Экспериментатор поместил семена гороха в два стакана. В первый стакан добавил немного воды и убрал в тёмный шкаф, во второй влажной почвы и оставил на свету. Как повлияло наличие света и почвы на прорастание семян гороха? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Быстрее.
2. Медленнее.
3. Не повлияло.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Установите соответствие между признаками и фазами мейоза, обозначенными цифрами на схеме первого деления мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) Нити веретена деления соединяются с центромерами
Б) Конденсация хромосом
В) Расхождение центриолей к полюсам клетки
Г) Разделение и расхождение гомологичных хромосом
Д) Исчезновение ядрышек
Е) Образование ядерных оболочек
ФАЗЫ МЕЙОЗА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания молекулы информационной РНК. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла медузы, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Формирует половые клетки
Б) Личиночная стадия
В) Формирует почки
Г) Обладает способностью к стробиляции
Д) Передвигается за счёт ресничек
Е) Имеют статоцисты
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:
Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Содержит колбочки и палочки
Б) Непрозрачная внешняя оболочка глаза
В) Отвечает за питание глаза
Г) Обладает сосудами
Д) Имеет места креплений глазодвигательных мышц
Е) Состоит из фоторецепторов
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите правильную последовательность расположения оболочек и структур глаза человека, в обратном порядке, начиная с сетчатки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Неандерталец — древний человек, ископаемые останки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке.
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Направление эволюции
Путь эволюции
Пример
А
общая дегенерация
отсутствие органов пищеварения у плоских червей
биологический прогресс
Б
появление цветка и плода
биологический прогресс
идиоадаптация
В
Список терминов и понятий
1. Биологический прогресс.
2. Наличие перепончатых конечностей у водоплавающих птиц.
3. Наличие теплокровности у хордовых животных.
4. Ароморфоз.
5. Дивергенция.
6. Биологический регресс.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха. В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался углекислый газ разной концентрации. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему теплица в эксперименте должна быть строго герметичной. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в теплице было естественное освещение?
* Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментатор решил изучить процесс работы мышц у домовой мыши (Mus musculs). Для этого он исследовал состояние мышц тренированных и нетренированных мышей, подвергая их одинаковым нагрузкам. Результаты эксперимента показаны на графике.
Как, согласно графику, влияет степень тренированности мышц на количество лактата (молочной кислоты), образующегося при их работе? Почему лактат (молочная кислота) образуется в мышцах при длительной нагрузке? Ответ поясните.
Австрийский физиолог Отто Леви в 1921 г. обратил внимание на следующий факт: при раздражении электрическим током веточки блуждающего нерва, подходящего к изолированному сердцу лягушки, замедляется частота сокращений этого сердца. Леви выкачал кровь из желудочка сердца и перенес её в изолированное сердце другой лягушки.
Второе сердце также стало сокращаться реже. Объясните этот факт, применив свои знания о механизмах проведения нервного импульса.
Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна вишни? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в F1 и F2?
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 1»
1. Тип 1 № 23262
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень
Пример
Симбиоз рака отшельника и актинии
Видовой
Слон африканский
2. Тип 2 № 45701
Экспериментатор поместил семена гороха в два стакана. В первый стакан добавил немного воды и убрал в тёмный шкаф, во второй влажной почвы и оставил на свету. Как повлияло наличие света и почвы на прорастание семян гороха? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Быстрее.
2. Медленнее.
3. Не повлияло.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Прорастание без света
Прорастание в почве
3. Тип 3 № 21522
Кариотип собаки состоит из 78 хромосом. Сколько хромосом содержит зрелый эритроцит собаки? В ответе запишите только число.
4. Тип 4 № 20781
Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка цветкового растения? В ответе запишите только соответствующее число.
5. Тип 5 № 45790
Рассмотрите рисунки и выполните задание.
Первое деление мейоза
Второе деление мейоза
Каким номером на рисунке обозначена фаза мейоза, в ходе которой происходит нарушение сцепленного наследования?
6. Тип 6 № 45791
Установите соответствие между признаками и фазами мейоза, обозначенными цифрами на схеме первого деления мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) Нити веретена деления соединяются с центромерами
Б) Конденсация хромосом
В) Расхождение центриолей к полюсам клетки
Г) Разделение и расхождение гомологичных хромосом
Д) Исчезновение ядрышек
Е) Образование ядерных оболочек
ФАЗЫ МЕЙОЗА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 46527
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания молекулы информационной РНК. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Содержит нуклеотиды с рибозой.
2. Образуется при трансляции.
3. Служит матрицей для синтеза белка.
4. Способна к репликации.
5. Образует комплекс с рибосомой при трансляции.
6. Имеет четвертичную структуру.
8. Тип 8 № 22274
Установите последовательность этапов сперматогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Образование сперматоцитов первого порядка.
2. Образование сперматозоидов.
3. Митотическое деление сперматогониев.
4. Мейоз сперматоцитов первого порядка.
5. Рост сперматоцитов и накопление питательных веществ.
6. Образование сперматоцитов второго порядка.
9. Тип 9 № 52085
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла медузы, которая обладает возможностью к бесполому размножению?
