Задания 1 - 3
Вариант 1
Когда-то соловьиное пение очень ценилось. На Руси были большие знатоки пения соловьёв. В давние годы особенно славились курские и киевские соловьи. За этих певцов богатые люди - купцы и помещики - плачивали до тысячи рублей. Пойманный соловей быстро привыкал к людям и в жилище человека пел так же громко и красиво, как пел некогда на воле, в лесу.
Я и теперь люблю слушать соловьёв. Особенно нравится мне их ночное пение, когда над головою светят молчаливые звёзды и всё в лесу примолкает. Хороши и вечерняя, и утренняя песни соловьёв, радостно встречающих вместе с другими певчими птицами восход солнца. Вряд ли есть на всей земле другая птица, умеющая так красиво петь, как поёт наш звонкоголосый русский соловей.
Соловьи живут в старых усадебных парках и в городах, где есть деревья, вода и заросли кустарников. Забыть не могу, как однажды возвращался я с весенней охоты по старому Ладожскому каналу. На рассвете старый маленький пароходик тихо плыл по каналу, берега которого заросли густыми кустами. Боже мой, сколько собралось здесь соловьёв! Казалось, мы двигались по нескончаемой соловьиной дороге. Удивительные трели бесчисленных восхитительных певцов звучали справа и слева, сзади и впереди тихо плывшего парохода. Я навсегда запомнил весеннее раннее утро, моё возвращение с охоты, звонкую соловьиную дорогу.
1. Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в одном из предложений текста.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) БОЛЬШОЙ. Значительный по размерам, по величине, силе. Большая радость.
2) БОГАТЫЙ. полн. ф., перен. Содержащий много ценных качеств. Богатый голос.
3) СВЕТИТЬ. Направлять свет так, чтобы кому-н. было видно. Светить кому-н. фонарем.
4) ПЛЫТЬ. Передвигаться по поверхности воды или в воде. П. по реке.
5) ЗВУЧАТЬ. О звуках: быть, существовать, слышаться. Звучат раскаты грома.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются специальная лексика, терминологические выражения (знатоки, плачивали, в особых клетках с полотняными потолками, муравьиными яйцами и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (богатые люди, купцы и помещики, в старых усадебных парках и др.).
2) Эмоциональности, экспрессивности текста, выражению авторской оценки способствует использование эпитетов (молчаливые звёзды, звонкоголосый русский соловей, звонкую соловьиную дорогу, удивительные трели бесчисленных восхитительных певцов), антонимов (вечерняя и утренняя, справа и слева, сзади и впереди), а также слов и сочетаний, выражающих субъективное отношение автора к предмету речи (хороши песни, особенно нравится, забыть не могу, навсегда запомнил).
3) Грамматическими особенностями текста является использование в качестве средств связи предложений однокоренных слов (соловьиное - соловьёв, соловьи - соловьиной), форм слова (соловьёв - соловьи, соловей - соловьёв), контекстных синонимов (соловьи - певцов), широкое использование определительных словосочетаний (курские и киевские соловьи, ночное пение, вечерняя и утренняя песни, певчими птицами, в старых усадебных парках и др.), использование междометия (Боже мой).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, риторическое восклицание (Боже мой, сколько собралось здесь соловьёв!), конструкции со значением сравнения.
5) Текст относится к разговорной речи, так как основные цели автора - непринуждённое общение с читателем, обмен мнениями на бытовые темы.
Вариант 2
Цунами на японском означает «волна в гавани». Цунами - это опасное природное явление, представляющее собой морские волны, возникающие главным образом в результате сдвига вверх или вниз протяжённых участков морского дна при подводных и прибрежных землетрясениях. Заметим, что волны цунами являются разновидностью поверхностных волн - наиболее распространённого типа волн в природе, что среди прочих поверхностных волн цунами - самые «длинноволновые» (в открытом океане они доходят до сотен километров) и что их скорость (опять же в открытом океане) может достигать 700-800 км/час.
