СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2025. Май. Биология Вариант 8

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 23216

Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

 

Раздел биологии Пример
Экология Пищевые цепи
  Проведение нервного импульса

2.  Тип 2 № 49925

Экспериментатор рассматривал клетки проводящей ткани растений под микроскопом. В ходе работы он заменил окуляры микроскопа с увеличением x5 на окуляр с увеличением x10, а объектив с x10  — на x20. Как при этом изменился угол поля зрения и видимый размер клеток?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Не изменился.

2.  Увеличился.

3.  Уменьшился.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Угол поля зрения Видимый размер клеток

 

3.  Тип 3 № 6711

Белок состоит из 180 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована последовательность аминокислот в этом белке. В ответ запишите только соответствующее число.

4.  Тип 4 № 22750

Определите соотношение генотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.

5.  Тип 5 № 49928

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначена молекула АТФ?

6.  Тип 6 № 49929

Установите соответствие между процессами и стадиями клеточного дыхания, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ПРОЦЕССЫ

 

А)  Окислительное фосфорилирование

Б)  Транспорт электронов по мембране

В)  Образование молекулы ПВК

Г)  Глюкоза, вступающая в гликолиз

Д)  Цикл трикарбоновых кислот

Е)  Бескислородный этап

 

 

 

СТАДИИ

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

7.  Тип 7 № 46155

Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, можно использовать для описания методов селекции животных. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Отбор по экстерьеру.

2.  Метод ментора.

3.  Выращивание из культур клеток.

4.  Увеличение плоидности.

5.  Клонирование переносом ядра из соматической клетки в половую.

6.  Испытание родителей по потомству.

8.  Тип 8 № 29184

Установите последовательность процессов, приводящих при образовании иРНК у эукариот. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Расплетание цепей ДНК.

2.  Созревание мРНК.

3.  Прикрепление РНК-полимеразы к гену.

4.  Выход РНК из ядра клетки в цитоплазму.

5.  Синтез пре-⁠мРНК.

9.  Тип 9 № 55756

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначен чашелистик?

10.  Тип 10 № 55757

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1,2,3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  из этой структуры образуется околоплодник

Б)  образуется из макроспоры

В)  женский гаметофит

Г)  образование влажной камеры для семязачатка

Д)  улавливает пыльцу

Е)  участвует в оплодотворении

 

 

 

СТРУКТУРЫ

 

1)  2)  3)  

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

11.  Тип 11 № 56960

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны для изображенного на рисунке водного растения?

 

1.  Расположение устьиц на верхней поверхности листьев.

2.  Отсутствие корней.

3.  Формирование плодов.

4.  Наличие таллома или слоевища.

5.  Ветроопыление.

6.  Двойное оплодотворение.

12.  Тип 12 № 16678

Установите последовательность систематических групп животных, начиная с наибольшей.

 

1.  Беличьи.

2.  Хордовые.

3.  Грызуны.

4.  Млекопитающие.

5.  Белка.

6.  Обыкновенная белка.

13.  Тип 13 № 61121

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

Каким номером на рисунке уха человека обозначена структура, содержащая слуховые рецепторы?

14.  Тип 14 № 61122

Установите соответствие между характеристиками и структурами уха, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  Заполнена жидкостью

Б)  Образована костной тканью

В)  Воспринимает информацию о вращении тела

Г)  Разграничивает наружное и среднее ухо

Д)  Является компонентом внутреннего уха

Е)  Передаёт звуковые колебания на стремечко

 

 

 

СТРУКТУРА УХА

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

15.  Тип 15 № 21074

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет пищеварительная система?

 

1.  Защитную.

2.  Механической обработки пищи.

3.  Удаления жидких продуктов обмена.

4.  Транспорта питательных веществ к клеткам тела.

5.  Всасывания питательных веществ в кровь и лимфу.

6.  Химического расщепления органических веществ пищи.

16.  Тип 16 № 10808

Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения.

 

1.  Левый желудочек.

2.  Капилляры.

3.  Правое предсердие.

4.  Артерии.

5.  Вены.

6.  Аорта.

17.  Тип 17 № 29180

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов растений. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) В ходе эволюции растений происходили значимые изменения, сильно повышавшие приспособленность растений. (2) При выходе на сушу у растений сформировались механические и покровные ткани. (3) В дальнейшем появились корни. (4) Различная форма побегов и жизненных форм способствовала широкому распространению наземных растений. (5) Формирование семян и оплодотворение при помощи опыления позволили окончательно избавится от необходимости воды для размножения. (6) Различные формы и цвет цветков и плодов позволили освоить дополнительные экосистемы.

18.  Тип 18 № 25325

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Широколиственному лесу, в отличие от пшеничного поля, присущи:

 

1)  изъятие части первичной продукции человеком;

2)  наличие только одного вида продуцентов;

3)  сбалансированный круговорот веществ;

4)  наличие нескольких ярусов продуцентов;

5)  наличие продуцентов, консументов и редуцентов;

6)  разветвлённые пищевые сети.

19.  Тип 19 № 25298

Установите соответствие между организмами и их ролью в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗМ

 

А)  лютик

Б)  денитрифицирующая бактерия

В)  повилика

Г)  заяц

Д)  дуб

Е)  опёнок

 

 

 

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМАХ

 

1)  продуценты

2)  консументы

3)  редуценты

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е

20.  Тип 20 № 20914

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

 

Вид изменчивости Форма изменчивости Пример изменчивости
А Комбинативная В результате случайной комбинации негомологичных хромосом в мейозе у потомков формируется новый фенотип
Наследственная Б Рождение ребенка с синдромом Дауна
Ненаследственная Модификационная В

 

Список терминов и понятий

1.  Соматическая.

2.  Наследственная.

3.  Рождение ребенка с редуцированными крыльями у родительских организмов дрозофилы.

4.  Разные формы листовой пластинки у стрелолиста.

5.  Мутационная.

6.  Ненаследственная.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В

21.  Тип 21 № 23863

Проанализируйте таблицу «Физиологические характеристики организмов в спокойном состоянии при температуре воздуха +24 °C».

 

 

Названия

организмов

Температура

тела,

°С

Частота

сердечных

сокращений,

уд./⁠мин

Частота

дыхания,

дых. дв./⁠мин

слон 36 28 12
человек 37 70 16
хомяк 37 300 74
утка 41 210 35
черепаха 23 34 5

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

 

1.  У черепахи наиболее интенсивный обмен веществ из всех холоднокровных организмов.

2.  Хомяк  — наиболее активное из представленных животных, постоянно находящееся в движении.

3.  Чем меньше размеры теплокровного организма, тем интенсивнее частота сердечных сокращений и частота дыхания.

4.  Температура тела черепахи свидетельствует о её принадлежности к холоднокровным организмам.

 

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025. Май. Биология Вариант 8»

1.  Тип 1 № 23216

Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

Раздел биологии

Пример

Экология

Пищевые цепи


Проведение нервного импульса

2.  Тип 2 № 49925

Экспериментатор рассматривал клетки проводящей ткани растений под микроскопом. В ходе работы он заменил окуляры микроскопа с увеличением x5 на окуляр с увеличением x10, а объектив с x10  — на x20. Как при этом изменился угол поля зрения и видимый размер клеток?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Не изменился.

2.  Увеличился.

3.  Уменьшился.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Угол поля зрения

Видимый размер клеток

3.  Тип 3 № 6711

Белок состоит из 180 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована последовательность аминокислот в этом белке. В ответ запишите только соответствующее число.

4.  Тип 4 № 22750

Определите соотношение генотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.

5.  Тип 5 № 49928

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначена молекула АТФ?

