Экспериментатор добавил в воду с аквариумным растением элодея 1 г гидрокарбоната натрия (пищевой соды). Схема эксперимента показана на рисунке. Как изменится за единицу времени объем выделяемого растением кислорода и масса усвоенного углекислого газа?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
По изображённой на рисунке родословной определите вероятность рождения у родителей 1 и 2 ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом. Взаимодействие генов осуществляется по типу полного доминирования. Ответ запишите в виде числа в процентах.
Установите соответствие между признаками и структурами клетки, обозначенными цифрами на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) репликация
Б) экзоцитоз
В) присоединение углеводных компонентов к гликопротеидам
Г) транскрипция
Д) синтез первичной структуры белков
Е) фосфорилирование белков
СТРУКТУРЫ КЛЕТКИ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используют для описания плазматической мембраны растительной клетки. Определите три признака "выпадающих" из общего списка и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) участвует в синтезе липидов
2) состоит из билипидного слоя
3) содержит полисахарид муреин
4) имеет "шубу" из олигосахаридов, гликопротеинов и гликолипидов
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Имеет светочувствительный глазки
Б) Нуждается в наличии водоёма для преобразования в новую стадию
В) Размножается
Г) Активно перемещается
Д) Формирует внутри особей следующего поколения
Е) Отыскивает промежуточного хозяина
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА ПАРАЗИТА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Состоит из подвижно соединённых между собой хрящей
Б) Внутри находятся голосовой аппарат
В) Осуществляет газообмен с капиллярами
Г) Состоит из хрящевых колец
Д) Отходит в лёгкое
Е) Внутренняя поверхность выстлана однослойным плоским эпителием
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность прохождения инсулина по кровеносной системе от места выработки до мышечных волокон бицепса руки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида бурый медведь. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Медведи хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. (2)Они имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. (3)Охотятся медведи вечером или на рассвете. (4)Эти животные всеядны. (5)Они мало восприимчивы к пчелиным укусам из-за своей густой шерсти. (6)В природе естественных врагов почти не имеют.
Установите соответствие между процессами и функциями вещества биосферы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ
А) переход двухвалентного железа в трёхвалентное под действием железобактерий
Б) преобразование сероводорода в серу серобактериями
В) выделение кислорода в атмосферу при фотосинтезе
Г) накопление кальция в костях человека
Д) выделение молекулярного азота в атмосферу при денитрификации
Е) накопление кремния в стеблях хвощей
ФУНКЦИИ ВЕЩЕСТВА
1) газовая
2) концентрационная
3) окислительно-восстановительная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рассмотрите рисунок и укажите название изображённой стадии развития сосны, обозначенной вопросительным знаком. Из каких исходных клеток и в результате какого деления она образована? Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Название стадии
развития
Исходные клетки
Каким делением
образована
____________ (А)
____________ (Б)
____________ (В)
Список терминов и понятий
1) митоз
2) мейоз
3) микрогаметофит (пыльцевое зерно)
4) семязачаток
5) гаплоидная микроспора
6) диплоидная зигота
7) клетки спорангиев на чешуйках шишек
8) семя сосны
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Проанализируйте таблицу, в которой отражён экологический след (количество гектаров земли, необходимое для поддержания жизни одного человека. Изучите таблицу и выберите 2 верных утверждения.
Страна
Численность населения на 1997 г.
Экологи- ческий след (количество используемых гектаров на человека)
Реальное наличие территории (гектары на человека)
Различия между необходимой и имеющейся территорией (гектары на человека)
Австралия
18 550 000
9,0
14,0
5,0
Эфиопия
58 414 000
0,7
0,5
–0,3
Россия
146 381 000
6,0
3,7
–2,3
Норвегия
4 375 000
6,2
6,3
0,1
Германия
81 845 000
5,3
1,9
–3,4
Индия
790 230 000
0,8
0,5
–0,3
Япония
125 672 000
4,3
0,9
–3,4
Индонезия
203 631 000
1,4
2,6
1,2
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Дефицита земли в Австралии нет.
2) Наиболее полно земля используется в Норвегии.
3) Наибольший дефицит земли имеется в Японии.
4) В экологический след не входит территория, относящаяся к акватории государства.
5) Земли в России используется с максимальной эффективность.
Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Ученый провел эксперимент с растением. Для этого он поместил растение в герметичный сосуд. В течение продолжительного времени он измерял количество вырабатываемого кислорода при различном освещении. Результаты эксперимента приведены в таблице.
Почему при увеличении количества добавляемой перекиси свыше 2000 мкл не наблюдается увеличение скорости протекания реакции, катализируемой пероксидазой? Как изменятся результаты эксперимента, если перед его началом корень вымачивать в концентрированной уксусной кислоте в течение нескольких дней? Ответ поясните.
