Экспериментатор поместил зелёное растение в темноту на 24 часа. Как изменилось содержание органических веществ в растении и выделение углекислого газа растением?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилось
2) уменьшилось
3) не изменилось
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Сколько хромосом содержится в клетке в профазе первого деления мейоза, если в диплоидном наборе содержится 80 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.
По изображённой на рисунке родословной определите вероятность в процентах рождения ребёнка при полном доминировании с признаком, обозначенным черным цветом у родителей 1 и 2. Ответ запишите в виде числа.
Установите соответствие между характеристиками и структурами эмбриона, обозначенными цифрами на рисунке выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) формирование соединительных тканей
Б) образовалась в результате впячивания внешнего слоя
В) элемент осевого скелета эмбриона
Г) образует покровы тела
Д) формирование нервных клеток
Е) образование органов кровеносной, выделительной и половой систем
СТРУКТУРЫ
ЭМБРИОНА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите схему жизненного цикла голосеменного растения. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Формируется в мужских шишках
Б) Диплоидная стадия
В) Женский гаметофит
Г) Имеет семядоли
Д) Обладает воздушными камерами
Е) Формирует эндосперм
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Участвует в поддержание мышечного тонуса
Б) Продолжение спинного мозга
В) Выполняет проведение зрительной и слуховой информации
Г) Находится дыхательный и сосудодвигательный центр
Д) Располагается четверохолмие
Е) Лежит на задней поверхности моста
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания положений теории Ламарка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Согласно теории французского учёного Жана Батиста Ламарка, материалом для эволюции организмов является наследственная изменчивость. (2)Если орган в течение жизни животного часто «упражняется», то он развивается. (3)Такой полезный признак, приобретённый животным, передаётся потомству. (4)Если этот признак даёт животному преимущество в борьбе за существование, то его шансы выжить становятся выше. (5)Таким образом, новый адаптивный признак сохраняется в результате полового отбора. (6)Основной движущей силой эволюции Ламарк считал стремление организмов к совершенству.
Установите соответствие между организмами и их ролью в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) сосна
Б) подосиновик
В) навозный жук
Г) трутовый гриб
Д) мох
Е) волк
РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМАХ
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Вид изменчивости
Форма изменчивости
Пример изменчивости
А
комбинативная
В результате случайной комбинации негомологичных хромосом в мейозе у потомков формируется новый фенотип
наследственная
Б
рождение ребенка с синдромом Дауна
ненаследственная
модификационная
В
Список терминов и понятий:
1) соматическая
2) наследственная
3) рождение ребенка с редуцированными крыльями у родительских организмов дрозофилы
4) разные формы листовой пластинки у стрелолиста
5) мутационная
6) ненаследственная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах (в мг). Пользуясь таблицей и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.
Соки
Витамины, в мг на 100 мл сока
Витамин А
Витамин В1
Витамин С
Абрикосовый
Апельсиновый
Вишнёвый
Гранатовый
Грушевый
Клюквенный
Лимонный
Мандариновый
Морковный
Томатный
Черносмородиновый
2,0
0,25
0,37–0,55
—
0,08
—
0,12–0,2
0,3–0,6
2–9
2–3
0,75–2
0,03
0,05
0,05
—
0,05
—
0,05
0,07
0,6
0,12
0,08
7,0
30–50
15
5
5
10
20–60
20–40
5–10,5
40–50
150–300
Суточная
потребность
6,0
1,2–2,6
60–110
1) Достаточно выпить в день полтора стакана (300 мл) морковного сока , чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и В1 одновременно.
2) При повышении температуры и заболевании дёсен наиболее полезен черносмородиновый сок.
3) В день необходимо употреблять не менее 3−4 литров соков.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Экспериментатор решил изучить деление клеток, выделенных из организма домовой мыши. Для этого он измерял количество клеток в культуре с добавлением вещества колхицина. Результаты эксперимента представлены на графике.
Объясните результаты эксперимента. Как изменения температуры влияет на колонию бактерий? С чем могут быть связаны эти изменения?
Экспериментатор решил изучить влияние температуры на колонию бактерий. Колонию бактерий он выращивал на питательных средах. В ходе эксперимента экспериментатор изменял температуру и результаты эксперимента зафиксировал в виде графика (рис. А).
В соматических клетках овса 42 хромосомы. Определите хромосомный набор и количество молекул ДНК перед началом мейоза I и в метафазе мейоза II. Ответ поясните.
От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.