ЕГЭ Английский язык
ЕГЭ по английскому языку представляет собой форму объективной оценки качества подготовки обучающихся 11 класса, с использованием заданий стандартизированной формы (КИМ).
Результаты ЕГЭ по английскому языку признаются образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по английскому языку.
Целью единого государственного экзамена по иностранным языкам является определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемых. Основное внимание при этом уделяется речевой компетенции , т.е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме, говорении , а также языковой компетенции , т.е. языковым знаниям и навыкам. Социокультурные знания и умения проверяются опосредованно в разделах «Аудирование», «Чтение» и являются одним из объектов измерения в разделе «Письмо» и в устной части экзамена; компенсаторные умения проверяются опосредованно в разделе «Письмо» и в устной части экзамена.
КИМ ЕГЭ по иностранным языкам содержат письменную и устную части. Письменная часть, в свою очередь, включает четыре раздела: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо».
Успешное выполнение заданий на контроль рецептивных видов речевой деятельности обеспечивается знанием лексических единиц, морфологических форм и синтаксических конструкций и навыками их узнавания/распознавания. Задания раздела «Письмо» и устной части экзамена требуют от экзаменуемого, помимо этих знаний, навыков оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте. Орфографические навыки являются объектом контроля в заданиях 19–31 раздела «Грамматика и лексика», а также заданий 39, 40 раздела «Письмо».
Структура КИМ ЕГЭ Экзаменационная работа содержит письменную и устную части. Письменная часть, в свою очередь, включает четыре раздела: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо». Для дифференциации экзаменуемых по уровням владения иностранным языком, во все разделы включаются наряду с заданиями базового уровня задания более высоких уровней сложности.
В работу включены 38 заданий с кратким ответом и 6 заданий открытого типа с развернутым ответом . В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов; – задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах; – задания на заполнение пропуска в связном тексте путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму; – задания на заполнение пропуска в связном тексте путем образования родственного слова от предложенного опорного слова.
Ответ на задания с кратким ответом дается соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов; слова (в том числе в его аналитической форме, записанной без пробелов и разделительных символов). Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания. Базовый, повышенный и высокий уровни сложности заданий ЕГЭ соотносятся с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы1, следующим образом: Базовый уровень – A2+2 Повышенный уровень – В1 Высокий уровень – В2
Структура КИМ ЕГЭ
Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы по разделам
№
1
Раздел
работы
Аудирование
Коли-
2
3
9
Чтение
чество
Соотношение оценок
Лексика и грамматика
выполнения отдельных
20
4
9
заданий
Максимальный
20
20
частей работы в общей
5
Тип заданий
20
первичный
Письмо
Устная часть
20
оценке (в % макс.балла)
Задания с
20
ИТОГО
балл
2
кратким ответом
20
20
4
20
20
44
Задания с развернутым ответом
20
100
Задания с развернутым ответом
80
В аудировании и чтении проверяется сформированность умений как понимания основного содержания письменных и звучащих текстов, так и полного понимания соответствующих текстов. Кроме того, в разделе «Чтение» проверяется понимание структурно-смысловых связей в тексте, а в разделе «Аудирование» – понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации или определение в нем ее отсутствия. В разделе «Грамматика и лексика» проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами на основе предложенных текстов. В разделе «Письмо» контролируются умения создания различных типов письменных текстов. В устной части экзамена проверяются произносительные навыки и речевые умения.
Жанрово-стилистическая принадлежность текстов, используемых в разделах «Аудирование» и «Чтение» Аудирование : высказывания собеседников в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, прагматические (объявления) и публицистические (интервью, репортажи) аудиотексты. Чтение : публицистические, художественные, научно-популярные и прагматические тексты.
В разделах «Аудирование» и «Чтение» представлены задания, относящиеся к трем разным уровням сложности; в разделе «Грамматика и лексика» – к двум (базовому и повышенному). В разделе «Письмо » и в устной части экзамена задания относятся к базовому и высокому уровням сложности. Задания в экзаменационной работе располагаются по возрастающей степени трудности внутри каждого раздела работы.
Продолжительность ЕГЭ по иностранным языкам Время выполнения четырех письменных разделов экзаменационной работы – 3 часа (180 минут). Устная часть экзамена выполняется в отдельный день; время выполнения заданий, включая время подготовки, – 15 минут . Общее время выполнения всех разделов экзаменационной работы – 3 часа и 15 минут (195 минут). Рекомендуемое время выполнения заданий по разделам: «Аудирование» – 30 минут; «Чтение» – 30 минут; «Грамматика и лексика» – 40 минут; «Письмо» – 80 минут; «Говорение» (устная часть экзамена) – 15 минут.
Каждая аудитория для проведения письменной части ЕГЭ по иностранным языкам оснащена техническим средством , обеспечивающим качественное воспроизведение аудиозаписей на компакт- дисках (СD) для выполнения заданий раздела 1 «Аудирование». Аудитории для проведения устной части экзамена оснащены компьютерами с предустановленным специальным программным обеспечением, а также гарнитурами с встроенными микрофонами . Для проведения устной части экзамена могут использоваться лингафонные кабинеты с соответствующим оборудованием.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом Верное выполнение заданий с кратким ответом оценивается следующим образом. Экзаменуемый получает 1 балл : – за каждый правильно выбранный и записанный ответ в заданиях на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов; – за каждое правильно установленное соответствие в заданиях на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах; – за каждый правильный ответ в заданиях на заполнение пропуска в связном тексте путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму; – за каждый правильный ответ в заданиях на заполнение пропуска в связном тексте путем образования родственного слова от предложенного опорного слова. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов!
Уровень сформированности комплекса продуктивных речевых умений и навыков выпускников определяется экспертами , прошедшими специальную подготовку для проверки заданий ЕГЭ 2018 г. При этом в разделе «Письмо» задание 39 (базового уровня сложности) оценивается, исходя из требований базового уровня изучения иностранного языка, а задание 40 (высокого уровня сложности) – исходя из требований профильного уровня. В устной части экзамена к базовому уровню относятся задания 1, 2 и 3, к высокому уровню сложности – задание 4 . Особенностью оценивания заданий 39 и 40 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается в 0 баллов.
При оценивании заданий раздела «Письмо» (39, 40) следует учитывать такой параметр, как объем письменного текста , выраженный в количестве слов. Требуемый объем для личного письма в задании 39 – 100–140 слов ; для развернутого письменного высказывания в задании 40 – 200–250 слов . Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании 39 менее 90 слов или в задании 40 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов . При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании 39 более 154 слов или в задании 40 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему . Таким образом, при проверке от задания 39 отсчитываются от начала работы 140 слов, при проверке задания 40 – 250 слов, и оценивается только эта часть работы.
При оценивании задания 40 особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развернутое письменное высказывание. Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником), то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, все задание оценивается в 0 баллов. В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205) «61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом… 62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно максимально получить 100 первичных баллов. Тестовые баллы для поступления в вузы соответствуют первичным баллам. Изменения в КИМ 2018 года по сравнению с 2017 годом. Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Уточнены критерии оценивания выполнения заданий 39 и 40 раздела «Письмо» в письменной части экзамена.