СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочный вариант №26

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочный вариант №26

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочный вариант №26»

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

«А вы состоите в Обществе чистых тарелок?» – услышать эту фразу означало раньше только одно. Вы определённо плохо кушаете, оставляете еду на тарелке и подлежите общественному порицанию и осуждению. И неважно, сколько вам лет. Но в наше время смысл ОЧТ становится таким же мифом, как и сама история в обработке Бонч-Бруевича.

Этот рассказ, включённый в небольшой сборник «Ленин и дети» опубликованный в 1956 году, долго входил в обязательную школьную программу. Основан он на реальных событиях или Владимир Бонч-Бруевич выдумал историю, доподлинно неизвестно, да только «Общество чистых тарелок» вышло настолько привлекательным, что доедать до крошки, чтобы туда вступить, стремились все дети, рождённые года эдак до 1990-го. Да и сейчас многие мамы и воспитательницы в детских садах вспоминают этот приём.

Кто не помнит: Бонч-Бруевич поведал в рассказе, как Владимир Ленин, отдыхая в Горках, заметил, что трое ребят не очень активно обедают. Тогда вождь мирового пролетариата посетовал, что детей с таким аппетитом в некое Общество чистых тарелок уж точно не возьмут, а там ведь и значки дают, с отличием… После этого ребята не только всё доели, (...) ещё и написали заявления на вступление в заманчивое Общество.

(По материалам Интернета)


1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.


1) В приведённом тексте встречаются разговорные слова (кушаете, эдак), что указывает на принадлежность к публицистическому стилю.

2) В синтаксисе текста встречаются градация, парцелляция и сравнительные обороты.

3) Позиция автора в тексте выражена явно, его отношение к излагаемому материалу можно проследить через лексику и синтаксис.

4) В лексике текста следует отметить красочные эпитеты (заманчивое, привлекательным).

5) Автор применяет контекстные синонимы (Владимир Ленин – вождь мирового пролетариата – писатель – повар), чтобы обозначить одно и то же лицо – главного героя текста и избежать повторов.


2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


1) Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Человеческое о. 2) Капиталистическое о. Наука об обществе.

3) Добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества.

4) Та или иная среда людей, компания. Попасть в дурное о. Душа общества. 5) В дворянской среде: узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе.

6) кого-чего. Совместное пребывание с кем-н. Чуждаться чьего-н. общества. В обществе старых друзей.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

снялА кранЫ окружИт ловкА диспансЕр


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


В российском прокате с большим успехом прошла картина культового режиссёра итальянского кино, которую он назвал АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ. ГАРМОНИЧНЫЕ пропорции здания основаны на классических образцах. Чемпионы страны последние два матча отыграли на самом ВЫСОТНОМ уровне.

Выставка известного фотохудожника даёт возможность лучше понять, какие ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ и экономические реформы произошли в стране за короткий̆ период.

Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.


Как объяснить способность некоторых организмов заранее предчувствовать цунами, землетрясения, магнитные бури?


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вкусные ТОРТЫ посмотрел более СТРОЖЕ

ПОПРОБУЕМ помочь не ЕЗДИТЕ быстро ЧЕТВЕРО учеников


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) неправильное построение предложений с косвенной̆ речью

Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, обвила чёрный тёплый пень.

2) Значение патриотического воспитания огромно: в человеке развивается и сформировалась любовь к Родине.

3) Самое дорогое, ни с чем не сопоставимое в мире существо, – это человек. 4) В поросшей ложбине густым орешником, невдалеке от озера, Травкин сделал привал.

5) Помолясь перед образáми, письмо к старосте вскоре было написано.

6) Этот случай произошёл с командой китобойного российского судна «Пингвина».

7) Когда черепаху уже собрались отправить на кухню, один матрос закричал, что «смотрите, черепаха плачет».

8) Вспомним знаменитое изречение Сервантеса: «Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».

