Всероссийский волонтёрский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» https://vk.com/ege100ballov
Составитель: Анастасия Пёсик
Группа ВК: https://vk.com/anastasiapesik
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Коломна, основанная в XII веке у слияния Москвы-реки и Оки, является одним из популярнейших городов у тех, кто любит путешествовать по России. За что так любят этот город? Прежде всего Коломна славится своей архитектурой, а именно православными храмами с многовековой историей. За этим следуют интереснейшие музеи на самые разные тематики, начиная от истории края, заканчивая историей медовухи и знаменитой коломенской пастилы. Те, кто бывал в Коломне, отмечают красоту и безмятежность этого города, а также дух истории, которым пропитан каждый камень. Прекрасна Коломна в любое время года, поэтому не откладывайте поездку в долгий ящик, а прочитайте о лучших достопримечательностях города, посещение которых оставит массу положительных эмоций.
Предпосылки для строительства каменного кремля в Коломне появились ещё в конце XV века, (…) город охватил мощный пожар, уничтоживший город и часть укреплений. Однако осуществить идею решили лишь в 1521 году, когда Коломна была разрушена и разграблена войском хана Мехмеда I Гирея. В 1525 начались строительные работы, которые были завершены через 6 лет. Тогда Коломенский кремль считался одной из самых современных и мощных крепостей, высота его стен составляла от 18 до 21 м, а самая высокая башня достигала 35 м.
Через сотню лет Коломна утратила стратегическое значение, а большинство её жителей стали промышлять ремеслом и торговлей. Так как город больше не нуждался в обороне, кремль постепенно разбирался местными на стройматериалы. Длилось это на протяжении двух веков, пока разрушение крепости не было запрещено указом Николая I. Таким образом, до наших дней не дошла добрая половина кремлевских башен, а вот храмы на Соборной площади внутри крепости сохранились прекрасно.
(По материалам Интернета)
1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ИСТОРИЯ. Рассказ, повествование. Теперь вы мне доскажете вашу историю про Бэлу.
2) ДУХ. Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива. Дух войска. Подъем духа.
3) РЕШИТЬ. Найти требующийся ответ, определить искомое. Решить кроссворд.
4) РАБОТА. Деятельность, занятие, труд. Физическая работа.
5) ДОБРЫЙ. Разг. Целый, полный, в полную меру (о количестве). Несмотря на то, что Стрелков заявил, что Стриженову сорок лет, но на вид ему добрых пятьдесят пять.
3. Укажите варианты, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Цель автора приведённого отрывка – рассказать о достопримечательностях Коломны, немного об истории города.
2) Ведущий тип речи текста – рассуждение с элементами описания.
3) Автор использует суффиксы, с помощью которых образуется превосходная степень (интереснейший, популярнейший), красочные эпитеты и фразеологизм (не откладывайте в долгий ящик), чтобы рассказать о Коломне и вызвать интерес читателей.
4) Синтаксис текста представлен и простыми, и сложными предложениями с различными видами связи.
5) Текст принадлежит к научному стилю, на это указывают многочисленные термины и профессионализмы.
4. Укажите варианты, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) Эксперт 2) мозАичный 3) углубИть 4) лИлась 5) сОгнутый
5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В основе народных бунтов – несправедливость, которая становится НЕСТЕРПИМОЙ болью для людей, остро переживающих неравноправие.
По словам спасателей, НЕУДАЧНЫЙ альпинист слабо закрепил страховочный трос и только чудом уцелел.
Наружная реклама должна иметь ЭСТЕТИЧНЫЙ вид.
РИТМИЧНЫЙ, однообразный труд противоположен писательству, если оно понимается как творчество.
Слышен был только КОНСКИЙ топот, да пыль облаком поднялась с дороги.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.
Директор фирмы предложил искать другую альтернативу разрешения этой спорной ситуации.
7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
килограмм ЯБЛОК СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье голос более ЗВУЧНЕЕ
языки ПЛАМЕНИ
8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В повести А.С. Пушкина «Дубровский» изображены как картины крепостного прошлого России, так и быт помещиков.
2) Благодаря обучению в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
3) Вернувшись с Востока, В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов.
4) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
6) Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.
7) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
8) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игры актёров.
9) В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала и восхищалась поэзией Бориса Пастернака.
9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) дипл..мат, к..рзина, акк..мпанемент
2) осл..бев, ск..сить (глаза), б..сиком
3) ст..листический, в..русолог, выд..рать сорняки
4) к..снуться рукой, к..мпаньон, с..бака
5) п..лнокровный, ч..рующий, заг..реть
10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пред..юльский, об..ск, вз..мать
2) ра..жигал, ни..водить, ра..жевать
3) не..деланный, ра..чёт, и..пепелить
4) по..жечь, о..гадать, на..стройка
5) об..грел, з..бросил, пр..язык
11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ослаб..вать, овлад..вающий
2) шпакл..вать (стены), циркони..вый
3) остр..нький, больш..нство
4) забол..вать, предприимч..вый
5) настойч..во, выстра..вая
12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) он обид..тся, она заплач..т
2) перекол..шь, подкле..нный
3) жучок точ..т, колыш..тся камыш
4) лепеч..шь, собака зала..т
5) движ..мый, законч..нный роман
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Женя получил в ответ ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ объяснения.
Даже (НЕ)ОБРАБОТАННЫЙ мастером камень поражал оригинальным рисунком.
В Наташином пении уже (НЕ)БЫЛО детской старательности.
Глубина идеи в романе (НЕ)РАЗРЫВНО сочетается с художественностью. Сверху можно было рассмотреть несколько ничем (НЕ)ПРИКРЫТЫХ построек.
14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Для композитора, который способен слышать мир ТАК(ЖЕ), как художник – видеть его, музыка – это жизнь, (ТО)ЕСТЬ процесс, протекающий во времени.
В ТО(ЖЕ) время М.В. Ломоносов обращает внимание на сейсмические процессы, предполагая ТАК(ЖЕ) существование длительных волнообразных движений земной поверхности.
Притяжение между парой электронов может возникать, (НЕ)СМОТРЯ на то что они находятся далеко друг от друга, (ПО)ЭТОМУ движение электронов в паре становится согласованным.
Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в определённом тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.
Ветер, не затихавший (В)ТЕЧЕНИЕ долгих дней, (ПО)НЕМНОГУ стал стихать.
15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.
Подли(1)ая красота человека, исти(2)ое его лицо, нравстве(3)ая сущность проявляется только в его общении с природой, животными, окружающим миром.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.
2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно - синтаксического выделения слов или словосочетаний.
3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
4) В этом портрете есть лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы красота исполнения и психологизм образа.
5) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.
17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Побродив среди деревьев (1) и (2) не найдя больше грибов (3) Петя медленно пошёл к тропинке (4) плутавшей в густой траве (5) и (6) подозвав собаку (7) направился к дому.
18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Красота осени (1) безусловно (2) поражает буйством и разнообразием красок. Природа (3) как бы (4) показывает человеку, что всё в мире преходяще: и грусть, и радость.
19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Соседский кот (1) мяуканье (2) которого (3) послышалось под окном (4) приходил теперь ежедневно (5) потому что я наливала ему молока.
20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В этих местах водились волки (1) и (2) чтобы не попасть серому в зубы (3) и не стать его добычей (4) нам пришлось обходить лес стороной (5) поэтому мы чуть не опоздали на поезд.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. (2)Горели темным пурпуром клёны, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. (3)Даже кое-где на березах в саду появились жёлтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека. (4)Но берёза в комнате, казалось, все молодела. (5)Мы не замечали у нее никаких признаков увядания. (6)Как-то ночью пришел первый заморозок. (7)Он надышал холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. (8)Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в тёплые летние ночи. (9)В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте.
(По К.Г. Паустовскому)
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Каждый обитатель квартиры, в которой жил и я, знал, насколько
Уродливый был уродлив.
(2)Местный кот. (3)Обычный такой, не породистый. (4)Он имел только один глаз, а на месте другого зияло отверстие, еле прикрытое кошачьими веками, с той же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда-то поломана и срослась под каким-то невероятным углом, благодаря чему создавалось впечатление, что кот всё время собирается повернуть за угол. (5)Его хвост давно отсутствовал, остался только маленький огрызок, который постоянно дёргался...
(6)Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора. (7)У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же уродливый кот. (8)Всем детям было категорически запрещено касаться его, а взрослые поливали его из шланга, когда он пытался войти в дом.
(9)Но странное дело: на все действия детей и взрослых Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. (10)Если он видел детей, он бежал к ним и тёрся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. (11)Если кто-нибудь всётаки брал его на руки, он тут же начинал сосать уголок рубашки или что-нибудь другое, до чего мог дотянуться. (12)Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. (13)Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь.
(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком.
(17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. (21)Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном – о капельке привязанности! (22)Возможно, о капельке сострадания и любви.
(23)И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. (24)Самым любящим и самым красивым. (25)Никогда он даже не попробует укусить, или оцарапать меня, или просто покинуть. (26)А он смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль, что теперь всё у него будет хорошо, что наконец-то нашёлся настоящий хозяин, которому можно отдать всю силу нерастраченной любви...
(27)Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный кот - калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. (28)Так оно и было на самом деле. (29)Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций, проповедей или разговоров. (30)Настало и для меня время учиться любить верно и глубоко, отдавать ближнему своему всё без остатка...
(По В. Черноречину*)
*Черноречин Вадим – современный публицист, блогер, автор аудиокниг
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Несчастный кот-калека изменил представления рассказчика об истинной чистоте духа.
2) Тысячи книг о сострадании научили рассказчика милосердию.
3) Все обитатели квартиры знали, что Уродливый был красивым котом.
4) Кота сильно покусали собаки, когда он попытался с ними подружиться.
5) Раненый кот просил о капельке привязанности.
23. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 27-30 представлено рассуждение.
2) Предложения 24, 25 дополняют содержание предложения 23.
3) В предложениях 4-5 представлено описание внешности.
4) В предложениях 1-3 представлено повествование.
5) Содержание предложений 9 и 10 противопоставлено.
24. Из предложений 27-29 выпишите один фразеологизм.
25. Среди предложений 17-22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «В. Черноречин рассказывает историю кота, который обрёл любящего хозяина, несмотря на неказистый внешний вид. Жалость к коту показана через лексические средства речевой выразительности (А)_____(«любящим» в предложениях 23, 24, «самым» в предложении 24) и (Б)_______(«я сумею смягчить его боль», «можно отдать всю силу нерастраченной любви» в предложении 26). Синтаксические средства (В)________(предложения 10- 11) и (Г)_______(предложения 2-3, 21-22) также помогают автору рассказать историю кота живо, динамично и красочно».
Список терминов:
1) синтаксический параллелизм
2) риторический вопрос
3) контекстные синонимы
4) лексический повтор
5) эпитет
6) просторечная и разговорная лексика
7) метафора
8) парцелляция
9) восклицательные предложения
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком