Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
Прочитайте текст и выполните задания 1-3 |
Известно, что животные воспринимают окружающий мир иначе, чем мы. Но каким его видят птицы, лошади, собаки и черепахи? Давайте выясним, каково же зрение животных и как наши меньшие братья смотрят на вещи.
Кошки различают 6 основных цветов и около 25 оттенков серого. К тому же у них острое сумеречное зрение, поэтому они без труда ориентируются в темноте.
По мнению ученых, собаки различают желтый и синий цвета, но воспринимают их не так, как люди.
У лошадей монокулярное зрение. Это значит, что они видят два разных изображения, потому что их глаза расположены по обе стороны головы. Они различают синий и зелёный и хорошо видят в темноте.
У крыс слабое, но панорамное зрение: они видят сразу несколько объектов под разным углом и с точностью определяют расстояние. К тому же они видят ультрафиолетовое излучение, недоступное человеческому зрению.
Отличается ли зрение животных от восприятия птиц? Почти все птицы обладают острым зрением и различают цвета. Когда грызуны метят территорию, их моча излучает ультрафиолет, который видят хищники. У голубей цветное зрение, причем острее человеческого. В отличие от нас, эти птицы способны заметить мельчайшие детали и трещины на гладкой поверхности.
Вопреки поговорке, кроты не слепые, но их глаза затянуты тонкой кожей. Поскольку они обитают под землей, острое зрение им ни к чему. Эти животные реагируют на свет, но воспринимают его, как источник опасности.
У рептилий две пары глаз, (...) это отличает их от остальных позвоночных. Днём они замечают только движущиеся объекты. А в ночное время используют термолокаторы, которые улавливают инфракрасные сигналы и приближение теплокровных животных. У ящериц и черепах хорошее зрение, они различают цвет корма. Также у них есть третье веко – полупрозрачная мигательная перепонка, выполняющая защитную функцию. (По материалам Интернета)
1.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Приведённый фрагмент текста включает некоторые термины (мигательная перепонка, термолокаторы, позвоночные и др).
2) Цель приведённого отрывка текста – рассказать, как видят мир лошади и парнокопытные.
3) Текст, без сомнений, относится к публицистическому стилю, так как рассчитан на широкую аудиторию читателей.
4) В синтаксисе текста представлены простые и сложные предложения с разными видами связи.
2) В приведенном отрывке текста многие слова приведены в переносном значении, а также встречаются красочные метафоры и образные эпитеты, сравнительные обороты и гипербола. Ответ: __________________________.
3.Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот союз.
Ответ: __________________________.
4..Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР, выделенного в начале текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МИР, -а, м.
1) ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.). 2) Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.
3) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.
4) ед. Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить в миру. Уйти из мира в монастырь.
5) Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле. Ответ: __________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
тОрты прИбыл красивЕе сирОты бАнты
Ответ: __________________________.
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Все необходимые инструменты были ПРЕДОСТАВЛЕНЫ рабочим вовремя.
В январе пышные снега ОДЕЛИ в зимние наряды леса и поля.
В ходе проведения избирательной̆ кампании были использованы новые ВЫБОРНЫЕ технологии. Летняя олимпиада стала самым ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ событием минувшего года для многих миллионов людей.
Вратарь хоккейной команды НАДЕВАЕТ экипировку, защищающую его от ударов шайбы.
Ответ: __________________________.
6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
На набережной ко мне неожиданно подошла светловолосая блондинка и спросила, как ей пройти к дому-музею Достоевского.
Ответ: __________________________.
7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ТОНЬШЕ волоса
пара САПОГОВ
в ДВЕ тысячи восьмом году
ПОЕЗЖАЙ домой̆
с ДЕВЯНОСТА солдатами
Ответ: __________________________.
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А)ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 1)Чацкий бросил вызов обществу дворян- крепостников, ни во что не ставящим достоинство человека. 2)Всех, кто бывал на Бородинском поле, восхищает памятник защитникам России. 3)Изготовляемый из растительных волокон или тряпичной массы материал для письма и печатания называют бумагой. 4)Русские поэты XIX и XX веков знали и пользовались народной символикой в своих произведениях. 5)Вечерняя заря догорала, и в воздухе чувствуется дыхание сырости. 6) Лентой извиваясь среди полей и лугов, длина реки составляла сотни километров. 7) Красиво и ловко сидящие на Лизавете платья сразу привлекали внимание окружающих. 8)Р. Декарт утверждал, что «я мыслю, следовательно, я существую». 9)Д.И. Писарев утверждал, что в личности Базарова сгруппированы такие свойства, которые «мелкими долями рассыпаны в массах». |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) сватовство, оценить, выливать
2) отговаривать (от поездки), аферичный, полагать
3) незнакомец, возвращаясь, вырастали
4) подрастающий, дремота, зернистый
5) помирить (друзей), увлечение, освещать (дорогу)
Ответ: __________________________.
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..бинтовать, пр..морский, пр..бывать (на станцию)
2) ра..сеять, в..балтывать, бе..голосый
3) без..ндукционный, меж..гровой, с..мпровизировать
4) по..цепленный (вагон), о..гадать, на..кусить
5) непр..будный, нед..варить, п..завчера
Ответ: __________________________.
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) подразум..вая, налаж..вать
2) алюмини..вый, затм..вать
3) раскра..вать, болот..стая (местность)
4) милост..вый, (улицы) обезлюд..ли
5) яблон..вый, земл..ные (работы)
Ответ: __________________________.
12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бор..шься, воспева..мый
2) проед..шься, необита..мый
3) верт..шься, обнаруж..нный
4) завис..шь, подстриж..нный
5) (пациенты) леч..тся, маяч..щий (вдали
Ответ: _________
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Вместо исчезнувших слов язык (НЕ)ПРЕМЕННО создаёт новые.
В экспозиции музея представлены как всемирно известные шедевры, так и (НЕ)ЗАВЕРШЁННЫЕ автором работы.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать подружески.
В этом краю можно встретить никогда (НЕ)КОШЕННЫЕ луга.
Всю ночь отряд шёл по ещё (НЕ)ИСХОЖЕННОМУ насту.
Ответ: __________________________.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Корректор попросил меня о встрече, ЧТО(БЫ) согласовать внесённые в рукопись изменения, (ПО)ЭТОМУ первую половину дня я провёл в издательстве.
ЧТО(БЫ) ни случилось, родители не оставят меня в беде, (ПО)ЭТОМУ я их и люблю.
(НЕ)СМОТРЯ на то что было сделано всё необходимое, эксперимент прошёл ТАК(ЖЕ) неудачно, как и в прошлый раз.
ЧТО(БЫ) такое ещё придумать, ЧТО(БЫ) не было так пусто?
(В)ПОСЛЕДСТВИИ, вспоминая дорогу, Серпилин видел тяжело груженные ЧЕМ(ТО) грузовики и степь.
Ответ: __________________________.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Особе(1)о хороша Волга в этот утре(2)ий час, когда осе(3)ее солнце чуть золотит её край, а птицы, кружась над таинстве(4)ой гладью воды, горта(5)о щебечут.
Ответ: __________________________.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Было рано и солнечное спокойное утро вдруг огласилось шумом и свистом птичьей стаи.
2) Путники набрали веток и сухой коры и стали разжигать костёр.
3) При характеристике того или иного цвета часто употребляют слова «тёплый» и «холодный».
4) Просто советовать да не просто совету следовать.
5) Весь день в парке играла музыка и работали фонтаны.
Ответ: __________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Старый дуб (1) покрытый пушистым снегом (2) стоял в аллее сада (3) гордо взирая с высоты могучего роста на белок (4) затеявших весёлую возню (5) и (6) ловко шныряющих по своим важным делам (7) мышей.
