Сколько разных фенотипов образуется у потомков при скрещивании двух гетерозиготных растений душистого горошка с розовыми цветками (красный цвет неполно доминирует над белым)? В ответе запишите только количество фенотипов.
Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Построены из белка тубулина
Б) Содержат гидролитические ферменты
В) Имеют в своём составе ДНК
Г) Участвуют в синтезе белка
Д) Формируют веретено деления
Е) Состоят из РНК и белка
ОРГАНОИДЫ
1) (2)
2) (4)
3) (9)
4) (10)
Запишите в ответ цифры 1-4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме. Расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Все приведённые ниже методы, кроме трёх, можно использовать для выращивания бессемянных плодов апельсина. Определите три метода, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) выращивание полиплоидов
2) выращивание из каллусной ткани
3) создание гетерозисных сортов
4) искусственный мутагенез с последующей гибридизацией растений
5) прививка мутагенных черенков в крону немутантных растений
Установите соответствие между характеристиками и организмами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Является промежуточным хозяином
Б) Имеет слаборазвитые органы чувств
В) Заражается личиночной стадией паразита
Г) Обладает слепо замкнутой пищеварительной системой
Д) Является окончательным хозяином
Е) Заражён взрослой стадией паразита
ОРГАНИЗМЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность таксонов, к которым относится речной рак, начиная с высшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Расположены центры теплорегуляции, голода и насыщения, жажды
Б) Регулирует деятельность гипофиза
В) Обеспечивает выполнение сложных рефлексов
Г) Центр регуляции вегетативных функций
Д) Расположен центр потоотделения
Е) Передний отдел головного мозга
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида животного Европейский крот. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Европейский крот распространён в Европе и Азии от Пиренейского полуострова до Западной Сибири и от Южной Швеции до Средиземного моря. (2) Крот — небольшой зверёк, с вальковатым телом, покрытым густым бархатистым мехом. (3) Конец мордочки вытянут в подвижный хоботок, заканчивающийся «пятачком», передние лапы с широкими ладонями, вывернутыми наружу, с мощными плоскими когтями.
(4) Встречается на опушках лиственного и смешанного леса, в суходольных полях, поймах рек и везде ведёт подземный роющий образ жизни.
(5) Чтобы добыть достаточное количество пищи, кроту приходится быть активным круглосуточно. (6) Бархатистый мех растёт по направлению вверх, а не вперёд или назад, что помогает кроту продвигаться по подземному тоннелю в любую сторону.
Установите последовательность стадий в жизненном цикле зелёного мха, начиная с прорастания споры. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Проанализируйте таблицу «Витамины». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Витамин
Продукты, богатые
витамином
Заболевание,
возникающее при
недостатке витамина
(А)_________
морковь, петрушка,
печень
куриная слепота
аскорбиновая кислота
(витамин С)
шиповник, смородина,
перец, цитрусовые
(В)_________
кальциферол
(витамин Д)
(Б)_________
рахит
Список элементов
1) рыбий жир
2) растительные масла
3) хлеб, крупы
4) цинга
5) бери-бери
6) ретинол (витамин А)
7) токоферол (витамин Е)
8) тиамин (витамин В1)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Экспериментатор решил исследовать активность фермента амилазы в зависимости от реакции среды. В пробирку он прилил раствор крахмала и раствор фермента. После в пробирку он внес буферный раствор с рН=8. Затем пробирки поместил в термостат и добавил 1 каплю раствора йода. В результате в пробирке наблюдалось бледно-желтое окрашивание.
Предположите, у мышей из какой группы концентрация солей в моче была выше. Ответ поясните. Почему у мышей из экспериментальной группы концентрация собственного вазопрессина будет понижена? Как изменится объём формируемой мочи при инъекции кофеина в организм, если известно, что он блокирует выделение вазопроссина?
Экспериментатор решил изучить процесс образования мочи у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество мочи, образуемой у контрольной группы мышей. Параллельно он измерял количество мочи у экспериментальной группы мышей, которым он вводил в кровь вазопрессин. Результаты эксперимента представлены в таблице.
Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6·10−9 мг. Определите массу всех молекул ДНК в ядре клетки при сперматогенезе перед началом мейоза и после окончания мейоза. Объясните полученные результаты.
У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен) дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих. Какие законы наследования проявились в этой семье?
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2023 Январь Биология Вариант 12»
Тип 1 № 31720
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации
живой природы
Процессы
Молекулярный
Уровень ДНК
?
Биогенная миграция атомов
2. Тип 2 № 50822
В эксперименте исследователь измерял уровень адреналина и давление в крови за несколько дней до соревнований и перед самым их началом.
Как при этом изменятся показатели адреналина в крови и давление за это время?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) уменьшится
2) увеличится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Уровень адреналина
Давление
3. Тип 3 № 21992
Сколько хромосом в клетках листа огурца, если в спермии 7? В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 21553
Сколько разных фенотипов образуется у потомков при скрещивании двух гетерозиготных растений душистого горошка с розовыми цветками (красный цвет неполно доминирует над белым)? В ответе запишите только количество фенотипов.
5. Тип 5 № 45796
Каким номером на рисунке обозначен органоид, относящийся к цитоскелету клетки?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 5 и 6.
6. Тип 6 № 45797
Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Построены из белка тубулина
Б) Содержат гидролитические ферменты
В) Имеют в своём составе ДНК
Г) Участвуют в синтезе белка
Д) Формируют веретено деления
Е) Состоят из РНК и белка
ОРГАНОИДЫ
1) (2)
2) (4)
3) (9)
4) (10)
Запишите в ответ цифры 1-4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме. Расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 46186
Все приведённые ниже методы, кроме трёх, можно использовать для выращивания бессемянных плодов апельсина. Определите три метода, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) выращивание полиплоидов
2) выращивание из каллусной ткани
3) создание гетерозисных сортов
4) искусственный мутагенез с последующей гибридизацией растений
5) прививка мутагенных черенков в крону немутантных растений
6) испытание родителей по потомству
8. Тип 8 № 24255
Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) перекачивание протонов водорода через мембрану тилакоида
2) восстановление углерода водородом
3) возбуждение молекул хлорофилла
4) восстановление НАДФ · Н+Н+
5) фиксация углекислого газа
6) синтез глюкозы
9. Тип 9 № 52071
Каким номером на рисунке обозначена неподвижная стадия жизненного цикла паразита, которая покрыта плотной оболочкой?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.
10. Тип 10 № 52072
Установите соответствие между характеристиками и организмами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Является промежуточным хозяином
Б) Имеет слаборазвитые органы чувств
В) Заражается личиночной стадией паразита
Г) Обладает слепо замкнутой пищеварительной системой
Д) Является окончательным хозяином
Е) Заражён взрослой стадией паразита
ОРГАНИЗМЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 52136
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение стебля. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) сердцевина, образованная паренхимой
2) клетки проводящей ткани флоэмы
3) меристематические клетки камбия
4) клетки проводящей ткани ксилемы
5) ткани коры
6) устьице
12. Тип 12 № 21901
Установите последовательность таксонов, к которым относится речной рак, начиная с высшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Членистоногие
2) Ракообразные
3) Широкопалый речной рак
4) Десятиногие раки
5) Животные
6) Эукариоты
13. Тип 13 № 52223
Какой цифрой на рисунке обозначен мозжечок?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 13 и 14.
14. Тип 14 № 52228
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Расположены центры теплорегуляции, голода и насыщения, жажды
Б) Регулирует деятельность гипофиза
В) Обеспечивает выполнение сложных рефлексов
Г) Центр регуляции вегетативных функций
Д) Расположен центр потоотделения
Е) Передний отдел головного мозга
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 25236
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) слуховая труба
2) среднее ухо
3) вестибулярный аппарат
4) зрительный нерв
5) внутреннее ухо
6) наружное ухо
16. Тип 16 № 27559
Установите последовательность процессов, происходящих после поедания сладкого пирога человеком. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) регистрация повышенного уровня глюкозы гипоталамусом
2) забор глюкозы из крови клетками организма
3) синтез липидов в клетках организма
4) повышение уровня глюкозы в крови
5) секреция инсулина поджелудочной железой
17. Тип 17 № 23829
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида животного Европейский крот. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Европейский крот распространён в Европе и Азии от Пиренейского полуострова до Западной Сибири и от Южной Швеции до Средиземного моря. (2) Крот — небольшой зверёк, с вальковатым телом, покрытым густым бархатистым мехом. (3) Конец мордочки вытянут в подвижный хоботок, заканчивающийся «пятачком», передние лапы с широкими ладонями, вывернутыми наружу, с мощными плоскими когтями.
(4) Встречается на опушках лиственного и смешанного леса, в суходольных полях, поймах рек и везде ведёт подземный роющий образ жизни.
(5) Чтобы добыть достаточное количество пищи, кроту приходится быть активным круглосуточно. (6) Бархатистый мех растёт по направлению вверх, а не вперёд или назад, что помогает кроту продвигаться по подземному тоннелю в любую сторону.
18. Тип 18 № 22761
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных факторов среды относят к абиотическим?
1) наличие видов-конкурентов
2) солёность воды
3) внесение удобрений
4) наличие паразитов
5) содержание ионов металлов в почве
6) рельеф местности
19. Тип 19 № 17889
Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги.
ЖИВОТНЫЕ
А) кедровка
Б) ястреб-тетеревятник
В) обыкновенная лисица
Г) благородный олень
Д) заяц-русак
Е) обыкновенный волк
РОЛИ В БИОЦЕНОЗЕ
1) консумент 1 порядка
2) консумент 2 порядка
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 22838
Установите последовательность стадий в жизненном цикле зелёного мха, начиная с прорастания споры. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) развитие листостебельного растения
2) созревание спор в спорангии
3) прорастание споры и образование протонемы
4) образование гамет и оплодотворение
5) формирование молодого спорофита из зиготы
21. Тип 21 № 50613
Проанализируйте таблицу «Витамины». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Витамин
Продукты, богатые
витамином
Заболевание,
возникающее при
недостатке витамина
(А)_________
морковь, петрушка,
печень
куриная слепота
аскорбиновая кислота
(витамин С)
шиповник, смородина,
перец, цитрусовые
(В)_________
кальциферол
(витамин Д)
(Б)_________
рахит
Список элементов
1) рыбий жир
2) растительные масла
3) хлеб, крупы
4) цинга
5) бери-бери
6) ретинол (витамин А)
7) токоферол (витамин Е)
8) тиамин (витамин В1)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
22. Тип 22 № 22941
Проанализируйте график «Суточная активность сорок в различных условиях среды».
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1. Каждый вид активности направлен на перемещения в пространстве и поиск корма.
2. В городе в утренние часы наблюдается большая активность сорок.
3. Наиболее продолжительные пики суточной активности птиц связаны с добычей корма.
4. На обеих территориях наблюдаются два пика активности: около 10 и около 18 часов.
5. Утренняя активность сорок с 6 до 11 утра связана с антропогенным влиянием.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
23. Тип 23 № 52268
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Экспериментатор решил исследовать активность фермента амилазы в зависимости от реакции среды. В пробирку он прилил раствор крахмала и раствор фермента. После в пробирку он внес буферный раствор с рН=8. Затем пробирки поместил в термостат и добавил 1 каплю раствора йода. В результате в пробирке наблюдалось бледно-желтое окрашивание.
24. Тип 24 № 52355
Предположите, у мышей из какой группы концентрация солей в моче была выше. Ответ поясните. Почему у мышей из экспериментальной группы концентрация собственного вазопрессина будет понижена? Как изменится объём формируемой мочи при инъекции кофеина в организм, если известно, что он блокирует выделение вазопроссина?
Экспериментатор решил изучить процесс образования мочи у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество мочи, образуемой у контрольной группы мышей. Параллельно он измерял количество мочи у экспериментальной группы мышей, которым он вводил в кровь вазопрессин. Результаты эксперимента представлены в таблице.
Группа
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Объём мочи (мл/сутки)
0,9
0,031
25. Тип 25 № 11007
Какие зоны корня обозначены на рис. цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют?
26. Тип 26 № 11382
В чём проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?
27. Тип 27 № 11300
Какие организмы первыми обеспечили образование кислорода в атмосфере и как повлияло накопление кислорода на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?
28. Тип 28 № 18396
Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6·10−9 мг. Определите массу всех молекул ДНК в ядре клетки при сперматогенезе перед началом мейоза и после окончания мейоза. Объясните полученные результаты.
29. Тип 29 № 19842
У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен) дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих. Какие законы наследования проявились в этой семье?