ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Вариант №1
Прочитайте фрагмент текста и выполните задания 1-9.
Б о р и с. Ах ты, господи! Хоть бы одним глазком взглянуть на нее! В дом войти нельзя: здесь незваные не ходят. Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно.
Молчание.
Уж совсем бы мне ее не видать: легче бы было! А то видишь урывками, да еще при людях; во сто глаз на тебя смотрят. Только сердце надрывается. Да и с собой-то не сладишь никак. Пойдешь гулять, а очутишься всегда здесь у ворот. И зачем я хожу сюда? Видеть ее никогда нельзя, а еще, пожалуй, разговор какой выйдет, ее-то в беду введешь. Ну, попал я в городок!
Идет ему навстречу Кулигин.
К у л и г и н. Что, сударь? Гулять изволите?
Б о р и с. Да, гуляю себе, погода очень хороша нынче.
К у л и г и н. Очень хорошо, сударь, гулять теперь. Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое...
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна.
Пойдемте, сударь, на бульвар, ни души там нет.
Б о р и с. Пойдемте!
К у л и г и н. Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены... Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри, в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет. Ну, да бог с ними! А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками.
(А.Н. Островский «Гроза»)
1. Как называется фамилия персонажа, несущая в себе авторскую «подсказку» в оценке его характера, внутренней сущности (например, Кулигин – от известного мастера-самоучки Кулибина)?
2. К какому малому жанру устного народного творчества близки реплики участников диалога («здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно»; «и все шито да крыто»)?
3. В разговоре с Борисом Кулигин цитирует стихи известного поэта XVIII века (в ходе действия Кулигин не раз ссылается на него). Напишите фамилию этого поэта.
4. Первая реплика Бориса и последняя реплика Кулигина представляют собой развернутые законченные высказывания. Назовите тип подобного высказывания в драматургии.
5. Как называется авторское замечание, пояснение по ходу действия пьесы («Идет ему навстречу Кулигин»)?
6. С какой формой изображения, имеющего обличительную направленность и выявляющего социальные пороки, сближается высказывание Кулигина о нравах жителей города?
8. Что лежит в основе конфликта, направляющего развитие действия в «Грозе»?
9. В каких произведениях русской классики изображены подобные конфликты?
ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Вариант №2
Прочитайте фрагмент текста и выполните задания 1-9.
Действие третье
Явление второе
Т е же и Д и к о й.
К а б а н о в а. Так ступай, спи!
Д и к о й. Куда же это я пойду?
К а б а н о в а. Домой. А то куда же!
Д и к о й. А коли я не хочу домой-то?
К а б а н о в. Отчего же это, позволь тебя спросить?
Д и к о й. А потому, что у меня там война идёт.
К а б а н о в а. Да кому ж там воевать-то? Ведь ты один только там воин-то и есть.
Д и к о й. Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?
К а б а н о в а. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.
Д и к о й. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!
К а б а н о в а. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут.
Д и к о й. Вот поди ж ты!
К а б а н о в а. Ну, что ж тебе нужно от меня?
Д и к о й. А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить.
К а б а н о в а. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.
Ф е к л у ш а уходит.
Пойдем в покои!
Д и к о й. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.
К а б а н о в а. Чем же тебя рассердили-то?
Д и к о й. Ещё с утра с самого.
К а б а н о в а. Должно быть, денег просили.
Д и к о й. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.
К а б а н о в а. Должно быть, надо, коли пристают.
Д и к о й. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому- только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.
К а б а н о в а. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.
Д и к о й. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги ему кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.
К а б а н о в а. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.
Д и к о й. Как так нарочно?
К а б а н о в а. Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!
Д и к о й. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!
(А.Н. Островский. «Гроза»)
1. Установите соответствие между персонажами пьесы и их высказываниями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
ПЕРСОНАЖ | ВЫСКАЗЫВАНИЕ |
А) Кабаниха | 1) «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» |
Б) Варвара | 2) «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают» |
В) Феклуша | 3) «Отчего люди не летают так, как птицы? |
| 4) «Бла-алепие, милая, бал-алепие». |
2. Данный фрагмент содержит обмен репликами между героями пьесы. Укажите термин, обозначающий в литературоведении речевое общение персонажей, разговор между двумя и более лицами.
3. Как называются фамилии, характеризующие персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую его черту (Дикой, Кабанова)?
4. Как называются герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к развитию конфликта не имеют, (например, Дикой и Феклуша)?
5. Выпишите из текста первую ремарку, с помощью которой автор поясняет действия Марфы Игратьевны Кабановой.
6. Укажите название провинциального приволжского города, в котором происходит действие пьесы А.Н. Островского «Гроза».
7. Каково авторское определение жанра «Грозы»?
8. В чём заключается самодурство, носителями которого в пьесе являются Дикой и Кабаниха?
9. В каких произведениях русских писателей представлены деспотичные, «самодурные» характеры и в чём их можно сопоставить с характерами Дикого и Кабанихи?