Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Волна: продольная и поперечная.
Начнем с того, что волна – это распространение колебания в пространстве. Волны бывают механическими и электромагнитными. Механические волны – это те волны, колебания которых можно почувствовать физически, потому что они распространяются в упругой среде. (…), звук. Когда звук распространяется внутри какого-либо вещества, мы можем ощутить его прикосновением. Представьте, что вы стоите на железнодорожных путях. Нет, вы не Анна Каренина, вы – экспериментатор. Если к вам приближается поезд, вы рано или поздно его услышите. Вернее, услышите, как только звуковая волна со скоростью 𝑣 = 330 м/с достигнет ваших ушей. Если приложить ухо к рельсу, то это произойдет значительно быстрее, потому что скорость звука в твердом теле больше, чем в воздухе. Кстати, под водой скорость звука больше, чем в воздухе, но меньше, чем в твердых телах. Если вы когда-нибудь трогали музыкальную колонку, то знаете, что звук чувствуется и на ощупь.
Электромагнитные волны – это те волны, которые мы потрогать не можем. Например, радиоволны, Wi-Fi и свет. Для них работают все те же самые законы, просто их скорость значительно больше и равна скорости света c = 3 · 108 м/с. И источники у них разные.
Волны также принято делить на продольные и поперечные.
Продольные – это те волны, у которых колебание происходит вдоль направления распространения волны. Дрожание окон во время грома или сейсмические волны (землетрясения) – это пример продольных волн.
Поперечные – волны, у которых колебание происходит поперек направления распространения волны. Представьте, что вы запустили волну из людей на стадионе – она будет поперечной. Видимый свет и дрожание гитарной струны – тоже поперечные волны.
1. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению
в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВОЛНА. Водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности. Шум волн. Гребень волны.
2) СРЕДА. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка. Социальная среда. Из рабочей среды.
3) ПУТЬ. Направление деятельности развития чего-нибудь образ действий. Путь развития. Направить на путь истины.
4) ОКНО. Отверстие в стене для света и воздуха. Большое окно. Комната в два окна.
5) СТРУНА. В музыкальном инструменте: упруго натянутая нить, при колебаниях издающая звук определенной высоты. Перебирать струны.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Последний и предпоследний абзацы связаны причинно-следственными отношениями.
2) Текст относится к официально-деловому стилю речи, что подтверждается сухостью изложения материала, отсутствием средств выразительности речи. 3) Текст написан в научном стиле и даёт читателям представление о типах волн в физике.
4) Используемые в тексте синтаксические средства: ряды однородных членов, сложноподчинённые предложения – делают рассуждение логичным, последовательным.
5) В тексте особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на отношение к высказыванию (например, кстати), а также подчинительным предложениям, помогающим автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию – более убедительной.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) нАчавший 2) дОнельзя 3) откупОрил 4) красИвее 5) знАчимый
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Изучение поведения животных в условиях арктического моря ПРЕДОСТАВЛЯЕТ огромный научный интерес.
Было тепло, почти жарко; молодые блестящие листочки сами, торопясь, ОДЕЛИ деревья.
Любовь Татьяны вначале была БЕЗОТВЕТНОЙ.
Мысль о возможной утрате этого образа была для него НЕСТЕРПИМА.
В последнее время значительно снижается арендная ПЛАТА за жильё.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.
После окончания школы Иван смутно представлял свои перспективы на будущее, потому что ещё не выбрал профессию.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более ТРЁХСОТ книг
пять ЯБЛОК
подобно ЕМУ
у ЗНАМЕНИ полка
КРАСИВШЕ других
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) ошибка в построении сложного предложения
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Вернувшись из Москвы, жизнь Коли перевернулась.
2) Благодаря смене климата бабушке стало легче дышать, гипертония отступила.
3) Тот, кто был в Калининграде, восхищались пронзительно-синим небом.
4) Это была уникальная коллекция марок, которая включала в себя не только изображения флоры и фауны, но и коллекционных моледей машин. 5) Вопреки задуманного плана путники двинулись не по дороге, а через лес. 6) Михаил догнал высокого путника с ружьём за плечами и поинтересовался, что не охотник ли он.
7) Все, кто присутствовал в тот день на концерте, получили автограф.
8) Бабушка связала внуку свитер, варежки, а также шарф.
9) Только еженедельно решая варианты, можно хорошо подготовиться к экзамену.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) дипл..мат, к..рзина, акк..мпанемент
2) осл..бев, ск..сить (глаза), б..сиком
3) ст..листический, в..русолог, инт..ллигентный
4) выпл..вка (металла), предн..вогодний, к..мпаньон
5) с..бака, п..лнокровный, бр..вастый
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) на..шить, на..ломить, по..колоть
2) раз..гнал, пр..хлада, под..брать
3) пере..збрал, от..скал, вз..мать
4) пр..мудрый, пр..писáл, пр..сниться
5) ра..певать, в..битый, в..кормить
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) эмал..вый, бессонн..ца
2) податл..вый, удоста..ваться
3) виновн..к, колокольч..к
4) влев.., наутр..
5) грош..вый, кумач..вый
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) дорогосто..щая мебель, лица сия..т радостью
2) к нам донос..тся крики, дремл..щие силы
3) мо..щиеся обои, ветры разве..т облака
4) скоропорт..щиеся продукты, (они) та..т
5) он вылет..т, недвиж..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.
Красота Севера (НЕ)ПОРАЖАЕТ с первого взгляда.
На скалистом берегу никогда (НЕ)УМОЛКАЮЩЕГО океана весной появляются многочисленные гнёзда.
Евгений держится спокойно, он вовсе (НЕ)СМУЩЁН произошедшим. Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать подружески
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Мелодия, (В)ТЕЧЕНИЕ всего нескольких минут звучавшая в исполнении саксофониста, КАКИМ(ТО) волшебным образом захватила всех присутствующих, не оставив равнодушным ни одного человека. Внимательно посмотри (ВО)КРУГ: наш край ТАК(ЖЕ) прекрасен, как и тот, в который ты когда-то стремился.
(ВО)ВРЕМЯ очередных переговоров участники (ПО)ПРЕЖНЕМУ отстаивали свои позиции.
Здесь уместно объяснить читателю, (ПО)ЧЕМУ я избегаю собственных имён и ДА(ЖЕ) не придумываю вымышленных, как это принято в романах.
(ИЗ)ЗА неверной трактовки профессиональных поступков героя (В)ПОСЛЕДСТВИИ в критике укоренился образ удачливого врачадилетанта.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.
Бездо(1)ая пропасть, в которую стремительно падала Анна во сне, сильно встревожила ю(2)ую певицу, и весь день после она всё казалась испуга(3)ой и подавле(4)ой.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Скорость космического корабля можно сравнить или со скоростью света или со скоростью звука.
2) Старинные серебряные подсвечники и восточные ткани гравюры и ларцы картины и иконы то и дело появлялись в её скромном жилище.
3) Прохлада принесла радость и спокойствие лесным зверям и птицам.
4) Особый стиль характерен для речи экскурсовода музея или картинной галереи.
5) Похолодало и среди дождливой пелены замелькали белые снежинки.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Расставшись с друзьями (1) Алексей побрёл по (2) слабо освещённой фонарями (3) улице к своему дому (4) расположенному в самом тёмном закутке.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Этот рейс (1) может быть (3) отменят из-за сильной метели. Психолог (1) может быть (2) отличным и внимательным слушателем.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Если (1) облако (2) тень (3) которого (4) движется в нашу сторону (5) догонит нас (6) мы неминуемо промокнем.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пастушка допела свою песню (1) и (2) когда коровы перешли на луг (3) где пышно цвёл клевер (4) она решила остановиться здесь (5) и расстелила на траве плед.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Ленинградцам, жителям Лесного, в прежние годы часто приходилось встречать в парке седого профессора в очках, с очень внимательными глазами. (2)Он прислушивался к каждому птичьему писку, всматривался в каждую пролетающую бабочку или муху.
(3)Мы, жители большого города, не умеем так хорошо подмечать каждую новую птицу или бабочку, появляющуюся весной, а от его взгляда не ускользала ни одна весенняя лесная новость.
(4)Профессора этого звали Дмитрий Никифорович Кайгородов. (5) Целых пятьдесят лет на его глазах весна сменяла зиму, лето – весну, осень – лето, и опять наступала зима. (6)Птицы улетали и прилетали, цветы и деревья зацветали и отцветали. (7)Дмитрий Никифорович аккуратно записывал все свои наблюдения, когда что случилось, и потом печатал это в газетах.
(8)Он звал и других наблюдать природу, записывать наблюдения и присылать свои записки ему. (9)И сейчас по первому примеру Дмитрия Никифоровича многие любители природы – краеведы, ученые, пионеры и школьники нашей Родины – продолжают вести и собирать такие наблюдения.
(В. Бианки)
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
Между строк (1)У нас не было тетрадок. (2)Воспитательница аккуратно рвала старые книги из нашей детской библиотеки, и мы шили из них тетрадочки, ровно по двенадцать листов.
(3)Мы писали между строк. (4)Чернила расползались на старой бумаге, потому что мы делали их из сажи. (5)Обломки химических грифелей мы хранили только для писем отцам на фронт.
(6)А в книжках, между строк которых мы писали, говорилось о далёких, полузабытых вещах. (7)Там было написано: (8)«Мы дети солнечной страны.
(9)Наши родители трудятся на заводах и на колхозных полях. (10)Мы ходим учиться в школы. (11)Мы читаем по красивым книжкам и пишем на гладких тетрадях о нашем счастье».
(12)Вот так было написано в книгах, между строк которых мы писали. (13)А Витька Свинковский меня однажды спросил:
(14)– Твои родители трудились где – на заводах или на колхозных полях? (15)И оттого, что всё было так непохоже, мы наизусть знали строчки о счастливом детстве. (16)И в один из обычных дней мы, то есть я и Витька Свинковский, почти не сговариваясь, написали отцам в письмах эти хорошие слова. (17)Это было в самую тревожную пору войны. (18)А мы написали о замечательной жизни, о школе, в которой учимся по красивым книжкам и пишем на гладких тетрадях…
(19)Жалко, правда, что не было ни одного чистого листочка для письма. (20)Но мы написали обо всем этом между строк. (21)Мы знали: отцы разберутся.
(А.И. Приставкин)
Анато́лий Игна́тьевич Приста́вкин (1931-2008) – советский и российский писатель, общественный деятель.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Ребята писали отцам, что у них замечательная жизнь, хотя на самом деле было очень сложно.
2) Тетрадок у ребят не было.
3) Чернила были настоящими и поэтому не расплывались.
4) Описываемые события происходили в конце войны.
5) Обломки грифелей использовались только для написания писем отцам на фронт.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 2, 3 представлено повествование.
2) В предложениях 19, 21 представлено рассуждение.
3) В предложении 18 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 14.
4) Предложение 15 содержит элемент описания.
5) Предложение 18 содержит основную мысль текста.
24. Из предложений 5-8 выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару).
25. Среди предложений 3-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Вспоминая военное детство, А.И. Приставкин пишет о том, как ребята писали письма на фронт. Автор использует лексическое средство (А)_____ («мы» в предложениях 2, 3, 4, 5). Недоумение ребят автор передаёт с помощью синтаксического средства (Б) ______ (предложение 14). Действия мальчиков А.И. Приставкин передаёт также с помощью синтаксического средства (В) _____ (предложения 15, 16) и приёма (Г) __________ (предложения 17 и 18)».
Список терминов:
1) эпитет
2) вопросно-ответная форма изложения
3) литота
4) градация
5) лексический повтор
6) вопросительное предложение
7) противопоставление
8) анафора
9) восклицательные предложения
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Ответы:
1 НАПРИМЕР/ТАК
2 45
3 345
4 45
5 ПРЕДСТАВЛЯЕТ
6 НА БУДУЩЕЕ
7 КРАСИВЕЕ
8 53614
9 15
10 12
11 2345
12 35
13 НЕЯСНЫЕ
14 ПОЧЕМУДАЖЕ
15 134
16 15
17 14
18 12
19 256
20 1234
21 13 или 1289 или 35 или 56
22 125
23 12
24 ДАЛЁКИХПОЛУЗАБЫТЫХ
25 29
26 5687
Информация о тексте
Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Дети и война.
1. Дети не должны расти в трудных условиях.
2. Бесчеловечность и бессмысленность войны.
2. Война разрушает семьи, уничтожает привычные радости жизни.
3. Проявление силы духа в годы войны.
3. Дети писали на фронт полные надежды письма, поддерживали боевой дух своих отцов.
СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА:
ФИО: Пёсик Анастасия
Предмет: Русский язык Стаж: 14 лет
Регалии: Эксперт ЕГЭ
Аккаунт ВК: https://vk.com/anastasiapesik
Сайт и доп. информация: http://www.youtube.com/c/AnastasiaPesik
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov Составитель: Анастасия Пёсик