СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №6

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №6

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №6»

Единый государственный экзамен, 2023 г.

РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Тренировочный вариант №1 от 11.09.2023

3 / 11


Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Инструкция по выполнению работы


Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут).

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.



Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3




ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Экспедиции прибывают в Антарктиду на кораблях. Поэтому тут хорошо прижились морские слова: «камбуз», «аврал», «кают-компания»… В кают-компании Мирного, а если просто – в столовой, собрали всех новичков, и начальник станции сказал:

– У нас тут маленький коммунизм. Денег нет. Еды – сколько хочешь.

Работы тоже навалом. Одним словом, так: от каждого по способности… Насчёт техники безопасности. Надо беречься трещин. Ну, а самое

главное – это чтоб пузыри не пускать – тоска там по дому и прочее. Чтоб этого не было! Смелость нужна. Осторожность тоже нужна. Вот рядом трещины. Не то что человек – трактор нырнёт, как будто и не было трактора. Туда – ни шагу! Особо корреспондентов предупреждаю. Если кому не терпится поглядеть – скажи. Возьмём верёвку, шесты – как положено. Ну, что ещё?.. Надо остерегаться солнца, особенно губы сгорают. И глаза прячьте. Без тёмных очков нельзя…

После такой беседы мы поняли: покорять Антарктиду трудно, можно. Сразу захотелось поглядеть на эти глубокие трещины. Они действительно рядом. Толщина льда – метров тридцать, и во льду трещины. У края прозрачный голубой лёд. Глубже лёд становится тёмно-синим, а в самой глубине – чернота. Столкнули пустую бочку. Замирающий гул, а потом жуткая тишина. Даже с верёвкой и шестами это место лучше всё-таки обходить. Трещину присыпало снегом – настоящее минное поле.

(По В.М. Пескову)



Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска последнем абзаце текста. Запишите этот союз.


Ответ: .

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.


  1. ДОМ. Своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Родной д. Принять в д. кого-нибудь. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь дом.

  2. ПОЛОЖЕНО. в знач. сказ. (разг.). То же, что полагаться: быть установленным, должным, общепринятым. Этого делать не п. У нас п. этот праздник отмечать.

  3. СГОРАТЬ. Испытывать какое-нибудь сильное чувство. С. от стыда. С. от любопытства

  4. ГЛУБОКИЙ. Имеющий большую глубину, простирающийся на большую глубину. Глубокая река. Глубокое бурение. Г. порез.

  5. ОБХОДИТЬ. Бывать во многих местах, у многих людей. О. все квартиры. Врач обходит палаты. О. знакомых


Ответ: .

3





  1. Чтобы передать суровый характер начальника станции, автор использует неполные предложения (Одним словом, так: от каждого по способности… Насчёт техники безопасности.), лексический повтор (Смелость нужна. Осторожность тоже нужна.), восклицательные предложения (Чтоб этого не было! Туда ни шагу!).

  2. Автор текста описывает, насколько опасна работа покорителей Антарктиды.

  3. Морские термины (камбуз, аврал, кают-компания) используются в тексте наряду с разговорными и просторечными словами и выражениями (навалом, чтоб пузыри не пускать, тоска там).

  4. Текст относится к научному стилю, цель автора – сообщить научные сведения о покорении Антарктиды.

  5. Текст, написанный в официально-деловом стиле, представляет собой инструкцию по технике безопасности на морском судне.


Ответ: .

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.


4

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

1) гнАлась 2) прозорлИва

3) приручЁнный 4) свеклА

5) шарфЫ


Ответ: .


В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Умение быстро и рационально читать – одно из условий ЭФФЕКТИВНОГО письменного общения.

Это люди БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ: они не привыкли отвечать за свои поступки.

«Это последний раз, – вдруг довольно громко сказал старик и тут же СНИЗИЛ голос до шёпота: – Больше не будем так поступать. Я обещаю».

Ирина росла застенчивой и СКРЫТНОЙ девочкой.

Родители предложили ОДЕТЬ на рюкзаки школьников светоотражатели. Ответ: .

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.


Весь прошлый опыт Ивана указывал на то, что верить таким людям, как Володин, нельзя.


Ответ: .


В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.


у ИХ сестры

пить из БЛЮДЕЦ нет САПОГОВ ещё БОГАЧЕ ТРОЕ друзей


Ответ: .

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


9

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

1) к..мпонент, конв..ировать, к..нсервы

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Перед открытием турнира ведущий сказал, что «сначала я представлю членов жюри».

  2. Те, кто следит за новинками литературы, читал широко обсуждаемые произведения известной писательницы.

  3. В дальнейших исследованиях автор как опирался на данные толковых словарей, так и на материалы летописей.

  4. Благодаря уникальных экспозиций Палеонтологического музея посетители могут представить себе древних животных нашей планеты.

  5. Приближаясь к перекрёстку, включился красный сигнал светофора.

  6. Подобно многим другим произведениям В.И. Сурикова, картина

«Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.

  1. Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда придут в поле комбайны.

  2. Одним из самых известных в стране высших учебных заведений стал МГУ.

  3. Всадник погнал лошадь вдоль железной дороги вслед удаляющемуся поезду.

    1. неизгл..димый, к..валерия, прил..скать щенка

    2. кр..кодил, к..лбаса, к..лготки

    3. заб..раться, обл..чать, заж..гать

    4. пр..вовой, б..лотный, угр..жать Ответ: .

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


  1. бе..вкусный, во..держаться, и..держки

  2. о..кашлялся, на..сечь, по..скочить

  3. впр..прыжку, пр..вык, пр..вилегия

  4. непр..будно, поз..был, п..завчера

  5. вз..скал, с..змала, роз..грыш


Ответ: .


Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


  1. натри..вый, обур..вать

  2. непоседл..вый, обла..вать

  3. удоста..вать, черешн..вый

  4. преодол..вать, рубаш..чный

  5. накрахмал..вать, насмешл..вый Ответ: .

А

Б

В

Г

Д







Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



Ответ:

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. немысл..мый, пропущ..нный

  2. вывал..шь, успоко..вшийся

  3. ман..шь, настро..вшийся

  4. самолёт вылет..т, он выбеж..т

  5. откормл..нный, он схват..т


Ответ: .


13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется

РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.


  1. Кусту бузины под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.

  2. Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

  3. (НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

  4. (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.

  5. Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным.


Ответ: .


14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся

РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.


  1. Данте упоминает церковь Сан-Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) показать, как высоки и трудны были для людей лестницы, высеченные в склонах священной горы.

  2. Корсакову казалось, что авторы критических статей говорят не то, ЧТО(БЫ) им хотелось сказать, (ТАК)КАК пребывают в раздражении.

  3. (В)ОТЛИЧИЕ от большинства сообществ художников, круг интересов

«Мира искусства» был необычайно широк: «мирискусники» много работали в театре, оформляли книги, занимались проектами интерьеров, ТО(ЕСТЬ) были ещё и оформителями.

  1. В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию, (ПО)ЧЕМУ не принялись молодые дубки, он познакомился с Фенечкой.

  2. Для И.А. Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Л.Н. Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.


Ответ: .


15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.


На полирова(1)ой поверхности письме(2)ого стола были грубо нацарапа(3)ы лома(4)ые линии.


Ответ: .

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.


  1. 16

    ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

    Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник.

  2. Картины К. Сомова хорошо известны как в нашей стране так и за рубежом.

  3. Человек жил среди природы и обогащал и свою душу и свой быт.

  4. Та или иная погода устанавливается в зависимости от свойств приходящей воздушной массы.

  5. ХХ столетие принесло художникам новые возможности и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир.


Ответ: .


Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Повернувшись спиной к присутствующим (1) Егор хотел выйти из комнаты, но (2) неожиданно остановившись (3) и (4) протяжно вздохнув

(5) всё же решил остаться и принять участие в этом споре (6) казавшемся ему бессмысленным.


Ответ: .



Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности и готовности воспринимать и переживать увиденное.


Ответ: .


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Благодаря учебнику (1) сдать (2) который (3) нужно было срочно (4) мы поняли (5) насколько разнообразна природа Алтая.


Ответ: .

20

Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Дом лесника стоял в самой чаще леса (1) и (2) чтобы добраться засветло

(3) мне пришлось почти бежать (4) потому что я хотел послушать истории о волках от самого старика.


Ответ: .


21

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


  1. О связях Александра Николаевича Островского с Рыбинским театром говорит известный факт: в 1880 году запретили пьесу великого драматурга

«Василиса Мелентьева». (2)Цензура посчитала так: это произведение якобы подрывает «авторитет царской власти». (3)Антрепренёр Рыбинского театра, некто Алексеев, обратился к Островскому с просьбой. (4)Эта просьба заключалось в следующем: во что бы то ни стало надо выхлопотать разрешение на постановку этой пьесы в Рыбинске. (5)Драматург не замедлил с ответом: «Разрешение на „Василису Мелентьеву я готов дать с большим удовольствием». (6)Островский сдержал данное обещание: разрешение было получено. (7)Рыбинские артисты с большим успехом поставили замечательную пьесу!


Ответ: .

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.




    1. Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, это уникальное явление, единственное в своём роде. (2)На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе: любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни… (3)Всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано; найдены причины, ответы и советы и запечатлены на страницах художественной литературы. (4)Дело за малым: бери и читай! (5)И всё найдёшь в книге. (6)Неслучайно Ф.М. Достоевский призывал: «Читайте! (7)А остальное сделает жизнь».

(8)Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо: удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. (9)В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. (10)Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того,

чтобы с её помощью углубиться в себя. (11)Это час взросления: мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит. (12)Л.Н. Толстой судил о достоинствах книги по тому, «сколько раз её можно перечитывать».

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

(13)Есть громкие книги, знаменитые, прославленные, внесённые в почётный список русской литературы. (14)Их читать интересно, но, когда прочтёшь, перечитывать не всегда хочется. (15)А есть тихие книги. (16)В них всё спокойно, неторопливо и, кажется, ничего особенного не происходит. (17)Но в них чувствуешь себя так уютно, как в хорошем, добром, гостеприимном доме, из которого не хочется уходить, в котором хочется остаться жить навсегда. (18)Все герои становятся для тебя живыми, родными. (19)И когда закрываешь последнюю страницу, тут же опять открываешь первую, чтобы не расставаться с ними. (20)Такие книги хочется иметь дома, при себе, всегда, каждый день, чтобы в минуту отчаяния, растерянности, грусти открыть их на любой странице и вновь почувствовать себя уютно, спокойно, уверенно.

(21)Все русские писатели были заядлыми книголюбами, имели прекрасные библиотеки и не расставались с книгами всю жизнь. (22)Если взять в руки том под названием «Мысли и изречения», то едва ли не самым объёмным будет раздел о книгах и чтении. (23)И это неудивительно: с тех пор как появилась книга, ей посвящены самые вдохновенные слова тех, чьи высказывания стоит запомнить: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать», – учил Д. Дидро; «Книга – это духовное завещание одного поколения другому», – такую оценку книге дал А.И. Герцен; «Книги – это переплетённые мысли», – считал А.С. Макаренко.

(24)Во все времена высоко ценили книгу, но, увы, не в наше. (25)Книг всё больше, а читающих всё меньше. (26)Книгу превратили в предмет интерьера. (27)Она стала мерилом престижности и даже интеллигентности семьи. (28)И стоят книги под замками в шкафах, точно замурованные узники. (29)Сколько умных мыслей, пережитых чувств пылятся на полках общественных и личных библиотек ни разу не открытыми, не прочитанными, не востребованными, не дошедшими до своего адресата!

(30)Вот мы взяли в руки книгу. (31)Что происходит в нашей душе? (32)Ведь с каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. (33)Через литературу человек становится Человеком. (34)Неслучайно книгу называют учителем и учебником жизни.

(По Л.Г. Гинзбург и Е.Б. Кононовой*)


* Лилия Геннадьевна Гинзбург, Евгения Борисовна Кононова – современные учёные-филологи, авторы книг по литературоведению.

22

B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.


  1. Книги дают ответы на все вопросы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, все важные проблемы отражены в мировой литературе.

  2. Час взросления наступает у человека тогда, когда он открывает книгу для того, чтобы лучше разобраться в себе, когда он ищет в книге мудрого собеседника.

  3. Громкие, известные книги читать интересно; тихие книги навевают грусть и скуку, приводят в отчаяние.

  4. Многие русские писатели, имея прекрасные библиотеки, превратили книгу в предмет интерьера.

  5. В наши дни количество книг увеличивается, а число читающих сокращается.


Ответ: .


23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.


  1. В предложениях 1, 2 содержится рассуждение.

  2. Предложение 11 объясняет, раскрывает содержание предложения 10.

  3. В предложениях 15–17 представлено повествование.

  4. В предложениях 22, 23 представлено описание.

  5. В предложениях 30-34 представлено повествование.


Ответ: .


24

Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару). Ответ: .

25

Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного и указательного местоимений, формы слова и контекстных синонимов. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

Ответ: .



















Список терминов:
  1. риторическое обращение

  2. сравнение

  3. вопросительное предложение

  4. восклицательное предложение

  5. фразеологизм

  6. антонимы

  7. цитирование

  8. разговорная лексика

  9. А

    Б

    В

    Г






    развёрнутая метафора



Ответ:






































Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2



27

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

КОРРЕКТОР ВАРИАНТА:




Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю»

Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта

«ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей.

Нашли ошибку в варианте?

Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим!

Для замечаний и пожеланий: https://vk.com/topic-10175642_50324613

(также доступны другие варианты для скачивания)

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.













СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА

ФИО:

Пёсик Анастасия

Предмет:

русский язык

Стаж:

14 лет

Регалии:

эксперт ЕГЭ

Аккаунт ВК:

https://vk.com/anastasiapesik

Сайт и доп. информация:



Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку Часть 1

Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно- программных средств.

Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–25 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. В ответах на задания 2–4, 9–23 порядок записи символов значения не имеет.

Правильное выполнение задания 8 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 8 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение задания 26 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 26 выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.


10

135

11

1245

12

234

13

123

14

23

15

12

16

23

17

1256

18

34

19

145

20

1234

21

1246

22

125

23

12

24

ГРОМКИЕ ТИХИЕ

25

3

26

9724


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Часть 2

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Роль книг в жизни человека

1. Книги воспитывают нас

2. Ценногсть книги

2. Несмотря на эпоху, книга остается ценной

3.

3.

4.

4..


Критерии оценивания ответа на задание 27

Баллы

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста


Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме

1

в любой из частей сочинения) сформулирована верно


Проблемы исходного текста не сформулирована или

0

сформулирована неверно.


Указание к оцениванию. Если экзаменуемый


не сформулировал или сформулировал неверно той


или иной форме в любой из частей сочинения) одну


из проблем исходного текста, то такая работа


по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.



Критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом

задания

Правильный ответ

1

НО/ОДНАКО

2

124

3

123

4

23

5

НАДЕТЬ

6

ПРОШЛЫЙ

7

САПОГ

8

42351

9

1234

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

К2

Комментарий к проблеме исходного текста


Проблема прокомментирована с опорой на исходный

3

текст.


Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из


прочитанного текста, важных для понимания проблемы


исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-


иллюстраций.


Проанализирована указанная смысловая связь между


примерами-иллюстрациями.


Проблема прокомментирована с опорой на исходный

2

текст.


Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из


прочитанного текста, важных для понимания проблемы


исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-


иллюстраций.


Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не


проанализирована (или проанализирована неверно).


Проблема прокомментирована с опорой на исходный

1

текст.


Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного


текста, важный для понимания проблемы исходного


текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации


Проблема прокомментирована без опоры на исходный

0

текст.


ИЛИ


Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные


для понимания проблемы исходного текста, не приведены


или приведены с фактическими ошибками, связанными с


пониманием проблемы исходного текста.


ИЛИ


Вместо комментария дан простой пересказ исходного


текста.


ИЛИ


Вместо комментария цитируется большой фрагмент


исходного текста.


ИЛИ


Проблема исходного текста не прокомментирована.


Указания к оцениванию.


1. Если экзаменуемый при комментировании


проблемы исходного текста привёл пример-


иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-


иллюстрация не засчитывается.




  1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.

  2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста,

то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.

  1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку,

не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12)


К3

Отражение позиции автора по проблеме исходного текста


Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно

1

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно.

ИЛИ

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована

Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста,

то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов

0

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста


Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано

1

Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано

ИЛИ

Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста.

ИЛИ

0



ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911


Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»).

Указание к оцениванию. Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко- культурный опыт экзаменуемого


II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения


Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют.

2

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью

и последовательностью изложения.

В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью

и последовательностью изложения.

Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью

и последовательностью изложения.

Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая

0



нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логических ошибки.


К6

Богатство речи


Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи

1

Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи

0

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм


Орфографических ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять или более ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм


Пунктуационных ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять или более ошибок

0

К9

Соблюдение грамматических норм


Грамматических ошибок нет

2

Допущены одна-две ошибки

1

Допущено три или более ошибки

0

К10

Соблюдение речевых норм


Допущено не более одной ошибки

2

Допущены две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

К11

Соблюдение этических норм


Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущена одна этическая ошибка и более

0

К12

Соблюдение фактологической точности


Фактические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущена одна фактическая ошибка или более

0

Максимальное количество баллов за выполнения задания 27 (К1–К12)

21



При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150 и более слов.2

Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет; К8 – пунктуационных ошибок нет.

Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более двух ошибок; К8 – допущено не более двух ошибок; К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов. Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023

№ 233/552, зарегистрирован Минюстом России 15.05.2023 № 73314)

«81. Проверка экзаменационных работ включает в себя:

1) проверку и оценивание предметными комиссиями ответов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развёрнутым ответом , в том числе устных ответов, в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором3




1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый ответ на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».

Существенными считаются следующие расхождения:

  1. Расхождение между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 27 (по всем 12 позициям оценивания), составляет 8 или более первичных баллов. В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.

  2. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К7, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К7.

  3. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К8, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К8.

  4. Расхождение в результатах оценивании двумя экспертами заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие в экзаменационной работе ответа на задание 27, а другой эксперт выставил ненулевой балл по любому критерию оценивания выполнения этого задания. В этом случае третий эксперт проверяет ответ на задание 27 по всем критериям. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.




2 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.


3 Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

© 2023 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov Составитель: Анастасия Пёсик

Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-40390849_49462297 Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!