Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Взрослому человеку, […] неизбежных обстоятельств, приходится основное время тратить на работу и гораздо меньше — на учебу, познание мира. Ему чаще приходится обращаться к самому себе, к собственным знаниям или незнаниям, душевному богатству или пустоте. Взрослый более углублен в себя. И горе тому, кто, не найдя в себе ничего, кроме пустоты, начинает таскать то, что взять легко: грошовые переживания, интрижки, мелодрамы, ритм вместо музыки — мало ли? Этот набор примитивных чувств и культуры делает человека тем, кого мы называем обывателем. Человек страдает от одиночества — это стало известно не сегодня. Но одиночество все же предпочтительнее, чем суррогат общения. Встречаться с кем попало, болтать ни о чем — значит бессмысленно проживать свое время! Человеческая жизнь так коротка.
У растущего человека возникает множество «почему?». Разумеется, на эти «почему?» не смогут ответить даже сотни самых умных, талантливых писателей и философов, педагогов и родителей. Ответить немыслимо, но можно научить искусству услышать ответы от самой жизни. Это искусство заключается в том, чтобы растущий, формирующийся человек учился, приобретал собственный, духовный опыт, рожденный его собственным, казалось бы, неприметным существованием, соединять с духовным опытом веков и поколений, запечатленным в философии, литературе и искусстве. Вот именно тогда он будет творческой личностью... Он поймет, что творчество в жизни — это не только создание неких непреходящих духовных и материальных ценностей, но и самые «обыкновенные» вещи: человеческое общение, любовь, деятельная доброта, самовоспитание.
1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите этот предлог.
2. Укажите варианты, в которых значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. Второстепенный член предложения. Подчеркните обстоятельства.
2) РАБОТА. Служба, занятие, труд на каком-либо предприятии, в каком-либо учреждении. Поступить на работу. Снять с работы.
3) МИР. Отсутствие боевых действий. Пусть всегда будет мир. Ждём мира.
4) КУЛЬТУРА. Разводимое растение, а также (спец.) бактерии, выращенные в лаборатории и т. п. Технические культуры. Культура стрептококков.
5) ИСКУССТВО. Умение, мастерство, знание дела. Искусство шитья.
3. Укажите варианты, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) В тексте используется антитеза как выразительное противопоставление, помогающее усилить эффект воздействия на читателя, обращения его к размышлению над проблемой. Примерами могут стать первое и второе предложения текста: «основное время тратить на работу и гораздо меньше — на учебу», «душевному богатству или пустоте».
2) Эмоциональные средства языка сочетаются в тексте со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (познание, переживание, общение и др.), глаголы несовершенного вида преобладают над всеми другими глагольными формами.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, вводные слова.
5) Особенностями текста являются официальность, точность, бесстрастность.
4. Укажите варианты, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) знАчимость 2) облЕгчит 3) углублЁнный 4) кОрысть 5) пОручни
5. Подберите к НЕВЕРНО употребленному выделенному слову пароним.
1) После бури на море установилось СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.
2) Настя НАДЕЛА бальное платье и, напевая мелодию вальса, легко закружилась перед зеркалами, представляя себя героиней любимого балета, виденного ею в театре.
3) Григорий, припав к КОНСКОЙ гриве, выскочил через ворота на дорогу.
4) Чтобы побеждать в СЛОВАРНЫХ баталиях, нужно прекрасно владеть родным языком и иметь острый ум.
5) Прорвавшись сквозь дождливую завесу, ветер донёс издалека слабый РИТМИЧНЫЙ стук мотора.
6. Исправьте ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите его.
Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) самая СВЕТЛАЯ школа
2) пользоваться ШАМПУНЬЮ
3) наиболее УМНОГО студента
4) отправить ДВУМСТАМ чиновникам
5) ПОЕЗЖАЙТЕ в город
8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.
A) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
1) Употребляя вводные слова, речь становится более эмоциональной.
2) Одним из самых известных в стране учебных заведений стал МГУ.
3) Степан чувствовал то, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза.
4) Наиболее древней является письменность шумеров, жившие в Междуречье, в Средней Азии.
5) Находящаяся низко над горизонтом Луна кажется сильно увеличенной.
6) Придумав техническую конструкцию аппарата, умельцы собрали его собственными руками.
7) Стая лебедей летели в тёплые края.
8) Людвиг ван Бетховен продолжил общую линию развития музыкальных жанров, которую наметили его предшественники.
9) Из листового металла не только делают корпуса машин и приборов, но и посуду.
9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
1) с..мптомы, с..дина, ц..линдр
2) ц..вилизация, ц..клический, вакц..на
3) стар..жил (московский), анн..тация, аб..нент
4) поч..тать (талант), ц..ркуль, в..негрет
5) об..няние, парад..ксальный, проск..чил (заяц)
10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
1) ад..ютант, об..ём, двух..ядерный
2) пред..нфарктное (состояние), с..мпровизировать, вз..скать
3) пр..твориться (спящим), пр..ступить (к занятиям), пр..даное (невесты)
4) бе..перспективный, чере..полосица, не..дешний
5) р..организация, ант..научный, д..зинфекция
11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
1. горош..нка, масл..це
2. милост..вый, бел..зна
3. камыш..вый, боч..нок
4. завед..вать, проигр..вать
5. парч..вая (ткань), размеж..вать
12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
1) засе..шь, застел..м
2) ненавид..вший, завис..вший (от других)
3) пол..щий (огород), (они) посел..тся (в деревне)
4) несдерж..нный, (пациенты) леч..тся
5) замет..вший (ошибку ), вытерп..шь
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Эта далеко (НЕ)ВЕСЕЛАЯ история была рассказана мне на постоялом дворе.
2) Я думал о нашей встрече уже (НЕ)СКОЛЬКО дней.
3) За (НЕ)ВЫПОЛНЕНИЕ приказа вы будете нести самое серьёзное наказание.
4) Агафья Тихоновна, извините, мне (НЕ)ЗДОРОВИТСЯ: болит голова.
5) (НИ)ЧЬЯ судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует.
14. Укажите варианты, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
1) (В)НАЧАЛЕ судебного заседания судья отклонил дело (В)ВИДУ недостатка улик.
2) Задача (НА)ПОДОБИЕ треугольников оказалась трудной, ЗА(ТО) интересной.
3) И (ТОТ)ЧАС же хлынул дождь, да такой проливной, какой (ЗА)ЧАСТУЮ бывает только в тропических лесах.
4) «С кем поведёшься, (ОТ)ТОГО и наберёшься», - эту истину я усвоил (НА)ВЕК.
5) Разговаривать (В)РОДЕ было не о чем - она молчала, я ТО(ЖЕ) молчал.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Та отточе(1)ость и утонче(2)ость фраз, с помощью которых восстановле(3)ы эти мировые шедевры, придают им подли(4)ость и словно возвращают нас в годы войны.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера предложений.
1) В школе он был наслышан об успехах как одноклассников так и ребят постарше.
2) Брат одновременно стирал с лица снег и непрекращающиеся струйки крови из царапины на лбу и старался подбодрить меня.
3) Осенью жилище суслика нагревается и хозяин выходит из своего зимнего заточения.
4) Желание освободиться от груза ответственности толкало героев либо на неоправданные конфликты либо на бессмысленные поступки.
5) День был серый промозглый и ветреный.
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Поцеловав ее почтительно (1) он сел (2) не торопясь (3) в кресло и с улыбкой (4) потирая самые кончики пальцев (5) проговорил: «А Елизавета Михайловна здорова?»
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Архитектура садовых домов в России была самой разнообразной и (1) пожалуй (2) более свободной, чем в городе, так как дачное строительство не так строго регламентировалось, как городское; среди построек (3) как известно (4) преобладал стиль, навеянный Средневековьем; много было сооружений в неорусском стиле.
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Алехин почувствовал (1) что его рассматривают (2) и (3) вполголоса запел по-русски (4) чтобы стоящий за дверью понял (5) что он не переодетый фашист.
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мне кажется (1) что (2) если бы я попал на Северный полюс (3) или полюс Магнитный (4) то и там бы обязательно сидел (5) и шмыгал носом мальчишка
21. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом. Запишите номера этих предложений.
1) Подъехавши к трактиру, Чичиков велел остановиться по двум причинам. 2) С одной стороны, чтоб дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтоб и самому несколько закусить и подкрепиться. 3) Деревянный потемневший трактир принял Чичикова под свой узенький гостеприимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники. 4) Трактир был чем-то вроде русской избы, но отличался большими размерами. 5) Резные узорочные карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили темные его стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами. 6) Взобравшись узенькою деревянною лестницею наверх, в широкие сени, он встретил отворявшуюся со скрипом дверь и толстую старуху в пестрых ситцах… 7) — Поросенок есть? — с таким вопросом обратился Чичиков к стоявшей бабе.
22. Установите соответствие.
А) О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Б) – Ни души! – сказал ветер, облетев всю деревню и закрутив в бесцельном удальстве пыль на дороге. В) Пора, пора! Рога трубят… Г) Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Д) Вашего-то золота кот наплакал… | 1) анафора 2) литота 3) аллитерация 4) градация 5) антитеза 6) олицетворение 7) гипербола 8) риторическое обращение 9) ассонанс |
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Наш взвод форсировал по мелководью речку Вислоку, выбил из старинной панской усадьбы фашистов и закрепился на задах её, за старым запущенным парком. (2)По ту и по другую сторону головной аллеи парка, обсаженной серебристыми тополями вперемежку с ясенями и ореховыми деревьями, стояли всевозможные боги и богини из белого гипса и мрамора. (3)При обстреле усадьбы пострадали не только дом и деревья, но и боги с богинями. (4)Особенно досталось одной богине. (5)Она стояла в углублении парка, над каменной беседкой, увитой плющом. (6)Она уже вся была издолблена осколками, а грудь одну у нее отшибло. (7)Под грудью обнажились серое пятно и проволока, которая от сырости начала ржаветь. (8)Богиня казалась раненной в живое тело, и ровно бы сочилась из неё кровь. (9)Узбек, прибывший с пополнением, в свободное от дежурства время всё ходил по аллее, всё смотрел на побитых богов и богинь. (10)Глаза его, и без того задумчивые, покрывались мглистою тоской. (11)Особенно подолгу тосковал он у той богини и глядел, глядел на неё, Венерой называл, женщиной любви и радости именовал и читал стихи какие-то на русском и азиатском языках. (12)Словом, чокнутый какой-то узбек в пехоту затесался, мы смеялись над ним, подтрунивали по-солдатски солоно, а то и грязно.
(13)Абдрашитов спокойно и скорбно относился к нашим словам, лишь покачивал головой, не то осуждая нас, не то нам сочувствуя. (14)Вскоре по окопам прошел слух, будто Абдрашитов принялся ремонтировать скульптуру над фонтаном. (15)Ходили удостовериться — правда, ползает на карачках Абдрашитов, собирает гипсовые осколки, очищает их от грязи носовым платком и на столике в беседке подбирает один к одному. (16)Удивились солдаты и примолкли. (17)Лишь ефрейтор Васюков ругался: «С такими фокусниками навоюешь!»
(18)Бегая по нитке связи, я не раз замечал копающегося в парке Абдрашитова. (19) Маленький, с неумело обернутыми обмотками, он весь уж был в глине и гипсе, исхудал и почернел совсем и на моё бойкое «Салям алейкум!», тихо и виновато улыбаясь, отвечал: «Здравствуйте!» (20)Я спрашивал его, ел ли он. (21) Абдрашитов таращил черные отсутствующие глазки: «Что вы сказали?» (22)Я говорил, чтобы он хоть прятался при обстреле — убьют ведь, а он отрешённо, с плохо скрытой досадой ронял: «Какое это имеет значение!»
(23)Потом к Абдрашитову присоединился хромой поляк в мятой шляпе, из-под которой выбивались седые волосы. (24)Ефрейтор Васюков, свалившись вечером в окоп, таинственно сообщал нам:
— (25)Шпиёны! (26)И узбек шпиён, и поляк. (27)Сговор у них. (28)Я подслушал в кустах: Роден, говорят, Ерза, Сузан и ещё кто-то, Ван Кох или Ван Грог — фиг его знает. (29)Немца одного поминали… (30)Гадом мне быть, вот только я хвамилию не запомнил… (31)По коду своему говорят, подлюги!
— (32)Сам-то ты шпион! — рассмеялся младший лейтенант. — (33)Они о великих творцах- художниках говорят. (34)Пусть говорят.
(35)Богиню над фонтаном Абдрашитов и поляк починили. (36)Началась артподготовка, и командир взвода приказал мне сматывать связь. (37)Неслись снаряды надо мною с разноголосыми воплями, курлыканьем и свистом. (38)Я как бежал с катушкой на шее, так и споткнулся, и мысли мои оборвались: богиня Венера стояла без головы, а поляк и узбек лежали, засыпанные белыми осколками и пылью гипса. (39) Оба они были убиты. (40)Лежало на боку ведерко, вывалилось из него серое тесто гипса, и стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. (41)А у ног её, в луже крови, лежали два человека — советский солдат и седовласый польский гражданин, пытавшиеся исцелить побитую красоту.
(По В.П. Астафьеву*)
*Виктор Петрович Астафьев (1924 — 2001) — русский писатель, драматург, эссеист
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) При обстреле усадьбы были повреждены дом, скульптуры, деревья.
2) Узбек очень тосковал по своей семье.
3) Абдрашитов был скульптором.
4) Младший лейтенант заподозрил, что узбек и поляк были шпионами.
5) Поляк и узбек смогли восстановить одну из скульптур.
24. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5-7 представлено повествование.
2) Предложение 11 раскрывают причину того, о чём говорится в предложении 12.
3) В предложении 15 представлено описание.
4) Предложение 16 противопоставлено по смыслу предложению 17.
5) Предложение 19 содержит элементы описания.
25. Из предложений 9-14 выпишите синонимы (синонимичную пару).
26. Среди предложений 3-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи формы слова. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как проявляется беспощадность войны?»
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий 2 примера из текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между этими примерами.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
Ответы:
1 – в силу
2 –25
3 –1234
4 –135
5 –словесных
6 –первая
7 –шампунем
8 – 71943
9 –2345
10 –123
11 –123
12 –1245
13 –2345
14 –35
15 –3
16 –145
17 –12345
18 –1234
19 –1245
20 –14
21 –16
22 – 96372
23 –15
24 –245
25 –смеялись -подтрунивали
26 -47