Для изучения активности фермента пероксидазы, расщепляющей перекись водорода, ученый провёл эксперимент с корнем хрена. Для этого он нарезал корень на кусочки массой по 1 грамму. Затем на каждый кусочек он добавил 3% перекись водорода в различном объёме. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 — высоких с грушевидными плодами; 40 — карликовых с округлыми плодами; 14 — карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства.
Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2023 Январь Биология Вариант 1»
воздействие на семена пшеницы рентгеновскими лучами в условиях эксперимента
2. Тип 2 № 46447
Экспериментатор добавил в воду с аквариумным растением элодея 1 г гидрокарбоната натрия (пищевой соды). Схема эксперимента показана на рисунке. Как изменится за единицу времени объем выделяемого растением кислорода и масса усвоенного углекислого газа?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Объем кислорода
Масса углекислого газа
3. Тип 3 № 25311
В соматической клетке дрозофилы 8 хромосом. Какое количество Х хромосом имеет яйцеклетка дрозофилы? В ответе запишите только количество хромосом.
4. Тип 4 № 25230
По изображённой на рисунке родословной определите вероятность рождения у родителей 1 и 2 ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом. Взаимодействие генов осуществляется по типу полного доминирования. Ответ запишите в виде числа в процентах.
5. Тип 5 № 50641
Какой цифрой на рисунке обозначена структура, осуществляющая внутриклеточное пищеварение?
Рассмотрите рисунки и выполните задания 5 и 6.
6. Тип 6 № 50642
Установите соответствие между признаками и структурами клетки, обозначенными цифрами на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) репликация
Б) экзоцитоз
В) присоединение углеводных компонентов к гликопротеидам
Г) транскрипция
Д) синтез первичной структуры белков
Е) фосфорилирование белков
СТРУКТУРЫ КЛЕТКИ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 49775
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используют для описания плазматической мембраны растительной клетки. Определите три признака "выпадающих" из общего списка и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) участвует в синтезе липидов
2) состоит из билипидного слоя
3) содержит полисахарид муреин
4) имеет "шубу" из олигосахаридов, гликопротеинов и гликолипидов
5) способна к активному транспорту веществ
6) выполняет барьерную функцию
8. Тип 8 № 24255
Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) перекачивание протонов водорода через мембрану тилакоида
2) восстановление углерода водородом
3) возбуждение молекул хлорофилла
4) восстановление НАДФ · Н+Н+
5) фиксация углекислого газа
6) синтез глюкозы
9. Тип 9 № 52075
Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, покидающая тело промежуточного хозяина?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.
10. Тип 10 № 52076
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Имеет светочувствительный глазки
Б) Нуждается в наличии водоёма для преобразования в новую стадию
В) Размножается
Г) Активно перемещается
Д) Формирует внутри особей следующего поколения
Е) Отыскивает промежуточного хозяина
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА ПАРАЗИТА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 52146
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета лягушки. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) подвздошная кость
2) кости таза
3) сросшиеся большая и малая берцовые кости
4) фаланги
5) рёбра
6) лопатка
12. Тип 12 № 23012
Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Воробьинообразные
2) Позвоночные
3) Сойка обыкновенная
4) Птицы
5) Сойка
6) Врановые
13. Тип 13 № 52164
Какой цифрой на рисунке обозначена диафрагма?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 13 и 14.
14. Тип 14 № 52174
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Состоит из подвижно соединённых между собой хрящей
Б) Внутри находятся голосовой аппарат
В) Осуществляет газообмен с капиллярами
Г) Состоит из хрящевых колец
Д) Отходит в лёгкое
Е) Внутренняя поверхность выстлана однослойным плоским эпителием
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 19005
Какие функции выполняет печень человека? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) барьерную функцию, обезвреживая токсины
2) секретирует пищеварительные ферменты
3) является депо крови
4) секретирует соляную кислоту
5) осуществляет гуморальную регуляцию в организме
6) секретирует желчь в двенадцатиперстную кишку
16. Тип 16 № 25266
Установите последовательность прохождения инсулина по кровеносной системе от места выработки до мышечных волокон бицепса руки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) правый желудочек
2) артерии большого круга кровообращения
3) левое предсердие
4) лёгочные артерии
5) вены большого круга кровообращения
17. Тип 17 № 22731
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида бурый медведь. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Медведи хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. (2)Они имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. (3)Охотятся медведи вечером или на рассвете. (4)Эти животные всеядны. (5)Они мало восприимчивы к пчелиным укусам из-за своей густой шерсти. (6)В природе естественных врагов почти не имеют.