Как известно, цунами нередко приводит к разрушениям и человеческим жертвам. Инициировать волны - с высотой, нередко превышающей десятиметровую отметку - могут землетрясения (с эпицентром в океане), извержения вулкана, а также и оползни. Необычайно возросшие в XX в. разрушительные возможности человека также могут стать непосредственной причиной цунами.
Проблемой пунами занимаются представители самых разных наук. Сегодня уделяется большое внимание междисциплинарным исследованиям и, кроме того, развитию систем по распространению информации о цунами и связанных с ним опасностях. Исследователи выполняют работу по моделированию волн пунами и оценке рисков их возникновения в различных водных бассейнах, включая и российские моря - Каспийское и Чёрное. Построенные математические модели соотносятся с информацией о параметрах реальных цунами, в том числе и катастрофических, последовавших за извержением вулкана Кракатау в 1883 г. и землетрясением в Индонезии в 2004 г.
1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в одном из предложений текста. Запишите это местоимение.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) ВОЛНА. Водяные бугры, образующиеся в ветреную погоду в результате сильного колебания водной поверхности. Высокие, бурные, пенистые волны.
2) ОТКРЫТЫЙ. полн. ф. Наружный, не подземный. Открытая горная выработка.
3) ОТМЕТКА. Знак, указывающий на что-либо; след, отпечаток на какой-либо поверхности. Отметка на стволе дерева.
4) ЗАНИМАТЬСЯ. чем. Работать в какой-либо области науки, искусства, техники ит. п.; изучать, исследовать что-либо. Заниматься проблемами экологии.
5) ОЦЕНКА. Обозначение степени знаний учащихся. Выставлять оценки.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются специальные слова (с эпицентром, о параметрах), наряду с нейтральной лексикой - книжная (инициировать, междисциплинарным).
2) Использование метафор (представители самых разных наук, разрушительные возможности человека), гиперболы (нередко превышающей десятиметровую отметку), эпитетов (природное явление, непосредственной причиной и др.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемых явлений.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для устной речи: частое использование местоимений, междометий, усиливающих экспрессию частиц, преобладание простых неосложнённых предложений.
4) Смысловая точность, сжатость при информативной насыщенности обеспечиваются синтаксическими особенностями текста: использованием в информативной функции, в функции уточнения предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами; использованием конструкций со значением включения, присоединения (включая и российские моря - Каспийское и Чёрное, в том числе и катастрофических).
5) Текст относится к научному стилю, так как основные цели автора - сообщить научную информацию, объяснить её с применением научной аргументации.
Вариант 3
Река скрылась в тёмной синеве вечера. Луна ещё не поднималась, звёзды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой. Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, прислушиваясь к немолчному шороху всё прибывающей реки. Поверхность её была темна, не видно было даже "цвету", только кое-где мерцали, растягивались и тотчас исчезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд, а игривая волна порой вскакивала на берег и бежала к нам, сверкая в темноте пеной, точно животное, которое резвится, пробегая мимо человека...
Артель всё ещё бушевала на другом берегу, но песня, видимо, угасала, как наш костёр, в который никто не подбрасывал больше хворосту. Голосов становилось всё меньше и меньше: очевидно, не одну уже удалую головушку сморил на вырубке или в кустарнике богатырский сон. Порой какой-нибудь дикий голосина выносился удалее и громче, но ему не удавалось уже воспламенить остальных, и песня гасла.
Я тоже улёгся рядом со спящими ветлугаями, любуясь звёздным небом, начинавшим загораться золотыми отблесками поднимавшейся за холмами луны. А с горы, тихо поскрипывая, спускался запоздалый воз, подходили пешеходы. Огни в деревушке на холме давно погасли один за другим. Белый придорожный столб вдалеке то выделялся, окрашенный огнём костра, то утопал в темноте. На той стороне, за рекой, запевал соловей.
1. Самостоятельно подберите подчинительный сравнительный союз, который должен стоять на месте пропуска в одном из предложений текста. 3апишите этот сравнительный союз.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) ПОДНИМАТЬСЯ. Вставать, меняя лежачее или сидячее положение на стоячее. Рано подниматься с постели.
2) БЕРЕГ. У моряков, речников: суша (в противопоставлении пребыванию в плавании).
Списаться на берег.
3) РЕ3ВИТЬСЯ. Играть и веселиться, находясь в движении. Дети резвятся в саду.
4) ПЕСНЯ. 3вуки птичьего пения. Соловьиная песня.
5) ПОГАСНУТЬ. (1 и 2 л. не употр.). Перестать гореть, перестать светить. Звёзды погасли.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. 3апишите номера этих ответов.
1) Глаголы и имена прилагательные в тексте исrтользуются в информативной функции (песня угасала; воспламенить, немолчный шорох, удалую головушку).
2) В тексте использованы сравнения (бежала к нам, точно животное, которое резвится;
угасала, как наш костёр), эпитеты (золотыми отблесками, богатырский сон), слова с эмоционально-оценочными суффиксами (головушку, голосина), создающие образность, эмоциональность текста, передающие авторское отношение к предмету описания.
3) Грамматическими особенностями текста является использование сложноподчинённых предложений с причинно-следственными отношениями между частями, подчёркивающими логику рассуждения автора.
4) В тексте использованы обособленные распространённые и нераспространённые определения и обстоятельства в изобразительной функции (берега стояли во мгле, неясные. таинственные... волна... бежала к нам, сверкая в темноте пеной, звёздным небом, начинавшим загораться золотыми отблесками поднимавшейся за холмами луны, тихо поскрипывая, спускался запоздалый воз).
5) Текст относится к деловому стилю, так как основная цель автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение.
Вариант 4
Как кому-то могло прийти в голову, что под землёй скрываются нефтяные озёра? Сначала люди удостоверились в том, что под землёй есть водные источники. Затем были замечены места, где из земли проступает сырая нефть. В 1859 г. в одном из таких мест впервые была предпринята попытка добычи нефти.
Сегодня нефтедобыча ведётся под жёстким инженерным и юридическим контролем. Бурение скважины производят буровой установки, состоящей из буровой вышки, блоков бурения и спуско-подъёмных работ. К верхней части буровой вышки крепят подъёмное устройство для бурильных труб, образующих бурильную колонну. В нижней части бурильной колонны крепят долото, совершающее вращательные движения и дробящее твёрдую породу.
Буровой раствор подают по трубе вниз, охлаждая буровую установку и выталкивая из скважины разрушенную породу. Когда бур уходит на определённую глубину, в скважину вставляют стальную обсадную трубу, по ней под давлением подают цементный раствор, который доходит до конца трубы, выходит из неё и поднимается вверх.
Цемент закрепляет обсадную трубу и защищает подземные воды от нефти. Затем в ход идёт буровой наконечник меньшего диаметра, который должен добраться непосредственно до нефти. Обсадную трубу продлевают, и снова в неё подают цемент. Потом бурильное оборудование извлекают, устанавливают оборудование устья скважины и только тогда начинают выкачивание нефти.
1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в одном из предложений текста.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) ИСТОЧНИК. То, что даёт начало чему-н., откуда исходит что-либо. Сведения из верного источника.
2) КРЕПИТЬ. Присоединять, закреплять. Крепить канаты.
3) ТВЁРДЫЙ. Не подверженный изменениям, непоколебимый, устойчивый, прочный. Твёрдое решение.
4) ПОРОДА. Природное образование минералов, минеральный пласт в земной коре. Горные породы.
5) ИЗВЛЕКАТЬ. Кого-что. Вынимать, доставать, добывать; выводить. Извлекать из растения сок.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Большинство имён прилагательных в тексте используются в функции эпитетов (например: водные источники, сырая нефть, коммерческой добычи, в твёрдом грунте, буровой установки, буровой вышки, спуско-подъемных работ).
