СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ по литературе в двух вариантах (по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит 2 варианта ЕГЭ по литературе.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ по литературе в двух вариантах (по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")»

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Вариант №1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9.


VI

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.

Пошла догадка за догадкой.

Все стали толковать украдкой,

Шутить, судить не без греха,

Татьяне прочить жениха;

Иные даже утверждали,

Что свадьба слажена совсем,

Но остановлена затем,

Что модных колец не достали.

О свадьбе Ленского давно

У них уж было решено.

VII

Татьяна слушала с досадой

Такие сплетни; но тайком

С неизъяснимою отрадой

Невольно думала о том;

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.

Давно её воображение,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь,

VIII

И дождалась... Открылись очи;

Она сказала: это он!

Увы! Теперь и дни и ночи,

И жаркий одинокий сон,

Всё полно им: всё деве милой

Без умолку волшебной силой

Твердит о нём. Докучны ей

И звуки ласковых речей,

И взор заботливой прислуги.

В уныние погружена,

Гостей не слушает она

И проклинает их досуги,

Их неожиданный приезд

И продолжительный присест.

IX

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман,

С каким живым очарованьем

Пьёт обольстительный обман!

Счастливой силою мечтанья

Одушевлённые создания,

Любовник Юлии Вольмар,

Малек-Ад ель и де Линар,

И Вертер, мученик мятежный,

И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон, —

Всё для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)

1. Черты какого литературного направления, достигшего расцвета во второй половине XIX века, присутствуют в «Евгении Онегине»?


2. Каково авторское определение жанра «Евгения Онегина»?


3. Назовите литературный род, к которому относится данное произведение А. С. Пушкина.


4. Укажите соответствие между тремя основными персонажами, упоминающимися в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПЕРСОНАЖИ

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

A) Онегин

1) цельность и нравственная чистота

Б) Татьяна

2) романтичность и несдержанность

B) Ленский

3) разочарованность и скептицизм


4) легкомыслие и глупость


5. С помощью какого художественного средства, представляющего собой употребление слов в переносном значении на основании сходства явлений, передано взволнованное состояние Татьяны Лариной: «С каким живым очарованьем / Пьёт обольстительный обман!»?


6. К какой стилистической фигуре, основанной на использовании одинаковых слов в начале строк, прибегает А. С. Пушкин в строфе VIII для передачи эмоционального состояния его героини?


7. Представленный фрагмент делится на равные части. Как называется такое сочетание строк, объединённых общей мыслью и представляющих собой ритмическое и синтаксическое целое?


8. Почему выбор Татьяны Лариной пал именно на Евгения Онегина?


9. В каких произведениях русских писателей речь идёт о сватовстве и в чём эти произведения можно сопоставить с предложенным для анализа фрагментом?





















ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Вариант №2

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9.


XXXVI

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы.

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы!как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

XXXVII

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

XXXVIII

Прощай, свидетель падшей славы,

Петровский замок. Ну! не стой,

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы, 

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

XXXIX

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился...

(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)


1. Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отображение действительности и принципы которого нашли свое воплощение в «Евгении Онегине».


2. Укажите жанр, к которому относится пушкинский «Евгений Онегин».


3. Назовите прием образного соотнесения предметов и явлении, использованныи автором в строках: «Как жар, крестами золотыми // Горят старинные главы».


4. Как называется отступление от основного сюжета, в котором автор раскрывает свои мысли и чувства?


5. В начальной строфе предложенного фрагмента встречается множество эмоциональных восклицаний и обращений, не требующих отклика. Как они называются?


6. Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («старинные главы»; «грозный пламень»)?


7. Какое название получила строфа, использованная автором в этом произведении?


8. Какими чувствами наполнено авторское размышление о Москве?


9. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!