СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ по химии - задание 9

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ по химии - задание 9»

ЕГЭ ПО ХИМИИ ЗАДАНИЕ 9

ЕГЭ ПО ХИМИИ ЗАДАНИЕ 9

пЛАН Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

пЛАН

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Как уже известно, существует четыре класса неорганических соединений. К ним относятся оксиды, основания, кислоты и соли. При подробном изучении способов получения каждого класса соединений можно проследить определенную взаимосвязь между всеми классами. Например, из кислот можно получить соли, из оксидов основания и так далее. Такая связь называется  генетической . Следовательно,  генетическая связь  –   это связь между классами неорганических соединений, которая основана на получении веществ одного класса из веществ другого класса, а также их химических свойств. На основании данной связи составляют  генетические ряды ,   которые включают в себя представителей разных классов, но состоящие из одного элемента. Генетическую связь можно представить в виде схемы.

Как уже известно, существует четыре класса неорганических соединений. К ним относятся оксиды, основания, кислоты и соли. При подробном изучении способов получения каждого класса соединений можно проследить определенную взаимосвязь между всеми классами. Например, из кислот можно получить соли, из оксидов основания и так далее. Такая связь называется  генетической .

Следовательно,  генетическая связь   это связь между классами неорганических соединений, которая основана на получении веществ одного класса из веществ другого класса, а также их химических свойств.

На основании данной связи составляют  генетические ряды ,   которые включают в себя представителей разных классов, но состоящие из одного элемента.

Генетическую связь можно представить в виде схемы.

Из данной схемы видно, что существует определенная взаимосвязь между классами. Основополагающими элементами генетического ряда являются либо металл, либо неметалл. Для получения оксида необходимо осуществить взаимодействие металла либо неметалла с кислородом. При взаимодействии с водой из основного оксида можно получить основание, а из кислотного – кислоту. Соль образуется при различных реакциях между всеми классами неорганических соединений. Например, металл + неметалл, основный оксид + кислотный оксид, основание + кислота и так далее. Можно выделить два типа генетических рядов, которые мы и рассмотрим. 

Из данной схемы видно, что существует определенная взаимосвязь между классами. Основополагающими элементами генетического ряда являются либо металл, либо неметалл.

  • Для получения оксида необходимо осуществить взаимодействие металла либо неметалла с кислородом.
  • При взаимодействии с водой из основного оксида можно получить основание, а из кислотного – кислоту.
  • Соль образуется при различных реакциях между всеми классами неорганических соединений. Например, металл + неметалл, основный оксид + кислотный оксид, основание + кислота и так далее.

Можно выделить два типа генетических рядов, которые мы и рассмотрим. 

1. Генетический ряд металла Металл → Основный оксид → Основание → Соль Ряд кальция: Ca → CaO → Ca(OH) 2  → Ca Cl 2 ; Ряд натрия: Na → Na 2 O → NaOH → Na 3 PO 4 ; Ряд магния: Mg → MgO → Mg(OH) 2  → Mg(NO 3 ) 2 ; Ряд железа: Fe → FeO → Fe(OH) 2  → FeSO4. Рассмотрим взаимосвязь в данных рядах на примере магния. Для получения оксида магния из чистого металла, осуществим реакцию взаимодействия с кислородом. Mg + O 2  → MgO При взаимодействии основного оксида с водой, в частности оксида магния, получим основание – гидроксид магния. MgO + H2O → Mg(OH) 2 Для получения соли из нерастворимого основания, необходимо добавить кислоту. Mg(OH) 2  + HNO 3  → Mg(NO 3 ) 2  + H 2 O

1. Генетический ряд металла

Металл → Основный оксид → Основание → Соль

Ряд кальция: Ca → CaO → Ca(OH) 2  → Ca Cl 2 ;

Ряд натрия: Na → Na 2 O → NaOH → Na 3 PO 4 ;

Ряд магния: Mg → MgO → Mg(OH) 2  → Mg(NO 3 ) 2 ;

Ряд железа: Fe → FeO → Fe(OH) 2  → FeSO4.

Рассмотрим взаимосвязь в данных рядах на примере магния.

Для получения оксида магния из чистого металла, осуществим реакцию взаимодействия с кислородом.

Mg + O 2  → MgO

При взаимодействии основного оксида с водой, в частности оксида магния, получим основание – гидроксид магния.

