Вариант РЯ2210501
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
В книгу избранных сочинений А.М. Ремизова вошли произведения различных жанров и стилей. Стараясь расширить представления о творческой палитре писателя, мы включили в сборник ряд не переиздававшихся в наше время вещей. К ним относятся апокриф «Вéщица» (образец одной из «отречённых повестей», составляющих книгу «Лимонарь»), рассказы «Пожар» и «Занофа», отражающие характерную для раннего Ремизова символико-экспрессивную манеру, рассказ «Жертва», представляющий жанр неоготического, «страшного» рассказа. Сборник «Мартын Задека», также включённый в книгу, позволяет оценить стиль позднего Ремизова и знакомит читателя с уникальным литературным жанром – жанром снов.
(кроме рассказа «Петушок») дореволюционные произведения публикуются по изданию: Ремизов А. Сочинения: [в 8 т.]. СПб: Шиповник, 1910–1912 (далее: Сочинения – с указанием соответствующего тома). Отказ от публикации этих текстов в поздних редакциях (то есть от соблюдения принципа последней авторской воли) связан со стремлением составителей достичь определённой стилевой цельности. Дело в том, что при переиздании своих произведений Ремизов каждый раз стремится включить их в единое целое новой книги или нового цикла, поэтому даже незначительная стилевая правка оказывается важной для текстов этого автора.
(По М. Козьменко и И. Кашириной)
1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении последнего абзаца текста. Запишите это местоимение.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению
в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СОЧИНЕНИЕ. Вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Классное с.
2) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Знание, понимание чего-нибудь. Не иметь никакого представления о чём-н. Составить себе п. о чём-нибудь. Книга даёт хорошее п. о предмете.
3) ВЕЩЬ. Нечто, обстоятельство, явление. Произошла непонятная в. Прекрасная в. – молодость!
4) ПОЗДНИЙ. Приходящий после обычного или нужного времени, запоздалый. П. гость. Позднее раскаяние.
5) ВОЛЯ. Желание, требование, хотение; сознательное стремление к осуществлению чего-либо. Исполнять волю народа.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Язык приведённого фрагмента отличается эмоциональностью и экспрессивностью, использованием олицетворения (знакомит читателя с уникальным литературным жанром) и эпитетов («неоготического… рассказа», «стилевой цельности»), что указывает на субъективность излагаемой информации.
2) Использование отглагольных существительных (представления, соблюдение и др.), терминов (символико-экспрессивную манеру, рассказ, жанр, цикл), а также обособленных распространённых согласованных определений и вставных конструкций свидетельствует о принадлежности текста к научному стилю.
3) Ведущий тип речи в тексте – рассуждение, что характерно для репортажа – жанра, к которому относится данный фрагмент.
4) В представленном фрагменте авторы придерживаются норм официально - делового стиля, обращая внимание в первую очередь на фактическую сторону дела, чему способствует отсутствие местоимений 1-го и 2-го лица, употребление вместо них специальных обозначений (писатель, составители).
5) Текст адресован узкому кругу специалистов и написан терминологически точным языком.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) поднЯв
2) прИнятый
3) свеклА
4) стОляр
5) ворвалАсь
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Тогда ещё доживали на ферме оставшиеся с прежних времён лошади -тяжеловозы – красивые и благородные свидетели прежнего ЖИЗНЕННОГО уклада.
От природы он был наделён дружеской сердечностью, крепкой памятью и ДЕЛОВОЙ хваткой.
У меня есть ЖЕСТОКОЕ правило: никогда не делать того, что могут сделать мои подчинённые.
ЛЕДОВАЯ разведка была проведена лётчиком М.С. Бабушкиным на самолёте, находившемся на борту «Челюскина».
Я ожидал увидеть необычного человека, но в комнате появилось совершенно БЕЗЛИКОЕ существо, с водянистыми глазами и прозрачным лицом, на котором застыла презрительная маска равнодушия.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Федя был не хрупкого десятка, но в его взгляде было то, от чего дрогнуло бы сердце самого равнодушного человека.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более СЛАБ физически
к ДВЕ тысячи восьмому году
КОЛЫШЕТСЯ на ветру
сливочные КРЕМЫ
отряд ПАРТИЗАНОВ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение в построении предложения с однородными членами предложения
Д) неверный выбор падежной формы существительного с предлогом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ Ответ: 27914
1) Братьям-близнецам, которым совсем недавно исполнилось четырнадцать лет, не только предстояло впервые отправиться одним в большой город, но и выполнить там все поручения родителей.
2) Флигель, стоящий на самом краю участка, в котором много лет жил Григорий Ефремович, всё ещё выглядел крепким и надёжным.
3) Во время Великой Отечественной войны производство кондитерских изделий на фабрике «Красный Октябрь» было практически приостановлено: выпускались только шоколад «Гвардейский» и «Кола», а помимо этого производились концентраты каш и сигнальные шашки.
4) Даже сейчас, по прошествию многих лет, Толику было тяжело вспоминать о том времени, когда он, преданный и униженный тем, кого считал другом, остался в полном одиночестве.
5) Согласно распоряжению руководства, в ближайшее время в училище, где готовят будущих работников завода, появятся новые учебные станки.
6) Несмотря на то что Алексею не хотелось отказываться от возможности пообщаться с будущим тестем, он всё же отклонил приглашение на конную прогулку, потому что он не умел и боялся ездить верхом.
7) Над украшенным окном резными наличниками, в скворечнике, который приколотил Степан нынешней весной, уже поселилась первая семья скворцов.
8) Часть ЦПКиО занимает Нескучный сад, образованный в первой трети XIX века: «нескучным» этот сад назвал император Николай I, выкупивший в 1826 году бывшее имение князей Трубецких.
9) В недавно открывшемся магазине «Рубине», который имел собственную пекарню, всегда стоял запах свежеиспечённого хлеба.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ч..порный (вид), ш..лковый (ковёр), ч..рствый (хлеб)
2) оп..рившиеся (птенцы), вин..грет, накр..нённый (влево)
3) сброш..рованный (экземпляр), (новогодняя) миш..ра, биж..терия
4) облок..титься, ут..пический, (народное) оп..лчение
5) разм..нать, инж..нер, выт..реть (руки)
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..мянные (герои), дез..нформация, вз..сканный (налог)
2) пр..словутый, пр..стижный, пр..подавать
3) из..ять, двух..ярусный, пред..явитель
4) и..жаленный (крапивой), обе..доленный, не..держанность
5) о..душина, по..текст, по..делывать (документ)
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) навязч..вый, екатеринбурж..нка
2) нищ..нский, (чайное) сит..чко
3) коч..вой, потч..вать
4) вермишел..вый, масл..нистый
5) бельч..нок, пастуш..нок
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ве..щий (прохладой), (волны) трепл..т (лодку)
2) высто..шь (в борьбе), разгоня..шься
3) услыш..нный, корч..щийся (от боли)
4) заверт..шься, обанкрот..вшийся
5) распояс..вшись, (они) покрош..т (хлеб)
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Иван был удивлён: помещение (НЕ)ЗАПЕРТО, внутри горит свет, а хозяев нет.
И был зимой обильный снег, а на нём – заячьи следы, но на зайца (НЕ)ВСЯКИЙ мужик охотится.
Отец за всё брался с жаром, а Вялов работал (НЕ)ХОТЯ, как бы из милости. Он полжизни отработал в цеху на подхвате, так и (НЕ)СТАВ мастером. Декоративный эффект верескового сада, зарослей рододендронов или соснового бора (НЕ)ХУЖЕ привычного садового ландшафта.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
С нашей стороны (НА)ВСТРЕЧУ с румынским парламентёром был (С)НОВА отправлен Иннокентьев.
Кто-то из туристов забыл на привале сумку с консервами, и (ПО)ЭТОМУ провизии оставалось (В)ОБРЕЗ.
Он сидел (С)БОКУ стола и (БЕЗ)УСТАЛИ названивал в бухгалтерию. Мастеровой удивлённо поднял глаза (В)ВЕРХ и (ТОТ)ЧАС поразился, обрадовался.
(В)ТЕЧЕНИЕ всего семейного вечера сестра рассказывала, как (ВО)ВРЕМЯ войны дед привёл в дом беспризорника.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Запишите цифры в порядке возрастания.
Головной убор, повяза(1)ый на лоб, – изыска(2)ое сочетание широкого, украше(3)ого зубцами венца с золочё(4)ой полотня(5)ой лентой – придавал своей обладательнице величестве(6)ость, превращая её в утончё(7)ую сказочную фею.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В комнате тихо играла джазовая музыка и жужжала назойливая муха.
2) На празднике в честь Дня защиты детей выступил замечательный семейный фольклорный ансамбль «Живица».
3) Инициатива была на стороне наших спортсменов и важно было её умело использовать и не обмануть ожидания болельщиков.
4) Духовный образ этого кроткого человека давно уже обрисован полно и верно и мои заметки о недолгом общении с ним могут лишь добавить мелкие штрихи к портрету.
5) Егоров производил впечатление обременённого жизненным опытом интеллигента и его влияние на учеников и коллег было благотворным.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дойдя до центрального парка (1) и остановившись перед украшенной мерцающими огнями аркой (2) Данила (3) одетый в лёгкий полушубок (4) и замёрзший до полусмерти (5) искал и не находил брата среди праздничной толпы (6) плотным потоком (7) двигавшейся через распахнутые ворота главного входа к сцене.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Теоретически, вылетев со скоростью света в одном направлении, в конце концов прибудешь, как Магеллан, в отправную точку. Жаль, что не только сам ты за время это кончишься, но и вся вселенная. Так что подобный план (1) даже (2) в случае расцвета звездоплавания не пригодится. Браво (3) мудрый мой (4) астрофизик. Но посоветуй (5) всё-таки, как обнаружить его, четвёртое? Пролетает чёрная птица, вероятно скворец, над весенней улицей. Ночь в руках – гуттаперчевый шар, слюдяные блёстки, а днём стелется дым от сожжённой листвы по окрестным дачам. Пахнет корицею, мокрым снегом, терпким вином. Словом (6) всем, чего не храним, а потерявши – плачем.
(По Б. Кенжееву)
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Истинными обитателями дома были желтоватые и бурые настенные фотографии (1) каких-то людей (2) зыбкая семейная память (3) о которых (4) слабела с каждым поколением (5) и в скором времени могла исчезнуть бесследно.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Тут Клэр разразилась бурными рыданиями и попрёками (1) из которых следовало (2) что ей не доводилось ещё так бездарно проводить время (3) с тех пор как её заставляли часами играть гаммы (4) и повторять один и тот же пассаж (5) и (6) если вспоминать всё (7) на что она до сих пор обижена (8) то не хватит целой жизни.
21. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Осенний период свадеб и гуляний молодёжи завершали Кузьминки – день бессребреников Косьмы и Дамиана, называемый «Курячьими именинами». (2)Образ Косьмы и Дамиана, святых врачей и чудотворцев, в русской традиции превратился в культ ремесленников Кузьмы и Демьяна, божьих кузнецов, которые работали не за вознаграждение и в народном сознании сливались в одно лицо. (3)День Кузьмы и Демьяна стал праздником кузнецов (по созвучию Кузьма – кузнец) и считался началом предзимья, когда, по народному поверью, божьи кузнецы сковывали «зимними цепями» земли и реки. (4)Кузьма и Демьян не только ковали зимние латы для рек и водоёмов, но и были «свадебными кузнецами» – выковывали свадебные венцы и брачные узы. (5)В этот день в Москве, в Толмачёвском переулке, женщины собирались вокруг церкви Космы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. (6)В сёлах крестьяне приходили на боярский двор и с челобитьем подносили кур своей боярыне «на красное житьё». (7)Девушки в продолжение трёх вечеров устраивали кузьминскую вечеринку – посиделки, обязательными обрядовыми блюдами на которых были куриная лапша и пиво. (8)Часто они продавали угощение парням за несколько копеек, а хозяйка вечерницы делила вырученные деньги между присутствующими.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Деньги кончились неожиданно. (2)Ещё вчера Анну Вячеславовну радовал приятный шорох купюр в видавшем виды портмоне, а сегодня она смогла обнаружить только мятую пятидесятирублёвку. (3)До пенсии оставалось больше недели.
(4)Она присела на диван и обвела взглядом гостиную. (5)Следовало что - то продать из содержимого большой, внушающей почтение горки. (6)Сын просил никогда этого не делать, сразу обращаться к нему, но Анна Вячеславовна была уверена, что он и не заметит отсутствия какой-нибудь изящной чашки.
(7)Анна Вячеславовна выбрала статуэтку давнишнего немецкого производства, потом отправилась в комиссионный магазин расположенный совсем недалеко. (8)Её ждало разочарование. (9)Словоохотливая владелица обвела рукой сплошь заставленные статуэтками и хрусталём полки, вздохнула и сказала, что взять что-то «в деньги» не получится, об этом не может быть и речи, только на комиссию, да и то неизвестно, когда всё это продастся, спрос в последнее время резко упал. (10)В утешение она дала Анне Вячеславовне телефон какого-то антиквара, который может купить всё за живые деньги, но, конечно, дешевле.
(11)Дома Анна Вячеславовна после некоторого раздумья набрала записанный номер. (12)Голос в телефонной трубке внушал доверие. (13)Он выслушал Анну Вячеславовну, записал адрес и пообещал подъехать сегодня же. (14)Антиквар оказался сравнительно молодым человеком, высоким, улыбчивым, приятной наружности, располагающим к себе. (15)«Ну, показывайте, что у вас тут есть», – по-хозяйски огляделся он. (16)Анна Вячеславовна показала статуэтку. (17)«А вот там и там у вас еще что?» – стал спрашивать тот. (18)Анна Вячеславовна заикнулась было, что ничего больше она продавать не собирается, ей бы только до пенсии дожить. (19)«А перед следующей пенсией снова мне позвоните? (20)Давайте создадим задел, чтоб у вас был небольшой капитал на чёрный день», – молодой человек звучал убедительно. (21)К тому же Анна Вячеславовна чувствовала, как на неё накатывает усталость, сил сопротивляться не было.
(22)«Вот за это всё – пятнадцать тысяч триста рублей, – сказал он. – (23)Я даю самую лучшую цену, спросите у кого хотите». (24)Чтобы немного выгадать время на размышление, Анна Вячеславовна предложила молодому человеку чаю.
(25)Пока они пили чай, она рассказывала ему свою жизнь. (26)Молодой человек слушал внимательно. (27)Хотелось вспоминать и вспоминать. (28)Молодой статный Алёша в ладно сидящей военной форме с боевыми наградами, поэт Константин Симонов с седыми висками и умными, немного грустными глазами, и рядом худенькая девчонка-блокадница. (29)«И что потом?» – спросил молодой человек. (30)«Алёша попросил его на книге расписаться. (31)А тот, как узнал, что его зовут Алёша, написал: (32)Ты, конечно, помнишь, Алёша, дороги войны… (33)Счастья тебе в мирной жизни! (34)На меня посмотрел и хитро так подмигнул». (35)Молодой человек заинтересовался. (36)«А увидеть автограф Симонова можно?» (37)Анна Вячеславовна достала тоненький ветхий сборник на жёлтой бумаге, старательно упакованный в пластиковый пакет, осторожно вынула и раскрыла первую страницу. (38)Молодой человек внимательно разглядывал симоновский автограф. (39)«Добавлю за это тысячу двести, всего будет шестнадцать с половиной», – произнёс он. (40)«Что вы, что вы, – замахала руками Анна Вячеславовна, – это не продаётся». (41)Молодой человек не стал настаивать.
