СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ЕГЭ по русскому языку: алгоритм структуры сочинения – рассуждения. Задание № 27»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ЕГЭ по русскому языку: алгоритм структуры сочинения – рассуждения. Задание № 27»

Просмотр содержимого документа
««ЕГЭ по русскому языку: алгоритм структуры сочинения – рассуждения. Задание № 27»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»







«ЕГЭ 2020 по русскому языку: алгоритм структуры сочинения – рассуждения. Задание № 27»



Подготовила:

Попова Наталья Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория











Прокопьевский район

2020







Задание № 27 ЕГЭ

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Структура сочинения ЕГЭ 2020

1. Проблема (1 балл) 
2. Комментарий к проблеме (5 баллов)

Первый пример + пояснение к примеру

Второй пример + пояснение к примеру

Связь между примерами 
3. Авторская позиция(1 балл) 

4. Отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование (1 балл) 

5. Заключение (вывод)

Прежде нужно научить ребят работать с текстом.

Текст – это произведение искусства, в который создатель вложил свою душу.

Чтение текста – это разговор с его автором.

Итак, за сочинение даётся 24 балла –это 41%

И пугает выпускников не содержание, а то , что они могут неправильно понять проблему и позицию автора. Если будет правильно сформулирована проблема, то у наших выпускников есть все шансы написать сочинение логически правильно. За содержание получить 8 баллов.

Универсального алгоритма у меня нет, так как все тексты на егэ делятся на 2 вида: художественный и публицистический.

Если текст художественный, то здесь какая-то история с персонажами и главный персонаж - рассказчик.

Легче кому-то анализировать худ. тексты, хотя позиции автора прямо здесь не даётся. Я предлагаю с таким текстом работать следующим образом:



Тема и проблема: в чём разница?

  1. О чём текст?

  2. Что волнует автора?

  3. Какова его позиция?

  4. На какой вопрос он отвечает?

Проблемный вопрос формулируем после того, как определим тему, позицию автора ( позицию автора находят, формулируют быстрее и точнее, потому что текст автор и создавал

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте (зависть, воспитание, любовь, война)

Проблема текста вопрос, над которым размышляет автор.

-Как зависть характеризует человека?

-Хороша ли чрезмерная строгость в воспитании?



Проблема – вопрос, над которым размышляет автор.

Способы формулирования проблемы: 

1.Проблема – вопрос (вопросительное предложение).

В чём заключался подвиг людей во время войны?

Как воспитать любовь к поэзии?

2. Проблема – словосочетание (проблема + сущ. в Р. п. (чего?).

Проблема подвига людей во время войны.

Проблема воспитания любви к поэзии.

Трансформировать проблему-вопрос в проблему-словосочетание очень легко!

Даю речевые клише

Автор текста (ф.и.о) размышляет над проблемой(чего?)…

В центре внимания автора текста (ф.и.о.)проблема(чего?)…

Проблемный вопрос. Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста (ф.и.о).

Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст (ф.и.о).

«…?»- такой вопрос ставит в своем тексте автор (ф.и.о).



Как искать проблему в художественном тексте?

Помним: в художественном тексте

(история, событие, в центре – герой, автор текста - Чехов)

Послушайте текст

(1)Мой дядя Пётр Демьяныч как-то, собираясь в гимназию, где он преподавал латинский язык, заметил, что переплёт его синтаксиса изъеден мышами.

— (2)Прасковья, — сказал он, обращаясь к кухарке. — (3)У нас мыши завелись?

— (4)А что ж мне делать? – ответила Прасковья.

— (5)Кошку бы ты завела, что ли...

— (6)Кошка есть; да куда она годится?

(7)И Прасковья указала на угол, где около веника, свернувшись калачиком, дремал худой, как щепка, белый котёнок.

— (8)Отчего же не годится? — спросил Пётр Демьяныч.

— (9)Молодой ещё и глупый. (10)Почитай, ему ещё и двух месяцев нет.

— (11)Так его приучать надо, воспитывать!

(12)Возвращаясь из гимназии, дядюшка зашёл в лавку и купил мышеловку. (13)За обедом он нацепил на крючок кусочек котлеты и поставил западню под диван. (14)Ровно в шесть часов вечера под диваном вдруг раздалось «хлоп!».

— (15)Ага-а! – пробормотал Пётр Демьяныч, достав мышеловку, и так злорадно поглядел на крошечную мышь, как будто собирался поставить ей единицу. — (16)Пойма-а-алась, по-одлая! (17)Прасковья, неси-ка сюда котёнка!

— (18)Сича-ас! — отозвалась Прасковья и через минуту вошла, держа на руках потомка тигров.

— (19)Отлично! — забормотал Пётр Демьяныч, потирая руки. — (20)Ставь его против мышеловки... (21)Вот так...

(22)Котёнок удивлённо поглядел на дядю, на мышь, с недоумением понюхал мышеловку, потом, испугавшись яркого лампового света и человеческого внимания, на него направленного, рванулся и в ужасе побежал к двери.

— (23)Стой! — завопил дядя, хватая его за хвост. — (24)Стой, подлец этакий! (25)Мыши, дурак, испугался! (26)Гляди: это мышь! (27)Гляди же! (28)Ну? (29)Гляди, тебе говорят!

(30)Пётр Демьяныч взял котёнка за шею и потыкал его мордой в мышеловку.

— (31)Гляди, стервец! (32)Возьми-ка его, Прасковья, и держи против дверцы... (33)Как выпущу мышь, ты его тотчас же выпускай!

(34)Дядюшка придал своему лицу таинственное выражение и приподнял дверцу... (35)Мышь нерешительно вышла, понюхала воздух и стрелой полетела под диван... (36)Выпущенный котёнок задрал вверх хвост и побежал под стол.

— (37)Ушла! (38)Ушла! — закричал Пётр Демьяныч, делая свирепое лицо. — (39)Мерзавец! (40)Постой же...

(41)Дядюшка вытащил котёнка из-под стола и потряс его в воздухе.

— (42)Каналья этакая... — забормотал он, трепля его за ухо. — (43)Вот тебе! (44)Вот тебе! (45)Будешь другой раз зевать? (46)Ккканалья...

47)На другой день котёнка, после вчерашнего оскорбления забившегося под печку и не выходившего оттуда всю ночь, дядюшка снова взялся воспитывать — но история повторилась: после открытия дверцы мышь убежала, котёнок же, почувствовав себя на свободе, сделал отчаянный прыжок от мучителей-воспитателей и забился под диван.

(48)Во время третьего урока котёнок при одном только виде мышеловки и её обитателя затрясся всем телом и поцарапал руки Прасковьи... (49)После четвёртого (и последнего) неудачного урока дядюшка вышел из себя, швырнул ногой котёнка и сказал:

— (50)Ни к чёрту не годится!

(51)Прошёл год. (52)Тощий и хилый котёнок обратился в солидного и рассудительного кота. (53)Однажды, пробираясь задворками, он вдруг услыхал шорох, а вслед за этим увидел мышь... (54)Мой герой, будто припомнив дядюшкино воспитание, ощетинился, зашипел и, задрожав всем телом, малодушно пустился в бегство.

(55)Увы! (56)Иногда и я чувствую себя в смешном положении бегущего кота. (57)Подобно котёнку, в своё время я имел честь учиться у дядюшки — латинскому языку. (58)Теперь, когда мне приходится видеть какое-нибудь произведение классической древности, то вместо того, чтоб жадно восторгаться, я начинаю вспоминать жёлто-серое лицо дядюшки, его крики, бледнею, волосы мои становятся дыбом, и, подобно коту, я ударяюсь в постыдное бегство.

* Антон Павлович Чехов (1860–1904) — русский писатель, прозаик, драматург, классик мировой литературы

  1. О чём текст? ( о обучении )

  2. Что волнует автора? (учитель не должен быть агрессивным)

  3. Какова его позиция?

Не каждый способен быть хорошим учителем. Людям, которые не умеют себя держать в руках, лучше не заниматься преподаванием. Воспитание должно строиться на понимании между учеником и учителем. Только окружив ученика заботой и вниманием можно добиться успехов в преподавании. Излишняя строгость не приводит ни к чему хорошему

4. На какой вопрос он отвечает?

Каким не должен быть учитель?

Каким должен быть процесс воспитания?

Как личность педагога влияет на воспитательный процесс?

Проблема:

Как личность педагога влияет на воспитательный процесс? Этой проблеме посвящён текст А.П.Чехова.( 1 абзац )

Как искать проблемы, если текст публицистического стиля?

Здесь проблемы сформулированы в тексте прямо. Обращаем внимание на ключевые слова. И это работает. В публицистическом тексте проблем больше.



Что мы ищем в любви?

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

Как удержать любовь?
(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?
(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».





Есть ли законы любви? Как удержать любовь?Ч то мы ищем в любви?

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать.
«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.
(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.
(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. (23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.
(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Долининой*)





Методы поиска проблем:

  1. Формулировка основной мысли текста (художественный).

  2. Нахождение авторской позиции (публицистический)

  3. Поиск ключевых слов (публицистический)

К1. Формулировка проблем исходного текста.

Главная задача – правильно сформулировать проблему текста.

Далее предлагаю послушать, как я работаю с самой сложной, важной и объёмной частью сочинения

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

(5 баллов)

ВАЖНО: комментарий – это не пересказ!

Комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора ( ответ на вопрос, что делает писатель)

Комментарий состоит из 5 частей, за каждый по 1 баллу

Первый пример - иллюстрация + пояснение к примеру

Второй пример - иллюстрация + пояснение к примеру

Связь между примерами

Пример – иллюстрация - эпизод, часть текста, на примере которого автор раскрывает сформулированную проблему.



Как писать комментарий?

Комментарий пишем с нового абзаца.

Размышляя над этой проблемой, автор (писатель, Чехов) что делает писатель приводит пример из жизни, анализирует, рассказывает о случае, обращается к эпизоду из своего детства…Используем цитаты, пересказ с помощью косвенной речи, но не много. Автор пишет:

Не пересказываем, а анализируем!



Работаем с текстом Чехова.

(48)Во время третьего урока котёнок при одном только виде мышеловки и её обитателя затрясся всем телом и поцарапал руки Прасковьи... (49)После четвёртого (и последнего) неудачного урока дядюшка вышел из себя, швырнул ногой котёнка и сказал:

(50)Ни к чёрту не годится!

(51)Прошёл год. (52)Тощий и хилый котёнок обратился в солидного и рассудительного кота. (53)Однажды, пробираясь задворками, он вдруг услыхал шорох, а вслед за этим увидел мышь... (54)Мой герой, будто припомнив дядюшкино воспитание, ощетинился, зашипел и, задрожав всем телом, малодушно пустился в бегство.

(55)Увы! (56)Иногда и я чувствую себя в смешном положении бегущего кота. (57)Подобно котёнку, в своё время я имел честь учиться у дядюшки — латинскому языку. (58)Теперь, когда мне приходится видеть какое-нибудь произведение классической древности, то вместо того, чтоб жадно восторгаться, я начинаю вспоминать жёлто-серое лицо дядюшки, его крики, бледнею, волосы мои становятся дыбом, и, подобно коту, я ударяюсь в постыдное бегство. А.П.Чехов

Примеры – иллюстрации:

1. Результат воспитания котёнка.

2. Результат обучения рассказчика латыни.

Используем возможные клише к сочинению

1) Примеры – иллюстрации:

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор обращает внимание читателя на …

Поступок героя свидетельствует о том, что…

2) Пояснение к примерам:

Писатель убеждает читателя в том, что…

Этот пример показывает, что…

Эти события(факты, примеры) помогают понять…

3) Связь между примерами:

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…



Проблема:

Как личность педагога влияет на воспитательный процесс? Этой проблеме посвящён текст А.П.Чехова.

1 пример- иллюстрация (1 балл)

Размышляя над этим вопросом, автор рассказывает о воспитании котёнка, которое привело к плачевным результатам, так как дядюшка не проявил педагогической смекалки и всё испортил своей горячностью.

Пояснение (1 балл) :

Именно этот эпизод помогает автору наглядно изобразить характер дядюшки, который решил научить кота ловить мышей. Он не учитывал чувства своего воспитанника, не понимал, что только пугает его. Такое жестокое обучение не могло привести к хорошим результатам.

2 пример- иллюстрация (1 балл)

А.П.Чехов обращает внимание читателя на то, как дядюшка обучал племянника латыни. Он пишет: «Теперь, когда мне приходится видеть какое-нибудь произведение классической древности, то вместо того, чтоб жадно восторгаться, я начинаю вспоминать жёлто-серое лицо дядюшки, его крики, бледнею, волосы мои становятся дыбом, и, подобно коту, я ударяюсь в постыдное бегство». Это привело к тому, что рассказчик возненавидел прекрасный язык.

Пояснение (1 балл) :

Этот пример доказывает, что в обучении личность педагога играет большую роль.

Связь между примерами (1 балл) :

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что такие эмоциональные люди, как дядюшка рассказчика, не справляются с ролью преподавателя.



Авторская позиция - это ответ на проблемный вопрос, данный автором текста.

Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора такова…

Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…



Моё отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование

Мой ответ на этот вопрос + обоснование (опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к собственному читательскому опыту, а так же зрительский опыт)

1) Отношение к позиции автора по проблеме:

Я согласен с мнением автора.

Нельзя не согласиться с мнением автора.

Безусловно, автор прав.

Моя точка зрения совпадает с позицией автора…

Трудно не согласиться с автором.

Я полностью разделяю позицию автора.

2) Обоснование собственной позиции:

Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…

Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…

Когда-то и я впервые услышал о том, что…

Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…

Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…



Заключение

Подводим итог сочинения - примерно 2-3 предложения.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

В заключение хочется выразить надежду на то, что...















































12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!