10. Тип 10 № 52086
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла медузы, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Формирует половые клетки
Б) Личиночная стадия
В) Формирует почки
Г) Обладает способностью к стробиляции
Д) Передвигается за счёт ресничек
Е) Имеют статоцисты
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 52128
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:
1) многоклеточный фотосинтезирующий гаметофит;
2) одна семядоля в семени;
3) опыление ветром;
4) развитие главного корня;
5) проводящие пучки расположены по кругу;
6) развит слой камбия.
12. Тип 12 № 34335
Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Растения.
2. Плаун.
3. Плауновидные.
4. Плауновые.
5. Эукариоты.
6. Плаун булавовидный.
13. Тип 13 № 52213
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Какой цифрой на рисунке обозначена структура, регулирующая количество света, который поступает на сетчатку?
14. Тип 14 № 52218
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Содержит колбочки и палочки
Б) Непрозрачная внешняя оболочка глаза
В) Отвечает за питание глаза
Г) Обладает сосудами
Д) Имеет места креплений глазодвигательных мышц
Е) Состоит из фоторецепторов
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 20696
Выберите три верных ответа. Для сохранения витаминов в пищевых продуктах используют:
1) быстрое замораживание;
2) консервирование со стерилизацией;
3) сушку на солнце;
4) вакуумную сушку;
5) квашение;
6) пастеризацию.
16. Тип 16 № 21751
Установите правильную последовательность расположения оболочек и структур глаза человека, в обратном порядке, начиная с сетчатки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Роговица.
2. Стекловидное тело.
3. Радужная оболочка.
4. Задняя водянистая камера.
5. Сетчатка.
6. Хрусталик.
17. Тип 17 № 21077
Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Неандерталец — древний человек, ископаемые останки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке.
18. Тип 18 № 21879
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите три функции живого вещества биосферы.
1. Транспортная.
2. Гравитационная.
3. Тектоническая.
4. Средообразующая.
5. Фотопериодическая.
6. Энергетическая.
19. Тип 19 № 10602
Установите соответствие между представителями ракообразных и средой их обитания.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
А) речной рак
Б) камчатский краб
В) дафния
Г) мокрица
Д) циклоп
Е) креветки
СРЕДА
1) дно моря
2) придонная часть пресных водоемов
3) придонная часть и толща морской воды
4) влажная почва городов, лесная подстилка
5) толща воды пресных водоемов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 20858
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Направление эволюции
Путь эволюции
Пример
А
общая дегенерация
отсутствие органов пищеварения у плоских червей
биологический прогресс
Б
появление цветка и плода
биологический прогресс
идиоадаптация
В
Список терминов и понятий
1. Биологический прогресс.
2. Наличие перепончатых конечностей у водоплавающих птиц.
3. Наличие теплокровности у хордовых животных.
4. Ароморфоз.
5. Дивергенция.
6. Биологический регресс.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
21. Тип 21 № 20621
Изучите таблицу «Химический состав ламинарии сахаристой» и выберите верные утверждения.
Химический состав ламинарии сахаристой
Элемент
мг на 100 г сухого веса
Суточная норма (мг)
Хлор
10,56
36,6
Молибден
0,000096
0,025
Калий
6,85
4000
Натрий
3,12
до 6000
Кобальт
0,00016
до 2,5
Никель
до 0,00017
0,005
Магний
1,26
400
Кремний
0,51
0,01
Марганец
0,001
2,5
Ванадий
0,0016
0,01
Цинк
0,002
15
Железо
0,12
18
Фосфор
0,41
960
Йод
0,25
0,15
Кальций
0,22
260
1. Ламинарию рекомендуют употреблять для восполнения недостатка йода.
2. 100 г сухого вещества ламинарии содержит 1,67 суточных доз йода.
3. Употребление в пищу ламинарии является профилактикой анемии.
4. В ламинарии нет необходимых организму макроэлементов.
5. Ламинарию рекомендуют употреблять для восполнения недостатка меди.
22. Тип 22 № 52481
Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха. В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался углекислый газ разной концентрации. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему теплица в эксперименте должна быть строго герметичной. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в теплице было естественное освещение?
* Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Тип 23 № 52278
Экспериментатор решил изучить процесс работы мышц у домовой мыши (Mus musculs). Для этого он исследовал состояние мышц тренированных и нетренированных мышей, подвергая их одинаковым нагрузкам. Результаты эксперимента показаны на графике.
Как, согласно графику, влияет степень тренированности мышц на количество лактата (молочной кислоты), образующегося при их работе? Почему лактат (молочная кислота) образуется в мышцах при длительной нагрузке? Ответ поясните.
24. Тип 24 № 16195
Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2, 3? Какие функции выполняют указанные структуры?
25. Тип 25 № 21887
Австрийский физиолог Отто Леви в 1921 г. обратил внимание на следующий факт: при раздражении электрическим током веточки блуждающего нерва, подходящего к изолированному сердцу лягушки, замедляется частота сокращений этого сердца. Леви выкачал кровь из желудочка сердца и перенес её в изолированное сердце другой лягушки.
Второе сердце также стало сокращаться реже. Объясните этот факт, применив свои знания о механизмах проведения нервного импульса.
26. Тип 26 № 22002
Укажите эволюционные черты передних конечностей у человека. Какие изменения в передних конечностей позволили человеку овладеть трудовой деятельностью?
27. Тип 27 № 21546
Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна вишни? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
28. Тип 28 № 16784
При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в F1 и F2?