(42)Он попросил пачку старых газет и принялся паковать вещи. (43)Анне Вячеславовне хотелось, чтобы он поскорее ушёл, и отчего-то было стыдно. (44)«Да, вы знаете, – сказал молодой человек. – у меня есть друг, он фанат Симонова, трясётся над каждой его строчкой. (45)Можно я возьму вашу книжечку на пару дней, другу покажу. (46)Через два дня верну. (47)Коллекционеры, они, знаете, сумасшедшие люди». (48)Анна Вячеславовна хотела отказать, но язык не повернулся. (49)Человек ведь действительно любит Симонова, ему важно этот автограф увидеть своими глазами. (50)Молодой человек расценил молчание как согласие и быстро сунул книжку в сумку.
(51)Через два дня он не появился. (52)На пятый день Анна Вячеславовна позвонила ему сама. (53)«Я в командировке, – ответил молодой человек. – (54)Приеду через два дня – и сразу к вам с книжкой». (55)После этого разговора прошла неделя. (56)Анна Вячеславовна позвонила ещё раз. (57)«Да-да, я всё помню, – ответил молодой человек. – (58)Завтра я у вас». (59)Так продолжалось с месяц. (60)В конце концов молодой человек предложил заменить утраченную книжку собранием сочинений Симонова. (61)«Ну как вы не понимаете, – чуть не плакала Анна Вячеславовна, – там же автограф Симонова. (62)Алёше. (63)Это для меня так важно». (64)Молодой человек помолчал в трубку. (65)«Это всего лишь книга, – сказал он. – (66)Стихи Симонова вы найдёте в любом другом издании, и в Интернете их полно. (67)А автограф, ну что автограф. (68)Всего лишь несколько слов, написанных давно умершим человеком. (69)У него даже могилы нет, прах по полю развеяли. (70)Ну, извините, так получилось». (71)После этого он перестал отвечать на звонки.
(72)Анна Вячеславовна прожила ужасный месяц. (73)Её мучила совесть, она чувствовала себя предательницей – по отношению к Алёше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим. (74)Вскоре она слегла и больше уже не вставала. (75)Сын приехал проведать заболевшую мать и совершенно не заметил изрядно опустевшей горки. (76)А про автограф Симонова Анна Вячеславовна сказать ему побоялась. (77)Это ему знать ни к чему. (78)Это касалось только её и Алёши, с которым ей скоро предстояло увидеться.
По Н.С. Литвинец
*Нина Сергеевна Литвинец (род. в 1947 г.) – российская писательница, литературовед, переводчик.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Молодой человек искренне хотел помочь Анне Вячеславовне.
2) Поэт Симонов по просьбе Алёши оставил автограф в книге
3) Анна Вячеславовна долгие годы хранила драгоценную для неё книгу с автографом Симонова.
4) Став жертвой обмана, героиня особенно остро осознала, как дороги ей вещи, нажитые вместе с мужем.
5) Сын Анны Вячеславовны не хотел помогать ей деньгами.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 3 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 2.
2) Предложения 11–13 содержат повествование.
3) Предложение 28 содержит описание.
4) В предложениях 42–46 представлено описание.
5) В предложениях 77, 78 представлено рассуждение.
24. Из предложений 74–76 выпишите одно разговорное слово.
25. Среди предложений 39–45 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм(-ы) слов(-а). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Пронзительная история одинокой пожилой женщины передана живым и в то же время простым языком. Автор использует такие тропы, как (А) (“словоохотливая владелица” в предложении 9, “статный Алёша” в предложении 28) и (Б) (“дала… телефон” в предложении 10, “голос… внушал доверие” в предложении 12, “любит Симонова” в предложении 49), чтобы создать яркие образы персонажей. В этом ему помогает и приём – (В) (предложения 77, 78). Речь героев насыщена таким лексическим средством, как (Г) (“не может быть и речи” в предложении 9, “на чёрный день” в предложении 20), что делает персонажей более близкими, понятными читателю».
Список терминов:
1) эпитет
2) метафора
3) фразеологизм
4) оксюморон
5) лексический повтор
6) эпифора
7) антонимы
8) метонимия
9) вопросительные предложения
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ»