СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2025. Русский язык. Задания 1 - 8

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания 1 - 8  в удобном формате. 6 вариантов. 

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2025. Русский язык. Задания 1 - 8»

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1 вариант

Гравитация считается синонимом притяжения. Но в последние годы обнаружен удивительный теоретический феномен: по Ньютону, столкновение и слияние двух чёрных дыр разной массы должно приводить к образованию итоговой дыры, покоящейся в центре масс. Расчёты по теории Эйнштейна дали результат: финальная дыра получает толчок в сторону меньшей из дыр и улетает из центра масс. Если масса крупной дыры в пять раз больше, чем у маленькой дыры, то скорость такой «отдачи» для невращающихся дыр достигает 175 км/с.

Что вызвало эту отдачу? Воронка гравитационного потенциала вокруг массивной дыры и небольшая яма вокруг лёгкой дыры сливаются в несимметричную воронку, которая не успевает выровнять свои склоны из-за конечной скорости распространения гравитационного поля. Эта асимметрия суммарного потенциала и сообщает чёрной дыре значительный импульс. Можно считать, что итоговая дыра оказалась не в минимуме, а на склоне воронки потенциала, по которому она и покатилась в сторону дна, ускоряясь искривлённым пространством-временем, – ведь в рассматриваемой системе нет никаких других сил.

Этот эффект отдачи не имеет аналогов в гравитации Ньютона, где потенциал перестраивается мгновенно. Отдачей сливающихся дыр объясняют вылет чёрных дыр из галактик, но значимость этого эффекта гораздо глубже. (По материалам журнала «Наука и жизнь»)


1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) ПОСЛЕДНИЙ. окончательный, бесповоротный. Это моё последнее слово. Последнее решение.

  • 2) КРУПНЫЙ. Сильный по своему влиянию, значению. К. общественный деятель. К. писатель, учёный.

  • 3) ПОЛЕ. Пространство, в пределах которого проявляется действие какихнибудь сил (спец.). Магнитное п. Силовое п.

  • 4) СООБЩАТЬ. кому что, о ком (чём). Уведомить, известить, довести до чьего-н. сведения. С. о прибытии поезда.

  • 5) СИЛА. Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика интенсивности физических процессов (спец.). Единица силы. Центробежная с. С. тяжести. С. тока. С. света.


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.

1) Синтаксис текста характерен для письменной речи: в нём преобладают сложные предложения, присутствуют цепочки слов в форме родительного падежа (из-за… скорости распространения… поля; на склоне воронки потенциала).

2) Отсутствие языковых средств, имеющих узкую сферу распространения (терминов,

иноязычных слов, профессионализмов), указывает на то, что текст адресован широкой

аудитории читателей.

3) Ответ на риторический вопрос, заданный в начале второго (2) абзаца текста, содержится в первом (1) абзаце.

4) Автор для обозначения своей позиции или позиции коллег прибегает к безличным предложениям (считается, можно считать) и неопределённо-личным предложениям (отдачей… объясняют вылет).

5) Использование эпитетов («удивительный феномен», «значительный импульс») и метафор (воронка потенциала, вылет дыр из галактик) говорит о принадлежности текста к официально-деловому стилю речи.


4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) прибЫв 2) рвалА 3) сосредотОчение 4) нОгтей 5) подЕленный


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Первое УПОМИНАНИЕ о новгородской иконе мы встречаем в IV Новгородской летописи.

Густой и тёплый дух деревни, ИСХОДЯЩИЙ от сарая, здесь слабел; луг за забором дышал предутренней холодной сыростью.

В прижизненное издание не вошла повесть «Я помню», поскольку издательство ОТГРАНИЧИЛО объём книги.

Впечатление от знакомства с доктором у меня осталось ДВОЙСТВЕННОЕ и какое-то тревожное.

Он бросил ПУГЛИВЫЙ взгляд на отца и, резко повернувшись, вышел из гостиной.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

В глубине души он разделял распространённое ошибочное заблуждение, что настоящее открытие делается обязательно в тиши научной лаборатории, а не за чашкой кофе.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

на ширине ПЛЕЧ более ЗВОНКО ПРОМОКНУВШИЙ под дождём говорить с НИМИ
у ПЯТИСОТ учеников


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении сложного предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Эти аналогии могут быть подкреплены не только историческими фактами, а также личным опытом старшего поколения россиян.

2) В 1905 году уже в Севастополе он возглавил восстание матросов на крейсере «Очакове», объявив себя командующим Черноморским флотом.

3) Когда садится за море ласковое солнце, стихают звуки музыки и всплески голосов на улицах города, в благоухающих его садах, на старых виллах, на опустевших пляжах оживают воспоминания.

4) Речка Ветьма причудливо петляет среди зелёных полей, среди лугов, искрящимся под нежным утренним солнцем.

