БЛОК 1
К 1. ПРОБЛЕМА ТЕКСТА (1 балл)
Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. В тексте может быть несколько проблем. Рассматривать нужно только ОДНУ! Лучше выбрать главную проблему текста. В случае затруднения можно выбрать и ту проблему, которая вам интересна и вы сможете её аргументировать.
Способы выражения проблемы в текстах разных стилей
Публицистический стиль | Художественный стиль |
Проблема выражается - тезисно, открыто, в одном предложении текста или в одном фрагменте текста - в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац) | Проблема выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, их поведения |
Способы формулировки проблемы
Проблема формулируется чаще всего двумя способами:
в виде вопроса или цепочки вопросов (они должны быть созвучны)
в виде сочетания слова проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема (чего?).
Речевые клише.
- Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
- Касается … проблемы…
- Уделяет внимание ... проблеме…
- Автор затрагивает проблему...
- Автор очень эмоционально отстаивает идею...
- Автор привлекает наше внимание к очень важной проблеме…
- В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему...
- Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой...
- Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.
- Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...
- Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
- Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
Важно: если проблема сформулирована неправильно, ставится ноль баллов сразу по первым четырем критериям (К1 – К4).
Способы выявления проблемы в тексте
Текст для работы
(1)Бескорыстным и верным другом назвал книгу выдающийся русский писатель Леонид Леонов. (2)Кипой пыльной бумаги назвал книгу молодой программист в одной из недавних телепередач. (3)В его словах звучала ребяческая драчливость, ему, наверное, хотелось подразнить своей дерзостью примолкшую публику, и несколько восторженных поклонниц наградили молодого «смутьяна» аплодисментами. (4)Нет, я вовсе не собираюсь кряхтеть по поводу испортившихся нравов, я очень хорошо понимаю законы телевизионного ток-шоу, где эпатаж, шокирующая бравада нужны для того, чтобы придать пряный вкус скучноватым и банальным разговорам. (5)Мне показалось странным, до обидного странным, покорное, какое-то скорбно-похоронное молчание взрослой публики.
(6)Мы как-то уж очень послушно согласились с тем, что книга безнадёжно устарела и теперь её место среди пыльных музейных экспонатов. (7)Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники… (8)Вся эта техника сделала жизнь человека более комфортной, освободила много времени. (9)Теперь не надо носить воду из колодца, не надо выжимать выстиранное бельё, не надо ехать на другой конец города, чтобы посмотреть нашумевший фильм! (10)Всё рядом, почти любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки, может быть исполнено лёгким движением руки. (11)И на фоне этих модных машин, утыканных кнопочками, тумблерами, мигающими лампочками, тугая стопка сшитой бумаги многим кажется чем-то архаичным, каким-то нелепым рудиментом, который случайно уцелел в бурных потоках прогресса.
(12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, бескорыстно передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость. (13)Зато мы изменились, мы возомнили себя обладателями каких-то несметных богатств, покорителями каких-то недосягаемых духовных высот… (14)А на самом деле мы просто даём дурачить себя: нам внушили, что модное – это и есть необходимое, что всё новое лучше того, что было прежде. (15)Вот поставили вы в своей квартире компьютер – дорогущий, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста… (16)И что? (17)Какие реальные преимущества имеет этот громоздкий, ненадёжный агрегат перед книгой – этим компактным, дешёвым, всегда доступным устройством, которое никогда не даёт сбоев, не «глючит», не ломается, которое не требует для своего обслуживания инженера, которое нуждается только в умном, внимательном и доброжелательном собеседнике?
(18)Я не ретроград, не зову в первобытное прошлое, не считаю, что людям в проветриваемой пещере живётся лучше, чем в панельном доме! (19)Я говорю о духовной бдительности, о том, что мы часто даём себя легко обмануть. (20)Ладно, когда этот «обман» касается только нашего кошелька. (21)Обидно, когда мы обманываем свою душу, когда мы обкрадываем сами себя, когда мы честного и бескорыстного друга меняем на самодовольного и нечистого на руку приятеля.
