СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2025. Итоговое сочинение на тему: «Равнодушие – вина человека или его беда?» (100ballnik.com)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025. Итоговое сочинение на тему: «Равнодушие – вина человека или его беда?» (100ballnik.com)»

ЕГЭ 2025. Итоговое сочинение на тему: «Равнодушие – вина человека или его беда?»

Примерное сочинение с аргументами и примерами из литературы.

Примерное сочинение № 1

Что такое равнодушие — вина человека или его беда? Несомненно, это реакция на несовершенства мира и личные травмы. Если все воспринимать близко к сердцу, оно разобьется на куски. Черствость позволяет нам сохранить душевное равновесие, отдалиться от скорби и жестокости. Она появляется бессознательно, нельзя заставить себя быть безразличным. Поэтому это явление становится не виной, а бедой человека, который постепенно и незаметно для себя утрачивает саму способность к эмпатии. Такие люди вызывают сочувствие, а не осуждение. Этот вывод подтверждают примеры из литературы.

Обратимся к рассказу А.П. Чехова «Ионыч». В самом начале текста Дмитрий полон жизни. Он фонтанирует идеями и яркими эмоциями, верит в себя. Туркины кажутся ему интеллигентными, Катерина — прелестной, а работа дарит ему радость. Старцев влюбляется и совершает безрассудные поступки вроде ночного похода на кладбище. Однако что-то надломилось в нем, когда Катерина ответила на его предложение отказом. Дмитрий был оглушен страданием, но вооружен горьким опытом. Постепенно и прием пациентов превратился в рутину. Герой больше ничему не удивлялся. Чтобы не прозябать в одиночестве, он стал разделять нехитрый досуг местных обывателей. Ему было уже все равно, что игры, обжорство и сплетни — это деградация его личности. Они снизил планку, чтобы не травмировать себя. Но из-за этой черствости Дмитрий потерял все, что могло бы его обрадовать. Даже встреча с Катериной и ее готовность выйти за него оставили его безразличным. Он уже никого не любил, так как ради собственного спокойствия разучился это делать. Равнодушие Старцева ко всему — это его беда, а винить его может лишь тот, кто ни разу не отгораживался от страдания стеной безразличия.

Столь же тяжелый крест достался Андрею, герою пьесы А.П. Чехова «Три сестры». Он мечтал стать профессором в Москве, занимался наукой и готовился к переезду. Андрей думал, что брак с Наташей придаст ему сил на решительный рывок, но он ошибся. Женщина начала подавлять его волю и навязывать ему свой сценарий жизни. Ни о каком переезде не могло быть и речи, ведь Андрей должен был теперь работать еще усерднее, чтобы содержать семью. И совсем не важно, нравится ему эта должность или нет, всем приходится чем-то жертвовать. Постепенно Наташа подмяла под себя всю власть в доме и начала изменять мужу с его начальником. От глобальной неудовлетворенности жизнью Андрей страдал, но молча. Он не в силах был что-то изменить, поэтому погрузился в равнодушие ко всему и себе в том числе: пил, играл в карты и забывал, о чем мечтал. Его безразличие — это не вина, а беда, ведь с его помощью герой спасался от полного отчаяния, но перестарался и потерял все то, ради чего жил.

Таким образом, равнодушие — это беда человека, ведь оно приходит на смену бурным потрясениям и лишениям, является лекарством и отравой. Мы не контролируем его, а становимся жертвами безучастия и отрешенности, которых даже не замечаем. Под анестезией безразличия мы пережимаем новые потери и лишаемся всего, что дорого.

Примерное сочинение № 2

Система моральных ценностей человечества огромна, её существование обеспечивает нормальную жизнь общества, опирающуюся на взаимоотношения людей в соответствии с моралью и культурой. Самые благие качества человека: доброта, щедрость, благородство, — строятся на умении сочувствовать и понимать переживания других людей. Но в мире существует и человеческая чёрствость, называющаяся равнодушием. Оно заставляет людей причинять боль остальным, но вредит и им самим, когда те осознают свою вину перед окружающими за своё безразличие.

Для доказательства обратимся к рассказу А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда», в котором главным героем является Яков Иванов. Через поступки и мысли героя автор раскрывает его бесчувственность, безразличное отношение к судьбам людей. А.П. Чехов рассказывает, что Якову важны только деньги и материальное благополучие. Он не жалеет умирающих людей, а только ждёт их смерти, которая ему как гробовщику должна принести прибыль. Поражает читателя также отношение главного героя к своей супруге Марфе. Автор описывает радостное выражение её лица перед смертью, ведь она избавит её от жизни с Яковом, который ни разу за десятилетия не проявил по отношению к жене ласки. Лишь после этого трагичного события герой осознаёт всю глубину своей вины перед Марфой, которая покинула мир, не познав настоящей любви. Таким образом, А.П. Чехов показывает разрушительное влияние равнодушия на судьбы людей.