2) Бесстрастность, объективность изложения, отсутствие образности обеспечиваются отсутствием тропов, использованием слов в прямом значении.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: глаголы, обозначающие действия, которые осуществляются обыкновенно, постоянно (ведётся, производят, добывается, перерабатывается и др.), наречия со значением порядка следования действий (сначала, затем, потом).
4) Смысловая точность, сжатость при информативной насыщенности обеспечиваются _ синтаксическими особенностями текста: использованием в информативной функции, в функции уточнения рядов однородных членов предложения, предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как основные цели автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.
Вариант 5
Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз, тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей, высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.
Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает снег, над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз, всё больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Тонко пищат рябчики, на непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли, а в кустах на берегу реки защёлкал, звонко запел первый соловей. А летом, когда примолкают самые голосистые птицы и не поют звонкоголосые соловьи, на лесных открытых полянах зреет душистая земляника, поспевает лесная малина, а по закрайкам болот созревает черника, краснеют на зелёных ветках ягоды брусники.
Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни, когда на золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов, осин, медленно кружась, слетают с берёз пожелтевшие лёгкие листья, а от дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины...
1. Самостоятельно подберите обстоятельственное наречие времени, которое должно стоять на месте пропуска в одном из предложений текста. Запишите это наречие.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) ТИХИЙ. Слабо звучащий, плохо слышный. Тихий голос, звук.
2) ЧИСТЫЙ. Незагрязнённый, незапачканный (без грязи, мусора, пятен). Вода в озере чистая.
3) ЖИЗНЬ. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Жизнь растения.
4) СЛЫШАТЬСЯ. Быть слышным, звучать. Слышится музыка.
5) РАННИЙ. Бывающий, появляющийся раньше всех других. Ранние сорта яблок.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте используется лексика со значением признака (глубокие, чистые, тонко, звонко, яркие, медленно, лёгкие, серебристые), лексика тематической группы «времена года», помогающая представить изображаемые явления как периодически повторяющиеся (зимою и летом, осенью и весною, в любое время года, в тихий зимний день, ранней и поздней весною, в осенние дни ).
2) Использование сравнения (кружевными белыми арками), метафор (шапками снега, ожерельем шишек и др.), эпитетов (бурная жизнь, звонкоголосые соловьи, на золотом фоне и др.), однокоренных слов в близком контексте (дышишь и не надышишься), лексического повтора (больше и больше) способствует созданию эмоциональности, выразительности текста, помогает передать отношение автора к описываемым явлениям.
3) Грамматическими особенностями текста является использование в предложениях составных именных сказуемых, выраженных краткими именами прилагательными и краткими причастиями с нулевой связкой (хорош лес, покрыты ветви, вершины унизаны, красив и печален лес, протянуты нити паутины).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, инверсия (Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы).
5) Текет относится к публицистическому стилю, так как основные цели автора - формирование у читателя отношения к поставленной в тексте общественно значимой проблеме, выражение собственной активной жизненной позиции, убеждение читателя путём приведения доводов в пользу своего видения ситуации.
Вариант 6
Природа скупится, скупится, вдруг расщедрится и так одарит человека, что все вокруг только диву даются. А он сам будто этого и не замечает: идёт лёгкой походкой по земле, озорно посмеивается, и любая ноша ему по плечу. Серьёзное дело в его руках выглядит игрой, а игра оборачивается серьёзным делом. Неодолимо притягивает он людей - полмира у него в товарищах.
Он неистощим на выдумки, ему скучно жить без них, и при его вмешательстве заурядный случай становится приключением. Он беззаботно щедр, и судьба, опасаясь за последствия такой тороватости, предусмотрительно награждает его дырявыми карманами. У него острый язык, но он щадит в людях главное - их достоинство, и они легко спускают ему то, что не прощают другим. Каждый, кто повстречается ему на пути, возбуждает в нём несказанное любопытство: он уверен, что любой человек по-своему талантлив и в каждом таятся скрытые возможности. И люди, чувствуя эту заинтересованность, раскрываются перед ним с неожиданной для самих себя стороны.
Он снисходителен к людям, и хорошие качества в его глазах имеют больший вес, чем дурные. Товарищ он великолепный, не любит подчинять, так же как подчиняться. Это очень национальный характер: на столбовой дороге истории российской виделся он встречным в разных одеждах и разных воплощениях, но всегда воспринимался как светлое чудо.
(По С.С. Наровчатову)
1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите этот союз.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) ЛЕГКИЙ. Незначительный по весу, не отягощающий. Лёгкая ноша.
2) СЛУЧАЙ. То, что произошло, случилось, происшествие. Случай из жизни.
3) ОСТРЫЙ. Остроумный, язвительный. Острое слово.
4) СПУСКАТЬ. что кому. Прощать, оставлять проступок без внимания или наказания (разг.). Ничего не спускать врагу.
5) РАСКРЫВАТЬСЯ. (1 и 2 л. не употр.). Становиться раскрытым. Окно раскрылось.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с активной лексикой в тексте используются устаревшие слова (тороватости, столбовой), наряду с нейтральной лексикой - высокая, книжная (неодолимо, неистощим, несказанное), а также разговорная лексика и фразеологизмы (спускают, диву даются, по плечу).
2) Использование олицетворений (природа скупится, скупится, расщедрится и одарит; судьба, опасаясь, награждает), метафоры (на столбовой дороге истории российской), гиперболы (полмира у него в товарищах), антонимов (спускают - прощают, хорошие - дурные) способствует созданию эмоциональности, экспрессивности текста, выражению авторского отношения.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для научной речи: преобладание именных частей речи над глаголами (ноша, игра, выдумки, заинтересованность, в воплощениях), конструкции, используемые с целью толкования понятий (Серьёзное дело в его руках выглядит игрой, а игра оборачивается серьёзным делом).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых инверсия (неодолимо притягивает он людей, товарищ он великолепный, на столбовой дороге истории российской), ряды однородных членов.
5) Текст относится к деловому стилю, так как основная цель автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение.
Вариант 7
Численность населения Земли продолжает расти, а с нею растёт и дефицит воды особенно в некоторых местностях. Атмосферных осадков недостаточно, чтобы обеспечивать водой стремительно растущее население планеты.
со временем удалось придумать множество способов промышленного опреснения воды. Один из них - дистилляция. Когда вода из соляного раствора испаряется, пар поднимается вверх, оставляя соль внизу. В процессе конденсации пара образуется питьевая вода. Процесс очень прост, но в результате него в атмосферу выбрасывается значительное количество парниковых газов. Другой метод - ядерные реакторы. Они не оказывают такого пагубного влияния на атмосферу, при этом возможна теплофикация - получение двух видов энергии из одного источника, то есть при опреснении генерируется электроэнергия.
Чем больше соли содержит вода, тем больше требуется энергии для её опреснения. Этот факт привёл к созданию технологии опреснения - многоступенчатого процесса мгновенного выпаривания. Ещё одна технология - технология обратного осмоса, появившаяся в 1959 г. Вода под большим давлением проходит через фильтр обратного осмоса - мембрану, сквозь которую просачивается только чистая вода. Для работы насосов высокого давления требуется примерно столько же энергии, сколько на процесс дистилляции, но используется электричество, а не тепло. Большая электростанция (обычная или атомная) может фильтровать воду по ночам, когда потребление электричества снижено, а днём генерировать электричество.
1. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в одном из предложений текста. Запишите этот союз.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) РАСТИ. Развиваясь, совершенствоваться. Талант растёт.
2) СОЛЬ. Приправа к пище. Столовая соль.
3) ВЛИЯНИЕ. Авторитет, власть. Человек с большим влиянием.
4) СОДЕРЖАТЬ. (1 и 2 л. не употр.), что. Иметь, заключать в себе. Книга содержит много интересного.
