СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 14

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 50637

Рассмотрите таблицу «Биология  — комплексная наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

Разделы биологии Объекты изучения
Гистология Ткани, входящие в состав органа

 

? Хромосомы делящейся клетки на

микроскопическом препарате

 

2.  Тип 2 № 49926

Экспериментатор исследовал влияние разных условий на жизнедеятельность комнатных растений. Как изменилась интенсивность фотосинтеза и дыхания при перемещении растения в тёмную комнату?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Увеличилась.

2.  Не изменилась.

3.  Уменьшилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Интенсивность фотосинтеза Интенсивность дыхания

 

3.  Тип 3 № 6707

Какое число нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру белка, состоящего из 300 аминокислот. В ответ запишите только соответствующее число.

4.  Тип 4 № 27579

По изображённой на рисунке родословной определите вероятность (в процентах) рождения в браке 1 ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом, при полном доминировании. Ответ запишите в виде числа.

5.  Тип 5 № 57041

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на схеме жизненного цикла растения обозначены гаметы?

6.  Тип 6 № 57042

Установите соответствие между процессами и этапами жизненного цикла растения, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ПРОЦЕССЫ

 

А)  редукционное деление

Б)  слияние гамет

В)  образование спор

Г)  оплодотворение

Д)  образование гамет

Е)  митоз

 

 

 

ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

7.  Тип 7 № 56003

Какие из перечисленный ниже признаков можно использовать для описания особенностей процесса, изображенного на рисунке?

 

1.  Мейоз.

2.  Сперматогонии.

3.  Овоцит.

4.  Спорообразование.

5.  Почкование.

6.  Полярное тельце.

8.  Тип 8 № 42158

Установите последовательность процессов, происходящих при овогенезе у человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Образование второго полярного тельца.

2.  Конъюгация гомологичных хромосом.

3.  Деление диплоидных клеток митозом.

4.  Овуляция овоцита.

5.  Формирование овогониев.

9.  Тип 9 № 64786

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

На рисунке под каким номером обозначен ветвистый подземный побег с чешуевидными листьями?

10.  Тип 10 № 64787

Установите соответствие между характеристиками и побегами, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  хранение воды в стебле

Б)  укороченный стебель  — донце

В)  одревеснение

Г)  подземное формирование

Д)  редукция листьев

Е)  запасание веществ в чешуях

 

 

 

ПОБЕГ

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

11.  Тип 11 № 61083

Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие функции выполняет микобионт в составе лишайника?

 

1.  Выделение кислорода.

2.  Закрепление в субстрате.

3.  Защита от высыхания.

4.  Образование слоевища.

5.  Создание глюкозы для питания.

6.  Азотфиксация.

12.  Тип 12 № 22931

Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Грызуны.

2.  Хордовые.

3.  Суслики.

4.  Млекопитающие.

5.  Беличьи.

6.  Суслик даурский.

13.  Тип 13 № 63831

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

 

А

Б

В

Г

Каким номером на схеме обозначен объект, который является безусловным раздражителем?

14.  Тип 14 № 63832

Установите соответствие между характеристиками и элементами, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  преобразует химический сигнал в нервный импульс

Б)  выделяет пищеварительные ферменты

В)  периферическая часть сенсорной системы

Г)  образована секреторными клетками

Д)  регулирует секреторную, двигательную, всасывающую функции пищеварения

Е)  запускает условно-рефлекторный ответ

 

 

 

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

15.  Тип 15 № 20934

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Какие особенности плоских червей-⁠паразитов связаны с условиями жизни в кишечнике человека?

 

1.  Органы прикрепления.

2.  Большая плодовитость.

3.  Паренхима.

4.  Развитая нервная система.

5.  Уплощённая форма тела.

6.  Покровы, на которые не действует пищеварительный сок.

16.  Тип 16 № 28373

Установите последовательность органов кровеносной системы, через которые проходит кровь при кровообращении, начиная с превращения венозной крови в артериальную. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Правый желудочек.

2.  Левое предсердие.

3.  Капилляры лёгких.

4.  Аорта.

5.  Нижняя полая вена.

17.  Тип 17 № 24458

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биохимического критерия вида подсолнечника однолетнего. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Корневая система подсолнечника масличного стержневая, проникает в почву на 2–3 м, что позволяет ему использовать влагу глубоких горизонтов. (2) Листья очерёдные, на длинных черешках, зелёные, овально-⁠сердцевидные с заострёнными концами. (3) В листьях и цветках обнаружены флавоноиды, каротиноиды и антоцианы. (4) Цветки собраны в верхушечных, очень крупных соцветиях-корзинках, окружённых обёрточными листьями, 30–50 см в диаметре, как и бутоны, в молодом возрасте тянутся к солнцу и изменяют свою ориентацию с востока на запад в течение дня. (5) В семенах содержится жирное масло (около 40%, иногда до 50–52%), белки (до 20%), углеводы (до 25%), стерины, каротиноиды, фосфолипиды. (6) Кроме того, в семенах содержатся витамины PP и E, а также полиненасыщенные жирные кислоты (особенно линолевая).

18.  Тип 18 № 10304

Природный луг, в отличие от поля:

 

1)  требует вмешательства человека для постоянного поддержания и восстановления видового состава;

2)  является местом обитания диких животных и дикорастущих растений;

3)  характеризуется истощением и эрозией плодородных почв;

4)  обладает способностью к саморегуляции и самовосстановлению;

5)  не имеет редуцентов;

6)  характеризуется большим разнообразием видов растений.

19.  Тип 19 № 10603

Установите соответствие между организмами и их средами жизни.

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  эвглена зеленая

Б)  амеба обыкновенная

В)  амеба дизентерийная

Г)  инфузория-⁠туфелька

Д)  малярийный паразит

 

 

 

СРЕДЫ ЖИЗНИ

 

1)  пресные водоемы

2)  живые организмы

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

20.  Тип 20 № 56162

Рассмотрите рисунок со схематичным

изображением деления ядра клетки и заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

 

Тип деления Фаза деления Процесс
_____________ (А) _____________ (Б) _____________ (В)

 

Список элементов

1.  Метафаза II.

2.  Расхождение двухроматидных хромосом к полюсам клетки.

3.  Метафаза I.

4.  Профаза.

5.  Мейоз.

6.  Выстраивание бивалентов в зоне экватора.

7.  Спирализация хромосом.

8.  Митоз.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A Б В

21.  Тип 21 № 20632

Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», выберите верные утверждения.

 

Выживание куропаток

(по Швердпфегеру, с упрощениями)

 

 

Возраст, годы Количество особей Смертность, % Доля самок в популяции
живых к началу возраста погибших в данном возрасте
0 1000 850 85 0,50
2 112 31 28 0,46
4 57 18 32 0,32
6 26 9 35 0,23
8 11 4 35 0,27
10 5 2 35 0,20
12 2 1 50 0
13 1 1 100 0

 

1.  В интервале 4–10 лет у куропаток относительно стабильная смертность (32–35%).

2.  Куропатки живут до 20 лет.

3.  В популяции куропаток 50% самок.

4.  Гнездование на земле делает птенцов легко доступной пищей для хищных птиц и крупных млекопитающих.

5.  Массовая гибель птенцов происходит на первом году жизни.

22.  Тип 22 № 57093

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности культуры хлореллы. Для этого в герметичные пробирки с питательной средой он добавлял фиксированное количество клеток хлореллы и после закачивал туда определенное количество атмосферного воздуха. Пробирки освещались с одинаковой интенсивностью, после чего исследователь измерял концентрацию кислорода. Результаты эксперимента представлены на графике.

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Наличие какого газа в атмосферном воздухе необходимо для проведения эксперимента и почему? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что измерения проводились при различной температуре в помещении?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

23.  Тип 23 № 57122

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Экспериментатор изучал особенности физиологии птиц тауи из семейства Овсянковых, измеряя температуру тела в течение суток. Для этого он помещал птиц в камеру, где поддерживалась постоянная температура 23 °C. В 6:00 он включал свет, а в 18:00 выключал. Результаты эксперимента представлены на графике.

На какие экологические группы делятся птицы по отношению к свету? К какой группе согласно графику можно отнести птицу тауи? Ответ поясните. Почему температура тела является важнейшим показателем активности птиц?

24.  Тип 24 № 11343

Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

25.  Тип 25 № 34321

Объясните, как происходит регуляция всасывания воды при реабсорбции в почках у человека. Какой процесс обеспечивает всасывание молекул воды в нефронах? Объясните механизм этого процесса.

26.  Тип 26 № 53893

Среди позвоночных животных известны случаи заразного рака: трансмиссивная венерическая опухоль собак, передающаяся половым путём, и лицевая опухоль тасманийского дьявола, передающаяся при укусах. Трансмиссивная венерическая опухоль собак появилась порядка 10 000 лет назад. После заражения у собак образуются опухоли на гениталиях, которые со временем регрессируют и не приводят к смерти хозяина, но некоторое время активно передаются другим особям. Лицевая опухоль тасманийского дьявола эволюционно молода, впервые была выявлена в 1996 году. В случае заражения приводит к смерти от истощения в течение 12–18 месяцев в практически 100% случаев, так как опухоли на лице делают невозможным употребление пищи. Предположим, что 10 000 лет назад трансмиссивная венерическая опухоль собак была так же летальна, как лицевая опухоль тасманийского дьявола на данный момент. Объясните с точки зрения эволюционного учения Дарвина, как смертельный рак может превратиться в несмертельный.

27.  Тип 27 № 26687

Молекулы тРНК, несущие соответствующие антикодоны, входят в рибосому в следующем порядке: ЦГЦ, ЦЦУ, АЦГ, АГА, АГЦ. Определите последовательность нуклеотидов смысловой и транскрибируемой цепей ДНК, иРНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При выполнении задания учитывайте, что антикодоны тРНК антипараллельны кодонам иРНК.

 

Генетический код (иРНК)

 

 

 

 

Первое

основание

Второе основание Третье

основание

У Ц А Г
У Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

  —

  —

Цис

Цис

  —

Три

У

Ц

А

Г

Ц Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй  — из верхнего горизонтального ряда и третий  — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

28.  Тип 28 № 43142

У человека между генами гемофилии типа А и красно-⁠зелёного дальтонизма происходит кроссинговер.

Женщина, у матери которой был дальтонизм, а у отца  — гемофилия, сама не имеющая указанных заболеваний, вышла замуж за мужчину, не имеющего указанных заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная дочь без указанных заболеваний вышла замуж за здорового мужчину. У них родился ребёнок с гемофилией. Составьте схему решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы и пол возможного потомства в обоих браках. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка с гемофилией и дальтонизмом? Ответ поясните.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 14»

1.  Тип 1 № 50637

Рассмотрите таблицу «Биология  — комплексная наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Разделы биологии

Объекты изучения

Гистология

Ткани, входящие в состав органа

?

Хромосомы делящейся клетки на

микроскопическом препарате

2.  Тип 2 № 49926

Экспериментатор исследовал влияние разных условий на жизнедеятельность комнатных растений. Как изменилась интенсивность фотосинтеза и дыхания при перемещении растения в тёмную комнату?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Увеличилась.

2.  Не изменилась.

3.  Уменьшилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Интенсивность фотосинтеза

Интенсивность дыхания

3.  Тип 3 № 6707

Какое число нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру белка, состоящего из 300 аминокислот. В ответ запишите только соответствующее число.

4.  Тип 4 № 27579

По изображённой на рисунке родословной определите вероятность (в процентах) рождения в браке 1 ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом, при полном доминировании. Ответ запишите в виде числа.

5.  Тип 5 № 57041

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на схеме жизненного цикла растения обозначены гаметы?

6.  Тип 6 № 57042

Установите соответствие между процессами и этапами жизненного цикла растения, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ПРОЦЕССЫ

А)  редукционное деление

Б)  слияние гамет

В)  образование спор

Г)  оплодотворение

Д)  образование гамет

Е)  митоз

ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

7.  Тип 7 № 56003

Какие из перечисленный ниже признаков можно использовать для описания особенностей процесса, изображенного на рисунке?

 

1.  Мейоз.

2.  Сперматогонии.

3.  Овоцит.

4.  Спорообразование.

5.  Почкование.

6.  Полярное тельце.

8.  Тип 8 № 42158

Установите последовательность процессов, происходящих при овогенезе у человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Образование второго полярного тельца.

2.  Конъюгация гомологичных хромосом.

3.  Деление диплоидных клеток митозом.

4.  Овуляция овоцита.

5.  Формирование овогониев.

9.  Тип 9 № 64786

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

На рисунке под каким номером обозначен ветвистый подземный побег с чешуевидными листьями?

