1. Тип 1 № 31720
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы | Процессы |
Молекулярный | Уровень ДНК |
? | Биогенная миграция атомов |
2. Тип 2 № 50671
Экспериментатор увеличил содержание адреналина в крови у мыши. Как изменились артериальное давление и ширина просвета бронхов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилось.
2. Уменьшилось.
3. Не изменилось.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Артериальное давление | Ширина просвета бронхов |
| |
3. Тип 3 № 22258
Сколько нуклеотидов кодируют фрагмент полипептида, состоящий из 257 аминокислот? В ответе запишите только число.
4. Тип 4 № 2319
Какова доля карликовых форм (%) при самоопылении гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий стебель — А)?
5. Тип 5 № 49748
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена гамета?
6. Тип 6 № 49749
Установите соответствие между стадиями жизненного цикла хламидомонады и их характеристиками, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Участвует в оплодотворении
Б) Неподвижна
В) Содержит двойной набор хромосом
Г) Взрослая особь
Д) Делится мейозом
Е) Подвижная зооспора
СТАДИИ
ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Тип 7 № 50600
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания кислородного этапа клеточного дыхания?
1. Окислительное фосфорилирование.
2. Окисление НАДН.
3. Происходит в цитозоле.
4. Образуется этанол.
5. Выделяется углекислый газ.
6. Образуется пировиноградная кислота.
8. Тип 8 № 22405
Установите последовательность процессов, происходящих при синтезе белка у эукариот. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Дозревание РНК в ядре.
2. Присоединение рибосомы к РНК.
3. Образование полипептида.
4. Синтез РНК.
5. Транспорт РНК в цитоплазму.
9. Тип 9 № 63490
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
1
2
3
4
5
6
Каким номером на рисунке обозначен орган обеспечивающий процессы дыхания и питания?
1
2
3
4
5
6
10. Тип 10 № 63491
Установите соответствие между характеристиками и органами, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) имеют образования, в которых заходит воздух, но газообмен не осуществляется
Б) ароморфоз, обеспечивший уверенное существование и размножение на суше
В) пронизаны капиллярами, принадлежащими единственному кругу кровообращения
Г) имеют ячеистое строение
Д) обеспечивают двойное дыхание
Е) участвуют в кожно-лёгочном дыхании
ТИПЫ СОЦВЕТИЙ
1) 1
2) 2
3) 3
3) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 55854
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие особенности строения характерны для животного, изображённого на рисунке?
1. Наличие кожного дыхания.
2. Трёхкамерное сердце.
3. Полное разделение кругов кровообращения.
4. Ячеистые лёгкие.
5. Развитие эмбриона в яйце.
6. Кожа, содержащая множество желёз.
12. Тип 12 № 16678
Установите последовательность систематических групп животных, начиная с наибольшей.
1. Беличьи.
2. Хордовые.
3. Грызуны.
4. Млекопитающие.
5. Белка.
6. Обыкновенная белка.
13. Тип 13 № 55760
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначен желчный пузырь?
14. Тип 14 № 55761
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 3, 5: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) расщепление целлюлозы
Б) активное всасывание воды
В) эмульгирование жиров
Г) железа смешанной секреции
Д) выделение панкреатического сока
Е) запасание гликогена
СТРУКТУРЫ
1) 3) 5)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Тип 15 № 10209
К пищеварительному каналу относят:
1) печень;
2) ротовую полость;
3) пищевод и желудок;
4) поджелудочную железу;
5) слюнные железы;
6) слепую кишку.
16. Тип 16 № 23856
Установите последовательность процессов при чихании. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Поступление импульсов к диафрагме и наружным межрёберным мышцам.
2. Раздражение рецепторов носовой полости.
3. Резкий ускоренный выдох через нос.
4. Передача нервных импульсов в продолговатый мозг.
5. Глубокий резкий вдох.
17. Тип 17 № 27465
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Сурепка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Сурепка обыкновенная — многолетнее травянистое растение с двулетними побегами. (2) Относится к роду Сурепка из семейства Капустные. (3) Сурепка распространена по всей Европе, в России — в европейской части и Западной Сибири. (4) Сурепка — растение-мезофит, способное произрастать в условиях полутени. (5) Сурепка — сорное растение преимущественно лесной зоны, на юге встречается реже, в местах избыточно увлажнённых. (6) Сурепка обыкновенная обсеменяется уже в начале лета до уборки полевых культур и сильно засоряет почву.
18. Тип 18 № 10309
Биогеоценозы характеризуются:
1) сложными пищевыми цепями;
2) простыми пищевыми цепями;
3) отсутствием видового разнообразия;
4) наличием естественного отбора;
5) зависимостью от деятельности человека;
6) устойчивым состоянием.
19. Тип 19 № 29221
Установите соответствие между организмами и видами взаимодействия между ними: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) дельфин и сельдь
Б) треска и минога
В) росянка и муха
Г) человек и комар
Д) лошадь и аскарида
Е) берёза и трутовый гриб
ВИД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1) хищник — жертва
2) паразит — хозяин
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
20. Тип 20 № 50483
Проанализируйте таблицу «Гормоны человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Железа | Гормон | Заболевание, возникающее при недостатке гормона |
щитовидная железа | тироксин | (В) _________ |
(А) _________ | инсулин | сахарный диабет |
гипофиз | (Б) _________ | карликовость |
Список элементов
1. Печень.
2. Поджелудочная железа.
3. Надпочечники.
4. Эпифиз.
5. Соматотропин.
6. Тиреотропин.
7. Микседема.
8. Базедова болезнь.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
21. Тип 21 № 20617
Проанализируйте данные таблицы «Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания».
Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания
Сроки голодания | Число инфузорий в 1 мм2 |
До голодания | 1266 |
1-й день голодания | 536 |
2-й день голодания | 128 |
3-й день голодания | 33 |
4-й день голодания | 8 |
Выберите верные утверждения.
1. Чем дольше голодает животное, тем меньше инфузорий содержится в его желудке.
2. При голодании животного инфузориям остается не изменным.
3. Инфузории и бактерии помогают переварить клетчатку растений.
4. Инфузории становятся дополнительной белковой пищей для животного.
5. На второй день голодания количество инфузорий уменьшилось почти вчетверо по сравнению с первым днем.
22. Тип 22 № 57121
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор изучал особенности физиологии птиц тауи из семейства Овсянковых, измеряя температуру тела в течение суток. Для этого он помещал птиц в камеру, где поддерживалась постоянная температура 23 °C. В 6:00 он включал свет, а в 18:00 выключал. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какую нулевую гипотезу* можно сформулировать перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте была использована группа птиц, а не одно животное. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если в нем использовали птиц разных полов?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Тип 23 № 57094
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности культуры хлореллы. Для этого в герметичные пробирки с питательной средой он добавлял фиксированное количество клеток хлореллы и после закачивал туда определенное количество атмосферного воздуха. Пробирки освещались с одинаковой интенсивностью, после чего исследователь измерял концентрацию кислорода. Результаты эксперимента представлены на графике.
Как изменится скорость деления хлореллы в ходе эксперимента? Ответ поясните. Как изменятся результаты эксперимента, если перед его началом обработать культуру хлореллы ингибитором фотосистемы II? Ответ поясните.
24. Тип 24 № 20405
К какому отделу и классу относится изображенное растение? Дайте характеристику этого класса и этого отдела.
25. Тип 25 № 16197
Кета вымётывает во время нереста несколько тысяч икринок, и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Назовите несколько причин такого «выживания», имеющих отношение к внутривидовой и межвидовой борьбе за существование.
26. Тип 26 № 51680
Почему понятия «общая дегенерация» и «биологический регресс» не являются тождественными? Ответ обоснуйте, объяснив каждое понятие. Какое из этих понятий применимо к бычьему цепню? Ответ аргументируйте.
27. Тип 27 № 23263
Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в метафазе и конце телофазы митоза. Объясните все полученные результаты.
28. Тип 28 № 24499
При скрещивании самки дрозофилы с загнутыми крыльями и нормальными ногами и самца с нормальными крыльями и укороченными ногами в первом поколении было получено 13 мух, имевших загнутые крылья, нормальные ноги, и 15 мух, имевших нормальные крылья и ноги. Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с загнутыми крыльями, нормальными ногами. В потомстве получили расщепление 6 : 3 : 2 : 1, причём мух с загнутыми крыльями было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.