СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ по истории. Тренировка.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ по истории. Тренировка.»

1. Расположите в хронологической последовательности события. 

1) Убийство царевича Дмитрия в Угличе

2) Регентство Елены Глинской

3) Варфоломеевская ночь


2. Установите соответствие между событиями Гражданской войны и их датами.  

СОБЫТИЯ

 

ДАТЫ

А) поход на Москву Добровольческой армии А. И. Деникина

Б) мятеж Чехословацкого корпуса

В) разгром войск П. Н. Врангеля в Крыму

Г) завершение Гражданской войны на Дальнем Востоке

 

1) 1917 г.

2) 1918 г.

3) 1919 г.

4) 1920 г.

5) 1922 г.

6) 1921 г.


3. Ниже приведены термины, связанные с историей русской культуры. Все они, за исключением двух, относятся к русской культуре XVII в. 

1) Парсуна

2) эклектика

3) фреска

4) икона

5) ампир

6) придворный театр

 

4. Запишите термин, о котором идёт речь. 

В XIX — начале XX в. единица сословного крестьянского административно-территориального деления в России, объединявшая несколько сельских общин, органы правления которой решали вопросы распределения государственных повинностей (податей, рекрутчины) и др.


5. Установите соответствие между определениями и понятиями. 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ПОНЯТИЯ

А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ

Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси

В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли

Г) земледельцы, взявшие ссуду

 

1) смерды

2) холопы

3) закупы

4) тиуны

5) рядовичи

6) помещики

 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками:

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ 

А) «Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к... иноземному, распространяя в юных умах разумное уважение к отечественному... оценить... все противоположные элементы нашего гражданского образования... искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия, народности — такова цель, к которой Министерство народного просвещения приближалось десять лет».

Б) «Первые наши годы, протекшие в неподвижной дикости, не оставили никакого следа в нашем уме и нет в нас ничего лично нам присущего, на что могла бы опереться наша мысль; выделенные по странной воле судьбы из всеобщего движения человечества, не восприняли мы и традиционных идей человеческого рода. А между тем именно на них основана жизнь народов; именно из этих идей вытекает их будущее и происходит их нравственное развитие. Если мы хотим подобно другим цивилизованным народам иметь свое лицо, необходимо как-то вновь повторить у себя все воспитание человеческого рода».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ 

1) Положения сочинения легли в поддержанную властью теорию официальной народности.

2) Данное сочинение написано одним из декабристов.

3) Данное сочинение было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г.

4) Автор данного сочинения был объявлен сумасшедшим.

5) Автор сочинения стремился установить контроль над университетами.

6) Автор данного сочинения занимался организацией «военных поселений».


7. Какие три из творческих групп и объединений возникли во второй половине XIX в.? 

1) футуристы

2) «Могучая кучка»

3) «Зелёная лампа»

4) «Товарищество передвижных художественных выставок»

5) «Мир искусства»

6) акмеисты


8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов:

А) Руководителем Русской освободительной армии стал __________.

Б) Партизанским движением во время Великой Отечественной войны руководил _________.

В) Во время битвы за Манчжурию 1945 г. одним из командующих советскими войсками был ___________. 

1) Р. Я. Малиновский

2) А. А. Власов

3) И. Х. Баграмян

4) П. К. Пономаренко

5) К. К. Рокоссовский

6) И. Д. Черняховский

 

9. Установите соответствие между советскими партийными и гос. деятелями и занимаемыми ими в 1940-х гг. постами, ролью в политике. 

ФАМИЛИИ

 

ПОСТЫ, РОЛЬ В ПОЛИТИКЕ В 1940-е гг.

А) Н. А. Вознесенский

Б) Л. П. Берия

В) А. А. Кузнецов

Г) А. А. Жданов

 

1) председатель Госплана СССР, участник экономической дискуссии , репрессированный по «ленинградскому делу»

2) член Политбюро ЦК ВКП(б), отвечавший за идеологию, инициатор разгрома журналов «Звезда» и «Ленинград»

3) министр обороны СССР

4) первый секретарь Ленинградского обкома партии, репрессированный по «ленинградскому делу»

5) заместитель Председателя Совета министров СССР, курировавший работу МВД, органов госбезопасности и оборонной промышленности, в том числе атомный проект

 

 

 

 

10. Прочтите отрывок из газеты «Правда» и укажите, в какой год он был опубликован 

«...Люди, зараженные пережитками буржуазной идеологии, пытаются еще кое-где отравлять здоровую, творческую атмосферу советского искусства своим тлетворным духом. То более открыто, то в более замаскированной форме они пытаются вести свою бесплодную, обреченную на сокрушительное поражение борьбу.

Жало эстетско-формалистической критики направлено не против действительно вредных и неполноценных произведений, а против передовых и лучших, показывающих образы советских патриотов. Именно это и свидетельствует о том, что эстетствующий формализм служит лишь прикрытием антипатриотической сущности».


11. Заполните пустые ячейки таблицы 

Событие

Десятилетие

Участник

сражение при
Кунерсдорфе

____________ (А)

П. С. Салтыков

____________ (Б)

1570-е гг.

____________ (В)

сражение у мыса Трафальгар

____________ (Г)

____________ (Д)

____________ (Е)

1470-е гг.

Д. И. Борецкий

 

Пропущенные элементы:

1) М. И. Воротынский

2) 1750-е гг.

3) 1790-е гг.

4) битва при Молодях

5) 1800-е гг.