Ответ: __________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я прошу, хоть ненадолго (1)
Грусть моя (2) ты покинь меня!
Облаком, сизым облаком (3)
Ты (4) полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Берег мой (5) покажись вдали
Краешком, тонкой линией.
Берег мой (6) берег ласковый!
Ах, до тебя (7) родной (8) доплыть бы,
Доплыть бы хотя б когда-нибудь!..
(Роберт Рождественский)
Ответ: ________________________
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Те (1) кто работал (2) тщательно соблюдали сиесту – двухчасовой перерыв (3)по окончании (4) которого (5) они возвращались на рабочее место разве чтодля того (6) чтобы передохну́ть после тяжкого обеда.
Ответ: __________________________.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Известно (1) что (2) если пловец не тренируется регулярно (3) то (4) как бы он ни старался (5) хороших результатов ему не достичь.
Ответ: ___________________________.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Заповедный лес на реке Усмани под Воронежем – последний на границе донских степей. (2)Он слабо шумит, но стоит выйти на опушку – и в лицо ударит жаром, резким светом, и до самого края земли откроется степь, далекая и ветреная, как море. (3)Откроются ветряки, что машут крыльями на курганах, коршуны и острова старых усадебных садов, раскинутые в отдалении друг от друга. (4)Но прежде всего откроется небо – высокое степное небо с громадами синеватых облаков. (5)Их много, но они почти никогда не закрывают солнца. (6)Тень от них изредка проплывает то тут, то там по степи. (7)Проплывает так медленно, что можно долго идти в этой тени, не отставая от нее и прячась от палящего солнца. (8)В степи, недалеко от старого липового парка, поблескивает в отлогой балке маленькая река Каменка. (9)По ней шныряют водяные пауки, а на берегах сидят и тяжело дышат – никак не могут отдышаться от сухой жары – сонные лягушки. (По К.Г. Паустовскому)
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27. |
(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?
(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность.
(6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик)
Соловейчик Симон Львович – писатель, публицист, драматург.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Духовность – это воспитанность и образованность.
2) Искусство бездуховно тогда, когда в нём нет стремления к правде и добру.
3) Нельзя считать духовным человека, который не хочет выйти за круг бытовых забот.
4) Стремление к добру, жажда правды, голод по красоте не ослабевают со временем.
5) Конечные желания приобрести, получить, достичь не могут быть осуществлены.
Ответ: __________________________.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 представлены все типы речи.
2) Предложение 6 отвечает на вопросы, заданные в предложениях 3, 4.
3) В предложениях 21-22 представлено рассуждение.
4) Предложения 19 и 20 противопоставлены по содержанию.
5) В предложении 8 представлено рассуждение.
Ответ: __________________________.
24. Из предложений 15-18 выпишите одну пару антонимов.
Ответ: __________________________.
25. Среди предложений 14-16 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 –25. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами. |
26. «Тон размышлениям автора задаёт (А) _____ (предложение 2). Строки высокой поэзии А.С. Пушкина настраивают читателя на участие в серьёзном разговоре, в котором центральными понятиями являются «духовность», «интеллигентность», «воспитанность». Именно поэтому с особым пафосом звучит (Б) _____ («духоподъёмно»). Делясь своими наблюдениями с читателем, автор прибегает к таким приёмам, как (В)_____ (предложения 8, 9) и (Г) _____ (предложения 18, 19)».
Список терминов:
1) литота
2) сравнение
3) ирония
4) синтаксический параллелизм
5) эпитеты
6) цитирование
7) индивидуально-авторское слово
8) вопросно-ответная форма изложения
9) противопоставление
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. |
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2 |
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Русский язык 8 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 6...
Культура речи: от ударения до стилистики
Русский язык 7 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку...
Русский язык 10 класс ФГОС
Русский язык 9 класс ФГОС
Правила русского языка. Орфография и...
© 2022, Афанасьева Татьяна Анатольевна 3062 10
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы