Всероссийский волонтёрский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» https://vk.com/ege100ballov
Составитель: Анастасия Пёсик
Группа ВК: https://vk.com/anastasiapesik
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Существует Вселенная, существует человек, объясняющий мир, выражающий эти объяснения колебаниями звука, жестами письменными знаками. В вечном движении мира действуют свои закономерности, отражающиеся в языке. Поэтому, исследуя структуры языка, человек познаёт законы мира. Кроме количественных соотношений, изучаемых математикой, в природе существуют универсальные правила, относящиеся к динамической структуре изменений и превращений материи. Они невыразимы количественными соотношениями математических формул. Это законы развития и взаимодействия, они демонстрируются в языках искусства: литературе, музыке, живописи.
Поиск строгих формальных средств для выражения и изучения законов развития и взаимодействия начался в давние времена. Об этом думали и Пифагор, потрясённый несоизмеримостью диагонали и сторон квадрата, и Платон, создавший теорию диалогического взаимодействия для поиска истинных суждений, и Эйнштейн, искавший законы взаимодействия гравитации и вещества.
Философы и математики, заметив одинаковые законы развития разнообразных объектов, предложили общее понятие – «сложная система». Система – это структурно организованный объект, в котором выделяются состояния, переходы, подструктуры и взаимодействия частей. Системный подход позволяет анализировать многие сложные объекты с позиций единой общей методологии.
В 30-х годах нашего столетия логики изобрели математическую теорию алгоритмов. Алгоритм – это сложная информационная система вместе с заданными правилами функционирования. В каждый момент, зная текущее состояние системы, её правила, можно предсказать множество её возможных последующих изменений.
(По А.Ю. Анисимову)
1. Самостоятельно подберите разделительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) МИР. Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных, растений.
2) ЯЗЫК. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Славянские языки.
3) МАТЕРИЯ. Ткань. Шёлковая материя.
4) ЗАКОН. Связи и взаимозависимость каких-нибудь явлений действительности; необходимое и устойчивое отношение между явлениями Законы природы. 5) ГОД. Возраст. Он уже в годах.
3. Укажите варианты, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Приведённый текст можно отнести к художественному стилю, так как это отрывок их художественного произведения жанра фантастики.
2) Лексика текста довольно интересна: тут и красочные метафоры, и образные эпитеты, и фразеологизмы, и слова в переносном значении.
3) Синтаксические средства в приведённом отрывке текста: простые и сложные предложения с разными видами связи, ряды однородных членов, обособленные обстоятельства.
4) Ведущий тип речи приведённого текста – рассуждение.
5) В первом абзаце текста выдвинут тезис, который убедительно доказывает автор в последующих абзацах.
4. Укажите варианты, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) взЯлась 2) нАживший 3) вернА 4) жилОсь 5) отрОчество
5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Письма от Иванова были преимущественно РОМАНТИЧЕСКОГО содержания. ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.
В этом году была ДОЖДЛИВАЯ осень.
На приёме в посольстве присутствовали сотрудники ДИПЛОМАТИЧНЫХ ведомств.
Радиационный фон сохраняется в пределах нормы и не ОТКЛОНЯЕТСЯ от средних значений.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.
С романом М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» я впервые познакомилась в четырнадцать лет, когда мне подарили эту книгу на день рождения.
7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НОВЫЙ тюль
свыше ТРЁХСОТ человек
ДВУМЯСТА журналами
ПРИЛЯГТЕ на кровать
не ЕЗДИ туда
8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Те, кто умеет пользоваться компьютером, имеют доступ к широкому информационному полю.
2) Многих старшеклассников, сдавших зачёты, допустили к экзаменам.
3) Это была не столько разведка боем, а также настоящая битва.
4) Открытое письмо деятелей культуры властям города опубликовано в газете «Городские новости».
5) Получив письмо из деревни, нами тотчас же был написан ответ.
6) В кинотеатре «Октябрьском» показывают старые фильмы.
