СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тренировочный вариант №11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2023. Русский язык.  Тренировочный вариант №11

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тренировочный вариант №11»

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Дом Бессольцевых давно стоял в городке. Может быть, более ста лет. В лихие годы его не сожгли.

В революцию не конфисковали, потому что его охраняло имя доктора Бессольцева, отца Николая Николаевича. Он, как почти каждый доктор из старого русского городка, был здесь уважаемым человеком. При фашистах он устроил в доме госпиталь для немецких солдат, а в подвале в это время лежали раненые русские, и доктор лечил их немецкими лекарствами. За это доктор Бессольцев и был расстрелян, здесь же, посреди своего широкого двора.

На этот раз дом спасло стремительное наступление Советской Армии.

Так дом стоял себе и стоял, всегда переполненный людьми, хотя мужчины Бессольцевы, как и полагалось, уходили на разные войны и не всегда возвращались. Многие из них остались лежать где-то в безвестных братских могилах, которые печальными холмами разбросаны повсеместно в Центральной России, и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и во многих других местах нашей земли.

До приезда Николая Николаевича в доме жила одинокая старуха, одна из Бессольцевых, к которой всё реже и реже наезжали родственники – как ни обидно, а род Бессольцевых частично рассыпался по России, а частично погиб в борьбе за свободу. (…) всё же дом продолжал жить своей жизнью, пока однажды разом не отворились все его двери и несколько мужчин молча, медленно и неловко не вынесли из него на руках гроб с телом сухонькой старушки и не отнесли на местное кладбище.

(В. К. Железников)


1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это местоимение


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению

в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЛИХОЙ. Умеющий работать хорошо и быстро, проворный в работе. Лихой работник.

2) ДВОР. Участок земли при доме, огороженный забором или стенами зданий. Въехать во двор.

3) ДОМ. Заведение, предприятие. Банкирский дом.

4) ЗЕМЛЯ. Верхний, поверхностный слой коры нашей планеты, а также ее более глубокие слои; почва, грунт. Пахать землю. В недрах земли.

5) РОД. Ряд поколений, происходящих от одного предка. История моего рода.


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Наряду с метафорами (его охраняло имя доктора; род рассыпался по России) в тексте широко используются красочные эпитеты (безвестных братских могилах; сухонькой старушки и др.), что придаёт тексту эмоциональность.

2) Текст представляет собой отрывок из произведения, следовательно, принадлежит к художественному стилю речи.

3) Ведущий тип речи представленного отрывка – описание.

4) Цель автора текста – рассказать подробную историю дома Бессольцевых. 5) В синтаксисе текста важно отметить сложноподчинённые предложения, вводные конструкции, ряды однородных членов предложения.


4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.


1) Эксперт 2) мозаИчный 3) углубИть 4) лИлась 5) согнУтый


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Казаков довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.

Каждый шаг причинял Русалочке НЕСТЕРПИМУЮ боль.

Главный режиссёр поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.

Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают царственные леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.

После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.

Мама отругала Митю за двойку, поставила в угол, лишила сладкого и наказала выбросить из ума все шалости и проказы.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТОНЬШЕ волоса

пара САПОГОВ

в ДВЕ тысячи восьмом году

ПОЕЗЖАЙ домой

сестра более КРАСИВАЯ


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ


1) Сконструировав электроскоп, у Пьера Кюри появилась возможность измерять степень ионизации воздуха.

2) Тема детства находит художественное истолкование в картине А. Пластова «Первый снег».

3) Предложения лингвистов по изменению правил орфографии русского языка широко обсуждались в прессе.

4) Как хозяева, так и гости были рады встрече с известнейшим поэтом.

5) Все, кого интересует проблема экологии, следит за публикациями в специальных изданиях.

6) Выжившие в том страшном бою надеялись и верили в спасение.

7) По уходу брата из комнаты Катя бросилась на кровать и заплакала от жгучей обиды.

8) Стремясь привлечь внимание читателя к проблеме, автор использует вопросно-ответную форму построения текста.

9) В рассказе Л. Андреева «Ангелочке» поднята тема детей из неблагополучных семей.


