№3 Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Дело художника – выразить своё ви́дение мира, и другой цели искусство не имеет. Но таков таинственный закон искусства, что ви́дение вовне выражается тем гармоничнее, чем оно само в себе своеобразнее и глубже. Здесь, в отличие от мира вещественного, внешняя прелесть есть безошибочный признак внутренней правды и силы. Пленительность искусства – та гладкая, блестящая, переливающаяся всеми цветами радуги ледяная кора, которою как бы остужает огненная лава художнической души, соприкасаясь с наружным воздухом, с явью. Ясно только одно: чем сильнее кипение, тем ярче и радужнее форма.
Эта внешняя пленительность искусства необыкновенно важна: она играет в духовном мире ту же роль, какую в растительном мире играет яркая окраска цветка, манящая насекомых, которым предназначено разносить цветочную пыльцу. Певучесть формы привлекает инстинктивное внимание людей. Ещё не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчётно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар. Но вместе с тем блестящая ледяная кора скрывает от них глубину, делает её недоступной; в этом – мудрая хитрость природы. Красота – приманка, но красота – и преграда. Прекрасная форма искусства всех манит явным соблазном, чтобы весь народ сбегался глядеть; и поистине красота никого не обманет. Но слабое внимание она поглощает целиком, для слабого взора она непрозрачна: он осуждён тешиться ею одной, – и разве это малая награда? Лишь взор напряжённый и острый проникает в неё и видит глубины тем глубже, чем он острей.
(По М.О. Гершензону)
1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.
2. Укажите варианты, в которых значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЦЕЛЬ. Предмет стремления; то, что нужно, желательно осуществить. Его ц. – учиться. Ставить себе что-нибудь целью. Благородная ц. Достичь цели. Цель оправдывает средства (афоризм).
2) ЗАКОН. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность; заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З. общественного развития. Законы рынка.
3) ЯРКИЙ. Резкий по чистоте и свежести тона. Я. краски. Я. рисунок.
4) РАЗНОСИТЬ. что. Нося, сделать удобным, просторным. Р. ботинки.
5) ОСТРЫЙ. Отточенный, хорошо режущий, колющий. О. нож. Острое копьё.
3. Укажите варианты, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) В тексте присутствуют характерные для разговорной речи особенности: простые предложения, придающие тексту характер непринуждённой беседы; слова, которые в толковых словарях сопровождаются пометой «разговорное» (ви́дение, кипение, манящая, влекутся).
2)Текст построен на основе сопоставления и противопоставления явлений и идей,
изложенных автором; это достигается с помощью разнообразных языковых средств,
среди которых неоднократный повтор противительного союза (но), двойные союзы
(чем… тем), производный предлог (в отличие от), прилагательные в сравнительной
степени (своеобразнее, глубже, острей).
3) Выразительность, яркость, оригинальность изложения достигаются использованием эпитетов («таинственный закон», «безошибочный признак»), метафор (пленительность искусства ‒ ледяная кора; певучесть формы, лава души).
4) Убедительность изложения обеспечивается использованием синтаксических средств, среди которых – ряды однородных членов, различные типы СП.
5) Текст относится к официально-деловому стилю и характеризуется использованием стандартных оборотов (цели... не имеет; роль... играет; привлекает... внимание) и отсутствием эмоционально-оценочной лексики.
4. Укажите варианты, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) аэропОрты 2) сОгнутый 3) позвалА 4) дЕфис 5) вероисповедАние
5. Подберите к НЕВЕРНО употребленному выделенному слову пароним.
И очень важно хотя бы раз в неделю побыть наедине с природой, ощутить её постоянство и ВЕЛИЧИНУ, проникнуться её стабильностью.
ИСКУССТВЕННЫЙ международный язык эсперанто стал 64-м языком, используемым в Интернете при автоматическом переводе.
На севере, в условиях ВЕЧНОЙ мерзлоты, жилые дома возводятся по специальным проектам.
Кафедральный собор обретает сегодня БЫЛОЕ великолепие и красоту, восхищавшую в прежние времена заезжих купцов и гостей города.