5) Улицы имеют названия, дома – номера, но вся беда в том, что местное население не знают названия улиц, поэтому нам долго пришлось блуждать в поисках нужного дома.

6) По разработанной в НИИ технологии возможна модификация как новых, так и отработавших свой срок катализаторов.

7) У сортов вереска диапазон окраски цветков изменяется от светло- розового через все оттенки сиреневого, лилового, малинового до тёмно-пурпурного и свекольно

коричневого.

8) Оказавшись в одиночестве, я подумал то, что это плохое предзнаменование.

9) Он ценил мемуары Зинаиды Гиппиус «Живые лица», считая их «более человечными», чем воспоминания Ходасевича.

2 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Как и всё в Сибири – человек, земля, климат, – сибирская природа не может быть всюду на одно лицо. Представьте только расстояния, о которых пришлось бы говорить, чтобы выразить их общим понятием. И зимой всё в ней из конца в конец оцепеневает в одной тяжёлой недоступной думе.

Оголённо и стыло лежат белые равнины, успокоенно, как оставленные пограничные преграды, выступают из снегов и склоняются под снегами горы, дремлет в набрякшем морозном узоре тайга, закрываются льдом озёра и реки. Всё обращено внутрь себя, всё заворожено одной исполинской охранной силой.

В эту пору хорошо понимаешь, откуда в прошлом могли возникнуть легенды не только о засыпающих на зиму людях, но и о замерзающих в воздухе, не долетевших до слуха словах, которые с весенним теплом способны оттаивать и звучать сами по себе, вдали от сказавшего их человека. В Сибири легко поддаться такому настроению. Весна у нас – это ещё не весна, как её принято всюду понимать, а добрых два месяца только раскачивание зимы: тепло – мороз, тепло – мороз, пока не свернёт наконец на устойчивое тепло.

И тогда торопится оттаять и расцвести, распуститься и зазеленеть всё вокруг наперегонки. В северных широтах это похоже на выстреливание лета: ещё вчера было разорно и голо, ещё только приготовлялось к переменам, а сегодня уже завыглядывало отовсюду дружной всхожестью, завтра – загорится полным летним заревом. И заполыхает красотой яркой и отчаянной, неспособной на оглядку: как медлительна зима, так торопливо лето. Только-только начало августа, а уж оно на свороте, и заходит в него по-свойски, как домой к себе, осень. С тем и живёт лето: с одной стороны поджимает холодная весна, с другой – осень. (По В.Г. Распутину)


1. Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту частицу.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

1) ПРИРОДА. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

2) ЛЕГЕНДА. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента.

3) ЗВУЧАТЬ. Издавать, производить звуки. Струны звучат глухо.

4) ТЕПЛО. перен. Сердечное, доброе отношение, отрадное чувство. Т. дружбы. Душевное т. Окружить гостя теплом.

5) НАЧАЛО. Первый момент или первые моменты какого-нибудь действия, явления. Н. работы. Н. учебного года.


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.

1) Для выражения своей позиции автор не использует формы первого лица единственного числа, заменяя их на обобщённо-личные (понимаешь) и безличные (легко поддаться) конструкции в соответствии с требованиями научного стиля.

2) Композиция текста определяется противопоставлением частей, посвящённых описанию времён года.

3) Текст адресован массовой аудитории, о чём говорит отказ от узкоспециализированной терминологии и использование общеупотребительной лексики с вкраплениями разговорных слов (наперегонки, по-свойски, поджимает).

4) В тексте преобладают простые предложения, осложнённые обособленными определениями (неспособной на оглядку) и обстоятельствами (как её принято всюду понимать).

5) Главной климатической особенностью Сибири автор считает суровую, но недолгую зиму, сменяющуюся буйным и «торопливым» летом.


4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) защЕмит 2) донЕльзя 3) кремЕнь 4) сливОвый 5) низведЁнный


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Есть ещё один СКРЫТЫЙ, но обнаруженный в экспериментах механизм влияния зевка на активизацию работы мозга.

Самый КОМФОРТНЫЙ для краснозобых казарок температурный режим в местах гнездования – около нуля.

Арахис, или, как его ещё называют, ЗЕМЛИСТЫЙ орех, на самом деле орехом не является.

Вмёрзшие в лёд, словно жертвы глобального похолодания, суда – такой же мощный и ПОНЯТНЫЙ символ, как лермонтовский парус.

И при всей скромности и внутренней тишине в фигуре у матушки моей присутствовала неуловимо ЦАРСТВЕННАЯ осанка, что особенно привораживало глаз и изумляло всякого.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Целью моей поездки было изучение крупного дельфина – белухи – в естественных условиях, но однажды случился странный случай, который заставил меня заинтересоваться и другим животным, не имевшим прямого отношения к теме моей работы.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. БУХГАЛТЕРЫ оладьи с ПОВИДЛОМ более ГЛУБОК

о ПЯТИСТА словах ВЫВЕЗИТЕ из города


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Разговорившись, между ними завязался спор из-за возможного отъезда на море в понедельник.

2) На хатах местных мужиков вместо соломы начал появляться шифер, а те, кто богаче, крыл дома железом.

3) В 1850 году Л.Н. Толстой написал в дневнике, что «я стал более уверен в себе, т. е. перестал конфузиться».

4) Версия академика А.А. Зализняка, принятая научным сообществом, обоснована историческими, диалектологическими и акцентологическими фактами, иные версии строятся на догадках, не находящих подтверждения в памятниках и словарях.

5) Он часами слушал, как восхищался и боготворил Николай Анатольевич свою единственную дочь, какой она была талантливой и какая блестящая творческая судьба ей уготована.

6) Несмотря на почтенный возраст, рыжий кот проявлял недюжинный темперамент: его глаза пылали опасным огнём и каждый, кто тянул к нему руку, получал украшение в виде параллельных кровоточащих царапин.

7) Какая-то крупная птица, маша крыльями, тщетно силилась лететь против ветра, но двигалась в обратную сторону, хвостом вперёд.

8) Именно так будет сказано в «Герое нашего времени»: «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности

характера…»

9) Позже, уже при подготовке второго издания книги, Лидия Корнеевна

давала мне читать гранки своей повести «Софья Петровна», присланные

ей из редакции журнала «Сибирских огней».

3 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Значительная часть того, что вам предстоит, будет востребована скукой. Известная под несколькими псевдонимами – тоска, томление, безразличие, хандра, сплин, тягомотина, апатия, подавленность, вялость, сонливость, опустошённость, уныние и т. д., скука – сложное явление и, в общем и целом, продукт повторения. В таком случае, казалось бы, лучшим лекарством от неё должны быть постоянная изобретательность и оригинальность. Увы, жизнь не даст вам такой возможности, ибо главное в жизненной механике повторение. Само понятие оригинальности или новшества выдаёт монотонность стандартной реальности, жизни, чей главный стих – нет, стиль – есть скука.

Этим она – жизнь – отличается от искусства, злейший враг которого, как вы, вероятно, знаете, – клише. Поэтому неудивительно, что и искусство не может научить вас справляться со скукой. Впрочем, существует ещё один выход. Когда вас одолевает скука, предайтесь ей. Пусть она вас задавит; погрузитесь, достаньте до дна.

Скука – это, так сказать, ваше окно на время, на те его свойства, которые мы склонны игнорировать до такой степени, что это уже грозит душевному равновесию. Короче говоря, это ваше окно на бесконечность времени, то есть на вашу незначительность в нём. Раз уж это окно открылось, не пытайтесь его захлопнуть; напротив, широко распахните его. Ибо скука говорит на языке времени, и ей предстоит преподать вам наиболее ценный урок в вашей жизни – урок вашей крайней незначительности. Он ценен для вас, а также для тех, с кем вы будете общаться. «Ты конечен, – говорит вам время голосом скуки, – и что ты ни делаешь, с моей точки зрения, тщетно». Это, конечно, не прозвучит музыкой для вашего слуха; однако ощущение тщетности, ограниченной значимости ваших даже самых высоких, самых пылких действий лучше, чем иллюзия их плодотворности и сопутствующее этому самомнение. (По И.А. Бродскому)


1. Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту уточняющую частицу.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

1) ПРОДУКТ. перен. Следствие, результат, порождение чего-н. Язык – п. исторического развития.

2) МЕХАНИКА. перен. Сложное устройство, подоплёка чего-н. (разг.).

3) ГЛАВНЫЙ. Самый важный, основной. Главная мысль доклада. Главная улица.

4) ВЫХОД. Место, где выходят, а также место, где что-н. выступает наружу, выпускается, вытекает. Стоять у выхода. Запасный в. В. алмазоносной трубки.

5) ОТКРЫТЬСЯ. Стать видным, обнаружиться. Перед глазами открылись горы.


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.

1) Текст относится к научному стилю речи, поскольку рассчитан на узкий круг специалистов.

2) Автор рассуждает о неизбежности скуки в жизни человека и о том, что скука, несмотря на то что это состояние нельзя назвать приятным, очень важна.

3) Выразительность текста обеспечивается использованием множества средств художественной выразительности, среди которых есть метафоры (пусть она вас задавит; достаньте до дна; окно на бесконечность времени), антонимы (захлопнуть – распахните), синонимы (тоска, томление, безразличие, хандра, сплин, тягомотина, апатия, подавленность, вялость, сонливость, опустошённость, уныние), ряды однородных членов.

4) В тексте присутствуют слова, с помощью которых автор субъективно характеризует предметы и явления: сложное (явление), наиболее ценный (урок).

5) Автор использует слова и выражения, придающие тексту непринуждённую тональность: часто встречаются слова и сочетания слов, которые в толковом словаре имеют помету «разговорное» (псевдонимами, томление, тщетно).


4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) дозировАть 2) защЕмит 3) нанЯвшийся 4) прибЫв 5) стОляр


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Однажды маминому отряду поручили перегнать ГОДОВАЛЫХ телят с одного пастбища на другое.

По всем ГУМАННЫМ предметам у меня вышла твёрдая «пять».

На привалах после ДЛИТЕЛЬНОГО перехода, когда мы в прямом смысле валились на землю от усталости, он спокойно отправлялся за дровами, рубил их, разводил костёр, спускался на речку за водой, разогревал еду.

Бобруйский на торжествах сидел в президиуме, Румянцев с трибуны разглагольствовал о ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ традициях университета.

И только теперь вдруг понял, что за несколько часов ни разу не вспомнил и про блуждания по лесу, и про коварную овражную топь, и про спасение в ЯБЛОНЕВОМ саду.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

А потом был скрежет трамваев, огибающих бульвары кольца А и тогда ещё не вырубленные палисадники кольца Б, в которых весной гнездились соловьи, будя на утреннем рассвете разоспавшихся москвичей, и где рядом с садом «Аквариум» возвышался громадный доходный дом, принадлежавший до революции крупному московскому домовладельцу по фамилии Эльпит.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. несколько КУХОНЬ

в ПОЛУТОРАСТАХ метрах

одежда ПРОМОКЛА

группа БОЛГАР

пара ТУФЕЛЬ


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Ей бы собраться с мыслями, восстановив в памяти события ушедшего дня, или хотя бы просто помечтать, глядя из тёмной комнаты на яркие иголочки зимних звёзд, но дело, ради которого она сейчас здесь, нельзя откладывать надолго.

2) Пускаясь в дискуссию, профессор не щадил никого: не было смысла принимать во внимание возраст оппонентов, когда обсуждалась научная проблема.

3) Вольф Карлович, с чёрным от сажи лицом и всклокоченными волосами, крылатым демоном носился по вагонам, отдавая команды, ругая нерадивых медбратьев, давая советы линейным врачам, подбадривая пациентов.

4) В Обнинске вокруг него по-прежнему бурлила, клокотала молодёжь его лаборатории, и те молодые, что наезжали из Москвы, и те, что тянулись, не могли оторваться от него со времён Миассова, и те, что прилеплялись к нему после каждой биошколы.

5) Кадет по приезде разместили в брошенном корпусе, не позаботившись ни об их устройстве, ни о пропитании, – прожив несколько дней в холодных помещениях, где стены были покрыты инеем, воспитанникам стало невыносимо.

6) Стоит отметить, что далеко не все, кто искренне любит собственную персону, умеет должным образом подать себя в обществе.

7) Когда дочь прощалась, вошла сиделка и сообщила, что звонил доктор и спрашивал, что может ли он заехать.

8) Нелли Сергеевна же выплеснулась словесным фонтаном, заверяя компанию, что молодые люди не правы, захлебываясь, рассказывала, как люди погибали в горящем городе, а Владимир Фёдорович только благодаря мужества и недюжинной силы спасся с разбитого плавсредства, не утонул в Волге.

9) Когда я вернулся, меня встретила старушка с вахты и, поглядывая на трёх других сидевших возле её стола старух полукругом на принесённых из квартир стульях, громко сообщила, что несколько раз приходила Ника.


4 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Бромистый метил как фумигант для дезинсекции зерна и зерноперерабатывающих предприятий сегодня не используется. Для их обеззараживания зарегистрированы препараты фосфина. Однако их применение влечёт за собой ряд неудобств и отрицательных последствий. Это и наличие токсичных остатков в зерне и муке, и необходимость перемещать зерно для введения таблеток, генерирующих фосфин, и длительные сроки экспозиции и дегазации, и повышенная пожароопасность фосфина. Поэтому современная наука ведёт поиск альтернатив фосфину.

В течение ряда лет ВНИИ зерна занимается изучением эффективности озона – аллотропной формы кислорода. При самораспаде он превращается в молекулярный и далее в обычный кислород, что делает его экологически чистым средством.

Мы провели оценку биологической эффективности озона в отношении главнейших вредителей зерна и продуктов его переработки. Для этого взрослых насекомых и их личинок размещали в сетчатых садках в специальной камере, через которую продували озоновоздушную смесь с концентрацией озона 1 г/м3 .

Полученные данные подтверждают уже имеющиеся сведения о возможности и целесообразности применения озона для уничтожения вредителей хлебных запасов.

Помимо экологичности и высокой эффективности, применение озона отличается и технологическими преимуществами, одним из которых является короткий срок экспозиции. Так, для традиционной фумигации мельницы фосфином приходится выводить её из эксплуатации на 4–5 дней. Если для дезинсекции мельницы использовать озон с концентрацией около 1 г/м3 , то весь период обработки не превысит одного дня. (по М.А. Осману, Г.А. Закладному)


1. Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

1) ПРЕДПРИЯТИЕ. Задуманное, предпринятое кем-н. дело (книжн.). Заманчивое п. Рискованное п.

2) ПОИСК. Исследование, направленное на получение новых научных результатов. Научный

3) ФОРМА. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.

4) ЧИСТЫЙ. Имеющий свободную, открытую, ничем не занятую поверхность. Чистое поле. Чистое небо (без туч). Ч. бланк (не заполненный). Чистая тетрадь (не исписанная).

5) ОТЛИЧАТЬСЯ. чем. Выделяться каким-н. характерным признаком. О. от всех товарищей. О. сообразительностью.


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.

1) Текст ориентирован на специалистов в научной сфере, поэтому характеризуется обилием терминов и терминологических сочетаний (бромистый метил, фумигант, аллотропной формы кислорода).

2) Авторы текста делятся с читателями собственными мыслями и наблюдениями, выражают субъективную оценку явлений, о которых идёт речь в тексте, и это позволяет отнести текст к публицистическому стилю.

3) Стандартизированность языка, которым написан текст, проявляется в широком использовании единиц особой лексической группы – канцеляризмов.

4) В тексте активно используются отглагольные существительные (обеззараживания, оценку, смесь), действительные и страдательные причастия (зарегистрированы, полученные, имеющиеся), что свойственно письменной речи.

5) В тексте есть сложноподчинённые предложения, а также предложения, осложнённые различными конструкциями (например, обособленным определением, обособленным приложением, однородными членами).


4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) кормЯщий 2) кашлянУть 3) дешевизнА 4) некрОлог 5) освЕдомиться


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

В душе её вздымались волны, ревел чёрный ураганный ветер, рвалась наружу НЕТЕРПИМАЯ, как от ожога, боль.

Откуда-то взялись оливковые парусиновые туфельки на КОСТЯНЫХ застёжках, такие знакомые…

Но как только поезд отошёл от станции, бабы ДРУЖНОЙ компанией все вместе уверенно подались деревянным переходом через рельсы и куда-то правее леса.

Люди и дома почти на каждом рисунке были ОГОРОЖЕНЫ жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки.

Все победители и ДИПЛОМАНТЫ конкурса получили ценные подарки.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Водитель ждал людей, увидев, что они бегут к остановке, и рад был, что успели, ведь, согласитесь, бессмысленное дело – вести пустой автобус, тормозя на остановках, где никто не выходит и не заходит, будто не существует и никогда не существовало твоего маршрута движения.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. ИССОХШАЯ трава КРЕПЧАЙШЕГО здоровья забрать из ЯСЕЛЬ ЛЯГ на кровать

местные СТОРОЖА


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)ошибка в построении предложения с однородными членами

Б)нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

В)нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г)нарушение в построении предложения с косвенной речью

Д)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)Однажды мне позвонили из полиции и сообщили, что наш магазин то ли разгромили, то ли подожгли и что мне срочно необходимо явиться на место происшествия.

2)Мягкий чарующий голос плыл по комнате, смешиваясь с запахами чая, мяты и цитруса, преобразуя всё вокруг, делая пространство светлее, ярче, больше, и замер на самой пронзительной нежной ноте.

3)На другом конце провода сонный голос на мой вопрос, можно ли позвать к телефону Ксению, ответил мне, что ты, приятель, ошибся номером.

4)Однако оказалось, что он в своей жизни не прыгал не только с парашю-том, но и ни разу не летал на самолёте.

5)Затем приходит моя очередь – кряхтя от усердия, выгребаю наколотые разнокалиберные ледышки сачком и, повинуясь указаниям родителя, с шорохом ссыпаю лёд в сторонку, стараясь не рассыпать.

6)Возле книжного магазина «Почитателя» в тот день уже сформировалась целая очередь, причём там были как постоянные клиенты, так и новые покупатели.

7)Но я пилил дрова в охотку, мы перешучивались с хозяином, собирались идти обедать, как появилась по-над логом бабушка из Сисима, обшарила низину не совсем ещё выплаканными глазами и, обнаружив нас, потащилась вниз, хватаясь за ветки.

8)Возводя стену из кирпича, важно постоянно следить за тем, чтобы вертикаль была ровная, потому что, если стена начинала заваливаться, придётся всё переделывать.

9)По её словам, после войны дом, уже тогда бывший древним, был немного обновлён, вставив новые рамы и покрасив ветхие стены густой васильковой краской.



5 вариант


Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

С объединением страны была достигнута политическая и экономическая стабильность. В деревнях можно было тихо-спокойно заниматься сельским хозяйством, платя оброк владельцам земли. Пригодная для обработки плодородная земля окупала любые затраты труда и любые налоги, и поэтому население Руси за первые 50 лет XVI в. выросло в полтора раза, достигнув девяти миллионов человек.

Но пассионарным молодым людям, о которых поэт Н.С. Гумилёв сказал:

И все, кто дерзает, кто ищет,

Кому опостылели страны отцов,

Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,

Внимая заветам седых мудрецов! –

в деревне делать было нечего, им было там безумно скучно. Деревню предпочитали люди гармоничные – тихие, трудолюбивые, спокойные; они ничего не искали, но землю обрабатывали умело и налоги платили исправно.

Пассионарии стремились покинуть тихую деревню, руководствуясь идеей, сформулированной ещё в античности: «Случай пробегает мимо – блажен, кто схватил его за волосы». А в XVI в. в России сделать карьеру можно было только на государственной

службе.

Надо сказать, что московские князья сами способствовали росту пассионарности в Москве. Так, Иван III решил, что мятежных новгородцев (а среди них пассионариев тоже было довольно много) следует перевести в Москву, дабы за ними было легко наблюдать.

Аналогичным образом поступил Иван III и с наиболее активными «удельными» князьями. В самом деле, мало ли что вытворит в Шуе князь Шуйский или в городе Одоеве князь

Одоевский, а в государевой столице они под присмотром, тут «люди ходят».

Решение это было вполне логичное, государственное, но привело оно, как всегда, вовсе не к тем последствиям, на которые рассчитывали.

(По Л.Н. Гумилёву)

1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) ЗЕМЛЯ. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.

  • 2) МОЛОДОЙ. Бодрый, живой, жизнерадостный (о человеке любого возраста, его состоянии, чертах характера и т. п.). Молодые глаза. М. голос, взгляд. Молодая улыбка.

  • 3) ТИХИЙ. Смирный, спокойный. Т. нрав. Тихая грусть. Т. ребёнок.

  • 4) ПЕРЕВЕСТИ. кого (что). Назначить на другое место, должность. П. на должность инженера.

  • 5) НАБЛЮДАТЬ. за кем (чем). Осуществлять надзор за кем-чем-нибудь. Н. за порядком. Н. за детьми.


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.

1) Выразительность, яркость, оригинальность языка текста достигается использованием эпитета («люди гармоничные») и олицетворения (Случай пробегает мимо – блажен, кто схватил его за волосы).

2) Относящийся к публицистическому стилю текст представляет собой фрагмент

полемической статьи, так как автор приводит точку зрения оппонентов, опровергает её,

дискутируя с коллегами, подкрепляет тезисы ссылками на авторитетные исторические

источники (тексты поэтов, античных авторов).

3) Тематическая группа слов (политическая и экономическая стабильность; оброк; налоги; «удельными» князьями) указывает на авторскую цель – нарисовать портрет исследуемой эпохи, выявить исторические закономерности.

4) К признакам, позволяющим охарактеризовать язык текста как книжный, можно отнести употребление обособленных членов предложения, рядов однородных членов предложения, вставную конструкцию.

5) Ведущий композиционный приём, указывающий на разговорный стиль текста, – антитеза: в первом (1) абзаце «спокойные» земледельцы противопоставлены пассионариям, во втором (2) абзаце столичная власть и князь Шуйский противопоставлены провинциальным властям и князю Одоевскому.


4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) запломбировАть 2) новостЕй 3) одОлжит 4) кровотОчащий 5) ненАдолго


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Двери в зал открыты, немногочисленная ПРАЗДНАЯ публика бродит по холлу, поглядывая на рыбок в аквариумах и на то, что висит на стенах.

ПОКУПНЫЕ торты Мира не ела, предпочитала воздушный меренговый рулет из венской кондитерской.

Розанов разместил в «Уединённом» свой СЛОВЕСНЫЙ портрет: «Такая неестественно отвратительная фамилия дана мне в дополнение к мизерабельному виду».

Обыкновенный (европейский) сом – донная ХИЩНИЧЕСКАЯ рыба, своеобразный «биологический санитар» рек, поскольку поедает «сорные» виды рыб.

К подошве ботинка прилепилась бумажка – ОБРЫВОК этикетки с коробки из-под печенья.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В таких условиях не может сформироваться элита как передовой авангард общества: она вырождается в сословие, обслуживающее государство, а демократические институты легко превращаются в инструмент манипуляции массами.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

грохот САПОГОВ УМОЛКНУВШИЙ голос менее ПОЛУТОРАСТА метров
более КРАСИВО восхищаться ЕЮ


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении сложного предложения

Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Основные итоги диссертационного исследования были изложены ею в монографии «Монастыри и власти: управление обителями Восточного Урала в XVIII веке», получившие высокую оценку известных учёных.

2) Смотря на них – весёлых, беззаботных, с рюкзаками и гитарами, – чувствовалось, что все вопросы, волновавшие нас этой зимой, совершенно бессмысленны, невозможны и

невероятны.

3) Когда поэт Алексей Константинович Толстой написал балладу о князе Курбском и царе Иване Грозном, он решил передать речь Курбского так, чтобы она была как можно более далека от современного языка и как можно более напоминала ту старинную эпоху (хотя время Ивана Грозного – это не XII и не XIII, а «всего лишь» XVI век).

4) Автор упоминает ссоры Тургенева с писателями: Достоевским, Толстым, Герценом, Фетом, – как бы задаваясь целью оправдать Ивана Сергеевича и доказать, что он был во всех случаях прав.

5) Охваченный состраданием, я хочу подойти к ней, но нимфа вдруг поднимается и убегает, а на лице её отразится ужас, точно она увидела привидение.

6) С моря, с востока, надвигалась ночь – пепельно-синяя, чистая, с большим розоватым облаком, слабо отражавшим широкое зарево степного заката и ещё более слабо отражавшимся в заштилевшем море.

7) Александро-Невский собор был построен архитектором Александром Померанцевым по эскизам Виктора Васнецова в 1913–1917 годах, который находился на Миусской площади в Москве.

8) Теперь конструкция храма должна была выдерживать не только вес основного купола с барабаном, но и других куполов.

9) Медленно всплывали над пожарищем и уходили вверх клубящиеся столбы, и в том, что они были так безмолвны, когда внизу всё скрежетало, так неторопливы и величавы, когда внизу всё металось, была загадка и та же страшная неестественность, как и в розовой окраске неба.__

6 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Я шутя начал комедию и шутя вызвал столько комической обстановки, столько комических лиц и так понравился мне в ней мой герой, что я бросил форму комедии, несмотря на то что она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним. Этот герой мне несколько сродни. Короче, я пишу комический роман, но до сих пор всё писал отдельные приключения, написал довольно, теперь всё сшиваю в целое. Ну вот Вам реляция об моих занятиях: не мог не рассказать.

Вы пишете мне кое-что о литературе. За нынешний год я почти ничего не читал. Скажу Вам и свои наблюдения: Тургенев мне нравится наиболее – жаль , что при огромном таланте в нём много невыдержанности. Л.Т. мне очень нравится, но, по моему мнению, много не напишет (впрочем, может быть, я ошибаюсь). Островского совсем не знаю, ничего не читал в целом, но читал много отрывков в разборах о нём. Он, может быть, знает известный класс Руси хорошо, но, мне кажется, он не художник. К тому же, мне кажется, он поэт без идеала. Разуверьте меня, пожалуйста, пришлите мне, ради Бога, что получше из его сочинений, чтоб я мог знать его не по одним критикам.

Писемского я читал «Фанфарон» и «Богатый жених» – больше ничего. Он мне очень нравится. Он умён, добродушен и даже наивен; рассказывает хорошо. Но одно в нём грустно: спешит писать. Слишком скоро и много пишет. Нужно иметь побольше самолюбия, побольше уважения к своему таланту и к искусству, больше любви к искусству.

Идеи смолоду так и льются, не всякую же подхватывать на лету и тотчас высказывать в книге, спешить высказываться. Лучше подождать побольше синтезу-с; побольше думать, подождать, пока многое мелкое, выражающее одну идею, соберётся в одно большое, в один крупный, рельефный образ, и тогда выражать его. Колоссальные характеры, создаваемые колоссальными писателями, часто создавались и вырабатывались долго и упорно. (По Ф.М. Достоевскому)


1. Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите эту частицу.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

1) ГЕРОЙ. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени.

2) ЧИТАТЬ. Произносить с целью поучения, наставления. Ч. нотации, нравоучения.

3) ХУДОЖНИК. Человек, который творчески работает в какой-нибудь. области искусства. Гениальный х. Х. слова (о писателе или артисте).

4) ИДЕЯ. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь. И. романа.

5) РЕЛЬЕФНЫЙ. перен. Отчётливый, выразительный (книжн.) Рельефная речь. Рельефное изложение.


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Цель автора – дать профессиональную оценку литературным произведениям живым, понятным читателю языком, поэтому текст относится к научно-популярному подстилю.