(По И. Косолапову*)
Способ 1.
Найди позицию автора. Если есть позиция автора, то должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана.
В предложенном для работы тексте позиция автора звучит в предложении № 12
(12) Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, бескорыстно передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.
Проблема текста:
Утратила ли книга своё назначение в современном обществе? По-прежнему ли она учит человека и передаёт ему собранную нашими предками мудрость? Эту важную проблему поднимает И. Косолапов в тексте.
Способ 2.
Найди проблему через тему и идею текста
Алгоритм:
- Определи тему текста (о чём текст?)
- Определи идею текста (ради чего написан текст? В чём нас убеждает автор?)
- Запиши идею в виде законченного предложения.
- Попробуй подобрать вопрос, на который это предложение будет являться ответом.
Этот вопрос и будет являться проблемой, поднятой в тексте.
В предложеном тексте:
тема: о книге
идея: автор пытается донести мысль о том, что молодое поколение теряет духовную бдительность, предпочитая книге полезные и умные машины – достижения прогресса.
Проблема:
Почему молодое поколение предпочитает книге модные достижения прогресса? Почему для него книга всего лишь кипа «пыльной бумаги? Над этой проблемой рассуждает И. Косолапов.
Способ 3.
Выдели ключевые слова и впиши их в схему (ключевые слова отражают главное содержание текста)
Запомни! В центре любой проблемы всегда стоит человек.
Человек
Общество (молодое поколение, старшее поколение)
Прогресс (микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники, компьютер)
Искусство (книги)
Нравственность (духовные высоты, духовная бдительность, душа)
Природа
Человек и политика
Человек и развитие мышления
Сформулируем проблемы
а) Проблема взаимоотношений молодого и старшего поколений.
б) Проблема отношения к книге или к чтению и литературе в целом.
в) Проблема влияния на человека прогресса.
г) Проблема духовного существования человека в мире
Способ 4
Алгоритм:
- разделите текст на смысловые части (помните, что смысловая часть может заключаться не только в одном абзаце, но и в двух, трёх)
- прочитайте каждую часть и поставьте к ней вопросы
- сформулируйте проблемы
- выявите основную проблему текста (попытайтесь увидеть общие слова в каждом вопросе)
- Каково отношение к книге молодого поколения и взрослой публики?
- Каково отношение книге и литературе в целом в современном обществе?
- Как влияет на человека и его отношение к книге модная техника, которая нас окружает?
- В чём заключается духовная бдительность? Почему в современном обществе человек меняет книгу на компьютер?
Основная проблема: проблема отношения современного поколения к книге.
Типичные проблемы текстов, сгруппированные по темам
( по материалам пособия Драбкиной С.В, Субботина Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2013. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена)
1. Взаимоотношения отцов и детей:
проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?);
проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;
проблема предательства детьми своих родителей.
2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:
проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;
проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);
проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:
проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека;
проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);
проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
4. Сложность и противоречивость человеческих поступков:
проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?);
проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;
проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
5. Человеческое благородство:
проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека;
проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);
проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;
проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?).
6. Честь и человеческое достоинство:
проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?);
проблема защиты чести и собственного достоинства;
проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
7. Отношения человека с другими людьми:
проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;
проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;
проблема истинной дружбы;
проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?);
проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);
проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
8. Восприятие человеком окружающего мира:
9. Одиночество человека:
проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);
проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?);
проблема одинокой старости.
10. Человек и искусство:
проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);
проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);
проблема восприятия музыки человеком.
11. Отношение человека к миру природы:
проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы;
проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;
проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;
проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);
проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?).
12. Бережное отношение человека к языку:
13. Человек и власть:
проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
14. Сострадание окружающим:
проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);
проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.
15. Отношение человека к войне:
проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);
проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);
проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?);
проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?);
проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях.
Обратите внимание:
В методических рекомендациях для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года находим следующую информацию:
«Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте».