СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тренировочный вариант №22

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тренировочный вариант №22

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тренировочный вариант №22»

Всероссийский волонтёрский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» https://vk.com/ege100ballov

Составитель: Анастасия Пёсик

Группа ВК: https://vk.com/anastasiapesik


Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Накапливающий эффект – это усиление неких признаков в течение смены многих поколений. (…), увеличение массы тела может иметь благоприятное значение для выживания травоядных животных, поскольку не всякий хищник может справиться с крупной жертвой. Однако увеличение размеров и массы травоядных животных может привести к параллельному увеличению массы и размеров хищников. Это можно было наблюдать по палеонтологическим находкам динозавров. Среди останков динозавров – крупные кости травоядных и хищных животных.

Накапливающий эффект может проявляться как к виду, так и по отношению к внутренним органам. Увеличение размеров переднего мозга, преобразование его в полушария с развитий корой, извитыми складками и извилинами – результат накапливающего эффекта естественного отбора.

Преобразующий эффект заключается в изменении признаков в соответствии с меняющимися условиями среды. Естественный отбор способствует изменению признаков, усилению одних и ослаблению других, утративших приспособительное значение.

Таким образом, естественный отбор приобретает творческое значение, поскольку в результате многократных «попыток» возникает новая, более адаптивная форма организма. Несмотря на то, что естественный отбор идет по фенотипическим признакам, каждый из них оценивается исходя из приспособленности особи, в сравнении с другими, обладающими более или менее адаптивными признаками.


1. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в первом абзаце текста. Запишите это слово.



2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.


1) СМЕНА. Промежуток времени, по истечении которого сменяются работающие, какие-нибудь группы людей. Завод работают в две смены.

2) МАССА. Тестообразное, бесформенное вещество, густая смесь. Древесная масса.

3) ХИЩНЫЙ. О животных: питающийся животными. Хищные звери.

4) ОРГАН. Государственное или общественное учреждение, организация. Местные органы власти.

5) ОТБОР. Выделение кого-чего-нибудь из какой-нибудь среды. Естественный отбор.


3. Укажите варианты, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Текст относится к разговорному стилю речи, так как характеризуется непринуждённостью изложения информации, широким использованием простых неосложнённых предложений, эмоционально окрашенных слов.

2) Использование в тексте обособленных и однородных членов предложения, сложных предложений с разными видами связи, предложений с прямой речью свидетельствует о принадлежности текста к книжной речи.

3) Текст принадлежит к научному стилю, так как это учебное пособие. 4) Лексика текста разнообразна: тут и красочные эпитеты, и слова в переносном значении, и фразеологизмы, и метафоры, сравнения.

5) Вводные слова, ряды однородных членов предложения, разные виды связь предложений – эти синтаксические средства есть в приведённом отрывке.


4. Укажите варианты, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) позвОнишь 2) убрАла 3) щЁлкать 4) нАчав 5) вОвремя


5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


После грозы показались ДОЖДЛИВЫЕ черви.

Хотя остров Пасхи находится в зоне ВЕЧНОГО тепла, в это время года там часто бывает сильный ветер.

В Ельцé, моём родном городе, все старинные купеческие фамилии были ДВОЙНЫЕ.

Когда мама здорова – это ВЕЛИКОЕ счастье.

Руководство подтвердило ограничения на ВЫДАЧУ свидетельств о праве собственности.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.

Стало душно, и Серёжа немного приоткрыл окно, чтобы впустить свежего воздуха.


7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять ЯБЛОК

пара ПОЛОТЕНЕЦ

ПОКЛАДИ на стол

в ТЫСЯЧА пятьдесят первом году

звонкие КОЛОКОЛА


8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Поэтический строй «Слова о полку Игореве» наложил яркий отпечаток на творчество Сергея Есенина, особенно на его драматическую поэму «Пугачёв».

2) Окончив с отличием школу, слёзы радости появились у неё на глазах.

3) Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попали на вернисаж художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.

4) Благодаря комментариям Ю.Лотмана к роману «Евгению Онегину» каждый прочитавший роман лучше понимает эпоху Пушкина.

5) Согласно мнения критиков, Гринёв принадлежал к числу дворян, не считавших возможным изменить присяге.

6) Поэзия пробуждающейся весны от зимней спячки раскрывается Ф. Тютчевым в стихотворении «Весенние воды».

7) Все, кто умеет пользоваться компьютером, имеет доступ к широкому информационному полю.

8) Картина И. Шишкина «Рожь» имеет значение этапного произведения, лучше всего отразившего особенности передвижнического пейзажа второй половины XIX века.

9) Употребляя выражение «белая ворона», указывают на необычность, оригинальность человека.


9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) доб..жали, р..дчайший, дов..рительно

2) б..гровый, пр..вительство, оз..рило

3) пр..стейший, к..снуться, кл..ссический

4) заб..рать, сн..мать, закл..нание

5) пл..вуны, приг..товить, оф..рмлять


10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) воз..бновил, под..шёл, нед..варить

2) по..деть, о..бросил, по..крался

3) ра..бушевался, и..пуг, ра..говаривать

4) от..йти, зан..весить, пон..слышке

5) пр..берёг, пр..пекать, непр..миримый


11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) прищел..ц, крестонос..ц

2) локт..вой, милост..вый

3) попутч..ца, неуживч..вость

4) вскармл..вать, цел..вой

5) эмал..вый, бледн..нький


12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) зала..вший, (они) вид..т

2) терп..шь, постел..шь

3) вид..мый, расстел..нный

4) верт..шься, бре..шься

5) уравновеш..нный, повеш..нный


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Сидя у окна в поезде, (НЕ)ВОЛЬНО наблюдаешь за тем, что происходит вокруг.

