СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ по истории 2023. Задание 20.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры нового задания на ЕГЭ по истории. Приведены 10 заданий с ответами, которые можно использовать на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ по истории 2023. Задание 20.»

ЕГЭ-2023 по истории. Задание 20.

1. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию об основных направлениях государственной деятельности Петра I и его отца - царя Алексея Михайловича в отношении обороноспособности России. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера. Ответ оформите в следующем виде

Тезис:

Обоснование тезиса

1)

2)

2. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в результатах политики по отношению к Византии киевских князей Олега Вещего и Игоря Старого по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

3. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в международном положении СССР в 1970-х гг. и во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера .

4.Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Петра I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать один или несколько исторических фактов. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.



5.Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходствах в социально-экономической политике Николая I и Александра II по какому(-им)-либо признаку(- ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

6.Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различии в управлении Российским государством в 1530-х и 1580-х гг. по какому(-им)-либо признаку(-ам).

Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

7. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в целях декабристских тайных обществ («Южного общества» и «Северного общества») по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

8. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в отношении правителей Киевской Руси к христианству по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов).

9. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в подходах к образованию СССР в 1920-ых годах Сталина и Ленина. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

10. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в сословной политике Екатерины II и Павла I по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответы.

1. 1) тезис, например: одним из направлений деятельности обоих правителей было повышение боеспособности российской армии.

2) обоснования, например (для приведённого выше тезиса):

- при Алексее Михайловиче полки нового строя стали основной частью вооружённых сил; Пётр I создал регулярную армию

- одним из направлений внешней политики обоих правителей была борьба за выход к Балтийскому морю (Русско-шведская война 1656-1658 гг. и Северная война).

2. 1) тезис, например: результаты политики князя Олега по отношению к Византии были более успешными, чем результаты политики князя Игоря;

2) Объяснения, например (для приведённого выше тезиса):

- поход Олега на Византию в 907 г. окончился удачно с военной точки зрения: Византийцы запросили мира и согласились подписать выгодный для Руси договор; корабли князя Игоря во время похода на Византию в 941 г. были сожжены «греческим огнём»;

- мирный договор, заключённый при князе Олеге в 911 г., предусматривал освобождение русских купцов от уплаты обычной таможенной пошлины на все товары; в мирном договоре, заключённом Игорем в 944 г.» была возвращена пошлина на ввоз и вывоз товаров из Константинополя русскими купцами.

3. 1) тезис, например: во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. СССР утратил влияние в мире, которое имел в 1970-х гг.;

2) обоснования, например (для приведённого выше тезиса):

- в 1970-х гг. существовал блок социалистических стран Центральной и Восточной Европы; во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. в странах Центральной и Восточной Европы произошли «бархатные» революции и он распался;

- в 1970-х гг. СССР активно поддерживал революционные движения в странах «третьего мира» (одной из целей ввода войск в Афганистан была защита завоеваний революции), оказывал им помощь, пользовался влиянием в них. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. рублей;

во второй половине 1980-х гг. - начале 1990-х гг. СССР прекратил поддерживать революционные силы в развивающихся странах (например, в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа; был осуществлён вывод войск из Афганистана), сократил объёмы помощи странам «третьего мира». Эти страны начали ориентироваться на помощь Запада, что привело к изменению расстановки сил на международной арене в пользу США.

4.Ответ:1) тезис: Внешняя политика Петра I и Екатерины II была успешна для России в плане территориальных присоединений и выхода к морям.

2) обоснования:1. при Петре I был достигнут выход к Балтийскому морю, а при Екатерине II – к Черному морю.

2. при Петре I итогам Северной войны были присоединены прибалтийские земли: Ингерманландия, Карелия, Эстляндия, Лифляндия. Российское влияние прочно утвердилось и в Курляндии. А при Екатерине II – территории от Южного Буга до Днестра.

5.Ответ: 1) тезис: социально-экономическая политика обоих правителей схожа мерами по улучшению жизни крестьян и активным развитием железнодорожного транспорта.

2) обоснования:1. При Николае I принимаются активные меры по улучшению жизни крестьян, проводится реформа государственной деревни, по которой строятся школы и больницы. При Александре II проводится крестьянская реформа, по которой крепостные крестьяне стали свободными.

2. При Николае I построена железная дорога Москва-Санкт-Петербург. При Александре II активное строительство железных дорог продолжается, построена железная дорога Санкт-Петербург-Варшава.

6.1) тезис, например: в 1580-х гг., по сравнению с 1530-ми гг., центральная власть усилилась;

2) обоснования, например (для приведённого выше тезиса):

− в 1580-х гг. в России существовал Земский собор, который являлся опорой царя при принятии важных государственных решений; в 1530-х гг. этой опоры у царя не было;

− в 1540-х – 1550-х гг. сложилась полноценная система приказного управления, с помощью которой центральная власть могла эффективно управлять государством; в 1530-х гг. существовали отдельные приказы, которые не представляли собой системы и не были столь эффективны в деле управления страной.

7. Тезис: Тайные общества декабристов (Южное и Северное) выступали за отмену крепостного права и установление прогрессивного политического строя, но строй этот видели по-разному.

Обоснование тезиса 1) Южное общество было настроено решительно и полностью хотело изменить систему управления России, самодержавие уничтожалось, причём физическим путём.

2) Северное общество предлагало менее радикальный путь: Россия провозглашалась конституционной монархией. Исполнительная власть оставалась бы у императора, трон передавался по прямой мужской линии.

8.1) тезис, например: Владимир 1 устанавливая основную религию для Русского государства остановился на христианстве, относился к данной религии благослонно, в то время как князь Святослав Игоревич не стремился принимать христианство, на всегда оставшись язычником;

2) обоснования, например (для приведённого выше тезиса):

1. Владимир 1 крестился в 988 году в г.Херсонес, а после крестил свой народ, вернувшись в Киев. Христианство укрепило авторитет князя, улучшило положение на международной арене, помогло сдружиться с другими государствами, именно поэтому Владимир 1 благосклонно относился к данной религии;

2. Святослав Игоревич не стремился последовать примеру княгини Ольги по принятию христинство. Он активно занимался активной внешней политикой, завоевывал территории, громил Хазарский каганат, но предпочел остаться навсегда язычников и не принимать христианство, именно поэтому отношение к данной религии было негативным.

9.1) тезис, например: план В. И. Ленина подразумевал большую самостоятельность республик, чем план Сталина;

2) обоснования, например (для приведённого выше тезиса):

− План Ленина говорили об объединение республик, а не вхождение их в состав РСФРСР, как предусматривал план Сталина;

- План Сталина предполагал жесткую централизацию и подчинение республиканских органов власти центральным органам власти РСФСР, Ленин настаивал на перераспределении полномочий.

10. Тезис: Сословная политика Екатерины II и Павла I имела существенные различия: Екатерина II укрепляла крепостное право и подтвердила сословные привилегии дворян, а Павел I старался облегчить положение крепостных крестьян и отменял сословные привилегии дворян.

Обоснование тезиса:

1) Екатерина II подписала Жалованную грамоту дворянству, подтвердив сословные привилегии, часть которых была отменена в правление Павла I: возвращены телесные наказания для дворян, упразднены губернские дворянские собрания, установлены некоторые налоги для дворян и др.;

2) Екатерина II продолжила процесс усиления крепостного права, а Павел I изменил политику в отношении помещичьих крестьян; подписал Манифест о трёхдневной барщине, запретил продавать дворовых без земли и разделять при продаже семьи и др.;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!