18. Тип 18 № 29182
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых ниже примеров верны для пищевой цепи выедания?
1) начинается с растительного опада
2) последним звеном в цепи являются редуценты
3) с одного трофического уровня на другой передаётся около 10% энергии
4) продуценты в цепи отсутствуют
5) присутствуют продуценты и консументы
6) длина цепи зависит от продуктивности экосистемы
19. Тип 19 № 25270
Установите соответствие между процессами и функциями вещества биосферы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ
А) переход двухвалентного железа в трёхвалентное под действием железобактерий
Б) преобразование сероводорода в серу серобактериями
В) выделение кислорода в атмосферу при фотосинтезе
Г) накопление кальция в костях человека
Д) выделение молекулярного азота в атмосферу при денитрификации
Е) накопление кремния в стеблях хвощей
ФУНКЦИИ ВЕЩЕСТВА
1) газовая
2) концентрационная
3) окислительно-восстановительная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 10707
Установите правильную последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.
1) использование углекислого газа
2) образование кислорода
3) синтез углеводов
4) синтез молекул АТФ
5) возбуждение хлорофилла
21. Тип 21 № 22303
Рассмотрите рисунок и укажите название изображённой стадии развития сосны, обозначенной вопросительным знаком. Из каких исходных клеток и в результате какого деления она образована? Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Название стадии
развития
Исходные клетки
Каким делением
образована
____________ (А)
____________ (Б)
____________ (В)
Список терминов и понятий
1) митоз
2) мейоз
3) микрогаметофит (пыльцевое зерно)
4) семязачаток
5) гаплоидная микроспора
6) диплоидная зигота
7) клетки спорангиев на чешуйках шишек
8) семя сосны
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
22. Тип 22 № 21883
Проанализируйте таблицу, в которой отражён экологический след (количество гектаров земли, необходимое для поддержания жизни одного человека. Изучите таблицу и выберите 2 верных утверждения.
Страна
Численность населения на 1997 г.
Экологи- ческий след (количество используемых гектаров на человека)
Реальное наличие территории (гектары на человека)
Различия между необходимой и имеющейся территорией (гектары на человека)
Австралия
18 550 000
9,0
14,0
5,0
Эфиопия
58 414 000
0,7
0,5
–0,3
Россия
146 381 000
6,0
3,7
–2,3
Норвегия
4 375 000
6,2
6,3
0,1
Германия
81 845 000
5,3
1,9
–3,4
Индия
790 230 000
0,8
0,5
–0,3
Япония
125 672 000
4,3
0,9
–3,4
Индонезия
203 631 000
1,4
2,6
1,2
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Дефицита земли в Австралии нет.
2) Наиболее полно земля используется в Норвегии.
3) Наибольший дефицит земли имеется в Японии.
4) В экологический след не входит территория, относящаяся к акватории государства.
5) Земли в России используется с максимальной эффективность.
23. Тип 23 № 52356
Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Ученый провел эксперимент с растением. Для этого он поместил растение в герметичный сосуд. В течение продолжительного времени он измерял количество вырабатываемого кислорода при различном освещении. Результаты эксперимента приведены в таблице.
Освещение (усл. ед.)
100
200
300
400
500
600
700
Количество вырабатываемого кислорода (мл/ч)
10
30
45
50
50
50
50
24. Тип 24 № 52284
Почему при увеличении количества добавляемой перекиси свыше 2000 мкл не наблюдается увеличение скорости протекания реакции, катализируемой пероксидазой? Как изменятся результаты эксперимента, если перед его началом корень вымачивать в концентрированной уксусной кислоте в течение нескольких дней? Ответ поясните.
Для изучения активности фермента пероксидазы, расщепляющей перекись водорода, ученый провёл эксперимент с корнем хрена. Для этого он нарезал корень на кусочки массой по 1 грамму. Затем на каждый кусочек он добавил 3% перекись водорода в различном объёме. Результаты эксперимента представлены на графике.
25. Тип 25 № 15980
Запишите названия частей животной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно.
26. Тип 26 № 16331
Приведите не менее трёх доказательств правильности теории эволюции Ч. Дарвина и синтетической теории эволюции.
27. Тип 27 № 20312
Почему к биологическому прогрессу может привести не только ароморфоз, но и идиоадаптация и дегенерация? Приведите не менее трёх доказательств.
28. Тип 28 № 22023
Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
29. Тип 29 № 16684
При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 — высоких с грушевидными плодами; 40 — карликовых с округлыми плодами; 14 — карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства.
Объясните формирование четырёх фенотипических групп.