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) аккл..матизация, неразб..риха, компл..мент

2) попл..вок, прик..саться, обм..кнуть

3) к..ммерческий, в..риант, к..мпьютер

4) п..норама, предл..гать, т..релка

5) пост..лить (скатерть), переб..раться, забл..стать


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..говор, пр..долгий, пр..оритет

2) от..гнуть, з..месить, зан..вес

3) по..стегнул, по..задорил, по..толкнул

4) пр..звонкий, пр..мудрость, пр..ступление

5) от..езд, из..являть, ад..ютант


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обур..вавший, замш..вый

2) непоседл..во, отверд..вать

3) выздоравл..вать, старш..нство

4) вороч..ться, задумч..вый

5) милост..вый, застенч..вый


12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (они) закро..т, мысл..щий (человек)

2) заряжа..щий (пушку), (флаги) ре..т

3) (хорошо) понима..щий, они стел..т

4) ве..щий с юга, гон..щийся

5) увид..нное, он гре..т чайник


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Он мирно окончил свой век, (НЕ)ОБИДЕВ ни одного человека.

В зале гремели долго (НЕ)СМОЛКАВШИЕ аплодисменты.

Этот (НЕ)ПРИЯТНЫЙ мир был ему чужд.

Самые сложные задачи (НЕ)РЕШЕНЫ.

Миша поступил (НЕ)ПО-ТОВАРИЩЕСКИ.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.

Снег уже местами (НА)СТОЛЬКО осел, что по насту можно было проехать ТАК(ЖЕ), как по твёрдой грунтовой дороге.

Марьяна улыбалась редко, ЗА(ТО) её улыбка всегда поражала, (ПО)ТОМУ что была невероятно искренней.

Отцветает черёмуха, (ЗА)ТО зацвела бузина, а вслед за нею ТАК(ЖЕ), как и ландыши, забелели цветы земляники.

На следующее утро я проснулся (ОТ)ТОГО непонятного звука, что слышал вчера, и (ПО)ЭТОМУ быстро вскочил с кровати.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамече(1)ая любовь – две внутре(2)е связа(3)ые темы – придают пьесе А.П. Чехова грустно - поэтический характер.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) У древних римлян во времена республики роза считалась символом строгой нравственности а также служила наградой за выдающиеся деяния.

2) В свежем сене вянут земляника да головки луговых цветов.

3) Венчики цветов качались над головами и осыпали плечи жёлтой печальной пылью.

4) С лугов и от леса тянул тёплый ветер и колыхал на берёзах нежные листья. 5) Под старыми елями не было ни травы ни прошлогодних листьев.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Степной простор (1) весь осыпанный тонкой золотой пылью (2) благоухает ароматами трав, в густой траве дрожат (3) переливаясь и вспыхивая (4) бриллианты крупной росы.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Это покажется (1) вероятно (2) странным, но к Галине Улановой – одной из величайших танцовщиц за всю историю хореографического искусства – слово «балерина» не очень подходит. Уланова в танце – поэт, и (3) по мнению ценителей балета (4) у неё свой поэтический стиль и свой мир.


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я хотел уже выйти из дому (1)когда дверь отворилась(2) и ко мне вошёл капрал с донесением (3)что наши казаки ночью выступили из крепости (4) и что около крепости разъезжают неведомые люди.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Актриса не успела уйти со сцены с другими актёрами (1) и (2) когда занавес распахнулся (3) шумящая волна зала (4) накрыла её.


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Стали птицы на воду, как на паркет, во весь свой длинненький рост, ножки у них совсем сзади. (2)Грудь выпятили, воротники медью на солнце зажглись – до чего красиво! – так и полыхают. (3)А в клюве у каждой платочек зелёной тины: со дна достали. (4)Сам-то я тут только и заметил, как хорошо утро: вода блещет, солнышко поднялось над лесом и так ласково припекает. (5)Золотые от его света комарики толкутся в воздухе, на ветвях молодые листочки раскрывают свои зелёные ладошки. (6)Чудесно кругом. (6)Сзади сорока налетела, как затрещит! (7)Я невольно обернулся, а когда опять посмотрел на воду, поганок там уже не было: увидели меня и скрылись. (8)Они скрылись, а радость со мной осталась. (9)Та радость, которую они мне дали.

(По В. Бианки)


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. (2)И это страстное желание помогло ему преодолеть болезнь, снова встать на ноги, чтобы двинуться в путь. (3)Николай Николаевич мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы давно забытых и вечно памятных лиц.

(4)Только стоило ли ради этого возвращаться, чтобы на мгновение всё это увидеть и услышать, а потом навсегда потерять?

(5)«А как же иначе?» – подумал он и поехал в родные края.

(6)В страшные часы своей последней болезни, в это одиночество, а также в те дни, когда он буквально погибал от военных ран, когда нет сил ворочать языком, а между ним и людьми появлялась временная полоса отчуждения, голова у Николая Николаевича работала отчётливо и целеустремленно. (7)Он как-то особенно остро ощущал, как важно для него, чтобы не порвалась тоненькая ниточка, связывающая его с прошлым, то есть – с вечностью…

(8)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. (9)Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах прохудилась и проржавела. (10)А ступени главного крыльца совсем прогнили.

(11)Когда Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что не дойдет. (12)Он постоял несколько минут, отдышался, твёрдым военным шагом пересёк улицу, решительно оторвал крест от калитки, вошел во двор, отыскал в сарае топор и стал им отрывать доски от заколоченных окон.

(13)Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце, он думал: главное – отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью.

(14)Николай Николаевич закончил работу, оглянулся и увидел, что позади него, скорбно сложив на груди руки, стояло несколько женщин, обсуждающих его, прикидывая, кто бы из Бессольцевых мог это быть. (15)Но они все были еще так молоды, что не могли знать Николая Николаевича. (16)Перехватив его взгляд, женщины заулыбались, сгорая от любопытства и желания поговорить с ним, но он молча кивнул всем, взял чемоданчик и скрылся в дверях.

(17)Николай Николаевич ни с кем не заговорил не потому, что был так нелюдим, просто каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него не просто дом, а его жизнь и колыбель.

(18)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим теплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами. (19)И ещё когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, то всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сестры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тёти, а ещё и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.

(20)Это были бабы и мужики в домотканых одеждах, со спокойными и строгими лицами.

(21)Дамы и господа в причудливых костюмах.

(22)Женщины в расшитых золотом платьях со шлейфами, со сверкающими диадемами в высоких прическах. Мужчины в ослепительно белых, голубых, зеленых мундирах с высокими стоячими воротниками, в сапогах с золотыми и серебряными шпорами. (23)Портрет знаменитого генерала Раевского, в парадном мундире, при многочисленных орденах, висел на самом видном месте.

(24)И это чувство, что «люди с картин» на самом деле живут в их доме, никогда не покидало его, даже когда он стал взрослым, хотя, может быть, это и странно.

(25)Трудно объяснить, почему так происходило, но, будучи в самых сложных переделках, в предсмертной агонии, на тяжкой кровавой работе войны, он, вспоминая дом, думал не только о своих родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых он никогда не знал.

(26)Но произошло чудо – картины были живы.

(27)Он с большой нежностью подумал о сестре, представив себе, как она снимала картины, прятала их, чтобы сохранить. (28)Как она, несильная, усохшая с годами, аккуратно упаковала каждую картину. (29)Видно, трудилась целыми днями не один месяц, исколола себе все руки иглой, пока зашивала грубую мешковину. (30)Один раз упала с полатей – да она писала ему и об этом, – отлежалась и вновь паковала, пока не закончила своей последней в жизни работы.

(31)Теперь, когда картины нашлись, Николай Николаевич взялся за дом.

(32)Первым делом он затопил печи, а когда стекла окон запотели, отворил их настежь, чтобы вышла из дома сырость. (33)А сам все подкладывал и подкладывал в печи дрова, завороженный пламенем и гулом огня, потом он вымыл стены, принес стремянку, добрался до потолков и, наконец, меняя несколько раз воду, выскоблил тщательно полы, половицу за половицей.

(34)Постепенно всем своим существом Николай Николаевич почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома – он радостно кружил ему голову.

(35)Впервые за последние годы Николай Николаевич освобождённо и блаженно вздохнул.

(36)Вот тогда-то он снял чехлы с мебели и расставил её. (37)И, наконец, развесил картины… (38)Каждую на свое место.

(39)Николай Николаевич огляделся, подумал, что бы сделать ещё, – и вдруг понял, что ему больше всего хочется сесть в старое отцовское кресло, которое называлось волшебным словом «вольтеровское». (40)В детстве ему не разрешалось этого делать, а как хотелось забраться на него с ногами!..

(41)Николай Николаевич медленно опустился в кресло, откинулся на мягкую спинку, облокотился на подлокотники и просидел так неизвестно сколько времени. (42)Может быть, час, а может быть, три, а может, остаток дня и всю ночь…

(43)Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал… (44)Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича.

(45)Николай Николаевич думал о разном, но каждый раз возвращался к своей тайной мечте. (46)Он думал о том, что когда он умрёт, то здесь поселится его сын с семьей.


(В.К. Железников*)

*Владимир Карпович Железников (1925-2015) – русский советский детский писатель, кинодраматург.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) На войне, во время болезни и в одиночестве Николай Николаевич остро ощущал свою связь с прошлым.

2) Николай Николаевич был нелюдимым человеком и не спешил разговаривать с односельчанами.

3) Первым делом герой затопил печи, а потом отворил настежь окна, чтобы вышла сырость.

4) Все картины Николай Николаевич развесил на новые места.

5) В детстве герою разрешали с ногами забираться в вольтеровское кресло


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

2) В предложениях 32, 33 перечислены последовательные действия персонажа.

3) В предложениях 27-29 приведено описание.

4) Содержание предложений 45 и 46 противопоставлено.

5) В предложении 11 дан ответ на вопрос, сформулированный в предложении 4.


24. Из предложений 27-30 выпишите слово, имеющее значение «настил из досок для спанья, устраиваемый в избе под потолком между печью и противоположной ей стеной».


25. Среди предложений 14-17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


26. «Возвращение в родной дом – всегда волнующее событие для пожилого человека. Николай Николаевич взволнован встречей с малой родиной, с отчим домом, где провёл лучшие свои годы. В. К. Железников передаёт чувства героя при помощи тропов (А)________ («страстное желание» в предложении 2, «забытых и вечно памятных лиц» в предложении 3, «тайной мечте» в предложении 45) и (Б)_______ (предложения 43, 44). В синтаксисе текста важно отметить (В)_______ (предложения 19, 41) и (Г)_______ (предложения 36-38).


Список терминов:

1) ряды однородных членов предложения

2) парцелляция

3) фразеологизмы

4) сравнения

5) эпитет

6) риторическое обращение

7) гипербола

8) олицетворение

9) восклицательные предложения


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Ответы:

1 - НО/ОДНАКО

2 - 5

3 - 1245

4 - 23

5 исполнительское

6 головы

7 сапог

8 75916

9 24

10 345

11 135

12 235

13 неприятный

14 затопотому

15 123

16 15

17 1234

18 1234

19 13

20 123

21 1245 или 479 или 67

22 – 13

23 – 12

24 – полатей

25 – 15

26 – 5812


Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Проявление любви к родному дому.

1. Любовь к родному дому, малой родине греет сердце человека, помогая справиться с невзгодами.

2. Важность сохранения семейных ценностей.

2. Связь между поколениями передаётся с помощью семейных традиций, предметов искусства. Важно, чтобы эта связь не прерывалась.

3. Роль искусства в жизни человека.

3. Искусство помогает пережить невзгоды, трудные времена, возвращает человека к жизни, придавая смысл существованию.



Для замечаний и пожеланий: https://vk.com/topic-10175642_49105931 (также доступны другие варианты для скачивания)

СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА: ФИО: Пёсик Анастасия

Предмет: Русский язык

Стаж: 14 лет


Регалии: Эксперт ЕГЭ Аккаунт ВК: https://vk.com/anastasiapesik Сайт и доп. информация: http://www.youtube.com/c/AnastasiaPesik

КОРРЕКТОРЫ ВАРИАНТА: Величко Анна https://vk.com/anikaf Костина Ольга https://vk.com/ya.costina


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!