СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические рекомендации к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. Задание 25 ЕГЭ - 2016. Русский язык.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале показан подробный алгоритм работы над критериями К1, К2, К 3, К 4.  Практические рекомендации помогут выпускникам разобраться в структуре написания и выбрать необходимый ход работы при подготовке к написанию части II ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«словарь для сдающих ЕГЭ по русскому языку »

Словарь для сдающих ЕГЭ по русскому языку


Текст – группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершённостью. Показателем завершённости текста является возможность подобрать к нему заголовок, который отражает тему или основную мысль текста.

Тема текста – это, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём разворачивается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать в себя несколько микротем, т. е. основных частей общей темы. Например, темой текста могут быть «Интернет-сообщества», «Телевидение», «Здоровье нации» и др.

Основная мысль – это определённая идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литература запечатлевает образ времени».

Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чём смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?». Проблемой может быть и разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается); демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было два и более ребёнка, но пока это не так). Таким образом, проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.

Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.

Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста её толкование. Комментарий может содержать характеристику проблемы с точки зрения её актуальности, значимости для определённых кругов населения или для всех нас, причины её возникновения, отнесённости её к определённому типу проблем (экономическая, социально-политическая, философская и др.). Комментарий свидетельствует о степени понимания проблемы, умении видеть её аспекты, которые наметил автор, следить за ходом авторской мысли.

Позиция – это точка зрения, мнение относительно того вопроса, который составляет суть рассматриваемой проблемы. Позиция формируется при усвоении определённого опыта, накопленного человечеством, и пропускании этого опыта сквозь призму этого мировоззрения. Авторская позиция – это отношение автора к той или иной проблеме текста. Авторская позиция может выражаться прямо, что характерно для текстов научного и публицистического стилей. А в текстах художественного стиля и часто в публицистике позиция выражается скрыто, через подтекст.

Аргументация – это приведение доводов с целью доказательства истинности собственной позиции. Аргументация состоит из тезиса и аргументов (доводов) и может быть дополнена иллюстрациями.

Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, являющееся спорным. Это та мысль, которую надо доказать. В нашем случае тезисом будет выражение собственной позиции по рассматриваемой проблеме.

Аргумент – это логический довод, служащий основанием доказательства истинности или ложности тезиса. Подбор аргументов может быть основан на собственном жизненном опыте и сформированных на его основании жизненных установках, на знаниях, полученных в ходе обучения или на читательском опыте.

Иллюстрация – это конкретный пример, иллюстрирующий довод. Этот пример может быть взят из собственного жизненного опыта, из жизни великих людей, художественной литературы, другого вида искусства, Библии, СМИ, статистических данных и т. д.

Композиция текста – это его строение, соотношение и взаимное расположение его частей. Как правило, композиция текста включает три части: вступление, основную часть и концовку (заключительную часть). В идеале композиция текста характеризуется стройностью и завершённостью, логической связностью и соразмерностью частей.

Абзац – это отступ в начале строки, красная строка, а также отрезок текста между двумя такими отступами. Абзац является прежде всего единицей композиционного членения речи, т. е. средством выделения содержательно и композиционно значимых отрезков текста. Выделение частей текста в абзацы может быть связано с функционально-стилистическими особенностями текста и с индивидуальной авторской манерой упорядочения и изложения информации.

Фактическая (фактологическая) точность – это приведение фактов в точном соответствии с действительностью, в том числе отсутствие искажений мысли при интерпретации авторского текста, комментировании проблемы и формулировании позиции автора, а также при приведении иллюстраций, подкрепляющих аргументацию.

Этическая норма – это правило, согласно которому речь должна строиться в соответствии с моральными законами общества. Основными этическими достоинствами речи и этическими нормами являются правдивость речи, её понятность для адресата, умеренная краткость, вежливость. Основанием для этической нормы является запрет на причинение морального ущерба другому человеку.

Этическая ошибка – это нарушение этической нормы. К ним относят грубое, обидное общение, проявление озлобленности, притворство, обман, нетерпимость к мнению других, несдержанность в проявлении негативных эмоций, неумение смягчить негативную информацию, унижение и оскорбление человеческого достоинства, противопоставление себя другим, восхваление себя и др.



Просмотр содержимого документа
«БЛОК 2»

БЛОК 2





К 2 Комментарий (3 балла)


Формулировка задания - 2016

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

В этом году существо требований К 2 не изменилось, но теперь ФИПИ формализовал идеи, высказанные ранее. Выпускников буквально подталкивают к внимательному и вдумчивому прочтению исходного текста.


Комментарий это рассуждения по поводу выделенной проблемы текста, это описание того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит читателю этот актуальный вопрос (нужно рассказать о том, что сделал автор, для того чтобы донести смысл проблемы до читателя). Важно отразить в своей работе все аспекты проблемы, которые есть в тексте. Для этого нужно вдумчивое чтение исходного текста и поиск «ключевых слов». Это поможет увидеть, как именно автор раскрывает сформулированную проблему.

