ЕГЭ 2025. Итоговое сочинение на тему: «Чем язык богаче выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя?» Примерные сочинения с аргументами и примерами из литературы.
Источник: 100balnik
Примерное сочинение № 1
Язык — это живая материя, в постоянном развитии, впитывающая в себя новые понятия, выражения, обороты речи. Именно языковое богатство позволяет писателю тонко передавать оттенки мыслей и чувств, создавать яркие художественные образы. Великий А. С. Пушкин, блестящий мастер слова, отмечал: «Чем язык богаче выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя». Я полностью разделяю данное высказывание Пушкина.
Действительно, разнообразный язык с множеством стилистических возможностей открывает перед талантливым литератором безграничное поле для творчества, позволяя ему виртуозно отображать многогранную жизнь во всех её проявлениях.
Обратимся к бессмертному роману в стихах «Евгений Онегин», который по праву считается энциклопедией русской жизни начала XIX века. Богатство языковых средств здесь просто поразительно.
В «Евгении Онегине» Пушкин использует невероятное многообразие стилистических приемов — от высокого стиля до разговорных интонаций, от пословиц до авторских неологизмов, от точных деталей быта до самых тонких психологических штрихов. Например: «Причудницы большого света! Все прихоти бывалых лет!». Язык произведения поистине уникален и многолик. Это позволяет автору с блеском отразить сложный внутренний мир героев, дух и колорит эпохи. Данный литературный шедевр наглядно демонстрирует, как богатство и разнообразие языка помогает писателю создать живую, объемную картину действительности. Универсальность этой идеи подтверждает и мировая литература, в частности знаменитый роман Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».
В этом произведении автору потребовалось максимально полно передать самобытную атмосферу латиноамериканского быта, фантастические события и уникальный менталитет местных жителей. Для этого Маркес органично сочетает сказочный язык мифов и легенд, вкрапления из индейских наречий, экзотическую образность, особую ритмику повествования — всё то, что составляет яркий колорит романа. Цитата: «Макондо было селением из двадцати домов с глиняными стенами, соломенными крышами…». Микровывод: Яркий, богатый язык помогает писателю точно воссоздать самобытную национальную культуру и быт, передать специфику эпохи и мировосприятие героев.
Таким образом, рассмотренные литературные шедевры со всей очевидностью доказывают правоту суждения Пушкина. Действительно, чем богаче язык выразительными средствами и красочными оборотами, тем большими возможностями обладает талантливый писатель для воплощения своих художественных замыслов.
В заключение хотелось бы отметить, что языковое богатство остается одним из важнейших инструментов в руках великих мастеров слова. Постоянно обогащая свой арсенал стилистическими красками, они создают истинные литературные шедевры, способные запечатлеть полноту и многообразие человеческого бытия во всех его проявлениях. Именно в этом заключается высшее предназначение искусства слова.
Примерное сочинение № 2
А.С. Пушкин однажды сказал: «Чем язык богаче выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя». Действительно, чем ярче палитра красок, тем красивее картины живописца. Художник слова тоже нуждается в изобильном материале для творчества. Для него важно придать своим произведениям оригинальности и лоска, чтобы достучаться до читателя и произвести на него сильное впечатление. Если же автор недостаточно искусен, то ему не совладать с богатым и сложным языком. В этом мы убеждаемся, глядя на литературные примеры.
Многие читатели знают, что Л.Н. Толстой, став маститым писателем, известным на весь мир, назвал роман «Война и мир» «многословной дребеденью». В 1908 году он написал в дневнике: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными». Почему же автор столь резко отозвался о своем произведении? Рискну предположить, что его критика обоснована. Действительно, первоначальная версия романа (редакция 1866 года) в пять раз короче и читается на одном дыхании, потому что там нет стольких исторических подробностей и авторских отступлений. Лишние рассуждения и выдержки из хроник затрудняют понимание текста и делают его тяжеловесным, нечитаемым, что отмечали и такие критики, как П.А. Вяземский и П.В. Анненков. Со временем и сам писатель понял, что допустил ошибку. Роман был лишь начальным этапом его творческого пути, поэтому он не сумел справиться с трудным материалом его создания — русским языком. Толстой «пересолил» текст, сделал его слишком большим и перенасыщенным. Этот пример позволяет сделать вывод, что лишь искусный мастер может работать с богатым и многогранным словом, а недостаток опыта существенно затрудняет творческий процесс.
