1. Тип 1 № 23212
Рассмотрите таблицу «Пути эволюции» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Пути эволюции | Примеры признаков у организмов |
Ароморфоз | Появление головного мозга у рыб |
| Отсутствие конечностей у змей |
2. Тип 2 № 55804
Экспериментатор поместил раствор с пищеварительным ферментом человека, находившийся при комнатной температуре, в термостат с температурой 80 °C. Как при этом изменились концентрация фермента и скорость реакции?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Концентрация фермента | Скорость реакции |
| |
3. Тип 3 № 6704
Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК, если доля её адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа. В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 22926
Определите соотношение генотипов у потомков при скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение генотипов, в порядке их убывания.
5. Тип 5 № 50823
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначен продукт транскрипции?
6. Тип 6 № 50824
Установите соответствие между характеристиками и участвующими в синтезе белка молекулами, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Матрица для синтеза белка
Б) Субклеточная структура,
участвующая в синтезе полипептида
В) Транспортная молекула
Г) Комплекс белка и РНК
Д) Матрица для синтеза РНК
Е) Синтезируется в ядрышке
ФАЗЫ УЧАСТВУЮЩИЕ
В СИНТЕЗЕБЕЛКА МОЛЕКУЛЫ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Тип 7 № 50826
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания, генных мутаций?
1. Замена нуклеотида.
2. Происходит в пределах гена.
3. Приводит к возникновению трисомии.
4. Обмен участками негомологичными хромосомами.
5. В результате происходит замена аминокислоты в пептиде.
6. Выпадение нескольких генов.
8. Тип 8 № 19878
Установите последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белка.
1. Присоединение антикодона к кодону.
2. Выход иРНК в цитоплазму.
3. Синтез иРНК на ДНК.
4. Соединение иРНК с рибосомой.
5. Отщепление аминокислоты в белковую цепь.
9. Тип 9 № 61081
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунках обозначено животное с замкнутой пищеварительной полостью?
10. Тип 10 № 61082
Установите соответствие между характеристиками и животными, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) чернильная железа
Б) трахейная дыхательная система
В) глаз с хрусталиком и роговицей
Г) колюще-сосущий ротовой аппарат
Д) мальпигиевы сосуды
Е) две пары антенн
ЖИВОТНОЕ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 55854
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие особенности строения характерны для животного, изображённого на рисунке?
1. Наличие кожного дыхания.
2. Трёхкамерное сердце.
3. Полное разделение кругов кровообращения.
4. Ячеистые лёгкие.
5. Развитие эмбриона в яйце.
6. Кожа, содержащая множество желёз.
12. Тип 12 № 21901
Установите последовательность таксонов, к которым относится речной рак, начиная с высшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Членистоногие.
2. Ракообразные.
3. Широкопалый речной рак.
4. Десятиногие раки.
5. Животные.
6. Эукариоты.
13. Тип 13 № 61085
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена фракция крови с форменными элементами?
14. Тип 14 № 61086
Установите соответствие между характеристиками и компонентами крови, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) Содержит фибриноген
Б) Способен к связыванию кислорода
В) Вырабатывает иммуноглобулины
Г) Содержит гемоглобин
Д) Отделяется от форменных элементов при центрифугировании
Е) Созревает в лимфатических сосудах
КОМПОНЕНТ КРОВИ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Тип 15 № 10230
Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система человека?
1. Мышц верхних и нижних конечностей.
2. Сердца и кровеносных сосудов.
3. Органов пищеварения.
4. Мимических мышц.
5. Почек и мочевого пузыря.
6. Диафрагмы и межрёберных мышц.
16. Тип 16 № 23828
Установите последовательность процессов, предшествующих поступлению пищи в пищевод во время акта глотания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Формирование пищевого комка под действием муцина.
2. Передача сигнала к центру глотания.
3. Попадание пищи в рот и её пережёвывание.
4. Сокращение мышц глотки и проглатывание пищевого комка.
5. Раздражение рецепторов корня языка.
6. Передача сигнала от центра глотания к мышцам глотки.
17. Тип 17 № 27465
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Сурепка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Сурепка обыкновенная — многолетнее травянистое растение с двулетними побегами. (2) Относится к роду Сурепка из семейства Капустные. (3) Сурепка распространена по всей Европе, в России — в европейской части и Западной Сибири. (4) Сурепка — растение-мезофит, способное произрастать в условиях полутени. (5) Сурепка — сорное растение преимущественно лесной зоны, на юге встречается реже, в местах избыточно увлажнённых. (6) Сурепка обыкновенная обсеменяется уже в начале лета до уборки полевых культур и сильно засоряет почву.
18. Тип 18 № 21625
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки говорят об устойчивости биогеоценоза?
1. Видовое разнообразие.
2. Рельеф.
3. Климат.
4. Замкнутость круговорота.
5. Разветвлённые пищевые цепи.
6. Количество источников энергии.
19. Тип 19 № 29221
Установите соответствие между организмами и видами взаимодействия между ними: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) дельфин и сельдь
Б) треска и минога
В) росянка и муха
Г) человек и комар
Д) лошадь и аскарида
Е) берёза и трутовый гриб
ВИД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1) хищник — жертва
2) паразит — хозяин
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
20. Тип 20 № 50613
Проанализируйте таблицу «Витамины». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Витамин | Продукты, богатые витамином | Заболевание, возникающее при недостатке витамина |
(А) _________ | морковь, петрушка, печень | куриная слепота |
аскорбиновая кислота (витамин С) | шиповник, смородина, перец, цитрусовые | (В) _________ |
кальциферол (витамин Д) | (Б) _________ | рахит |
Список элементов
1. Рыбий жир.
2. Растительные масла.
3. Хлеб, крупы.
4. Цинга.
5. Бери-бери.
6. Ретинол (витамин А).
7. Токоферол (витамин Е).
8. Тиамин (витамин В1).
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
21. Тип 21 № 29224
Проанализируйте диаграмму «Количество насекомых разных отрядов на пяти площадках в парке».
Количество насекомых разных отрядов на пяти площадках в парке
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. На пятой площадке больше всего насекомых.
2. Для равнокрылых на третьей площадке самые неподходящие условия.
3. На пятой площадке кормовая база для насекомых наибольшая.
4. Чешуекрылые распределяются по площадкам наиболее равномерно.
5. Число насекомоядных птиц на пятой площадке будет наибольшим.
22. Тип 22 № 57121
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор изучал особенности физиологии птиц тауи из семейства Овсянковых, измеряя температуру тела в течение суток. Для этого он помещал птиц в камеру, где поддерживалась постоянная температура 23 °C. В 6:00 он включал свет, а в 18:00 выключал. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какую нулевую гипотезу* можно сформулировать перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте была использована группа птиц, а не одно животное. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если в нем использовали птиц разных полов?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Тип 23 № 57094
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности культуры хлореллы. Для этого в герметичные пробирки с питательной средой он добавлял фиксированное количество клеток хлореллы и после закачивал туда определенное количество атмосферного воздуха. Пробирки освещались с одинаковой интенсивностью, после чего исследователь измерял концентрацию кислорода. Результаты эксперимента представлены на графике.
Как изменится скорость деления хлореллы в ходе эксперимента? Ответ поясните. Как изменятся результаты эксперимента, если перед его началом обработать культуру хлореллы ингибитором фотосистемы II? Ответ поясните.
24. Тип 24 № 19053
К какому типу ткани относится изображённый на рисунке объект? Какие органы человеческого организма образованы этой тканью? Какими свойствами обладают клетки, образующие эту ткань?
25. Тип 25 № 17091
Грызуны — самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Какие факторы обеспечивают процветание грызунов в природе? Укажите не менее трёх факторов.
26. Тип 26 № 50662
Кофеин, вырабатываемый кофейными деревьями, в высоких дозах токсичендля насекомых, поэтому питаться частями этого растения способны лишь немногие виды насекомых. Помимо кофейного дерева кофеин производят и другие растения из других семейств, например какао. Известно, что в кофейном дереве и в какао происходят различные ферментативные реакции, в результате которых образуются молекулы кофеина. Ферменты, осуществляющие эти реакции, не имеют общего эволюционного предка. Примером какого эволюционного процесса является сходство кофейного дерева и какао в возможности производить кофеин? Свой ответ аргументируйте. Объясните с позиции современной теории эволюции механизм возникновения способности к производству кофеина у кофейного дерева.
27. Тип 27 № 23263
Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в метафазе и конце телофазы митоза. Объясните все полученные результаты.
28. Тип 28 № 14145
Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?