9) Орнитолог нашей команды пробирается сквозь колючки к машине и торжествующе поднимает в руке книжку -определитель.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) наистрожайший, оробеть, тропинка

2) пробираться, разгоняя, невыразительный

3) кормилец, невмоготу, обмануться

4) сетевой, травянистый, болезненный

5) сравнительный, перегоревший, агроном


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..бросать, и..пуганный, в..пугнуть

2) пост..ндустриальный, меж..нститутский, супер..нтересный

3) пр..следовать, пр..милый, пр..поднести

4) с..еденный, сер..ёзный, об..ективный

5) пр..явить, п..иск, нен..рушаемый


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) подпрыг..вать, крестонос..ц

2) обид..ться, локт..вой

3) зате..ть, подразум..вать

4) неуживч..вость, обид..ться

5) фасол..вый, быстр..нько


12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) движ..щаяся колонна, ивы плач..т

2) леч..щий врач, крестьяне перевяж..т

3) скач..щий домой, войска выдерж..т

4) доктор леч..т, он вылет..т

5) тревож..щийся напрасно, рабы ропщ..т


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Друзья разъехались, и (НЕ)КОГО позвать в гости.

Закрытые шлюзы высоко подняли воды отнюдь (НЕ)БОЛЬШОЙ, но быстрой̆ речки.

Оседает пыль, и взору открываются (НЕ)ВЫСОКИЕ, а низкие пирамидальные тополя.

Солнце, (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу. Брат (НЕ)УДОСТОИЛ его даже упрёком.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


Ежедневно, ЧТО(БЫ) ни случилось, композитор выходит из дому: почувствовать простор, увидеть небо ему ТАК(ЖЕ) необходимо, как сидеть за роялем.

Эгоист зачастую считает себя (В)ПРАВЕ поучать людей, а (ПО)ТОМУ нередко остаётся один.

(В)ОТЛИЧИЕ от других поэтов, Мандельштам сочинял стихи интуитивно, ТАК(ЖЕ), как композитор сочиняет музыку.

Для Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других писателей (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

Герой, (НЕ)СМОТРЯ на мучительные сомнения, твёрдо верил в судьбу, ТАК(ЧТО) жизнь для него не бесцельное скитание по морю житейской суеты.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Исти(1)ую радость испытала болезне(2)ая племя(3)ица от этой загород(4)ой ко(5)ой прогулки по листве(6)ому лесу.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.

2) Ночью ветер злится да стучит в окно.

3) Листвяков был человек странный: ни рыба ни мясо.

4) В голове шумело не то от гула прибоя не то от бессонной ночи.

5) Вечером пошёл редкий дождь и к утру вся мостовая была мокрой.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я (1) признáюсь (2) редко слыхал подобный голос, глубокий и страстный, сладостно-грустный и скорбный. Русская душа звучала, дышала в нём и (3) словно (4) хватала за сердце.


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вот почему Михайловское и Тригорское так же святы для каждого русского человека (1) как свято то место берега Америки (2) где (3) впервые ступила нога Колумба.


20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Вишнёвые горы тянутся на расстоянии двадцати верст, образуя отдельные возвышенности, как Булдым, Каравай и др. (2)Своё общее название они получили от дикой вишни, которая громадными зарослями покрывает безлесные покатости. (3)Самое растение не достигает даже и двух аршин высоты и принадлежит к особой породе – prunus prostata. (4) Вишнёвые горы составляют оригинальный сборный пункт: с Ильина дня, когда поспевают дикие вишни, сюда слетается множество всевозможной мелкой птицы – снегири, дрозды, а также выводки рябчиков, тетеревов и глухарей. (5)За ним следом, конечно, идут хищники: ястреба, беркуты, орлы, совы и филины. (6)Окрестные горы кажутся мертвыми сравнительно с кипучей жизнью, которая сосредотачивается здесь. (7)О грызунах и говорить нечего: полевые мыши, крысы и бурундуки очень деятельно приготовляют свои зимние запасы вишен, а также являются белки и специальные маленькие хищники – горностаи и ласки. (8)В начале августа этот прилив животной жизни кончается, и птицы и зверьё откочевывают в другие местности. (9)Гора Каравай считается у охотников сборным местом диких коз, которые являются сюда из уральских болот в начале зимы.

(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.

(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.

(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому – горы, кому – морское, пропахшее рыбой побережье, а кому – родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города... (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.

(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.

(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов – разве они не учили и не учат нас любить родную природу?

(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов – всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.

(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.

(По В.А. Солоухину*)

*Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) – русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Любовь к родной природе воспитана в людях писателями, поэтами, художниками, музыкантами.

2) И.С. Соколов-Микитов из внимательного наблюдателя, как это часто бывает со старыми людьми, превратился в азартного охотника.

3) С раннего детства человек осознаёт свою любовь к природе.

4) Люди родились и выросли среди природы, поэтому чувство любви к природе для каждого человека стихийно.

5) Любовь к Родине – сложное чувство, оно вмещает в себя и любовь к родной природе.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 4, 5 поясняют, раскрывают содержание предложения 3.

2) В предложениях 6-8 содержатся рассуждение и описание.

3) Предложения 11, 12 содержат повествование.

4) В предложении 25 представлено описание.

5) В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.


24. Из предложений 27-30 выпишите антонимы.

25. Среди предложений 9-14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза, форм слов и синонимов. Напишите номер(- а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «В. А. Солоухин – мастер художественного пейзажа. Тропы: (А)______(«белоснежных вершин» в предложении 6, «доброе, тихое солнышко» в предложении 9) и (Б)________(«стёклышками озёр» в предложении 8) – помогают писателю передать красоту природы. Сложность чувства любви к Родине подчёркивают приём – (В)_______ («чувство» в предложении 27) и синтаксическое средство – (Г)_______ (предложения 17, 18)».

Список терминов:

1) эпитет

2) гипербола

3) восклицательные предложения

4) метафора

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) анафора

8) вопросительные предложения

9) диалектизм


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Ответы:

1 134

2 НО

3 2

4 КРАНЫ

5 ВЫСОКОМ

6 ЗАРАНЕЕ

7 СТРОГО

8 26475

9 134 любая последовательность этих цифр

10 23 любая последовательность этих цифр

11 25 любая последовательность этих цифр

12 14 любая последовательность этих цифр

13 НЕКОГО

14 вправепотомупотомувправе

15 12356 любая последовательность этих цифр

16 4554

17 134любая последовательность этих цифр

18 12 любая последовательность этих цифр

19 12

20 234 любая последовательность этих цифр

21 1457 любая последовательность этих цифр ИЛИ 7887 ИЛИ 2469любая последовательность этих цифр

22 15 любая последовательность этих цифр

23 125любая последовательность этих цифр

24 МАТЕРИАЛЬНОЕДУХОВНОЕ

25 12

26 1468



Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема любви к Родине. (Что такое Родина? В чём заключается любовь к Родине?)

1. Понятие «Родина» многогранно. Это и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. На одном из первых мест в сложном чувстве любви к Родине находится любовь к родной природе.

2. Проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе. (Как связаны любовь к Родине и любовь к природе?)

2. Любовь к родной природе формирует в человеке любовь к Родине. Из тысяч примет и признаков окружающего мира складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы любим сильнее, чем что-либо иное на свете.

3. Проблема влияния искусства на чувство любви к родной природе, Родине. (Как искусство влияет на чувство любви человека к родной природе, Родине?)

3. Искусство воспитывает в нас любовь к природе, Родине. Писатели, поэты, художники передали нам любовь к родной земле, научили нас любить родную природу и Родину.

4. Проблема отношения к родной природе. (Как относился к родной природе И. С. Соколов-Микитов? Как влияет творчество И. С. Соколова-Микитова на читателей?)

4. Для писателей, таких как И. С. Соколов-Микитов, характерно бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. Творчество писателя помогает понять, что природа есть не только материальное, но в первую очередь духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, человечности, доброты, развивают чувство прекрасного.

5. Проблема влияния природы на художника и его мировоззрение. (Какое влияние оказала природа на И. С. Соколова-Микитова?)

5. Родная природа пробуждает в художнике бережное, любовное, сыновнее отношение к Родине, к окружающему миру; превращает его из охотника во внимательного наблюдателя.











Информация о тексте





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!