Экспериментатор проращивал семена пшеницы в чашке Петри с добавлением дистиллированной воды. Как изменится длина проростков и количество всхожих семян, если дистиллированную воду заменить на раствор с солями ртути?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Скрестили гомозиготные растения томата с круглыми красными плодами и с грушевидными жёлтыми плодами (красный цвет — А, жёлтый — а, круглая форма — B, грушевидная — b). Определите, сколько разных генотипов томата в F1.
Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными на схеме биосинтеза белка цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Синтезируется молекула РНК
Б) В образовании полимера участвует пептидная связь
В) В процессе участвует тРНК
Г) В процессе участвует РНК-полимераза
Д) Синтезируется полинуклеотидная цепь
ПРОЦЕССЫ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между характеристиками и типами плодов, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) созревает в соцветии корзинка
Б) околоплодник срастается с семенной кожурой
В) характерен для бобовых
Г) характерен для одуванчика, василька, репейника
Д) содержит в зародыше семени одну семядолю
Е) распространяется ветром
ТИПЫ ПЛОДОВ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Связана с полыми венами
Б) Кровь с высоким содержанием оксигемоглобина
В) Получает кровь из легочных вен
Г) Содержит венозную кровь
Д) Замыкает малый круг кровообращения
Е) Отделяется от желудочка трехстворчатым клапаном
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлексам? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома.
2. Покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях.
3. Обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник.
4. Чихание человека при уборке помещения.
5. Сильное слюноотделение у собаки при попадание пищи в ротовую полость.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания положений теории Ламарка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Согласно теории французского учёного Жана Батиста Ламарка, материалом для эволюции организмов является наследственная изменчивость. (2) Если орган в течение жизни животного часто «упражняется», то он развивается. (3) Такой полезный признак, приобретённый животным, передаётся потомству. (4) Если этот признак даёт животному преимущество в борьбе за существование, то его шансы выжить становятся выше. (5) Таким образом, новый адаптивный признак сохраняется в результате полового отбора. (6) Основной движущей силой эволюции Ламарк считал стремление организмов к совершенству.
Проанализируйте таблицу «Структуры кровеносной системы человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Структуры кровеносной системы человека
Название сосуда
Особенности строения
Скорость движения крови
вена
(Б) ________________
низкая
(А) _____________
многослойные гладкие
стенки
высокая
капилляр
стенки из одного слоя
клеток
(В) ________________
Список терминов
1. Минимальная.
2. Максимальная.
3. Артерия.
4. Сосуд.
5. Проток.
6. Однослойные стенки с мышцами.
7. Многослойные стенки с клапанами.
8. Многослойные клетки с ворсинками.
Запишите выбранные цифры в соответствии с буквами.
Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах (в мг). Пользуясь таблицей и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.
Соки
Витамины, в мг на 100 мл сока
Витамин А
Витамин В1
Витамин С
Абрикосовый
Апельсиновый
Вишнёвый
Гранатовый
Грушевый
Клюквенный
Лимонный
Мандариновый
Морковный
Томатный
Черносмородиновый
2,0
0,25
0,37–0,55
—
0,08
—
0,12–0,2
0,3–0,6
2–9
2–3
0,75–2
0,03
0,05
0,05
—
0,05
—
0,05
0,07
0,6
0,12
0,08
7,0
30–50
15
5
5
10
20–60
20–40
5–10,5
40–50
150–300
Суточная потребность
6,0
1,2–2,6
60–110
1. Достаточно выпить в день полтора стакана (300 мл) морковного сока, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и В1 одновременно.
2. При повышении температуры и заболевании дёсен наиболее полезен черносмородиновый сок.
3. В день необходимо употреблять не менее 3−4 литров соков.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Масса инфузорий в рубце жвачных животных может достигать 2 кг. Ученый изучал количество инфузорий в рубце коровы до и после использования кормовой добавки в виде сульфата натрия. Результаты приведены в таблице.
Количество инфузорий
Проба 1
Проба 2
Проба 3
Проба 4
Проба 5
До добавления добавки
3345
3625
3764
3652
3786
После добавления добавки через месяц
6580
6620
6580
6790
6790
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? Какие два параметра необходимо учитывать при постановке отрицательного контроля. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Произвели заброску альпинистов на в тур. базу на высоте 4000 метров. У альпинистов измеряли уровень гематокрита* до заброски и после того, как альпинисты 7 дней жили на тур. базе.
*Гематокрит — процентное содержание эритроцитов относительно жидкой части крови.
Результаты исследования представлены в таблице.
Альпинист №
1
2
3
4
5
гематокрит до заброски, %
40
41
40
42
42
гематокрит после заброски через 7 дней, %
42
43
44
44
45
Каким образом понижение гематокрита повлияет на дыхательную функцию крови? Как изменится интенсивность клеточного метаболизма в таком случае? Ответы поясните.
В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент — линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково.
Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.
Уязвимость вида, в отличие от его редкости, определяется не численностью, а угрозой исчезновения, степенью риска сокращения популяции, в том числе под влиянием антропогенных факторов. В лесостепных районах Южного Урала обитают два редких вида бабочек, занесённых в Красную книгу. Первый вид обитает на сухих участках со скудным травостоем, с выходом известняков по крутым склонам. У второго вида, близкого по площади местообитаний и плотности популяций к первому виду, гусеницы развиваются на розоцветных растениях, произрастающих на суходольных лугах.
Какой из двух видов насекомых наиболее уязвим и почему? Дайте обоснованный ответ.
Количество хромосом в соматической клетке дрозофилы — 8. Определите число хромосом и молекул ДНК у дрозофилы в период овогенеза в анафазе мейоза 1 и профазе мейоза 2. Объясните результаты.
От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025. Май. Биология Вариант 5»
Избирательное выделение органоидов клетки для последующего изучения
2. Тип 2 № 46454
Экспериментатор проращивал семена пшеницы в чашке Петри с добавлением дистиллированной воды. Как изменится длина проростков и количество всхожих семян, если дистиллированную воду заменить на раствор с солями ртути?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Длина проростков
Количество всхожих семян
3. Тип 3 № 6706
Белок состоит из 100 аминокислот. Определите число нуклеотидов в молекуле ДНК, кодирующих данный белок. В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 2404
Скрестили гомозиготные растения томата с круглыми красными плодами и с грушевидными жёлтыми плодами (красный цвет — А, жёлтый — а, круглая форма — B, грушевидная — b). Определите, сколько разных генотипов томата в F1.
5. Тип 5 № 47369
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Напишите название мономера, который составляет основу молекулы показанной на рисунке буквой А.
6. Тип 6 № 47370
Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными на схеме биосинтеза белка цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Синтезируется молекула РНК
Б) В образовании полимера участвует пептидная связь
В) В процессе участвует тРНК
Г) В процессе участвует РНК-полимераза
Д) Синтезируется полинуклеотидная цепь
ПРОЦЕССЫ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
7. Тип 7 № 49923
Выберите три ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие ниже из перечисленных веществ относятся к белкам?
1. Кератин.
2. Гликоген.
3. Эстроген.
4. Миоглобин.
5. Лактоза.
6. Тубулин.
8. Тип 8 № 16778
Установите, в какой последовательности происходят процессы эмбриогенеза у ланцетника.
1. Образование однослойного зародыша.
2. Образование мезодермы.
3. Образование энтодермы.
4. Дифференцировка органов.
5. Образование бластомеров.
9. Тип 9 № 55951
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
1
2
3
4
5
6
Какой цифрой на рисунке указан плод яблоко?
10. Тип 10 № 55952
Установите соответствие между характеристиками и типами плодов, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) созревает в соцветии корзинка
Б) околоплодник срастается с семенной кожурой
В) характерен для бобовых
Г) характерен для одуванчика, василька, репейника
Д) содержит в зародыше семени одну семядолю
Е) распространяется ветром
ТИПЫ ПЛОДОВ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 55758
Укажите признаки, которые обеспечивают теплокровность птиц. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Способность к питанию разной пищей.
2. Двойное дыхание.
3. Замкнутая кровеносная система.
4. Наличие киля.
5. Наличие перьевого покрова.
6. Разделение артериальной и венозной крови.
12. Тип 12 № 17524
Расставьте в правильной последовательности организмы в соответствии с их местом в цепи питания Северного моря.
1. Белый медведь.
2. Рыба.
3. Планктонная водоросль.
4. Циклоп.
5. Тюлень.
13. Тип 13 № 55955
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Какой цифрой на рисунке обозначена легочная артерия?
14. Тип 14 № 55956
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Связана с полыми венами
Б) Кровь с высоким содержанием оксигемоглобина
В) Получает кровь из легочных вен
Г) Содержит венозную кровь
Д) Замыкает малый круг кровообращения
Е) Отделяется от желудочка трехстворчатым клапаном
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 20528
Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлексам? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома.
2. Покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях.
3. Обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник.
4. Чихание человека при уборке помещения.
5. Сильное слюноотделение у собаки при попадание пищи в ротовую полость.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания положений теории Ламарка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Согласно теории французского учёного Жана Батиста Ламарка, материалом для эволюции организмов является наследственная изменчивость. (2) Если орган в течение жизни животного часто «упражняется», то он развивается. (3) Такой полезный признак, приобретённый животным, передаётся потомству. (4) Если этот признак даёт животному преимущество в борьбе за существование, то его шансы выжить становятся выше. (5) Таким образом, новый адаптивный признак сохраняется в результате полового отбора. (6) Основной движущей силой эволюции Ламарк считал стремление организмов к совершенству.
18. Тип 18 № 41050
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых ниже пар организмов могут вступать в симбиотические отношения?
1. Божья коровка и жужелица.
2. Пшеница и сорное растение пырей ползучий.
3. Пеницилл и молочнокислые бактерии.
4. Маслёнок и сосна.
5. Рябина и дрозд-рябинник.
6. Муравей и тля.
19. Тип 19 № 15977
Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем, на котором он находится в экосистеме.
ОРГАНИЗМ
A) сфагнум
Б) аспергилл
B) ламинария
Г) сосна
Д) пеницилл
Е) гнилостные бактерии
ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1) продуцент
2) редуцент
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 22764
Проанализируйте таблицу «Структуры кровеносной системы человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Структуры кровеносной системы человека
Название сосуда
Особенности строения
Скорость движения крови
вена
(Б) ________________
низкая
(А) _____________
многослойные гладкие
стенки
высокая
капилляр
стенки из одного слоя
клеток
(В) ________________
Список терминов
1. Минимальная.
2. Максимальная.
3. Артерия.
4. Сосуд.
5. Проток.
6. Однослойные стенки с мышцами.
7. Многослойные стенки с клапанами.
8. Многослойные клетки с ворсинками.
Запишите выбранные цифры в соответствии с буквами.
21. Тип 21 № 20625
Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах (в мг). Пользуясь таблицей и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.
Соки
Витамины, в мг на 100 мл сока
Витамин А
Витамин В1
Витамин С
Абрикосовый
Апельсиновый
Вишнёвый
Гранатовый
Грушевый
Клюквенный
Лимонный
Мандариновый
Морковный
Томатный
Черносмородиновый
2,0
0,25
0,37–0,55
—
0,08
—
0,12–0,2
0,3–0,6
2–9
2–3
0,75–2
0,03
0,05
0,05
—
0,05
—
0,05
0,07
0,6
0,12
0,08
7,0
30–50
15
5
5
10
20–60
20–40
5–10,5
40–50
150–300
Суточная потребность
6,0
1,2–2,6
60–110
1. Достаточно выпить в день полтора стакана (300 мл) морковного сока, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и В1 одновременно.
2. При повышении температуры и заболевании дёсен наиболее полезен черносмородиновый сок.
3. В день необходимо употреблять не менее 3−4 литров соков.
4. В абрикосовом соке больше всего витамина В1.
5. Витамин В1 можно получить из любого сока.
22. Тип 22 № 55769
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Масса инфузорий в рубце жвачных животных может достигать 2 кг. Ученый изучал количество инфузорий в рубце коровы до и после использования кормовой добавки в виде сульфата натрия. Результаты приведены в таблице.
Количество инфузорий
Проба 1
Проба 2
Проба 3
Проба 4
Проба 5
До добавления добавки
3345
3625
3764
3652
3786
После добавления добавки через месяц
6580
6620
6580
6790
6790
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? Какие два параметра необходимо учитывать при постановке отрицательного контроля. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
23. Тип 23 № 56020
Произвели заброску альпинистов на в тур. базу на высоте 4000 метров. У альпинистов измеряли уровень гематокрита* до заброски и после того, как альпинисты 7 дней жили на тур. базе.
*Гематокрит — процентное содержание эритроцитов относительно жидкой части крови.
Результаты исследования представлены в таблице.
Альпинист №
1
2
3
4
5
гематокрит до заброски, %
40
41
40
42
42
гематокрит после заброски через 7 дней, %
42
43
44
44
45
Каким образом понижение гематокрита повлияет на дыхательную функцию крови? Как изменится интенсивность клеточного метаболизма в таком случае? Ответы поясните.
24. Тип 24 № 22108
Схема строения какого вещества изображена на рисунке? В чём его особенность? В чём состоит его участие в процессах обмена веществ? Ответ поясните.
25. Тип 25 № 20499
В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент — линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково.
Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.
26. Тип 26 № 47390
Уязвимость вида, в отличие от его редкости, определяется не численностью, а угрозой исчезновения, степенью риска сокращения популяции, в том числе под влиянием антропогенных факторов. В лесостепных районах Южного Урала обитают два редких вида бабочек, занесённых в Красную книгу. Первый вид обитает на сухих участках со скудным травостоем, с выходом известняков по крутым склонам. У второго вида, близкого по площади местообитаний и плотности популяций к первому виду, гусеницы развиваются на розоцветных растениях, произрастающих на суходольных лугах.
Какой из двух видов насекомых наиболее уязвим и почему? Дайте обоснованный ответ.
27. Тип 27 № 20423
Количество хромосом в соматической клетке дрозофилы — 8. Определите число хромосом и молекул ДНК у дрозофилы в период овогенеза в анафазе мейоза 1 и профазе мейоза 2. Объясните результаты.
28. Тип 28 № 13845
От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.