10.  Тип 10 № 64787

Установите соответствие между характеристиками и побегами, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  хранение воды в стебле

Б)  укороченный стебель  — донце

В)  одревеснение

Г)  подземное формирование

Д)  редукция листьев

Е)  запасание веществ в чешуях

ПОБЕГ

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

11.  Тип 11 № 61083

Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие функции выполняет микобионт в составе лишайника?

 

1.  Выделение кислорода.

2.  Закрепление в субстрате.

3.  Защита от высыхания.

4.  Образование слоевища.

5.  Создание глюкозы для питания.

6.  Азотфиксация.

12.  Тип 12 № 22931

Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Грызуны.

2.  Хордовые.

3.  Суслики.

4.  Млекопитающие.

5.  Беличьи.

6.  Суслик даурский.

13.  Тип 13 № 63831

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

А

Б

В

Г

Каким номером на схеме обозначен объект, который является безусловным раздражителем?

14.  Тип 14 № 63832

Установите соответствие между характеристиками и элементами, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  преобразует химический сигнал в нервный импульс

Б)  выделяет пищеварительные ферменты

В)  периферическая часть сенсорной системы

Г)  образована секреторными клетками

Д)  регулирует секреторную, двигательную, всасывающую функции пищеварения

Е)  запускает условно-рефлекторный ответ

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

15.  Тип 15 № 20934

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Какие особенности плоских червей-⁠паразитов связаны с условиями жизни в кишечнике человека?

 

1.  Органы прикрепления.

2.  Большая плодовитость.

3.  Паренхима.

4.  Развитая нервная система.

5.  Уплощённая форма тела.

6.  Покровы, на которые не действует пищеварительный сок.

16.  Тип 16 № 28373

Установите последовательность органов кровеносной системы, через которые проходит кровь при кровообращении, начиная с превращения венозной крови в артериальную. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Правый желудочек.

2.  Левое предсердие.

3.  Капилляры лёгких.

4.  Аорта.

5.  Нижняя полая вена.

17.  Тип 17 № 24458

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биохимического критерия вида подсолнечника однолетнего. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Корневая система подсолнечника масличного стержневая, проникает в почву на 2–3 м, что позволяет ему использовать влагу глубоких горизонтов. (2) Листья очерёдные, на длинных черешках, зелёные, овально-⁠сердцевидные с заострёнными концами. (3) В листьях и цветках обнаружены флавоноиды, каротиноиды и антоцианы. (4) Цветки собраны в верхушечных, очень крупных соцветиях-корзинках, окружённых обёрточными листьями, 30–50 см в диаметре, как и бутоны, в молодом возрасте тянутся к солнцу и изменяют свою ориентацию с востока на запад в течение дня. (5) В семенах содержится жирное масло (около 40%, иногда до 50–52%), белки (до 20%), углеводы (до 25%), стерины, каротиноиды, фосфолипиды. (6) Кроме того, в семенах содержатся витамины PP и E, а также полиненасыщенные жирные кислоты (особенно линолевая).

18.  Тип 18 № 10304

Природный луг, в отличие от поля:

 

1)  требует вмешательства человека для постоянного поддержания и восстановления видового состава;

2)  является местом обитания диких животных и дикорастущих растений;

3)  характеризуется истощением и эрозией плодородных почв;

4)  обладает способностью к саморегуляции и самовосстановлению;

5)  не имеет редуцентов;

6)  характеризуется большим разнообразием видов растений.

19.  Тип 19 № 10603

Установите соответствие между организмами и их средами жизни.

 

 

ОРГАНИЗМЫ

А)  эвглена зеленая

Б)  амеба обыкновенная

В)  амеба дизентерийная

Г)  инфузория-⁠туфелька

Д)  малярийный паразит

СРЕДЫ ЖИЗНИ

1)  пресные водоемы

2)  живые организмы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

20.  Тип 20 № 56162

Рассмотрите рисунок со схематичным

изображением деления ядра клетки и заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

Тип деления

Фаза деления

Процесс

_____________ (А)

_____________ (Б)

_____________ (В)

 

Список элементов

1.  Метафаза II.

2.  Расхождение двухроматидных хромосом к полюсам клетки.

3.  Метафаза I.

4.  Профаза.

5.  Мейоз.

6.  Выстраивание бивалентов в зоне экватора.

7.  Спирализация хромосом.