2) Использование метафор (сшиваю в целое; идеи… так и льются), эпитетов («крупный образ»; «колоссальные характеры») и метонимий (мог знать не по… критикам; Писемского я читал)

способствует эмоциональности изложения и говорит о неофициальности отношений между

адресантом и адресатом.

3) Мысль в тексте развивается последовательно и поэтапно: от рассуждений об одном

романе в первом (1) абзаце автор переходит к обзору ярчайших литературных имён

современности, а в третьем (3) абзаце обобщает сказанное рассуждением о законах создания

произведения искусства – такой ход мысли характерен для официально-делового стиля.

4) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используется группа слов из сферы

искусства (комедии, роман, художник, поэт, образ и т. д.).

5) Текст характеризуется использованием лексических повторов и вводных слов и сочетаний.


4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) поднЯв 2) довЕрху 3) обострИть 4) убрАла 5) катАлог


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В программу работ экспедиции был включён поиск ДЕЙСТВУЮЩИХ вулканов.

Моя работа проходила главным образом в широких БОЛОТИСТЫХ долинах речек.

Дом начинает приобретать ЖИЛИЩНЫЙ вид: полы украшает художественный паркет, стены – венецианская штукатурка, потолки – лепнина.

Во время ремонта у крыльца ОТГОРОДИЛИ половину участка для палисадника, обнесли низкой кованой решёткой.

И в самую тяжкую минуту за буйной и свирепой толпой каторжников встал в памяти Достоевского ВЕЛИЧАВЫЙ и кроткий образ крепостного мужика Марея.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Воображение играет главную скрипку и в научных, и в художественных творениях, но писатель подвластен лишь ограничениям, наложенным на него самим собой и культурой, в которой он живёт, в то время как из-за плеча учёного всегда смотрят на его деяния коллеги и сама Природа.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

подписанные ДОГОВОРЫ без САПОГ ОБОШЕДШИЙ препятствия благодаря ЕЁ за помощь три ДЕСЯТЫЕ процента.


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Все пропорции человеческого тела были рассчитаны до мелочей, и те, кто учатся рисовать, их твёрдо помнят.

2) В поэме «Труды и дни» (VII в. до н. э.) Гесиод описал историю упадка человечества в виде последовательной смены пяти веков – золотого, серебряного, бронзового, века героев и железного века, к которому он относил своё время.

3) Далеко вверху – лёгкий ветер и ропот вершин, а здесь, внизу, – колоннада могучих, отливающих медью и чернью стволов, шершавых, тёплых, с янтарными каплями и белыми сухими натёками пахучей смолы.

4) Осмеивая одописцев1, имелись в виду не Ломоносов или Державин, а их многочисленные подражатели, из которых большинство не только не обладало поэтическим дарованием, но даже и не понимало, в чём заключается сущность поэтических произведений.

5) Словоохотливый епископ Готье, всюду совавший свой любопытствующий нос и никогда не устававший изучать окружающий мир, тотчас вступил с трактирщиком в разговор, расспрашивая его на своём плохом немецком языке о Майнце.

6) Обычно медведь на взрослого моржа не нападает, поскольку вооружённый морж мощными бивнями недосягаем для медведя.

7) На следующий день после премьеры «Жар-птицы» во французских газетах появились восторженные рецензии, в которых имена главных исполнителей были написаны с артиклем, что означало особое восхищение и уважение.

8) В 1919 году, спасаясь от «революционного вихря», Борис Григорьев с семьёй тайно пересекает на лодке Финский залив и поселился сначала в Берлине, а с 1921 года – в Париже.

9) На стенах старинных зданий до сих пор можно увидеть отметки двух самых катастрофических наводнений в истории города на Неве: знаменитого наводнения 1824 года, воспетого Пушкиным в поэме «Медном всаднике», и не менее опустошительного

наводнения, произошедшего ровно сто лет спустя, в 1924 году.__














































Из вариантов Статград 2024 г. Сентябрь, октябрь, январь



1 вариант

1

иной другой

2

35

3

123

4

235

5

ограничило


6

ошибочное


7

промокший

8

41528



2 вариант

1

только лишь только лишь исключительно единственно

2

35

3

14

4

235

5

земляной

6

произошёл произошел казус

7

пятистах

8

15293

3 вариант

1

именно как раз

2

123

3

234

4

34

5

гуманитарным


6

утреннем


7

полутораста

8

56978



4 вариант

1

только лишь исключительно

2

25

3

145

4

15

5

нестерпимая

6

движения

7

яслей

8

48936



5 вариант

1

же

2

35

3

134

4

12

5

хищная

6

передовой

7

сапог

8

71852



6 вариант

1

только лишь только лишь всего лишь

2

35

3

245

4

13

5

жилой

6

первую роль

7

десятых

8

86914




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс