе и городского пейзажа),

3) деталь предметная (указание на какую-то вещь);

4) деталь бытовая (указывает на обстановку, жилище, вещи, мебель, одежду, гастрономические предпочтения, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица);

5)деталь портретная – изображение внешности героя.

Например, описывая путешествующего Печорина, героя романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов подчеркивает особенность его внешности – чистую сорочку: «пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека». Лермонтов здесь сам же дает объяснение этой детали: чистое белье указывает на то, что этот человек «порядочный», то есть, в понимании Лермонтова, следящий за собой и своей гигиеной.

Деталь психологическая,

отражающая

1) состояние внутреннего мира героя,

2) движения мысли, помыслы, желания,

3) страхи, фобии, мании.

Такая деталь тоже может отражать явления, объекты внешнего мира, но передавать при этом переживания персонажа. Такой прием также называют психологизмом. Например, такую деталь мы встречаем в рассказе Акутагавы Рюноскэ «Носовой платок»: изорванный в клочья платок в этом рассказе отражает бурю эмоций, испытанных героиней: «улыбаясь лицом, руками она рвала платок»

Функции детали

1. Подчёркивает психологическое состояние героя.

2.Характеризует персонажа, раскрывает особенности его внутреннего мира. 

3.Создаёт у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение.

4.Подчеркивает колорит эпохи, передаёт дух времени, социальные особенности.

5.Способствует раскрытию системы образов произведения.

Алгоритм поиска детали

1) прочитайте внимательно текст;

2) задайте вопросы к абзацам;

3) найдите ответы к тем вопросам, которые вы задали;

4) определите проблематику текста и выберите ту проблему, по которой будете писать сочинение;

5) ещё раз перечитайте те абзацы, которые вам будут нужны для написания сочинения;

6) ответьте на вопросы: можно ли привести подробности, доказывая выбранную проблему?, какие детали позволяют раскрыть проблему?

7) подчеркните (или выпишите) эти детали;

8) работая над оформлением комментария, не забудьте указать на найденные вами детали, используя словесные сигналы:

  • обратим внимание на деталь, которая...; (работа по тексту);

  • автор не случайно рисует картину…, где главным объектом является деталь…; (работа по тексту);

  • наше внимание привлекает удивительно точная подробность, которую автор использует, раскрывая образ героя…(работа по тексту);

  • рассматривая данную проблему, ФИО приводит подробность, которая позволяет ему более глубоко раскрыть поднятую проблему (работа по тексту);

  • и ещё на одну психологическую (внешнюю) деталь обращает внимание ФИО; (работа по тексту);

  • рассматривая поднятую проблему дальше, писатель делится с нами мыслями героя: (текст). И эта психологическая деталь помогает нам, читателям, увидеть…(работа по тексту);

  • используя психологическую (внешнюю) деталь, автор…(работа по тексту) и т.п.

9) найдя детали, которые помогли писателю (публицисту) раскрыть проблему, приступайте к написанию комментария;

10) не забывайте цитировать (в меру!)

Речевые клише при оформлении смысловой связи

  • Использованные два-примера-иллюстрации, основанные на приёме детализации, помогают нам понять всю глубину поднятой проблемы: (по тексту расшифровка)

  • Прочитав и проанализировав текст, мы увидели, что приём детализации работает на раскрытие авторского замысла, уточняет его: (по тексту расшифровка)

  • Использованные два-примера-иллюстрации, основанные на приёме детализации, дают читателю дополнительную информацию о герое (времени, эпохе, событиях, историческом контексте): (по тексту расшифровка)

  • Использование приёма детализации даёт писателю возможность раскрыть более подробно и глубоко поднятую им проблему: (по тексту расшифровка)

  • Использованные два-примера-иллюстрации, основанные на приёме детализации, создают нужные писателю эмоции и ощущения, помогают донести до читателя важную для автора мысль: (по тексту расшифровка)

  • Приём детализации, использованный ФИО, позволяет фиксировать внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе//в человеке//в окружающем его предметном мире.

При использовании двух видов деталей - внешней и психологической

  • Использование приёма детализации позволяет автору (писателю//публицисту//ФИО) не только описать внешний мир (пейзаж//интерьер//элемент портрета//какой-то предмет и т.п.), но и выразить психологическое состояние героя: (по тексту расшифровка)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!