6) Г. Нельсон

7) битва на реке Шелони

8) сражение при Калиакрии

9) Г. А. Потёмкин

 

12.«… Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии… И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую… Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: "Пойду и завоюю землю Александрову". И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: "Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою". Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: "Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже праведный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ". И, припомнив слова пророка, сказал: "Суди, господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне". И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: "Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо"». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на святую троицу. … После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра. Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска. Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его. Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь. Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля. Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши падение шатра, возрадовались… На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив. После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: "Покорим себе славянский народ". А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, дерзкие, соединились и сказали: "Пойдем, И победим Александра, и захватим его". Когда же приблизились немцы, то — проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: "О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя". Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: "Суди меня, боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка". Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью….»

 

Используя текст, выберите в приведённом списке три верных суждения. 

1) события, описанные в тексте жития, произошли в XII в.

2) город, который немецкие рыцари построили на захваченной «земле Александровой», назывался Копорье

3) за заслуги перед Новгородом бояре провозгласили князя Александра Ярославича Новгородским князем «на все времена»

4) в сражении на реке Неве войско князя Александра Ярославича сразилось с войском датчан

5) одним из описанных в житии ратных деяний князя Александра Ярославича была победа над немцами на льду Чудского озера

6) в сражении против немецких рыцарей принимала участие дружина из Владимиро-Суздальского княжества

13.

Заполните пропуск в предложении: «Перемирие, по которому России передавался сроком на два года город, обозначенный на схеме цифрой "2", было подписано в тысяча шестьсот ______ году». Ответ запишите словом (словосочетанием).

14. Укажите название государства, территория которого обозначена на схеме цифрой «4», в период, когда сложилась историческая ситуация, показанная на схеме.

15. Назовите фамилию украинского гетмана, с именем которого непосредственно связано событие, отмеченное на схеме флажком.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Цифрой «1» на схеме обозначен г. Смоленск.

2) В период, когда происходили события, обозначенные на схеме стрелками, российским царём был Алексей Михайлович.

3) В период, к которому относится данная схема, в Европе шла Столетняя война между Францией и Англией.

4) Цифрой «5» на схеме обозначен город, вошедший в состав России в том же веке, к которому относятся события, обозначенные на схеме.

5) В том же веке, в котором произошли события, обозначенные на схеме стрелками, Россия создала Черноморский флот.

6) На схеме обозначено место подписания перемирия, по которому была установлена граница между Россией и Речью Посполитой.


17. Установите соответствие путешественников с их характеристиками 

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Е. П. Хабаров

Б) А. Никитин

В) Г. И. Невельской

Г) И. Д. Папанин

 

 

 

 

1) исследователь Дальнего Востока, установивший, что Сахалин является островом

2) участник работы дрейфующей станции «Северный полюс-1»

3) составитель «Чертежа реке Амуру»

4) участник первого российского кругосветного плавания

5) путешественник и натуралист, исследователь Центральной Азии

6) автор путевых записок «Хождение за три моря»

  

18. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения. Запишите в таблицу цифры под которыми они указаны. 

 

1) Князь, изображённый на марке, был киевским князем.

2) Князь, изображённый на марке, — сын Мстислава Великого.

3) На данной марке изображены купола Успенского собора во Владимире.

4) Марка выпущена к 1000-летию со дня рождения князя, который на ней изображён.

5) С деятельностью князя, изображённого на марке, связано первое упоминание в летописи о Москве.


19. Укажите памятники, созданные в том веке, когда была выпущена данная марка. В ответ запишите две цифры, под которыми указаны эти памятники.

1)

2)

3)

4)


 «...всемилостивейше указали мы, для лучшей государственной пользы и содержания шляхетских домов и деревень, следующий порядок учинить: 

1) Кто имеет двух и более сыновей, из оных одному, кому отец заблагоразсудит, остаться в доме для содержания экономии, также которые братья родные два или три, не имея родителей, пожелают оставить в доме своём для смотрения деревень и экономии, кого из себя одного, в том давать им на волю; но чтобы те оставшие в домах довольно грамоте... обучены были... 

2) Прочие все братья... должны вступить в военную службу. Но понеже какое время быть в воинской службе, по сие время определения было не учинено, ...для того всем шляхтичам от 7 до 20 лет возраста их быть в науках, а от 20 лет употреблять в воинскую службу, и всякой должен служить в воинской службе, от 20 лет возраста своего, 25 лет; а по прошествии 25 лет всех... от воинской и статской службы отставлять с повышением одного ранга и отпущать в домы...

 5) А которые, выслужа при армии и полках вышеписанные урочные годы, пожелают в домы свои, таковых отпущать с повышением одного ранга, токмо при отпуске из службы брать у них в службу из их собственных людей, за кем 100 душ и меньше, по одному, а с таких, за которыми великие деревни, - с каждого ж 100 душ по человеку. 

6) Таким же образом, как выше сего означено, поступать и с штатскими чинами, которые свои деревни имеют. А понеже ныне с турками война, и для того отставку по вышеписанному в урочные лета чинить по окончании той турецкой войны».

20. Укажите десятилетие, когда был издан данный указ. Назовите монарха, который его издал. Какое название получил период правления монарха?

21. Какие новшества провозглашал указ в отношении существовавших норм о дворянской службе (укажите одно любое новшество)? Какова согласно документу цель введения новых норм? Какое внешнеполитическое событие препятствовало немедленному получению льгот дворянами на основании данного указа?

22. Какова была продолжительность дворянской службы до издания данного указа? С отменой какого указа Петра I о дворянском землевладении были связаны новые нормы? Укажите год, когда была отменена обязательная служба дворян.

23. Проводимые в начале царствования Ивана IV реформы разрабатывались царем вместе с Избранной радой. Однако в начале 1560-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной радой и избрал другую политику —  политику опричнины. Объясните, в чем заключались основные различия между реформами Избранной рады и опричной политикой. Приведите три объяснения.

24. «Великий Новгород XIII—XV вв. являлся боярской олигархией».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

1) Андрей Боголюбский;

2) Николай I;

3) М. С. Горбачёв.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!