Уже сейчас многие предприниматели проявляют далеко не ПРАЗДНЫЙ интерес к этому проекту и даже становятся инициаторами его реализации.
6. Исправьте ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите его.
Главную суть своей книги учёный изложил на научной конференции.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
навстречу ЕЙ ПОЕЗЖАЙТЕ ВЗГЛЯНИ на картину
более ШЕСТИСТА лет пара ТУФЕЛЬ
8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.
А) ошибка в построении сложного предложения
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) Все, кто посещает бассейн, должны надевать специальную шапочку.
2) Физическая нагрузка позволяет человеку не только стать здоровее, но и обрести уверенность в себе.
3) Сидящие на трибунах зрители дружно поддерживали и болели за свои команды.
4) Официально считается, что Сочи было основано 21 апреля 1838 года как форт Александрия.
5) Я не могу понять, что почему не работает компьютер.
6) Николай Ростов обвинил поручика Телянина в краже, сказав, что «это деньги Денисова, вы их взяли».
7) Приступая к работе над поэмой «Мёртвые души», Н.В. Гоголь в 1835 году писал А.С. Пушкину, что хочет «показать хотя с одного боку всю Русь».
8) На момент полёта Герману Титову было 25 лет, и он стал самым молодым космонавтом.
9) Все отправленные документы абитуриентом по почте должны поступить в вуз не позднее указанного срока.
9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
1) присп..собиться (к условиям), тр..стник, др..знить (собаку)
2) (резиновые) сап..ги, взб..дриться, отв..рить (окно)
3) ст..рать (с доски), объед..нение, ист..на
4) упл..тнитель, сл..гаемые (успеха), насл..ждение
5) прим..рять (одежду), в..ртуозный, разб..раться
10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
1) пре..писать, по..кладка, о..бросить
2) бе..контрольный, ра..щедриться, и..пугать
3) пр..амурский, непр..глядный (поступок), пр..ступный (сговор)
4) от..гранный, без..скусный, контр..гра
5) с..ёмка, пред..юбилейный, вз..ерошенный
11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
1) солом..нка, разборч..вый 2) подчёрк..вать, фасол..вый
3) недоум..вать, устра..вать 4) затм..вать, подароч..к
5)тнефт..ная (скважина), ветр..ная (мельница)
12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
1) засе..шь, стро..вший 2) расскаж..шь, увенч..нный
3) выскоч..шь, неопису..мый 4) выстел..шь, занима..мый
5) (он) предвид..т, зна́ч..мый
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Детство – (НЕ) ПОВТОРИМАЯ пора жизни.
2) Архивные материалы, (НЕ) ОПУБЛИКОВАННЫЕ своевременно, лишают
учёных возможности сделать важные открытия во многих научных областях.
3) Затаившись, (НЕ) ШЕВЕЛЯСЬ, мы следили за грациозным животным.
4) Косо тянулись (НЕ) ОСТЫВШИЕ вечерние лучи солнца.
5) Дружба крепка (НЕ) ЛЕСТЬЮ, а правдой и честью.
14. Укажите варианты, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
1) (В) ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили в основном (НА) СЧЁТ предстоящего путешествия.
2) Пруд в парке, затянутый (ТЁМНО) ЗЕЛЁНОЙ ряской, стоял БУД(ТО) громадное чёрное зеркало.
3) (В) ПРОЧЕМ, только неожиданный снегопад может заставить пернатых лететь дальше, (НЕ) ВЗИРАЯ на ветер и стужу.
4) Звукопись (ЗА) ЧАСТУЮ используется в поэзии для того, ЧТО(БЫ) подчеркнуть музыкальность стиха.
5) Здесь уместно объяснить читателю, (ПО) ЧЕМУ я избегаю собственных имён и ДА(ЖЕ) не придумываю вымышленных, как это принято в романах.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
Чуть поодаль в базарных рядах летали на ветру домотка(1)ые льня(2)ые полотенца, на которых кричали дли(3)охвостые петухи, полыхала гроздьями калина; расстилались полотня(4)ые скатерти, вышитые аллегорическими сценами.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера предложений.