Купленное недавно дорогое оборудование так и оставалось (НЕ)РАСПЕЧАТАННЫМ специалистами лаборатории.

Эта деревня находилась (НЕ)ДАЛЕКО от Москвы, а совсем рядом, в двух милях.

Чистое небо над головой – это (НЕ)ТАК уж и мало!

(НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩАЯСЯ в течение суток пурга замела весь город.


14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


Временами ОТКУДА(ТО) набегала безобидная тучка и (ТОТ)ЧАС проливалась быстрым светлым дождём.

«Я здесь, ЧТО(БЫ) остановить тебя на краю бездны и удержать от преступления», – сказал Николай и ТУТ(ЖЕ) посмотрел прямо в глаза другу. Поезд (В)СКОРЕ тронулся, и всё (НА)ДОЛГО потонуло в перестуке колёс. В мае пришло письмо из редакции, и не успел я ответить, как (В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ письмом пришло второе.

В роще чувствовалась КАКАЯ(ТО) необыкновенная свежесть, и (ОТ)ТУДА уже сочился осенний воздух.


15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Обессиле(1)ый, Николай откинулся на кожа(2)ую спинку дивана и принялся смотреть в окно вагона, медле(3)о отходящего от платформы.


16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые.

2) Давно уже не слышно было ни звона колокольчика ни стука колёс по каменистой дороге.

3) В Москве можно услышать и типично московскую речь и областные говоры.

4) Мухомор выделяется своей красотой и яркостью и этим он привлекает внимание грибников.

5) Кукушка выскакивает из часов и насмешливо кукует над тобой в пустом доме.


17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Вернувшись из леса (1) и разбудив всех в доме (2) отец (3) взволнованный красотой утра (4) принялся громко петь.


18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Было (1) вероятнее всего (2) около четырёх часов утра, хотя солнце всё ещё не поднялось и (3) по-видимому (4) не собиралось подниматься.

19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Кровать (1) всё неудобство (2) которой (3) ему удалось испытать на себе (4) не располагала к длительному отдыху (5) поэтому он решил позавтракать.


20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Следовало выйти засветло (1) и (2) чтобы поспеть к поезду (3) поспешить (4) потому что путь предстоял неблизкий (5) и могли появиться неотложные дела.


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В Сегдене и в Черненьком озере вода, как говорят местные жители, «суровая», – торфяная, черного, глубокого цвета, но совершенно прозрачная. (2)Днём белые водяные лилии лежат целыми созвездиями на этой воде. (3)Ночью лилии закрываются, и в озере вместо них плавают отражения далеких настоящих созвездий: Ориона, Большой Медведицы, Кассиопеи и Стрельца. (4)Но особенно ярко горит Юпитер, прорываясь сквозь заросли волчьей ягоды и кроны мачтовых сотен, а ближе к рассвету низко над горизонтом переливается в необыкновенной ясности воздуха прозрачная Венера. (5)К четырем часам ночи небо на востоке начинает зеленеть. (6)Береговые заросли стоят на этом небе кущами каких-то пышных и небывалых садов. (7)На мшарах курлычут журавли, воркуют горлинки, с тяжелым свистом пролетают над головой дикие утки. (8)Костер гаснет, и его горький дым сливается с предрассветным туманом. (9)Туман клубится от воды, плывет косматыми островами, подымается до верхушек ольхи и берез, и озеро превращается в море – берегов не видно.

(По К.Г. Паустовскому)


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.

(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая

на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов...

(6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть.

(9)Навстречу мне шла женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

(13)И неожиданно я увидел эту черёмуху.

(14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами. (16)И, подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать. (19)Их можно было сорвать.

(20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома... (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит, по-старчески посапывая.

(27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, – молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они, казалось, не замечали.

(30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, дома́ тоже дышали, жадно и глубоко...

(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево – уцелело. (36)Не в саду, не в парке – прямо на улице, никем не охраняемое... (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?

(По Э. Ю. Шиму*)

* Шим Эдуард Юрьевич (1930–2006) – советский и российский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Жители города сумели сохранить черёмуху, несмотря на тяжёлое время. 2) На пороге смерти жители города заботились о красоте и ждали окончания войны.

3) Деревце было молодое, но цвело пышно.

4) Рассказчик возвращался из командировки и был поражён цветением черёмухи.

5) Жители улицы тщательно охраняли дерево от мародёров.


23. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 18 и 19 дополняют содержание предложения 17.

2) Предложения 33, 34 содержат рассуждение.

3) Предложения 6 и 7 противопоставлены по содержанию.

4) В предложении 5 представлена основная мысль текста.

5) В предложениях 9-11 представлено повествование.

24. Из предложений 36 -37 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 12-20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи анафоры. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Рассказывая об удивительной красоте черёмухи, писатель восхищается мужеством жителей города. Э.Ю. Шим описывает так красочно, что читатель будто чувствует восхитительный запах цветов дерева. Этого автор достигает, применяя троп (А)________(«полузабытый запах», «свежий, холодящий запах» в предложении 12, «шершавые мягкие листья» в предложении 11). Также синтаксические средства – (Б)____(предложения 12, 15), (В)_______(предложения 35, 36, 37) и (Г)_____(предложения 14, 29, 33) – также создают словно особую атмосферу, в которую погружается читатель».

Список терминов:

1) метафора

2) риторический вопрос

3) контекстные синонимы

4) парцелляция

5) однородные члены предложения

6) просторечная и разговорная лексика

7) сравнение

8) эпитет

9) восклицательные предложения


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!