СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочная работа №1. Вариант 02

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочная работа №1. Вариант 02

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочная работа №1. Вариант 02»

Тренировочная работа №1 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

11 класс

Вариант 02


Выполнена: ФИО_________________________________ класс ______


Инструкция по выполнению работы

Работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут). Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Прочитайте текст и выполните задания 1-3


Наблюдения над фонетическими сходствами слов-семантических эквивалентов в современных родственных языках помогают выявить тот общий принцип номинации денотата, который мог сложиться в далёком прошлом.

Так, (…) , в названии лиственного дерева со светлым (белым) стволом в современных славянских и германских языках можно, без сомнения, выявить некоторое сходство в последовательности звуков в составе корневой морфемы: русск. берёза, укр. береза, блр. бяроза, нем. (die) Birke, англ. (a) birch, швед. björk(en), норв. bjørk(en), датск. birk(en), также в прибалтийских языках: литовск. béržas, латышск. berzs.

Учёные-этимологи возводят эти звуковые сходства и подобия к индоевропейскому слову *bher – «белый, светлый». Наименование этого дерева связывается этимологически со словами древних языков: готск. вairhts – «ясный», индоевропейск. bhereg – «нечто блестящее, светлое, белеющее». Таким образом, берёза получила в различных языках своё название по цвету ствола как наиболее отличительному признаку (сравним с турецким названием этого дерева: akagas – «белое дерево»).

(По Ю.П. Солодубу)


1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.


1) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, поскольку в тексте исследуется определённое явление, раскрываются его внутренние признаки, наблюдается развитие авторской мысли.

2) Для эмоционального воздействия на читателя используются различные вводные слова (так, без сомнения).

3) Точность речи достигается путём включения в текст терминов – слов однозначных, строго определённых в своих значениях в пределах конкретной сферы употребления (морфема, номинация, денотат).

4) Текст относится к официально-деловому стилю речи: он лишён эмоциональности, авторское «я» в тексте отсутствует, материал излагается сжато.

5) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: в нём, например, активно используются отглагольные имена существительные (наблюдение, наименование, название).


2. Самостоятельно подберите вводное слово (вводную конструкцию), которое(-ая) должно(-а) стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту вводное слово (вводную конструкцию).


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВОЗВОДИТЬ, возвожу, возводишь

1) кого-что во что. Наделять более высоким званием, чином (офиц. до рев.). Возводить в сан архиерея.

2) что во что. Помножая число само на себя, превращать его в какуюнибудь степень (мат.). Возводить в квадрат, в куб.

3) что во что. Наделять что-нибудь каким-нибудь значением (более высоким, общим), придавать чему-нибудь какое-нибудь значение. Возводить скромность в принцип своей жизни.

4) что на кого-то. Подвергать чему-нибудь кого-нибудь, взваливать что-нибудь на кого-нибудь. Возводить подозрение, обвинение на кого-н. Возводить клевету на кого-н.

5) что. Строить, воздвигать. Возводить здание.

6) что к чему. Устанавливать происхождение от чего-нибудь, относить начало, генезис чего-нибудь к чему-нибудь. Глаголицу возводят к греческому курсиву.

7) что. Поднимать вверх (устар.). Возводить руки. Возводить глаза, взоры.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

созЫв прибЫл убыстрИть стАтуя приручЁнный


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Южная и восточная части района представляют собой плато с ВЫСОТНЫМИ отметками от 1800 до 2300 метров и выше.

Я с УДВОЕННЫМ любопытством посмотрел на этого чудака.

«Ну что тут скажешь... у тебя явно СНИЖЕНА самооценка, поэтому ты меня не слышишь!» – заключил Петя.

Тут можно услышать и изменение КОРНЕВЫХ гласных, а также пропуск или недоговаривание гласных в суффиксах и окончаниях.

Сразу же за успехом первых ЛЕДОВЫХ представлений возникло ещё несколько подобных цирков у нас и за рубежом.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите это слово.

Стоит сказать о том, что именно в нашей стране впервые изобрели аппарат искусственного кровообращения, без которого было бы невозможно развитие трансплантологии.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

не ПОРТИТЕ вещи самый ВЕЛИЧАЙШИЙ писатель пятьдесят ВОЛЬТ новые СОРТА о ПОЛУТОРА годах

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Народ начал действовать незамедлительно: все встали в чинную очередь за призами, и, смеясь от души, по одному подходили к Наталье, получая из её рук кисточки, цветные карандаши или набор красок.

2) Имея в виду всё сказанное ранее, планы России и Мексики в сфере энергетики должны быть исключительно позитивно восприняты не только в наших странах, но и в международном энергетическом сообществе.

3) Однажды мы с Двинятиным, сидя на моей кафедре, выглянули в окно, выходящее во двор филфака, и увидели там Андрея Степанова.

4) Она скорбно кивала, постепенно успокаиваясь, мы ещё немного поговорили о том о сём, она сказала, что переезжает в город.

5) Резюмируя изложенные взгляды, хотелось бы ещё раз обратить внимание на основные различия между подходов к измерению количества информации, содержащейся в сообщениях.

6) Некоторую толику торжества во взгляде можно было объяснить как верой во всесилие медицины, вооружённой средствами науки, так и тщеславием врача, нашедшего то, мимо чего прошли тысячи коллег.

7) По завершении долгой встречи с партнёрами я, к своему удивлению, не столько ощущал усталость, сколько сильное раздражение, хотя обсуждение прошло весьма успешно.

8) В статье, опубликованной в популярном журнале, автор обратился к читателям со словами о том, что вы должны всерьёз задуматься о разумном потреблении энергии.

9) Местная периодическая печать, в частности газеты, будто боялись онлайн-формата и упорно продолжали выходить только на бумаге.


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) парадоксальный, содержимое, период

2) трепетание, стилизованный, покориться

3) берёза, сожалеть, поплавок

4) старинный, постелить, уберечь

5) освещение, оснастить, уронить


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..обрести, непр..рывный, пр..страстие

2) во..хваляющий, бе..компромиссный, ра..пробовать

3) вз..ерошенный, ад..ютант, пред..явить

4) без..нвентарный, с..мпровизировать, пост..мпрессионизм

5) на..пись (на книге), о..душина, испо..тишка


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) выпяч..вать, удоста..вать

2) проповед..вать, рубаш..нка

3) алюмини..вый, кирпич..к

4) желт..зна, обналич..л

5) (мой) однофамил..ц, затм..вать


12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) хохоч..щий, слыш..вший

2) поджар..нный, независ..мый

3) несдерж..нный, (огни) блещ..т

4) прицел..шься, (он) переч..т (родителям)

5) расходу..шь, (он) брызж..т


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Постановка, несмотря на всеобщее восхищение, мне показалась ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНОЙ, даже скучной.

Молчание длилось очень (НЕ)ДОЛГО, однако нам обоим оно было тягостно. Лампа горела тускло – (НЕ)ЯРЧЕ свечи.

Друзья, (НЕ)ОБРАТИВШИЕ внимания на появление Толика, продолжали спорить о способах доказательства теоремы.

Наташа появилась на пороге моего дома внезапно – в тот момент, когда я была (НЕ)ГОТОВА к приёму гостей.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Коля болел (В)ТЕЧЕНИЕ недели, а после выздоровления сразу позвонил Саше узнать (НА)СЧЁТ домашнего задания по геометрии.

Я давно не видел Люсю (НА)СТОЛЬКО счастливой, (ПО)ЭТОМУ решил пока не сообщать ей новости о здоровье её крёстной.

Признаться, мне ТО(ЖЕ) не хотелось торчать в длинной очереди на вход в музей, ТАК(ЧТО) мы с Аней решили прийти в другой день.

Идея купить ту картину (НА)КРЕПКО засела в моей голове – я хотел заполучить её во ЧТО(БЫ) то ни стало.

Лиза планировала в этом году поехать отдыхать (ЗА)ГРАНИЦУ, я же, (В)ОТЛИЧИЕ от своей сестры, предпочитал проводить отпуск в разных уголках нашей страны.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

На разостла(1)ой газете были разложе(2)ы и расставле(3)ы, не без уклона в сторону буржуазности, полдюжины краше(4)ых яиц, жаре(5)ая курица, кулич, увенча(6)ый сахарным розаном.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Как в гостиной так и в столовой было множество сувениров из разных стран.

2) На подоконнике у тёти Лиды отлично росли и базилик и укроп и петрушка. 3) Было уже достаточно светло и по этой причине мы не стали включать свет однако зажгли всё-таки несколько свечей.

4) Маленькая красноухая черепашка то вылезала на камень и грелась там то снова спускалась в воду.

5) Я постоянно видел деда Иллариона либо с газетой либо с глянцевым научным журналом в руках.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ребята вернулись на станцию, потом долго сидели на перроне (1) ошеломлённые (2) вдруг наступившей (3) разлукой со спутниками (4) сделавшимися, считай, друзьями (5) и (6) глядя вслед (7) давно уже отбывшему (8) эшелону (9) молчали.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хорошо, если хор в верхней ноте подтянет,

Подтянется вместе с тобою.

Кто во что, но душевно и в корень,

И корни поладят с душой.

Разве (1) что-то не так? Вроде (2) всё как всегда,

То же небо опять голубое.

Да (3) видно (4) что-то не так, если стало вдруг так хорошо.

Да только (5) что тут гадать?

Высоко до небес.

Да рукою подать до земли, чтоб месить тили-тесто.

Если ты ставишь крест на стране всех чудес,

Значит (6) ты (7) для креста выбрал самое верное место. (А.Н. Башлачёв)


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я хорошо помнил (1) что отец (2) когда мы с братьями были маленькими (3) часто устраивал дни поиска клада (4) так что, оказавшись в доме моего детства, я пошёл искать наши карты местности (5) на обратной стороне (6) которых (7) мы вместе составляли списки потенциальных сокровищ.


20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне кажется (1) что по смеху можно узнать человека (2) и что (3) если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых вам людей (4) то можно смело говорить (5) что этот человек хороший.


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В 1987 году на юге Челябинской области во время строительства водохранилища был обнаружен относящийся к эпохе бронзы уникальный памятник прекрасной сохранности – укреплённое поселение раннегородского типа Аркаим. (2)Своё имя Аркаим получил от горы, что находится неподалёку. (3)В ходе изучения выяснилось следующее: памятник представлял собой посёлок, созданный по заранее продуманному плану, с чёткой градостроительной идеей, сложной архитектурой. (4)В течение нескольких последующих лет было обнаружено ещё 20 таких поселений, и это позволило вести речь об открытии интереснейшей древней культуры, которая получила условное название «Страна городов». (5)Открытие Аркаима стало значимым событием для науки, поскольку благодаря ему историки скорректировали свои представления о путях миграции индоевропейцев. (6)Кроме того, это позволило доказать, что 4 тысячи лет назад в южноуральских степях существовала достаточно высокоразвитая культура. (7)Аркаимцы, основу хозяйства которых составляло скотоводство, занимались также металлургией и металлообработкой.


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)Полжизни Виктор Дмитриевич Дувакин проработал на филологическом факультете Московского университета. (2)Нам, его последним дипломникам, он казался в нашу студенческую пору старым-престарым. (3)Ещё бы: он был на похоронах Есенина, дважды видел Маяковского...

(4)Массивный, медлительный, по-профессорски рассеянный, Виктор Дмитриевич никак не мог избежать внимания записных остроумцев. (5)Их удачи он принимал без видимого огорчения – снисходительно и добродушно, а то и с откровенным удовольствием. (6)«Уж полночь близится – Дувакина всё нет!..» – пели, изображая отчаяние, заждавшиеся студенты в университетском капустнике.

(7)«Виктор Ду-, Виктор Ду­вакин, где я вас найду?» – импровизировали в самодеятельной бригаде, объединившей энтузиастов поэзии Маяковского. (8)Но из обширного фольклора о себе Виктор Дмитриевич больше всего любил присловье, сочинённое ещё в недрах предвоенного Литмузея: «Дувакин вспомнил то, что он забыл, и тут же забыл то, что вспомнил».

(9)Первое время его собеседования со мной начинались одним и тем же загадочным вопросом:

– Вы, кажется, родом из Козлова?

– (10)Нет, – отвечаю для краткости, – я из-под Винницы. (11)Всем было видно, что каждый раз это было ему как подарок. (12)Его лицо тотчас озарялось счастливой улыбкой, и он с видом заговорщика смаковал пикантную фразу из арсенала Маяковского: «Как плюются в Виннице». (13)Память – это страсть, и Дувакин мог забыть что угодно, только не строку своего поэта.