Нужно:

  • показать степень понимания текста;

  • показать умение видеть его важнейшие аспекты;

  • понять замысел автора;

  • понять ход авторской мысли.

Вы объясняете:

- как автор раскрывает проблему

- на какие моменты он обращает внимание

- что делает, чтобы мы поняли значимость этой проблемы и согласились с ним


В комментарии не должно быть:

         пересказа исходного текста или любой его части;

         рассуждений по поводу всех проблем текста;

         комментариев о действиях героев текста; больших цитат из исходного текста

      общих рассуждений о тексте: нужно прокомментировать одну из проблем!


Важно:

- комментарий без ссылки на исходный текст оценивается нулём баллов

- комментировать нужно ту проблему, о которой вы заявили в К 1

- не сбиться на пересказ (пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы гово­рим о том, что делает автор

- включить в комментарий два примера из исходного текста, которые бы иллюстрировали сформулированную вами проблему.

Что нужно делать, для того чтобы прокомментировать проблему?

  • исходный текст разделить на микротемы

  • выделить основную мысль каждой микротемы и соотнести её с проблемой, которую вы указали в критерии 1.

  • сформулировать данную мысль в сответствии с проблемой


Способы комментирования проблемы

Хотелось бы поблагодарить И.А. Суязову за её материал « Учимся комментировать проблему». В своей статье автор предлагает следующие способы комментирования проблемы:

1 способ. При помощи цитирования

2 способ. При помощи указания на абзацы

3 способ. При помощи указания номеров строк

Кроме этого, комментировать проблему помогут следующие слова: во-первых, во-вторых, также, сначала, потом.

Не забудьте обобщить сказанное и сделать микровывод.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Начало комментария

Продолжение комментария

Финальная часть комментария

- Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…

- Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с ( иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что…

- Комментируя эту проблему, нельзя не отметить ряд её интересных аспектов (сторон)

- Обосновывая (доказывая) свои рассуждения, автор приводит интересные примеры

- Интересны примеры, которые приводит автор, размышляя над проблемой.

- Автор иллюстрирует поднятую проблему несколькими примерами

- В конце текста автор приводит нас к мысли о том, что…

- Автор заставляет нас задуматься о том, что …

- Весь ход повествования свидетельствует о том, что …

Так автор раскрыл проблему, показал её сущность


Примерный план комментария


Примерные вопросы, на которые следует найти ответы в исходном тексте

Предполагаемый текст

1.Характеристика избранной автором проблемы.

2.Наиболее важные аспекты этой проблемы.

3. С какого эпизода, момента, с какой картины автор начинает своё рассуждение ?

4. На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему?

5.Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?

6. Какие высказывания автора заслуживают особого внимания?

7.На чьи мнения, высказывания ссылается автор и почему, к каким источникам обращается?

8.Какие мысли пытается автор донести до читателя?

9. Какие чувства испытывает? Как он относится к тому, о чём пишет? (возмущается или восхищается чем-то, досадует по поводу чего-нибудь…


Важно: комментарий должен заканчиваться микровыводом, подводящим к восприятию позиции автора по данной проблеме

Эту проблему можно отнести к категории (разряду)…., она не нова в русской литературе (российской публицистике). В начале статьи автор (писатель, публицист) повествует (рассказывает, изображает)… В связи с этим автор высказывает интересную мысль о том, что… Для подтверждения своих мыслей он приводит следующие примеры… (обращается к различным источникам…). Автор пытается донести до нас мысль о том, что… Особенно его тревожит… + микровывод:

Своё эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает выводом о том, что...






Данную проблему... автор раскрывает на примере ... Раскрывая данную проблему..., автор обращается... / Ф. И. рассуждает о... / Автора волнует... / с болью (с особой теплотой) автор говорит о... / убедительно доказывает мысль о ... / Интересна мысль автор о том, что.../ Публицист говорит о том, что « цитата». / Логика рассуждений автора проста и убедительна. / +

микровывод:

Автор приводит нас к мысли о том, что...)


Актуальность этой …. проблемы не вызывает сомнения. Свои рассуждения (своё повествование) автор начинает с……. Чтобы мы поняли, как это важно, известный писатель ( публицист, драматург) высказывает мысль о том, что «…. ». Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает, что….( возможно цитирование). Писатель( автор) обращает наше внимание на то, что ……. ФИО( автора) позволяет нам увидеть ….. +

микровывод:

Так автор раскрыл проблему, показал её сущность




Речевые образцы для комментирования

Одобрение

Нейтральная позиция

Порицание, осуждение

- восхищается…;

- поражается…, удивляется…


- автор размышляет о…;

- делится своими мыслями, наблюдениями…;

- пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.