7) Ярким цветком, медленно расцветавший в душе А.А. Блока, было не только ощущение России как Родины, но и полное духовное слияние с ней. 8) Дубрава, в которой любил проводить время юный М.Ю. Лермонтов, находилась неподалёку от Тархан.
9) Многие из тех, кто бывали в небольших городах Италии, видели заросшие плющом каменные мосты, обветшалые старинные мраморные фасады зданий.
9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) оп..раться, с..тевой, заст..лать покрывалом
2) к..мфортный, зар..сли крапивы, к..нтракт
3) осозн..вать, п..мощник, п..ровой
4) п..рила, р..альный, соб..ру ягоды
5) тр..ллейбусный, дем..нстрировать, пл..вцы
10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..общил, (народное) пр..даное невесты, пр..норовиться
2) об..ехать, в..юга, д..явольский
3) по..сказал, на..писал (адрес), по..прыгнул
4) меж..здательсткий, пост..ндустриальный, вз..мать
5) об..грел, поз..вчера, не..хватный
11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) тюл..вый, претерп..вающий
2) застенч..вый, горош..нка
3) заманч..вый, больш..нство
4) остр..нький, безукоризн..нный
5) сызнов.., издавн..
12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пол..щая грядку, вид..щий насквозь
2) козы щипл..т траву, раду..щийся визиту
3) кол..щий предмет, тле..щий уголёк
4) маяч..щая фигура, цикады стрекоч..т
5) пламене..щий закат, порт..щийся продукт
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)РАЗ весной мы видели белые грибы в этом лесу.
(НЕ)ПОЛУЧИВ согласия на брак, влюблённые решили венчаться тайно. (НЕ)КАЖДЫЙ может чётко сформулировать свою мысль.
В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
(НЕ)РАЗДУМЫВАЯ ни секунды, Глечик выстрелил в дезертира.
14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.
Тихонов проделал огромную работу для того, ЧТО(БЫ) (В)СЛЕД за ним в тайгу пошли другие люди.
(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.
(ЗА)ЧАСТУЮ главная мысль художественного текста понятна не сразу, ТАК(ЧТО) в трактовке образов, сюжетов, характеров следует избегать поспешности.
И вот (НА)КОНЕЦ деревья начали распускаться, большие радужные капли весело падали с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.
Большеглазая упита(1)ая девочка, закута(2)ая матерью в шерстя(3)ой платок, подпояса(4)ая кожа(5)ым ремнём, молча смотрела на меня.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Произведения писателя не столь занимательны и до сих пор они остаются незамеченными.
2) Большая пёстрая бабочка внезапно влетела в открытое окно и теперь порхала рядом со мной и отвлекала меня от работы.
3) Культура наша сильна не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.
4) Солнце поднимается всё выше выше и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.
5) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Осознав неповторимость этого момента (1) Легостаев (2) поражённый голубизной озера (3) осторожно начал входить в воду (4) встревожив маленьких рыбок (5) плавающих в тёплой прозрачной воде.
18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Какая тишь! Уже (1) наверно (2) поздно.
Давно (3) должно (4) быть (5) спели петухи…
А даль чиста. А небо звёздно-звёздно.
И вкруг луны – зелёные круги. (П. Шубин)
19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Творчество поэта (1) по языковому материалу (2) которого (3) предстояло написать курсовую работу (4) было столько многообразно (5) что я просто не понимала (6) с чего начать.
20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Сочинение сдать было необходимо (1) и (2) когда наступило утро (3) и Юля начала собираться в школу (4) девочка ясно поняла (5) что вдохновения его писать у неё не появилось.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Григорий Дмитриевич Строганов, предок того самого графа Строганова, в честь которого названо блюдо Бефстроганов, выделял большие суммы на строительство хрпамов. (2)В связи с этим появилось даже направление в архитектуре – Строгановское барокко, которое от барокко классического отличалось вкраплением традиционных для русского зодчества элементов. (3)Один из ярчайших примеров данного стиля – это Рождественская церковь в Нижнем Новгороде.
(4)Церковь построили и освятили в 1719 году, а в 1722 закрыли по приказу Петра I. (5)Говорят, что государь якобы увидел здесь иконы, написанные для Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, что и послужило причиной закрытия. (6)Церковь открылась снова после смерти императора и не прекращала свою деятельность вплоть до Революции. (7)Её хотели снести, но настоятель Сергий, проведя несколько лекций об исторической важности здания, сумел предотвратить это. (8)Благодаря этому Рождественская церковь дошла до наших дней. (По материалам Интернета)
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Федя учился в новой школе. (2)Его старый дом пошёл на слом, а там, во дворе, осталась его голубятня.
(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.
(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору: – Эй, парень! (10)Убирай свою голубятню! (11)Завтра будем рыть котлован.
(12)Фёдор онемело смотрел на развалины деревянного дома. (13)Вот и всё. (14)Даже голубей не будет. (15)Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху. (16)Птицы хлопали крыльями, рвались вылететь стаей, как им было привычно, но он пускал их поодиночке, прощаясь с каждым.
(17)Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку. (18)Она просохла за ясные и сухие дни, кололась, шуршала в руках, издавая мягкий запах дерева.
(19)Стало темнеть, а в темноте голуби сами возвращаются к голубятне, но в этот раз не должны вернуться.
(20)Фёдор поднялся наверх, оглядел старый посёлок. (21)Его уже не было. (22)Несколько бараков кособочились по краям огромной чёрной площади. (23)Там, где жили люди. (24)Где была пыльная дорога. (25)Только голубятня осталась.
(26)Мальчик захлопнул крышку голубятни, медленно чиркнул спичкой, поднёс её к куче стружки и спустился с голубятни.
(27)Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.
(28)Фёдор поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало. (29)Он повернулся и побежал.
(30)Народу на остановке было немного, но он полез без очереди, не видя никого.
(31)Стоя на задней площадке и прижавшись лбом к стеклу, он старался смотреть на серый и спокойный асфальт. (32)Но не удержался. (33)Помимо его воли, глаза посмотрели в небо. (34)Голуби кружились, не подозревая беды. (35)И Фёдор не выдержал – бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.
– (36)Водитель, – закричал кто-то, – остановись, мальчик остановку пропустил!
(37)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом. (38)Острая боль пронзила его, и он словно очнулся. (39)Голуби! (40)Разве их можно бросать? (41)Разве он имел такое право? (42)Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. (43)Он отвечает за голубей.
(44)Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем. (45)Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
(46)Фёдор молча поднял руки. (47)Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него – он показался себе большим и сильным. (48)Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их, воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху.
(По А.А. Лиханову*)
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Фёдор не бросил голубей, потому что считал, что он отвечает за них.
2) Голуби испугались огня и разлетелись в разные стороны.
3) Троллейбус затормозил только на следующей остановке.
4) Федя, выпрыгивая из троллейбуса, сильно ударился ногой.
5) Народу на остановке было очень много, но Фёдя полез без очереди.
23. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 36-37 представлено описание.
2) В предложениях 15-16 представлено повествование.
3) В предложении 45 представлено повествование с элементами описания.
4) Содержание 31 предложения противопоставлено содержанию предложениия 32.
5) В предложениях 30-32 представлено рассуждение.
24. Из предложений 17-19 выпишите контекстные синонимы.
25. Среди предложений 3-8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «А.А. Лиханов повествует о мальчике, который не смог бросить голубей. Ответственность Фёдора автор описывает неравнодушно, в этом ему помогают лексические средства речевой выразительности (А)_______(«прозрачном осеннем небе» в предложении 17, «серый и спокойный асфальт» в предложении 31) и (Б)_______(предложения 3, 38). Среди синтаксических средств важно отметить (В)_______(предложения 40, 41) и (Г)________(предложения 22-24)».
Список терминов:
1) однородные члены предложения
2) риторические вопросы
3) контекстные синонимы
4) метафора
5) эпитет
6) просторечная и разговорная лексика
7) парцелляция
8) анафора
9) восклицательные предложения
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком