ЕГЭ 2025 по русскому языку. Задание 27. Текст А. С. Грина «Нужны ли потомкам произведения А.С. Пушкина?»
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «что влияет на формирование личности ребёнка?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Текст. Вариант 9 из сборника Дощинского Р.А, Цыбулько И. П.
(1)Сто двадцать пять лет очень немного на весах истинного искусства. (2)За такое короткое время можно, однако, успеть повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак.
(3)Мы призваны — согласились — и я в том числе — писать о гении. (4)Писать — значит судить. (5)Подлежит ли гений суду? (6)Возможна ли канцелярская бумага, посланная Александру Сергеевичу Пушкину с требованием немедленно пересмотреть «Бориса Годунова» и выкинуть из этой книги всё, что я не понимаю или с чем не согласен? (7)Ответ ясен. (8)Итак, можно написать только, что дал он тебе и что ты взял от него и, пожалуй, ещё: сохранил ли до сего дня? (9)Да, сохранил.
(10)Почему этот гений не страшен? (11)Без молний и громов, без режущего глаза блеска? (12)Когда я думаю о Пушкине, немедленно и отчётливо представляется мне та Россия, которую я люблю и знаю. (13)Я знаю его с той поры, как начал читать. (14)Лет семи, в гостях, я уединился с книгой Пушкина, прочёл «Руслана и Людмилу», и у меня до сего времени, несмотря на тот бессильный читательский возраст, остаётся ясное сознание, что я очень хорошо понимал всё, что читал у Пушкина в первый раз. (15)Путь воплощения строк в образы, а образов в подлинную действительность был краток, мгновенен и оставил сознание не чтения, а переживания. (16)Так было и дальше. (17)Входя в книги Пушкина, я переживал всё, что было написано в них, с простотой летнего дня и со всей сложностью человеческой души.
(18)Так полно переложить в свои книги самого себя, так лукаво, с такой подкупающей, прелестной улыбкой заставить книгу обернуться Александром Сергеевичем мог только он один. (19)Я слышал, что где-то в воздухе одиноко бродит картинный вопрос: «Современен ли Пушкин?» (20)То есть: «Современна ли природа? (21)Страсть? (22)Чувства? (23)Любовь? (24)Современны ли люди вообще?» (25)Пусть ответят те, кто заведует отделом любопытных вопросов. (26)Теперь, когда «искусство» приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью, Пушкин представляется мне таким, как он стоит на памятнике и взглядом настоящего, большого, а потому и доброго человека смотрит на русский мир, задумывая поэтическое создание с трепетом и тоской при мысли, какой гигантский труд предстоит совершить ему, потому что нужно работать, работать и работать для того, чтобы хаотическая пыль непосредственного ви́дения слеглась в ясный и великий пейзаж. (27)А. С. Пушкин знал, что такое искусство.
По А. С. Грину Александр (Степанович Грин (1880–1932 гг.) — русский писатель, автор философско психологических произведений с элементами фантастики. В числе самых известных его книг — «Бегущая по волнам» и «Алые паруса»).
Пример сочинения № 1
В центре внимания А.С. Грина находится следующий проблемный вопрос: «Нужны ли потомкам произведения А.С. Пушкина?»
По мнению автора, настоящие классические произведения нужны во все времена. Так, в творческом наследии А.С. Пушкина отражён подлинный «русский мир», настоящие человеческие чувства. Вовсе не случайно писателя любят как взрослые, так и дети. Приведу примеры из прочитанного текста, раскрывающие авторскую позицию.
А.С. Грин считает, что в произведениях А.С. Пушкина показана вся Россия с её богатой культурой. Автор «Алых парусов» вспоминает эпизод из детства, когда он впервые прочёл поэму «Руслана и Людмилу»: «…и у меня до сего времени, несмотря на тот бессильный читательский возраст, остаётся ясное сознание, что я очень хорошо понимал всё, что читал у Пушкина – в первый раз». Этот пример подчёркивает авторскую мысль о том, что пушкинские тексты вызывают отклик даже в душе ребёнка, который не может оставаться равнодушным к описываемым событиям и не переживать за героев, как за самого себя.
Спустя время ничего не изменилось, и, размышляя о современности Пушкина, А.С. Грин приходит к выводу, что сомневаться в этом почти кощунственно. «Пушкин представляется мне таким, каким он стоит на памятнике и взглядом настоящего, большого, а потому и доброго человека смотрит на русский мир…», – продолжает рассуждать автор. Он отмечает, что пушкинское творчество вдохновляет его усерднее работать, «чтобы хаотическая пыль непосредственного видения слеглась в ясный и великий пейзаж».
Второй пример дополняет первый, позволяя ответить на вопрос, нужны ли современникам произведения А.С. Пушкина. Автор считает, что тексты «светила русской поэзии» никогда не утратят актуальность, потому что в них находят отражение «вечные проблемы».
Я согласна с А.С. Грином. Действительно, нужно читать классическую литературу, чтобы обогащать свой жизненный опыт и расширять кругозор. Например, для меня таким «современным» автором стал Ф.М. Достоевский. Его произведения заставляют задуматься о социальном неравенстве, человеческом страдании, сложных внутриличностных конфликтах… Моя любимая книга «Идиот» убедила меня в том, как важно учиться понимать другого человека, ведь именно таким терпимым, сочувствующим и понимающим оказывается главный герой книги князь Мышкин.
Таким образом, произведения классической литературы, в том числе и тексты А.С. Пушкина, во многом помогают современному человеку найти ответы на волнующие его вопросы.
Пример сочинения № 2
В тексте А.С. Грин поднимает вопрос о значимости творчества А.С. Пушкина для потомков, подчеркивая его вечную актуальность. Грин убежден, что произведения Пушкина не только нужны, но и необходимы каждому поколению, так как они дают людям возможность осмыслить и пережить чувства, страсти и красоту человеческой природы. По его мнению, творчество Пушкина соединяет потомков с подлинной Россией, с ее душой и культурой, а также с вечными человеческими ценностями.
Позиция автора выражена в его утверждении, что произведения Пушкина — это не просто литературное наследие, а живая часть национального и культурного самосознания, которая сохраняется в веках. В предложении 14 он вспоминает, как в детстве читал «Руслана и Людмилу»: «…у меня до сего времени, несмотря на тот бессильный читательский возраст, остаётся ясное сознание, что я очень хорошо понимал всё, что читал у Пушкина». Это показывает, что Пушкин понятен и близок людям всех возрастов, он затрагивает чувства и говорит о сущности, важной для каждого. Также в предложении 26 Грин замечает: «Пушкин представляется мне таким, каким он стоит на памятнике и взглядом настоящего, большого, а потому и доброго человека смотрит на русский мир», что подчеркивает близость и теплоту пушкинского творчества для всех поколений. Эти примеры подтверждают мысль автора о том, что произведения Пушкина способны передавать потомкам подлинное знание о человеческой природе и культуре.
Я согласен с позицией автора, так как считаю, что произведения Пушкина действительно являются уникальным культурным наследием, которое позволяет потомкам сохранять духовные и нравственные ценности, осознавать красоту языка и глубину человеческой души. Пушкин помогает читателям понять вечные темы, такие как любовь, свобода и честь, и осознать их важность вне зависимости от времени.
Примером этого является роман в стихах «Евгений Онегин». Через образ главного героя Пушкин показывает вечный конфликт между мечтой и реальностью, между искренними чувствами и холодным рационализмом. Несмотря на то, что роман был написан почти два века назад, его темы остаются актуальными и сегодня. Читатели, сопереживая героям, видят в них отражение собственных мыслей и чувств, что делает роман по-настоящему близким каждому поколению.
Другим примером является повесть «Капитанская дочка». В этом произведении Пушкин передает дух России, описывает исторические события и отражает внутренние конфликты людей. Образ Петра Гринева, его искренность и верность моральным принципам остаются образцом для подражания и сегодня. Повесть учит ценности чести, преданности и любви к Родине, что делает ее значимой для потомков.
Таким образом, я разделяю мнение Грина, что произведения А.С. Пушкина важны для каждого поколения. Они не только помогают осмыслить фундаментальные жизненные ценности, но и позволяют видеть настоящую красоту, которая стоит вне времени. Через свои произведения Пушкин дарит нам возможность прикоснуться к подлинной духовной силе, наполняя нашу жизнь смыслом и красотой.
Пример сочинения № 3
Нужны ли потомкам произведения А. С. Пушкина? Именно этой проблеме посвящён предложенный для анализа текст А. С. Грина. Автор повествует нам о том, какое влияние на него имело творчество Александра Сергеевича Пушкина. «Входя в книги Пушкина, я переживал всё, что было написано в них, с простотой летнего дня и со всей сложностью человеческой души.
В произведениях великого русского писателя мастерски отражены подлинные человеческие чувства, поэтому они ясны и доступны для понимания даже детям. Этот пример ясно показывает, что «творения пера» Пушкина станут верными друзьями ещё не одному поколению детей.
Далее автор повествует нам о том, что он «. . . слышал, что где-то в воздухе одиноко бродит картинный вопрос: «Современен ли Пушкин?»» Гениальный писатель и гордость русского народа, не покладая рук, работал над каждым из своих произведений. Он денно и нощно работал для того, «. . . чтобы хаотическая пыль непосредственного видения слеглась в ясный и великий пейзаж. » А. С. Пушкин знал, что такое искусство и именно поэтому он всегда будет современен. Примеры дополняют друг друга и дают нам полное представление о значимости таланта и творчества писателя в современном мире.
Позиция автора ясна: Александр Сергеевич Пушкин будет современен до тех пор, пока будут актуальны чувства, любовь, страсть и природа. А так как всё это «материя» неисчерпаемая, то и произведения » солнца русской поэзии» станут необходимыми для потомков.
Я согласна с мнением автора, так как тоже считаю, что подлинное искусство актуально во все времена. Когда мне грустно, я читаю » Евгения Онегина», » энциклопедию русской жизни», и представляю, что несколько столетий назад такая же расстроенная девочка, как я искала утешения в произведениях Пушкина. Это и есть бессмертие таланта, непоколебимость веры и надежды, внушаемые искусством, «вышедшим» из пера великого гения.
В заключение хотелось бы отметить, что творчество Александра Сергеевича Пушкина будет путеводителем ещё десятков и сотен поколений, таких же верных своей мечте и бесстрашных, как я.