8.  Митоз.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A

Б

В

21.  Тип 21 № 20632

Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», выберите верные утверждения.

Выживание куропаток

(по Швердпфегеру, с упрощениями)

Возраст, годы

Количество особей

Смертность, %

Доля самок в популяции

живых к началу возраста

погибших в данном возрасте

0

1000

850

85

0,50

2

112

31

28

0,46

4

57

18

32

0,32

6

26

9

35

0,23

8

11

4

35

0,27

10

5

2

35

0,20

12

2

1

50

0

13

1

1

100

0

 

1.  В интервале 4–10 лет у куропаток относительно стабильная смертность (32–35%).

2.  Куропатки живут до 20 лет.

3.  В популяции куропаток 50% самок.

4.  Гнездование на земле делает птенцов легко доступной пищей для хищных птиц и крупных млекопитающих.

5.  Массовая гибель птенцов происходит на первом году жизни.

22.  Тип 22 № 57093

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности культуры хлореллы. Для этого в герметичные пробирки с питательной средой он добавлял фиксированное количество клеток хлореллы и после закачивал туда определенное количество атмосферного воздуха. Пробирки освещались с одинаковой интенсивностью, после чего исследователь измерял концентрацию кислорода. Результаты эксперимента представлены на графике.

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Наличие какого газа в атмосферном воздухе необходимо для проведения эксперимента и почему? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что измерения проводились при различной температуре в помещении?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

23.  Тип 23 № 57122

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Экспериментатор изучал особенности физиологии птиц тауи из семейства Овсянковых, измеряя температуру тела в течение суток. Для этого он помещал птиц в камеру, где поддерживалась постоянная температура 23 °C. В 6:00 он включал свет, а в 18:00 выключал. Результаты эксперимента представлены на графике.

На какие экологические группы делятся птицы по отношению к свету? К какой группе согласно графику можно отнести птицу тауи? Ответ поясните. Почему температура тела является важнейшим показателем активности птиц?

24.  Тип 24 № 11343

Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

25.  Тип 25 № 34321

Объясните, как происходит регуляция всасывания воды при реабсорбции в почках у человека. Какой процесс обеспечивает всасывание молекул воды в нефронах? Объясните механизм этого процесса.

26.  Тип 26 № 53893

Среди позвоночных животных известны случаи заразного рака: трансмиссивная венерическая опухоль собак, передающаяся половым путём, и лицевая опухоль тасманийского дьявола, передающаяся при укусах. Трансмиссивная венерическая опухоль собак появилась порядка 10 000 лет назад. После заражения у собак образуются опухоли на гениталиях, которые со временем регрессируют и не приводят к смерти хозяина, но некоторое время активно передаются другим особям. Лицевая опухоль тасманийского дьявола эволюционно молода, впервые была выявлена в 1996 году. В случае заражения приводит к смерти от истощения в течение 12–18 месяцев в практически 100% случаев, так как опухоли на лице делают невозможным употребление пищи. Предположим, что 10 000 лет назад трансмиссивная венерическая опухоль собак была так же летальна, как лицевая опухоль тасманийского дьявола на данный момент. Объясните с точки зрения эволюционного учения Дарвина, как смертельный рак может превратиться в несмертельный.

27.  Тип 27 № 26687

Молекулы тРНК, несущие соответствующие антикодоны, входят в рибосому в следующем порядке: ЦГЦ, ЦЦУ, АЦГ, АГА, АГЦ. Определите последовательность нуклеотидов смысловой и транскрибируемой цепей ДНК, иРНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При выполнении задания учитывайте, что антикодоны тРНК антипараллельны кодонам иРНК.

Генетический код (иРНК)

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

  —

  —

Цис

Цис

  —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй  — из верхнего горизонтального ряда и третий  — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

28.  Тип 28 № 43142

У человека между генами гемофилии типа А и красно-⁠зелёного дальтонизма происходит кроссинговер.

Женщина, у матери которой был дальтонизм, а у отца  — гемофилия, сама не имеющая указанных заболеваний, вышла замуж за мужчину, не имеющего указанных заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная дочь без указанных заболеваний вышла замуж за здорового мужчину. У них родился ребёнок с гемофилией. Составьте схему решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы и пол возможного потомства в обоих браках. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка с гемофилией и дальтонизмом? Ответ поясните.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!