(14)При случае Виктор Дмитриевич готов был прорычать что-нибудь из Державина, выхватить клок у Алексея Константиновича Толстого, спародировать Игоря Северянина, погудеть Пастернаком... (15)Но Маяковского читал постоянно, с аппетитом – как в яблоко вгрызался. (16)Его Дувакин любил безоговорочно и потому помнил вдоль и поперёк. (17)И только потому, что любил и помнил, им занимался – разбирал строчку за строчкой, отыскивал источники и реалии, толковал, комментировал...

(18)На пятом курсе я принёс Виктору Дмитриевичу полтора десятка неизвестных статей Маяковского, подписанных разными псевдонимами. (19)На полках уже стояли три полных собрания сочинений поэта, и поздняя студенческая находка выглядела слишком неправдоподобно. (20)Виктор Дмитриевич вызвал Варвару Аветовну Арутчеву, долгие годы работавшую с рукописями Маяковского, и они вдвоём, проверяя на прочность, стали терзать меня так, как потом уже не терзал никто. (21)Когда я позже рассказывал об этом Рудольфу Дуганову, он хмыкнул: «Ну как же! (22)Дувакин знает всего Маяковского наизусть. (23)И если соглашается на новые тексты, то для порядка должен будет их выучить». (24)А тут не стихи, а проза, и не строчками, а погонными метрами. (25)Через два года нашу общую публикацию Рудик надписал: «Бесконечному Виктору Дмитриевичу...»

(26)«Бесконечность» Виктора Дмитриевича стала очевидной для многих в феврале 1966 года, когда судили Андрея Синявского, его бывшего студента из семинара по Маяковскому. (27)Дувакина вызвали в суд свидетелем. (28)И он сказал там то, что сказал бы у себя дома, на кафедре или в студенческой аудитории. (29)Он помнил Андрюшу с первых занятий, когда тот выглядел ещё классическим гадким утенком. (30)Но время шло, и гадкий утёнок на глазах превратился в прекрасного белого лебедя... (31)Судья вынужден был остановить свидетеля. (32)Для этого мрачного места больше подходили другие слова, которыми, кстати, вовсю осыпали Синявского и Даниэля в газетах: подонки, оборотни, пасквилянты, нравственные уроды, наследники Смердякова... (33)Если бы Дувакин ими воспользовался, если бы подтолкнул своего воспитанника за решётку, он выполнил бы долг советского преподавателя и коллеги по филфаку гордились бы им. (34)А так на учёном совете они скопом осудили его и потребовали уволить за несоответствие занимаемой должности. (35)Всё это заседание мы протомились за дверью. (36)Когда вышел Виктор Дмитриевич, Зина Новлянская упрямо замотала головой: «Для нас вы соответствуете».

(37)...На окончание университета Виктор Дмитриевич всем нам подарил по книге Маяковского со своими комментариями, а на титуле каждому указал его страницу и строчки. (38)Вале Мартыновой досталось: «Послушайте! (39)Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?» (40)Марине: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас посвоему лошадь». (41)А мне: «Ищите свой корень и свой глагол, во тьму филологии влазьте. (42)Смотрите на жизнь без очков и шор».

(43)И я стараюсь. (44)Правда, когда снимаю очки, почти ничего не вижу.

(По В.В. Радзишевскому*)

* Владимир Владимирович Радзишевский (род. в 1942 г.) – литературовед, литературный критик, журналист.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Автору и его сокурсникам В.Д. Дувакин казался очень старым, поскольку они знали, что тот провожал в последний путь Маяковского и несколько раз виделся с Есениным.

2) Далеко не все студенты любили своего преподавателя, который не отличался пунктуальностью, а из поэтов хорошо знал и любил только А.К. Толстого, И. Северянина и Б. Пастернака.

3) Творчество Маяковского было страстью В.Д. Дувакина, и он знал его наизусть, исследовал предельно тщательно.

4) Когда повествователь принёс Дувакину неизвестные статьи Маяковского, подписанные разными псевдонимами, Виктор Дмитриевич и Варвара Аветовна Арутчева очень серьёзно отнеслись к этому: они хотели убедиться в подлинности новых текстов.

5) Виктор Дмитриевич выступал свидетелем на суде над Андреем Синявским, своим бывшим студентом, и был одним из тех, кто высказывался в его пользу.


23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4–5 содержатся элементы описания.

2) Предложение 13 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 12.

3) Предложение 15 по смыслу противопоставлено предложению 14.

4) В предложениях 21–23 представлено описание.

5) В предложении 36 представлено рассуждение.


24. Из предложений 6–10 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 26–33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, личного местоимения и указательного наречия. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


26. «В статье “Бесконечный Виктор Дмитриевич…”, которую В.В. Радзишевский посвятил своему университетскому преподавателю В.Д. Дувакину, автор, стремясь показать читателю, насколько глубокой, многогранной, незаурядной личностью был Виктор Дмитриевич, использует множество средств художественной выразительности. В их числе такие тропы, как (А)______ (“Маяковского читал постоянно” в предложении 15, “знает всего Маяковского наизусть” в предложении 22) и (Б)______ (“бесконечному Виктору Дмитриевичу” в предложении 25), такой приём, как (В)______ (в предложениях 24, 30), и такое синтаксическое средство, как (Г)______ (в предложениях 14, 17)».


Список терминов:

1) антитеза

2) эпитет

3) метонимия

4) литота

5) синонимы

6) риторическое обращение

7) ряды однородных членов

8) парцелляция

9) анафора


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Ответы:

1 135

2 например к примеру в частности

3 6

4 прибыл

5 занижена

6 впервые

7 великий

13 недолго

14 настолько, поэтому; поэтому, настолько

15 16 61

16 145 любая другая последовательность этих цифр

17 14569 любая другая последовательность этих цифр

18 346 любая другая последовательность этих цифр

19 12345 любая другая последовательность этих цифр

20 145 любая другая последовательность этих цифр

21 24567 любая другая последовательность этих цифр

22 12

24 вспомнил, забыл; забыл, вспомнил

25 28

26 3217



Примерный круг проблем Позиция автора


1) Проблема роли наставника в жизни человека. (Кто может стать наставником в жизни человека? Какова роль наставника в жизни человека? Какими качествами должен обладать наставник?)

1) Роль наставника в жизни человека очень велика: настоящий наставник искренне любит своих подопечных, является для них примером для подражания, образцом порядочности, он способен не только передать знания, но и вдохновить. Очень часто наставником становится преподаватель, который искренне увлечён своим делом, с уважением относится к студентам, готов делиться своей страстью со студентами.


2) Проблема отношения студентов к преподавателю. (Какого преподавателя искренне любят студенты? Что способствует формированию уважения, искренней любви студентов к преподавателю?)

2) Студенты любят преподавателя, который увлечён своим делом, является профессионалом в своей области, любит и уважает своих студентов, готов вступиться за них даже тогда, когда это ставит под угрозу его преподавательскую карьеру, внутренне порядочен вне зависимости от требований системы, искренен и открыт.


3) Проблема сохранения чистоты совести в условиях системы. Проблема выбора между верностью совести и верностью системе. (Что важнее: «подстроиться» под систему или остаться верным себе, сохранить чистой свою совесть?)

3) Гораздо важнее сохранить чистой свою совесть, нежели согласиться с несправедливыми требованиями системы. Когда, с твоей точки зрения, несправедливо обвиняют в чём-то другого человека, важно уметь вступиться за него, чтобы остаться верным своим принципам.


4) Проблема проявления внутренней силы, силы духа. (Как проявляется внутренняя сила, сила духа?)

4) Внутренняя сила, или сила духа, – это способность оставаться верным себе и своим человеческим принципам. Сильный человек способен смело высказывать свою точку зрения, не боясь столкновения с системой, даже если последствия такого столкновения будут плачевными.


5) Проблема отношения к профессии. (Как человек, профессия которого является его страстью, относится к своему делу? Как такое дело влияет на человека?)

5) Человек, профессия которого становится делом его жизни и является его страстью, без устали, предельно вовлечённо трудится. И такой труд не только не лишает человека энтузиазма, но, напротив, даёт новые силы, вдохновляет день за днём.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!