Кроме того, пример безразличия к родному человеку демонстрирует Настя из произведения К. Паустовского «Телеграмма». Она увлечена своей работой в Ленинграде, но на мать Катерину Петровну у неё совсем нет времени. Автор приводит в рассказе текст телеграммы, в которой мать просит Настю, не навещавшую её уже три года, приехать. Однако героиня остаётся равнодушной к её просьбе, мелкие препятствия на пути к родному человеку такие, как дорога в далёкое Заборье, кажутся ей настолько неприятными, что она медлит, не торопится увидеть маму. Автор сравнивает Настю с добрыми отзывчивыми знакомыми Катерины Петровны, которые не только не остались равнодушными к её одинокой старости, но и помогали ей по хозяйству, пытаясь этим заменить заботу дочери. К Паустовский далее описывает раскаяние Насти: она поняла слишком поздно, что никто не любил её больше, чем Катерина Петровна. Ей не удалось застать мать живой. Последние строки посвящены размышлениям автора о том, что чёрное пятно вины перед матерью в душе Насти уже никогда не будет стёрто. Безучастность героини по отношению к родному человеку не только заставило Катерину Петровну принять смерть в одиночестве, но и навсегда нарушило душевный покой Насти.

В итоге можно прийти к выводу, что безразличие к другим людям есть уродство души. Оно заставляет человека совершать грехи, которые после осознания становятся тяжким грузом на сердце и приносят несчастье своему обладателю.

Примерное сочинение № 3

Безразличие может быть и виной, и бедой, так как все зависит от того, почему человеку все равно. Если он получил такое воспитание, или же жизнь слишком сурово обошлась с ним, то равнодушие стало его горем, которое очень сложно преодолеть без посторонней помощи. Если же он делает выбор в пользу холодности сознательно, то он сам виноват в том, что наплевательски относится к миру.

В рассказе Астафьева «Людочка» героиня оказалась жертвой повального равнодушия. Сначала никто не заступился за нее в парке, хотя среди свидетелей преступления были ее друзья и даже кавалер Артем. Людям было все равно, каково приходится беззащитной девушке, пытающейся отбиться от сильного и проворного обидчика. Далее Люда хотела добиться сочувствия и понимания от женщин, но ни мать, ни Гавриловна не смогли оказать моральную помощь нуждающейся героине. Все они лишь цинично предлагали смириться с бедой и забыть о нанесённом оскорблении. Нигде не встретив жалости и поддержки, Люда покончила с собой. В этом случае равнодушие – вина окружения девушки, а не беда.

В романе Гончарова «Обломов» герой равнодушен к жизни. Она протекает по течению, а он просто лежит и провожает ее взглядом. Илья не стремится работать, покорять вершины, совершать подвиги, даже к любви его стремления хватило ненадолго. Он безразлично следит за успехами знакомых и не завидует им, так как ему все равно, что в мире есть какие-то цели и стремления. Он довольствуется диваном и халатом, ему бы поесть и поспать, вот и вся жизнь! Однако язык не поворачивается обвинить в таком безучастном отношении ко всему на свете самого Обломова. Он стал жертвой неправильного воспитания и несовершенств государственного строя, где какие-то люди могли ничего не делать и при этом безбедно существовать, пользуясь трудом крестьян.

Таким образом, безразличие может быть и пороком, и болезнью, но в любом случае равнодушных людей можно только пожалеть, так как они действительно не живут полноценно, не чувствуя всего того, что доступно отзывчивому человеку.

Примерное сочинение № 4

Равнодушие — состояние, при котором человек безучастно относится к участи окружающих, безразличен к их проблемам и нуждам. Бесчувственность становится глобальной проблемой, которая приводит к негативным последствиям. Современное общество привыкло закрывать глаза на хаос, который царит в нынешнем мире. Начался так называемый «культ равнодушия» — человек тем более мужественен, чем меньше отзывчивости он проявляет. Поэтому возникает вопрос: равнодушие — беда человека или его вина?

Я считаю, что, если в сердце человека закралось равнодушие, то страдать будут не только его близкие, но и он сам. Апатичность будет червем виться в его желудке, грызть изнутри. И внутри будет пусто, словно в вакууме, потому что ему нечем наполнить свой день. У равнодушного человека ничего не может вызвать всплеск эмоций, искры в глазах и искренней улыбки на лице. Это его беда и проблема, с которой ему следует бороться. Тему равнодушия как причины человеческого несчастья затрагивали многие русские классики.

Так, на страницах «Героя нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов представил «историю души человеческой», которая вобрала в себя все противоречия целого поколения. Главный герой Печорин равнодушен к своей судьбе. Жизни, как своей, так и чужой, он ставит цену в копейку. Он без зазрения совести меняет девушку на лошадь (повесть «Бэла»), а в «Фаталисте» затевает спор на жизнь другого человека. Печорин — человек-манипулятор. Ему нравится играть с другими людьми, с их судьбами. Но его никто не понимает, никто не может разгадать его. Он одинок. Равнодушие стало его бедой. В рассказе «Телеграмма» Константина Паустовского поднимается та же проблема. В этом произведении главная героиня Анастасия, выбившись в люди, совершенно не заботиться о состоянии матери, а все свои силы и время отдает одной работе. Но она считает, что справляется с своими обязанностями: исправно высылает деньги, иногда даже присылает небольшие письмеца. Она оправдывает себя, старается заглушить внутренний голос. Но от равнодушия её пробуждает телеграмма; телеграмма, в которой сказано, что её мать умирает. Да, девушка сразу же срывается к своему единственному родному человеку, но не успевает. В этом случае нарочное безразличие тоже становится проблемой. В конечном итоге страдала не только мать, которая так и не смогла увидеться со своей дочерью, но и Анастасия, которая слишком поздно осознает цену родительской любви.

Таким образом можно сделать вывод, что равнодушие является не только одним из наиболее ужасных пороков человека, но и самой страшной бедой. От него нельзя избавиться только под воздействием внешних факторов, нет никакого конкретного лекарства, которое помогло бы излечить от этой болезни души. Человек должен сам поменять свою внутреннюю установку, пересилить себя, и только тогда, возможно, в его душе снова распустятся бутоны чувственного восприятия и эмпатии.

Примерное сочинение № 5

Равнодушие — ровное, спокойное состояние души человека, судя по значению корней, составляющих это слово. Можно предположить, что такое состояние характерно для человека, находящегося в покое. Но, к сожалению, жизнь корректирует это определение, дополняя его такими понятиями, как черствость, неумение видеть людское горе и сочувствовать. Равнодушные люди способны спокойно пройти мимо чужой беды, даже не задумываясь о том, чем они могут помочь. Люди подобного склада не делают добра, не отзываются на призывы о помощи. И это ни хорошо, ни плохо. Но они иногда равнодушием разрушают чьи-то мечты, губят надежды, с лёгкостью играют судьбами и жизнями других, возможно, страдая при этом сами. В таком случае равнодушие — это беда или вина человека? По моему мнению, это не только беда человека, наделенного такой чертой характера от природы, но и его вина, так как он не сумел или не захотел бороться с этим качеством в себе.

Ярким примером человека равнодушного может стать Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В произведении равнодушие героя как бы возведено в степень, ведь быть настолько черствым человеком кажется нереальным. Впервые, когда мы встречаемся с героем, слышим историю о том, как он украл черкешенку Бэлу против ее воли и несмотря на то, что её любил Казбич и добивался её руки. Девушка стала мимолетным увлечением для Григория, и как только он добился её расположения, потерял к ней всякий интерес. И это не было бы так трагично, если бы девушка не погибла, став жертвой равнодушия героя. Вот это уж точно его вина. Нет прощения и оправдания такому легкомысленному отношению к чужой жизни.

Другим примером может стать судьба Онегина, хандрящего и не умеющего найти применение себе в этой жизни. Равнодушное отношение к проблемам, волновавшим общество, но при этом и к развлечениям, которым предавалась молодежь того времени, нежелание заводить друзей и с кем-либо контактировать — это ли не проявление человека равнодушного? Как и Печорин, Онегин тоже вольно или невольно становится причиной гибели человека. Ленский погиб на дуэли, косвенной причиной которой опять же становится равнодушие. Онегин не воспринял всерьез чувства Ленского к Ольге, играл ими, даже не предполагая,чем может закончиться эта игра. Онегин повинен в гибели молодого поэта, но при этом нельзя не отметить,что его равнодушие — это беда героя. Несвоевременность появления такого характера, его нежелание вести пустую жизнь, как у большинства представителей поколения, несогласие с теми устоями, на которых строилась современная ему жизнь, — это, скорее, его беда. Беда человека, родившегося не в то время.

Таким образом, равнодушие человека — это и его беда, и вина одновременно. Это качество калечит самого человека, но при этом ломает жизни других. Если там сам становишься жертвой собственного равнодушия, избегая губительного влияния на окружающих, это, конечно, беда. Но все меняется, когда от этого качества страдают окружающие. Нельзя снять вины с людей, которые своим равнодушием наносят вред другим, нисколько не задумываясь об этом. В любом случае это качество разрушительно, и не важно, только ли для самого человека или для тех, кто сталкивается с ним.



Источник: https://100ballnik.com/%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%b4%d1%83%d1%88%d0%b8%d0%b5-%d0%b2%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d1%87%d