СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2025 по русскому языку. Задание 27. Текст Г. И. Успенского "В чём сила искусства?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: 100ballnik.com

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025 по русскому языку. Задание 27. Текст Г. И. Успенского "В чём сила искусства?"»

ЕГЭ 2025 по русскому языку. Задание 27. Текст Г. И. Успенского «В чём сила искусства?»

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте. Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.


Текст
. Вариант 27 из сборника Дощинского Р.А

(1)Я исходил по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе груз горького, подлого и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра. (2)Без малейшей нравственной потребности вошёл я в музей. (3)Машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой ровно ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотье в висках. (4)И вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, поражённый чем-то необычайным, непостижимым, я остановился перед Венерой Милосской. (5)Я стоял перед ней, смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: «Что такое со мной случилось?» (6)Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость… (7)До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (8)Похожа ли она видом на руку человеческую?

(9)Нет, это просто какой-то кожаный комок. (10)Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (11)Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, измученного, искалеченного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт, заставило также бодро проснуться и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом. (12)Мне невозможно было даже мысли допустить, чтобы в эту минуту я мог подумать жить чем-нибудь таким, что составляло простую житейскую необходимость той поры, то есть того времени, когда я был скомканной перчаткой. (13)Опять позволить скомкать себя так, как это было час тому назад и всю жизнь до этого часа? (14)Нет, нет! (15)Я не мог даже есть, пить в этот день, до такой степени мне казалось это ненужным и обидным для того нового, что я бережно нёс в себе.

(16)С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу единственно из приличия, делать какое-нибудь дело, которое могло бы отозваться в душе малейшим стеснением или, напротив, могло малейшим образом стеснить чужую душу, теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (17)Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (18)Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу «с чистою совестью» принять в себя животворную тайну. (19)Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было. (20) И как бы вы тщательно ни разбирали Венеру Милосскую с точки зрения «женской прелести», вы на каждом шагу будете убеждаться, что творец этого художественного произведения имел какую-то другую, высшую цель.

(21) Ему нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека — мужчину, женщину, ребёнка, старика — с ощущением счастия быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными — вот какая огромная цель владела его душой и руководила рукой. (22) Он брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, ловя в этом только человеческое. (23)Из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что составляет смысл всей его работы, то, чего сейчас, сию минуту нет ни в ком, ни в чём и нигде, но что есть в то же время в каждом человеческом существе.

По Г. И. Успенскому (Глеб Иванович Успенский (1843-1902) — русский писатель и публицист, один из ведущих писателей-разночинцев).





Пример сочинения № 1

В чём сила искусства? Именно этот проблемный вопрос находится в центре внимания русского писателя Г.И. Успенского.

По мнению автора, истинное произведение искусства подталкивает человека к неожиданным переменам, дарит чувство радости, ощущение свежести и пробуждает осознание собственного достоинства. Приведу примеры из предложенного текста, иллюстрирующие авторскую позицию.

Так, например, рассказчик изначально не интересовался скульптурой и зашёл в Лувр «без малейшей нравственной потребности». Однако одна из статуй сразу же привлекла его внимание и поразила необычайной красотой. Когда герой увидел Венеру Милосскую, он «почувствовал, что с ним случилась большая радость». Рассказчик сравнивает себя со скомканной перчаткой, которая под воздействием произведения искусства «стала похожа на человеческую руку». С помощью этого примера автор подчёркивает: под влиянием подлинного шедевра душа человека требует перемен.

Благодаря удивительной статуе, герой ощущает «необходимость, неизбежность самого безукоризненного поведения». Он задумывается о каждом сказанном слове, боясь обидеть другого человека, подвергает критической оценке каждую собственную мысль и хочет стать настоящей достойной личностью, приняв в себя «животворную тайну». Рассказчик чувствует себя счастливым только потому, что он является человеком, и эта идея зарождается в нём под влиянием Венеры Милосской. Размышляя об этом, Г.И. Успенский делает акцент на том, как меняется мировоззрение личности под воздействием настоящего искусства.

Между приведёнными аргументами прослеживается причинно-следственная связь. Изначально рассказчик только чувствует потребность измениться, а уже потом автор подчёркивает, какие конкретные перемены происходят в человеке после знакомства с известной скульптурой.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Г.И. Успенского. Действительно, искусство может исцелить человека и изменить его мировоззрение. Так, например, в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет» упоминается знаменитая соната Л. Бетховена. Именно она становится символом безответной и самоотверженной любви главного героя. После его смерти Вера Николаевна слушает это музыкальное произведение и наконец-то понимает чувства Желткова, что становится переломным моментом для героини.

Таким образом, роль искусства в жизни человека очень велика. Когда произведение находит отклик в душе зрителя, ему открывается замысел художника. Это побуждает к переоценке ценностей и нравственному обновлению.

Пример сочинения № 2

В предложенном тексте Г. И. Успенский раскрывает уникальную силу искусства, которая способна преображать человеческую душу и делать её более чуткой и возвышенной. Он утверждает, что искусство способно оживить внутренний мир человека, подарить ему ощущение радости и счастья быть человеком, которое невозможно ощутить в обычной, повседневной жизни.

Позиция Успенского состоит в том, что искусство обладает мощью, которая может вдохнуть жизнь в «скомканную» душу, пробудить в ней свет и высокие устремления, пробудить желание быть лучше. Этот глубокий эмоциональный подъем Успенский испытал, когда встретился с Венерой Милосской. Он пишет, что почувствовал, как будто что-то оживило его, пробудило «чувствительность», заставило «хрустнуть» от роста (предложения 6-11). Эта перемена возрождает его стремление к честности, искренности, душевной чистоте, исключает из его жизни ложь и притворство (предложения 16-17).

Соглашаясь с позицией автора, можно утверждать, что искусство действительно обладает силой преобразования и возвышения души человека. Оно пробуждает лучшие чувства и побуждает к самосовершенствованию.

В русской литературе пример подобного влияния искусства на человека можно найти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов, пережив глубокие душевные страдания и личные перемены, обращается к музыке, а слушая Наташу Ростову, понимает, что она способна передать невыразимые чувства и обрести душевное равновесие. Эта встреча с искусством в исполнении Наташи пробуждает в нем жизненную силу и смысл бытия. Он начинает видеть мир в новом свете, ощущая внутреннее счастье и гармонию.

Другой пример — в романе Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», где образ главного героя Джонатана символизирует стремление к совершенству и поиску высоких идеалов. Джонатан, восхищённый искусством полета, использует его не только как способ перемещения, но как путь к саморазвитию и постижению истины. Искусство для него — способ достижения духовного совершенства и открытия новых горизонтов, что пробуждает в нем чувство свободы и высшего смысла.

Таким образом, сила искусства заключается в том, что оно способно возвысить и очистить душу, наполнить её светом, который меняет отношение к миру и самому себе. Искусство влечет человека к чему-то большему и делает его стремление к красоте и гармонии частью его сущности.