MgO + H2O → Mg(OH) 2

Для получения соли из нерастворимого основания, необходимо добавить кислоту.

Mg(OH) + HNO 3  → Mg(NO 3 ) 2  + H 2 O

2. Генетический ряд неметалла Неметалл → Кислотный оксид → Кислота → Соль Ряд фосфора: P → P 2 O 5  →H 3 PO 4  → Na 3 PO 4 ; Ряд углерода: C → CO 2  → H 2 CO 3  → CaCO 3 ; Ряд серы: S → SO 2  → H 2 SO 3 → MgSO 3 ; Ряд кремния: Si → SiO 2  → H 2 SiO 3 → K 2 SiO 3 . Рассмотрим взаимосвязь в данных рядах на примере углерода. Для получения оксида углерода осуществим реакцию взаимодействия с кислородом – горение. Протекает с выделением энергии. C + O 2  → CO 2 При взаимодействии кислотного оксида с водой, в частности оксида углерода, получим угольную кислоту. CO + H 2 O → H 2 CO 3 Для получения соли из кислоты, необходимо добавить основание. Ca(OH) 2  + H 2 CO 3  → CaCO 3 ↓ + 2H 2 O

2. Генетический ряд неметалла

Неметалл → Кислотный оксид → Кислота → Соль

Ряд фосфора: P → P 2 O 5  →H 3 PO 4  → Na 3 PO 4 ;

Ряд углерода: C → CO 2  → H 2 CO 3  → CaCO 3 ;

Ряд серы: S → SO 2  → H 2 SO 3 → MgSO 3 ;

Ряд кремния: Si → SiO 2  → H 2 SiO 3 → K 2 SiO 3 .

Рассмотрим взаимосвязь в данных рядах на примере углерода.

Для получения оксида углерода осуществим реакцию взаимодействия с кислородом – горение. Протекает с выделением энергии.

C + O 2  → CO 2

При взаимодействии кислотного оксида с водой, в частности оксида углерода, получим угольную кислоту.

CO + H 2 O → H 2 CO 3

Для получения соли из кислоты, необходимо добавить основание.

Ca(OH) 2  + H 2 CO 3  → CaCO 3 ↓ + 2H 2 O

Важно!!! Для составления генетических цепочек необходимо знать химические свойства каждого класса неорганических соединений, а также валентные возможности  того элемента, который лежит в основе генетического ряда.

Важно!!!

Для составления генетических цепочек необходимо знать химические свойства каждого класса неорганических соединений, а также валентные возможности  того элемента, который лежит в основе генетического ряда.

Задания для подготовки к егэ Задана следующая схема превращений веществ: Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y. Ответ: 43.

Задания для подготовки к егэ

Задана следующая схема превращений веществ:

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

Ответ: 43.

Пояснение Вещества X и Y — различны. При этом Y — гидрокарбонат натрия, значит, из оставшихся веществ гидроксид натрия в карбонат натрия можно перевести только по реакции с углекислым газом.

Пояснение

Вещества X и Y — различны. При этом Y — гидрокарбонат натрия, значит, из оставшихся веществ гидроксид натрия в карбонат натрия можно перевести только по реакции с углекислым газом.

Задания для подготовки к егэ Задана следующая схема превращений веществ: Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y. Ответ: 23.

Задания для подготовки к егэ

Задана следующая схема превращений веществ:

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

Ответ: 23.

пояснение В первой реакции происходит окисление железа. Окислить железо могут азотная кислота, кислород и серная кислота. Но кислоты превратят железо не в оксид, а в соль. Поэтому веществом  является кислород. Во второй реакции происходит восстановление железа из степени окисления +3 до степени окисления +2.  Единственным восстановителем из представленных веществ является водород. Вещество  У   — это водород.

пояснение

В первой реакции происходит окисление железа. Окислить железо могут азотная кислота, кислород и серная кислота. Но кислоты превратят железо не в оксид, а в соль. Поэтому веществом  является кислород.

Во второй реакции происходит восстановление железа из степени окисления +3 до степени окисления +2. Единственным восстановителем из представленных веществ является водород. Вещество  У   — это водород.

Домашняя работа Вариант № 5509109 Ссылка - https:// chem-ege.sdamgia.ru/test?id=5509109

Домашняя работа

Вариант № 5509109

Ссылка - https:// chem-ege.sdamgia.ru/test?id=5509109