6.  Тип 6 № 49929

Установите соответствие между процессами и стадиями клеточного дыхания, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ПРОЦЕССЫ

А)  Окислительное фосфорилирование

Б)  Транспорт электронов по мембране

В)  Образование молекулы ПВК

Г)  Глюкоза, вступающая в гликолиз

Д)  Цикл трикарбоновых кислот

Е)  Бескислородный этап

СТАДИИ

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

7.  Тип 7 № 46155

Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, можно использовать для описания методов селекции животных. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Отбор по экстерьеру.

2.  Метод ментора.

3.  Выращивание из культур клеток.

4.  Увеличение плоидности.

5.  Клонирование переносом ядра из соматической клетки в половую.

6.  Испытание родителей по потомству.

8.  Тип 8 № 29184

Установите последовательность процессов, приводящих при образовании иРНК у эукариот. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Расплетание цепей ДНК.

2.  Созревание мРНК.

3.  Прикрепление РНК-полимеразы к гену.

4.  Выход РНК из ядра клетки в цитоплазму.

5.  Синтез пре-⁠мРНК.



9.  Тип 9 № 55756

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначен чашелистик?

10.  Тип 10 № 55757

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1,2,3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  из этой структуры образуется околоплодник

Б)  образуется из макроспоры

В)  женский гаметофит

Г)  образование влажной камеры для семязачатка

Д)  улавливает пыльцу

Е)  участвует в оплодотворении

СТРУКТУРЫ

1)  2)  3)  

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

11.  Тип 11 № 56960



Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.Какие признаки характерны для изображенного на рисунке водного растения?

 

1.  Расположение устьиц на верхней поверхности листьев.

2.  Отсутствие корней.

3.  Формирование плодов.

4.  Наличие таллома или слоевища.

5.  Ветроопыление.

6.  Двойное оплодотворение.

12.  Тип 12 № 16678

Установите последовательность систематических групп животных, начиная с наибольшей.

 

1.  Беличьи.

2.  Хордовые.

3.  Грызуны.

4.  Млекопитающие.

5.  Белка.

6.  Обыкновенная белка.

13.  Тип 13 № 61121

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке уха человека обозначена структура, содержащая слуховые рецепторы?

14.  Тип 14 № 61122

Установите соответствие между характеристиками и структурами уха, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  Заполнена жидкостью

Б)  Образована костной тканью

В)  Воспринимает информацию о вращении тела

Г)  Разграничивает наружное и среднее ухо

Д)  Является компонентом внутреннего уха

Е)  Передаёт звуковые колебания на стремечко

СТРУКТУРА УХА

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

15.  Тип 15 № 21074

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет пищеварительная система?

 

1.  Защитную.

2.  Механической обработки пищи.

3.  Удаления жидких продуктов обмена.

4.  Транспорта питательных веществ к клеткам тела.

5.  Всасывания питательных веществ в кровь и лимфу.

6.  Химического расщепления органических веществ пищи.

16.  Тип 16 № 10808

Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения.

 

1.  Левый желудочек.

2.  Капилляры.

3.  Правое предсердие.

4.  Артерии.

5.  Вены.

6.  Аорта.

17.  Тип 17 № 29180

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов растений. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) В ходе эволюции растений происходили значимые изменения, сильно повышавшие приспособленность растений. (2) При выходе на сушу у растений сформировались механические и покровные ткани. (3) В дальнейшем появились корни. (4) Различная форма побегов и жизненных форм способствовала широкому распространению наземных растений. (5) Формирование семян и оплодотворение при помощи опыления позволили окончательно избавится от необходимости воды для размножения. (6) Различные формы и цвет цветков и плодов позволили освоить дополнительные экосистемы.

18.  Тип 18 № 25325

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Широколиственному лесу, в отличие от пшеничного поля, присущи:

 

1)  изъятие части первичной продукции человеком;

2)  наличие только одного вида продуцентов;

3)  сбалансированный круговорот веществ;

4)  наличие нескольких ярусов продуцентов;

5)  наличие продуцентов, консументов и редуцентов;

6)  разветвлённые пищевые сети.

19.  Тип 19 № 25298

Установите соответствие между организмами и их ролью в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ОРГАНИЗМ

А)  лютик

Б)  денитрифицирующая бактерия

В)  повилика

Г)  заяц

Д)  дуб

Е)  опёнок

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМАХ

1)  продуценты

2)  консументы

3)  редуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

20.  Тип 20 № 20914

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Вид изменчивости

Форма изменчивости

Пример изменчивости

А

Комбинативная

В результате случайной комбинации негомологичных хромосом в мейозе у потомков формируется новый фенотип

Наследственная

Б

Рождение ребенка с синдромом Дауна

Ненаследственная

Модификационная

В

 

Список терминов и понятий

1.  Соматическая.

2.  Наследственная.

3.  Рождение ребенка с редуцированными крыльями у родительских организмов дрозофилы.

4.  Разные формы листовой пластинки у стрелолиста.

5.  Мутационная.

6.  Ненаследственная.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

21.  Тип 21 № 23863

Проанализируйте таблицу «Физиологические характеристики организмов в спокойном состоянии при температуре воздуха +24 °C».

 

Названия

организмов

Температура

тела,

°С

Частота

сердечных

сокращений,

уд./⁠мин

Частота

дыхания,

дых. дв./⁠мин

слон

36

28

12

человек

37

70

16

хомяк

37

300

74

утка

41

210

35

черепаха

23

34

5

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

 

1.  У черепахи наиболее интенсивный обмен веществ из всех холоднокровных организмов.

2.  Хомяк  — наиболее активное из представленных животных, постоянно находящееся в движении.

3.  Чем меньше размеры теплокровного организма, тем интенсивнее частота сердечных сокращений и частота дыхания.

4.  Температура тела черепахи свидетельствует о её принадлежности к холоднокровным организмам.

5.  Хомяку для поддержания теплопродукции требуется больше всего пищи.

22.  Тип 22 № 57095

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Экспериментатор изучал процессы, протекающие в хлоропластах листа герани. Для этого он приготовил суспензию хлоропластов, которую добавил в пробирки с избытком АДФ, Фн, НАДФ+, минеральных солей и воды. Затем пробирки освещали различное время, после чего в них добавляли раствор йода одинаковой концентрации. В результате раствор в пробирках окрашивался в синий цвет различной интенсивности. Результаты эксперимента представлены на графике.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая  — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?

*Отрицательный контроль  — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

23.  Тип 23 № 57118

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Ученый провел эксперимент со взрослыми домовыми мышами (Mus musculus). Для этого он кормил их в течение 14 дней пищей, соленость которой превышала нормальную в 1,2 раза. В течение всего периода наблюдения он измерял массу тела мышей. Полученные данные представлены на графике.

Предположите, как изменились артериальное давление и интенсивность реабсорбции солей в почках у мышей в ходе эксперимента. Ответ поясните.

24.  Тип 24 № 21570



Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме. Дайте обоснованный ответ.

25.  Тип 25 № 22021

Какие физиологические особенности обуславливают непостоянную температуру тела лягушки? Объясните, рассматривая особенности кровеносной, дыхательной и покровной систем этого животного.

26.  Тип 26 № 43140

Почему мутации называют одной из движущих сил эволюции? В каких случаях генная мутация, произошедшая в ядре половой клетки, не проявится в фенотипе и не повлияет на жизнеспособность организма, а следовательно, не окажет влияния на ход естественного отбора в популяции?

27.  Тип 27 № 22086

Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в ядре клетки при гаметогенезе в метафазе I мейоза и анафазе II мейоза. Объясните результаты в каждом случае.

28.  Тип 28 № 31648

Группа крови (I) и резус-⁠фактор (R)  — аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. В браке женщины с первой группой крови, положительным резус-⁠фактором и мужчины с третьей группой крови, положительным резус-фактором родился ребёнок с отрицательным резус-⁠фактором. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства. Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с отрицательным резус-⁠фактором?