Однако умелый автор автор извлекает из богатого языка всю его красоту. К примеру, критики высоко оценили «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. Н.И. Надеждин писал, что писателю удалось сочетать «литературность с естественностью». «А местами какая поэзия! какая чувствительность» — писал о сборнике А.С. Пушкин. Индивидуальный стиль Гоголя сложно перепутать с другим. Литератор смог внести свою уникальную лепту в развитие русского языка, ведь его перу принадлежат некоторые известные ныне слова и выражения: «подснастить речь», «халатность» и др. Автор вплетал в нити повествования народный фольклор, поэтому его книги были такими убедительными и «живыми». Как писал критик М. Максимович, Гоголь «стал первостепенным русским писателем и величайшим мастером русского языка». Важнейшую роль в его становлении сыграла именно отечественная культура, богатая словесными оборотами и выражениями.
Подведем итоги: богатый язык для искусного автора — драгоценный материал, как каррарский мрамор для скульптора. Но А.С. Пушкин не зря упомянул прилагательное «искусного». Если писатель еще недостаточно овладел искусством слова, то слишком сложный и изобильный язык может его запутать.
Примерное сочинение № 3
Современное общество давно осознало одну простую и важную мысль: нашу речь нужно постоянно развивать, обогащая свой лексикон новыми словами и речевыми оборотами. Человека, который не умеет выражать собственные мысли грамотно видно сразу, потому что он более зажат и закомплексован, по сравнению с людьми, которые приучены читать книги и заниматься саморазвитием.
Особенно страшен скудный словарный запас для людей, которые хотят попробовать себя в писательстве. Сам Александр Сергеевич Пушкин при жизни говорил: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя». Важно акцентировать внимание именно на последней части высказывания «искусного писателя», то бишь язык является своеобразным вспомогательным «инструментом» только для одарённого писателя, умеющего грамотно работать со словами и их смыслами.
Однако сказать, что для писательской деятельности достаточно таланта — будет в корне неверным. Во-первых, потому, что любая творческая отрасль требует определенных наработанных навыков, во-вторых, без тренировки никуда, ведь писательство — это труд и призвание. Оттого А.С. Пушкин и говорит, что богатый словарный запас помогает тем литераторам, которые знают, как писать грамотные и интересные тексты, доступные для пытливых читателей.
Главным образом автор цитаты пытается донести до публики мысль о том, что любой писатель должен развивать свою речь и обогащать словарный запас.
С позицией А.С. Пушкина трудно не согласиться. Действительно, любой качественный художественный текст должен выводить читателя на эмоции, чтобы тот полностью погружался в сюжет и делал свои выводы о той или иной проблеме, поднятой писателем в книге. Ведь грамотный читатель не поверхностен в своих рассуждениях, а накопленный читательский опыт расширяет границы его мышления.
В качестве доказательства своей позиции приведу пример из публицистической литературы. Русский писатель-классик Владимир Владимирович Набоков при жизни любил рассуждать о предназначении писателя и о том, каким должен быть настоящий литературный творец. Однако в одном из своих эссе «О хороших читателях и хороших писателях» автору удалось порассуждать и о том, каким должен быть настоящий читатель. По мнению В.В. Набокова при знакомстве с любой книгой, главное, не заниматься обобщением раньше времени, а стараться вчитываться в детали, а писателю, в свою очередь, важно создать уникальный текст, буквально «заново изобрести мир», а не воспроизвести очередное клише. Также важную роль играет воображение: как авторское, так и читательское, ведь без него не получится представить образы героев, нарисовав в голове картинку происходящего в книге.
Таким образом, богатый словарный запас необходим как самому писателю, так и читателю, для которого он пишет книгу. Скудный лексикон говорит о том, что человек не хочет развиваться и расти духовно, значит, ему не интересны ни книги, ни история, ни искусство.