ЕГЭ 2025 по русскому языку. Задание 27. Текст Г. И. Успенского «В чём сила искусства?»
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте. Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Текст. Вариант 27 из сборника Дощинского Р.А
(1)Я исходил по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе груз горького, подлого и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра. (2)Без малейшей нравственной потребности вошёл я в музей. (3)Машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой ровно ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотье в висках. (4)И вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, поражённый чем-то необычайным, непостижимым, я остановился перед Венерой Милосской. (5)Я стоял перед ней, смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: «Что такое со мной случилось?» (6)Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость… (7)До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (8)Похожа ли она видом на руку человеческую?
(9)Нет, это просто какой-то кожаный комок. (10)Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (11)Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, измученного, искалеченного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт, заставило также бодро проснуться и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом. (12)Мне невозможно было даже мысли допустить, чтобы в эту минуту я мог подумать жить чем-нибудь таким, что составляло простую житейскую необходимость той поры, то есть того времени, когда я был скомканной перчаткой. (13)Опять позволить скомкать себя так, как это было час тому назад и всю жизнь до этого часа? (14)Нет, нет! (15)Я не мог даже есть, пить в этот день, до такой степени мне казалось это ненужным и обидным для того нового, что я бережно нёс в себе.
(16)С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу единственно из приличия, делать какое-нибудь дело, которое могло бы отозваться в душе малейшим стеснением или, напротив, могло малейшим образом стеснить чужую душу, теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (17)Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (18)Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу «с чистою совестью» принять в себя животворную тайну. (19)Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было. (20) И как бы вы тщательно ни разбирали Венеру Милосскую с точки зрения «женской прелести», вы на каждом шагу будете убеждаться, что творец этого художественного произведения имел какую-то другую, высшую цель.
(21) Ему нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека — мужчину, женщину, ребёнка, старика — с ощущением счастия быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными — вот какая огромная цель владела его душой и руководила рукой. (22) Он брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, ловя в этом только человеческое. (23)Из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что составляет смысл всей его работы, то, чего сейчас, сию минуту нет ни в ком, ни в чём и нигде, но что есть в то же время в каждом человеческом существе.
По Г. И. Успенскому (Глеб Иванович Успенский (1843-1902) — русский писатель и публицист, один из ведущих писателей-разночинцев).
Пример сочинения № 1
В чём сила искусства? Именно этот проблемный вопрос находится в центре внимания русского писателя Г.И. Успенского.
По мнению автора, истинное произведение искусства подталкивает человека к неожиданным переменам, дарит чувство радости, ощущение свежести и пробуждает осознание собственного достоинства. Приведу примеры из предложенного текста, иллюстрирующие авторскую позицию.
Так, например, рассказчик изначально не интересовался скульптурой и зашёл в Лувр «без малейшей нравственной потребности». Однако одна из статуй сразу же привлекла его внимание и поразила необычайной красотой. Когда герой увидел Венеру Милосскую, он «почувствовал, что с ним случилась большая радость». Рассказчик сравнивает себя со скомканной перчаткой, которая под воздействием произведения искусства «стала похожа на человеческую руку». С помощью этого примера автор подчёркивает: под влиянием подлинного шедевра душа человека требует перемен.
Благодаря удивительной статуе, герой ощущает «необходимость, неизбежность самого безукоризненного поведения». Он задумывается о каждом сказанном слове, боясь обидеть другого человека, подвергает критической оценке каждую собственную мысль и хочет стать настоящей достойной личностью, приняв в себя «животворную тайну». Рассказчик чувствует себя счастливым только потому, что он является человеком, и эта идея зарождается в нём под влиянием Венеры Милосской. Размышляя об этом, Г.И. Успенский делает акцент на том, как меняется мировоззрение личности под воздействием настоящего искусства.
Между приведёнными аргументами прослеживается причинно-следственная связь. Изначально рассказчик только чувствует потребность измениться, а уже потом автор подчёркивает, какие конкретные перемены происходят в человеке после знакомства с известной скульптурой.
Нельзя не согласиться с точкой зрения Г.И. Успенского. Действительно, искусство может исцелить человека и изменить его мировоззрение. Так, например, в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет» упоминается знаменитая соната Л. Бетховена. Именно она становится символом безответной и самоотверженной любви главного героя. После его смерти Вера Николаевна слушает это музыкальное произведение и наконец-то понимает чувства Желткова, что становится переломным моментом для героини.
Таким образом, роль искусства в жизни человека очень велика. Когда произведение находит отклик в душе зрителя, ему открывается замысел художника. Это побуждает к переоценке ценностей и нравственному обновлению.
Пример сочинения № 2
В предложенном тексте Г. И. Успенский раскрывает уникальную силу искусства, которая способна преображать человеческую душу и делать её более чуткой и возвышенной. Он утверждает, что искусство способно оживить внутренний мир человека, подарить ему ощущение радости и счастья быть человеком, которое невозможно ощутить в обычной, повседневной жизни.
Позиция Успенского состоит в том, что искусство обладает мощью, которая может вдохнуть жизнь в «скомканную» душу, пробудить в ней свет и высокие устремления, пробудить желание быть лучше. Этот глубокий эмоциональный подъем Успенский испытал, когда встретился с Венерой Милосской. Он пишет, что почувствовал, как будто что-то оживило его, пробудило «чувствительность», заставило «хрустнуть» от роста (предложения 6-11). Эта перемена возрождает его стремление к честности, искренности, душевной чистоте, исключает из его жизни ложь и притворство (предложения 16-17).
Соглашаясь с позицией автора, можно утверждать, что искусство действительно обладает силой преобразования и возвышения души человека. Оно пробуждает лучшие чувства и побуждает к самосовершенствованию.
В русской литературе пример подобного влияния искусства на человека можно найти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов, пережив глубокие душевные страдания и личные перемены, обращается к музыке, а слушая Наташу Ростову, понимает, что она способна передать невыразимые чувства и обрести душевное равновесие. Эта встреча с искусством в исполнении Наташи пробуждает в нем жизненную силу и смысл бытия. Он начинает видеть мир в новом свете, ощущая внутреннее счастье и гармонию.
Другой пример — в романе Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», где образ главного героя Джонатана символизирует стремление к совершенству и поиску высоких идеалов. Джонатан, восхищённый искусством полета, использует его не только как способ перемещения, но как путь к саморазвитию и постижению истины. Искусство для него — способ достижения духовного совершенства и открытия новых горизонтов, что пробуждает в нем чувство свободы и высшего смысла.
Таким образом, сила искусства заключается в том, что оно способно возвысить и очистить душу, наполнить её светом, который меняет отношение к миру и самому себе. Искусство влечет человека к чему-то большему и делает его стремление к красоте и гармонии частью его сущности.