5) НАСОС. Машина, устройство для накачивания или выкачивания жидкостей, газов. Велосипедный насос.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной в тексте использована терминологическая и специальная лексика (дистилляция, конденсация, теплофикация, технология обратного осмоса, генерируется электроэнергия).
2) Конкретность, бесстрастность, объективность изложения обеспечивается путём использования терминов и терминологических сочетаний, слов в прямом значении, имён прилагательных и причастий в информативной функции, отглагольных имён существительных со значением процесса (опреснение, дистилляция, теплофикация и др.).
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для устной речи: частое использование местоимений, междометий, усиливающих экспрессию частиц, преобладание простых неосложнённых предложений.
4) Точное и полное изложение информации, сжатость текста при информативной насыщенности обеспечивается использованием таких синтаксических конструкций, как предложения с обособленными приложениями в функции уточнения и обособленными определениями, выраженными причастными оборотами в информативной функции.
5) Текст относится к публицистическому стилю, так как основные цели автора - воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации, формирование у читателя отношения к проблеме текста, выражение собственной активной жизненной позиции, убеждение читателя путём приведения доводов, аргументов в пользу своего видения ситуации.
Вариант 8
Вся местность вокруг: на юг и север, на восток и запад - была рассечена речками и ручьями. речки и ручьи, поблуждав по местности, находили путь только на восток, к огромной реке, называемой Енисеем, впадали в неё, и та, подхватив их воды, тоже скрытно, тоже под толщей льда, неслышно несла громадную общую ношу в океан.
В пространствах между реками, то больше, то меньше возвышенных, стоял повсюду лес, в один ярус, без подроста, без кустарника и без бурелома, ровный, как будто возникший в одно мгновение. Каждое дерево этого безмолвного и удивительного леса и весь он в целом были исполнены в трёх разных красках: в комлях и на высоту два-три метра - землисто-серой, затем красной и красно-жёлтой, причём с высотою желтизна становилась преобладающей, лёгкой, луковой, трогательно-нежной. В суровом и холодном воздухе устойчивой зимы эта желтизна была похожа на яичный желток, на хрупкую скорлупу пасхального яичка. Кроны деревьев густо были окутаны ворсистой хвойной шерстью, почти непроницаемой в своей зелени, сквозь которую только очень слабо проступал узор причудливых древесных ветвей всё той же лёгкой желтизны. Пейзаж этот недостаточно было видеть - в нём надо было чувствовать себя, окружённого им повсюду, со всех сторон...
Изредка лес прерывался открытыми полянами с блестящим, чистым и, казалось, чуть влажным снегом, только по опушкам, запорошённым опавшей с деревьев хвоей, потом лес продолжался и продолжался снова всеми тремя неизменными красками землисто-серой, жёлтой и зелёной.
1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в одном из предложений текста. Запишите это местоимение.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) ВПАДАТЬ. во что. Вливаться в реку, озеро, море (о реке, ручье). Волга впадает в Каспийское море.
2) НЕСТИ. кого-что. Передвигать, увлекать с собой своим движением (о ветре, течении воды ит. п.). Яхту нёс попутный ветер.
3) ВЫСОТА. Высокий уровень развития чего-н. Достигнуть новых высот.
4) УСТОЙЧИВЫЙ. Стоящий, держащийся твёрдо, не колеблясь, на падая. Устойчивая опора.
5) ЛЁГКИЙ. Незначительный по весу, не отягощающий. Лёгкая ноша.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте отсутствуют слова в переносном значении, что способствует объективности создаваемого автором описания.
2) В тексте использованы сравнения, представленные в разных языковых формах (похожа на яичный желток, на хрупкую скорлупу пасхального яичка; как будто возникший в одно мгновение), эпитеты (безмолвного и удивительного леса), метафоры и олицетворения (поблуждав по местности, находили путь; несла громадную общую ношу в океан, ворсистой хвойной шерстью) способствуют созданию эмоциональности, выразительности текста, помогают передать особенности авторского восприятия.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: используемые в изобразительной функции деепричастия в составе деепричастных оборотов (поблуждав по местности, подхватив их воды), причастия в составе причастных оборотов (почти непроницаемой в своей зелени, запорошённым опавшей с деревьев хвоей).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения; обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом; обособленные определения, выраженные причастным оборотом.
5) Текст относится к художественному стилю, так как основная цель автора - эмоционально-эстетическое воздействие на чувства, воображение, мысли читателя посредством создания живых образов, картин, а не путём приведения логических доводов.
Вариант 9
Луга были тихи и спокойны. Из неглубоких лощин выглядывал ивняк с багряной и золотистой листвой. Дальше угадывалась извилистая река, за ней снова тянулись луга, лес на взгорье, дорога и посёлок в лесу. Всё виделось отсюда далеко и отчётливо. И день был ясным, несмотря на жемчужно-серое, хотя и безоблачное небо.
Святослав чувствовал осеннее изобилие и в то же время грусть земли, внимал тому, что видел, с охотой, знанием и ощущением сопричастности всему окружающему. Он сейчас, как, впрочем, и всегда, любил эту опушку, и шёлковые луга с ивняком, и золотую дорогу на той стороне, и жемчужное небо. И ему казалось, что они тоже знают и любят его.
По еле заметной тропинке Святослав пошёл к озеру. Сапоги негромко постукивали по схваченной ночным заморозком и сейчас ещё не отошедшей почве. Путь его лежал через пригорок. Наверху возвышались мохнатые ели, рядом с ними стояли деревца поменьше, а еще ниже шли сплошные заросли колючего шиповника. А за пригорком, в продолговатой впадине, блестело знакомое озеро. По его зеркальной глади, блестящей и спокойной, плыла чёрная утка. Она то погружала голову глубоко в воду, то вдруг привставала на хвост, часто-часто взмахивая крыльями. И тогда были видны её ослепительно-белые подкрылья...
1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в одном из предложений текста.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) ДОРОГА. Путешествие; пребывание в пути. Устал с дороги.
2) ВИДЕТЬ. Сознавать, усматривать. Видеть свою ошибку.
3) ОЩУЩЕНИЕ. Переживание, чувство. Острое ощущение обиды.
4) ЗАМЕТНЫЙ. Такой, что можно заметить, увидеть, видный. На снегу заметны следы.
5) СТОЯТЬ. Не двигаться, бездействовать. Часы стоят.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. 3апишите номера этих ответов.
1) В тексте наряду с именами прилагательными в информативной функции (из неглубоких лощин, ночным заморозком, в продолговатой впадине) используются имена
прилагательные в роли эпитетов (с багряной и золотистой листвой, шелковые луга, золотую дорогу, жемчужное небо), помогающие понять особенности восприятия персонажа.
2) В тексте использованы преимущественно отвлечённые имена существительные (луга, ивняк, река, лес, озеро, пригорок), глаголы в прямом значении (выглядывал ивняк; и луга, и ивняк, дорога, и небо тоже знают и любят его), обеспечивающих точность и объективность описания.
3) Грамматические особенности текста обусловлены задачей создания описания: использованы определительные словосочетания (неглубоких лощин, ночным заморозком, извилистая река, мохнатые ели, сплошные заросли, зеркальной глади, чёрная утка, ослепительно-белые подкрылья), ряды однородных членов предложения (тянулись луга, лес, дорога и посёлок; любил опушку, и луга, и дорогу, и небо; блестящей и спокойной).
4) В тексте использованы такие синтаксические средства выразительности, как сложносочинённые и сложноподчинённые предложения с производными составными союзами, указывающими на связь явлений и подчеркивающими логику рассуждения.
5) Текст относится к публицистическому стилю, так как основные цели автора - формирование у читателя отношения к поставленной в тексте общественно значимой
проблеме, выражение собственной активной жизненной позиции, убеждение читателя путём приведения доводов в пользу своего видения ситуации.
Вариант 10
Сегодня бетон в весовом соотношении является самым распространённым строительным материалом, его значение трудно переоценить. Этот материал широко используется в гражданском строительстве, для прокладки дорог, каналов и взлётно-посадочных полос, возведения мостов, плотин, небоскрёбов и многого другого. Популярность бетона вполне объяснима: в жидком виде его можно залить в форму, и он, застыв, станет подобен скале и прослужит много столетий. Если добавить к бетону стальную арматуру, он станет ещё прочнее, из него можно будет делать балки длиной более 30 метров.
Современный бетон состоит из трёх ингредиентов: одной части портландцемента, двух частей песка и трёх частей щебня, к которым добавляется достаточное количество воды с целью получения пастообразной смеси. То, что бетон состоит в основном из песка и щебня, делает его самым дешёвым материалом из всех возможных аналогов. А портландцемент - это гидравлическое вяжущее вещество, изобретённое в 1824 г. При соединении с водой цемент действует как клей и надёжно скрепляет песок и щебень. это не тот клей, который высыхает, скорее, он похож на эпоксидную смолу, которая затвердевает в результате химической реакции.
Реакция застывания бетона протекает медленно, для полного отвердения бетону требуется несколько недель. Когда дорожное покрытие или фундамент залиты, инженеры часто проводят тестирование, чтобы проверить прочность материала на сжатие.
1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в одном из предложений текста.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) ПОЛОСА. Отдельный протяжённый участок чего-нибудь, пояс. Песчаная полоса берега.
2) ЖИДКИЙ. С большим количеством воды, водянистый. Жидкий суп.
3) ДОБАВИТЬ. Дать, вложить ещё, дополнительно. Добавить сто рублей.
4) ПРОЧНЫЙ. С трудом поддающийся разрушению, порче, крепкий. Прочный мост.
5) РЕАКЦИЯ. Резкая перемена в самочувствии, упадок, слабость после подъёма, напряжения. Реакция после сильного возбуждения.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте использована специальная лексика (портландцемент, гидравлическое вещество, эпоксидную смолу), использована лексика тематической группы «строительные материалы», обеспечивающая единство темы (бетон, стальную арматуру, песка, щебня, пастообразной смеси, клей и др.), вещественные имена существительные (бетон, портландцемент, клей, песок, щебень и др.).
2) Использование эпитетов (строительным материалом, в гражданском строительстве, взлётно-посадочных полос, в жидком виде, современный бетон, пастообразной смеси), метафор (залить в форму, реакция застывания, проводят тестирование) способствует эмоциональности, выразительности текста.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные имена существительные (для прокладки, возведения, при соединении, реакция застывания, для отвердения, сжатие), конструкции с производными предлогами (добавляется с целью получения, затвердевает в результате реакции).
4) Синтаксическими особенностями текста является использование рядов однородных членов в функции уточнения, сложных предложений с союзами, указывающими на связь явлений, с целью точного и полного изложения сведений.
5) Текст относится к художественному стилю, так как основная цель автора - эмоционально-эстетическое воздействие на чувства, воображение, мысли читателя посредством создания живых образов, картин, а не путём приведения логических доводов.
Вариант 1
1. Даже
2. 45
3.234
Вариант 2
1. Такие, Эти
2. 14
3. 145
Вариант 3
1. Какбудто, Будто, Словно, Точно
2. 35
3. 24
Вариант 4
1. Спомощью, Припомощи
2. 245
3. 234
Вариант 5
1. Уже
2. 234
3. 1234
Вариант 6
1. Но, Однако, Да
2. 234
3. 124
Вариант 7
1. Но, Однако
2. 45
3. 124
Вариант 8
1. Все, Всякие
2. 12
3. 2345
Вариант 9
1. Это
2. 34
3. 13
Вариант 10
1. Но, Однако
2.134
3.134
12