1) Только иногда мелькнёт берёзка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.
2) Сколько раз мы с Яковом теряли друг друга в густом местами непроходимом кустарнике!
3) Цветы лучше собирать утром или под вечер.
4) Светлый месяц вышел из-за сарая и через двор легли чёрные тени и заблестело железо на крыше.
5) Раненый открыл глаза застонал от нестерпимой боли в простреленном плече.
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Г.Р. Державин вступил в литературу немолодым человеком (1) уже многое повидавшим (2) и пережившим (3) и очень скоро стал известен как поэт (4) говоривший о бренности жизни, о бессмертии.
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Среди писателей конца ХХ века (1) именно (2) В.М. Шукшин вновь обратился к
народной теме. Люди, которые сохранили народные «корни» (3) по мнению писателя
(4) тянутся к духовному началу, заложенному в народном сознании.
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прежде чем (1) непринуждённо и решительно войти во двор и начать действовать (2) я (3) чтобы (4) ознакомиться с обстановкой (5) стал незаметно у калитки за деревом.
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь.
21. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом. Запишите номера этих предложений.
(1)Как происходит зарождение погоды в Мировом океане? (2)Чтобы найти ответ, учёные используют современную технику – крупные научно- исследовательские суда и специальные буи. (3)Собранные данные позволяют прогнозировать погоду на несколько лет вперёд. (4)Долгосрочные прогнозы вполне реальны, залогом этого служит не только мощь современных компьютеров. (5)Метеорологи приступили к самому грандиозному исследованию Мирового океана, которое когда-либо затевалось. (6)Участники проекта – учёные из 30 стран – уже более 10 лет исследуют Океан. (7)Никогда прежде наука не уделяла столько внимания водной среде. (8)По некоторым данным, всего за какое-то десятилетие количество собранной информации об Океане увеличилось в десятки раз.
(9)«Когда мы приступали к работе, то думали создать нечто вроде моментальной фотографии Океана», – вспоминает один из руководителей проекта.
22. Установите соответствие.
А) В той башне высокой и тесной Царица Тамара жила: Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла. (М. Ю. Лермонтов) Б) Боюсь гостиниц. Это неспроста. Здесь холодом от окон веет люто. Здесь лампа. Здесь гардины. Здесь тахта. Иллюзия семейного уюта. (Е. М. Винокуров) В) Ночь глядит из-за старых дубов, Свет играет на сонных листах (И.Никитин). Г) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А. П. Чехов) Д) Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствовал. (А. С. Пушкин) | 1) метонимия 2) аллитерация 3) многосоюзие 4) риторическое обращение 5) сравнение 6) парцелляция 7) ассонанс 8) эпифора 9) олицетворение |
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Взрослые взяли меня с собой в гости. (2)В доме, куда они направлялись, были дети, которые встретили меня хорошо и тотчас же любезно показали мне свои игрушки и книги. (3)Меня сразу же привлекла книга, непохожая на знакомые мне до сих пор ни величиной, ни картинками. (4)Едва открыв её и прочитав первые строки (то были стихи), я так и не могла оторваться и, усевшись на диван, принялась за чтение.
(5)Мне предлагали поиграть во что-нибудь, меня звали пить чай – я не отзывалась. (6)Я читала и оторвалась от чтения, лишь дочитав до конца большую книгу, которая называлась «Крокодил».
(7)За долгие годы, миновавшие с того вечера, когда я впервые прочла
«Крокодила», он стал так широко известен, что нет нужды о нём распространяться. (8)Мне было не более шести лет, я не понимала толком, что значит автор, но имя автора «Крокодила» я запомнила. (9)Его звали Корней Чуковский.
(10)По пути домой меня сдержанно пожурили. (11)Хозяев – взрослых и детей – я поразила до глубины души: пришла в гости и уселась за книжку.
(12)Но упрёки матери доносились откуда-то со стороны, а во мне звучали стихи Корнея Чуковского. (13)Я запомнила «Крокодила» наизусть, почти целиком, и стала охотно рассказывать его другим детям, а то, что дословно не запомнила, рассказывала своими словами, может быть, даже своими стихами, – подобная вольность казалась мне тогда вполне допустимой.
(14) Вслед за «Крокодилом» мне открылось множество книг, сочинённых Корнеем Чуковским: «Мойдодыр», «Бармалей», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Чудо-дерево».
(15) Я накидывалась на них жадно, запоминала их с ходу и стала их горячим пропагандистом.
(16) Со стихами Чуковского связано для меня первое в жизни соприкосновение со славой. (17)Начав ходить в школу, я частенько опаздывала на первый урок. (18)И вот однажды где-то в середине первого урока я приплетаюсь в школу, прошу разрешения войти в класс, понимаю, что выражение лица учительницы не сулит мне ничего доброго, шлёпаюсь на первую попавшуюся парту и тут только замечаю, что в классе очень уж много народу, чуть не вдвое больше обычного. (19)Оказалось, заболела другая учительница, и нас соединили на первые часы, устроив нечто вроде литературного утра. (20)Все желающие могут выступить с чтением любимых произведений. (21)Недолго раздумывая, я поднимаю руку и, получив слово, обрушиваю на два класса «Мойдодыра» Чуковского, целиком, наизусть, с подлинным чувством и волнением. (22)Боже, какой это был успех! (23)Никогда в жизни я больше не знала такого. (24)Он был усилен ещё и тем, что душа моя была готова совсем к другому: к упрёкам, к выговорам, и вдруг вместо них рукоплескания, восторг, признание. (25)Я ходила теперь по школьным коридорам, сопровождаемая восхищёнными взглядами и шепотками: «Вон она, та девчонка, которая…»
(26) Старшеклассники пригласили меня выступить у них на вечере. (27) Меня стали называть «Мойдодыр». (28)Тут, может быть, следовало обижаться, но прозвище произносилось с таким восторгом, что я, помнится, даже гордилась им. (29)Стоит ли осуждать восьмилетнего ребёнка за подобную суетность?
(30)Этот праздник, пожалуй, не прошёл для меня бесследно, не остался только милым воспоминанием. (31)Он научил и кое-чему серьёзному, приоткрыв великое счастье волновать людей силой своей мысли, своей выдумки, всем, что именуется дорогим словом «талант». (32)Талант, по- моему, ещё одно светило, озаряющее нашу жизнь. (33)Чем больше таких светил, тем жизнь ярче и праздничнее. (34)На небе моего детства вспыхнул талант Корнея Чуковского. (По М.И. Алигер)
Маргарита Иосифовна Алигер (1915–1992) – русская советская поэтесса, переводчик, журналист, военный корреспондент.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчица, будучи в гостях, оторвалась от чтения, только дочитав до конца «Мойдодыра».
2) Героиня рассказа, оказавшись в гостях, не заинтересовалась игрушками и сразу погрузилась в чтение книги К.И. Чуковского.
3) Из-за болезни учительницы два класса соединили на третьем уроке и устроили литературное утро.
4) Рассказчица считала допустимым пересказывать стихи поэта своими словами.
5) История с чтением произведения К.И. Чуковского осталась в памяти рассказчицы только милым воспоминанием.
24. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–6 представлено описание.
2) В предложении 6 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 5.
3) В предл. 9 содержится вывод из того, о чём говорится в предложениях 6–8.
4) Предложение 29 противопоставлено по содержанию предложению 28.
5) В предложениях 30–34 представлено рассуждение.
25. Из предложений 10 -13 выпишите один фразеологизм.
26. Среди предложений 30–34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какова роль литературы в жизни человека?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий 2 примера из текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между этими примерами.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
Ответы:
1 САМ
2 123
3 234
4 123
5 ВЕЛИЧИЕ
6 ГЛАВНУЮ
7 ШЕСТИСОТ
8 53694
9 23
10 25
11 145
12 45
13 14
14 345
15 124
16 25
17 134
18 34
19 235
20 1234
21 259
22 56932
23 24
24 25
25 ДОГЛУБИНЫДУШИ
26 31