Автор с болью пишет о том, что…;

с горечью говорит о…;

у автора вызывает негодование…;

автор не может мириться с тем…;

с горькой иронией пишет о том…;






























Просмотр содержимого документа
«БЛОК 1»

БЛОК 1

К 1. ПРОБЛЕМА ТЕКСТА (1 балл)

Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. В тексте может быть несколько проблем. Рассматривать нужно только ОДНУ! Лучше выбрать главную проблему текста. В случае затруднения можно выбрать и ту проблему, которая вам интересна и вы сможете её аргументировать.


Способы выражения проблемы в текстах разных стилей

Публицистический стиль

Художественный стиль


Проблема выражается

- тезисно, открыто, в одном предложении текста или в одном фрагменте текста

- в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац)



Проблема выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, их поведения




Способы формулировки проблемы


Проблема формулируется чаще всего двумя способами:

  • в виде вопроса или цепочки вопросов (они должны быть созвучны)

  • в виде сочетания слова проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема (чего?).



Речевые клише.


- Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

- Касается … проблемы…

- Уделяет внимание ... проблеме…

- Автор затрагивает проблему...

- Автор очень эмоционально отстаивает идею...

- Автор привлекает наше внимание к очень важной проблеме…

- В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему...

- Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой...

- Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.

- Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...

- Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

- Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.


Важно: если проблема сформулирована неправильно, ставится ноль баллов сразу по первым  четырем критериям  (К1 – К4).





Способы выявления проблемы в тексте

Текст для работы


(1)Бескорыстным и верным другом назвал книгу выдающийся русский писатель Леонид Леонов. (2)Кипой пыльной бумаги назвал книгу молодой программист в одной из недавних телепередач. (3)В его словах звучала ребяческая драчливость, ему, наверное, хотелось подразнить своей дерзостью примолкшую публику, и несколько восторженных поклонниц наградили молодого «смутьяна» аплодисментами. (4)Нет, я вовсе не собираюсь кряхтеть по поводу испортившихся нравов, я очень хорошо понимаю законы телевизионного ток-шоу, где эпатаж, шокирующая бравада нужны для того, чтобы придать пряный вкус скучноватым и банальным разговорам. (5)Мне показалось странным, до обидного странным, покорное, какое-то скорбно-похоронное молчание взрослой публики.

(6)Мы как-то уж очень послушно согласились с тем, что книга безнадёжно устарела и теперь её место среди пыльных музейных экспонатов. (7)Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники… (8)Вся эта техника сделала жизнь человека более комфортной, освободила много времени. (9)Теперь не надо носить воду из колодца, не надо выжимать выстиранное бельё, не надо ехать на другой конец города, чтобы посмотреть нашумевший фильм! (10)Всё рядом, почти любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки, может быть исполнено лёгким движением руки. (11)И на фоне этих модных машин, утыканных кнопочками, тумблерами, мигающими лампочками, тугая стопка сшитой бумаги многим кажется чем-то архаичным, каким-то нелепым рудиментом, который случайно уцелел в бурных потоках прогресса.

(12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, бескорыстно передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость. (13)Зато мы изменились, мы возомнили себя обладателями каких-то несметных богатств, покорителями каких-то недосягаемых духовных высот… (14)А на самом деле мы просто даём дурачить себя: нам внушили, что модное – это и есть необходимое, что всё новое лучше того, что было прежде. (15)Вот поставили вы в своей квартире компьютер – дорогущий, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста… (16)И что? (17)Какие реальные преимущества имеет этот громоздкий, ненадёжный агрегат перед книгой – этим компактным, дешёвым, всегда доступным устройством, которое никогда не даёт сбоев, не «глючит», не ломается, которое не требует для своего обслуживания инженера, которое нуждается только в умном, внимательном и доброжелательном собеседнике?

(18)Я не ретроград, не зову в первобытное прошлое, не считаю, что людям в проветриваемой пещере живётся лучше, чем в панельном доме! (19)Я говорю о духовной бдительности, о том, что мы часто даём себя легко обмануть. (20)Ладно, когда этот «обман» касается только нашего кошелька. (21)Обидно, когда мы обманываем свою душу, когда мы обкрадываем сами себя, когда мы честного и бескорыстного друга меняем на самодовольного и нечистого на руку приятеля.

(По И. Косолапову*)



Способ 1.

Найди позицию автора. Если есть позиция автора, то должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана.

В предложенном для работы тексте позиция автора звучит в предложении № 12

(12) Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, бескорыстно передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.

Проблема текста:

Утратила ли книга своё назначение в современном обществе? По-прежнему ли она учит человека и передаёт ему собранную нашими предками мудрость? Эту важную проблему поднимает И. Косолапов в тексте.

Способ 2.

Найди проблему через тему и идею текста

Алгоритм:

- Определи тему текста (о чём текст?)

- Определи идею текста (ради чего написан текст? В чём нас убеждает автор?)

- Запиши идею в виде законченного предложения.

- Попробуй подобрать вопрос, на который это предложение будет являться ответом.

Этот вопрос и будет являться проблемой, поднятой в тексте.

В предложеном тексте:

тема: о книге

идея: автор пытается донести мысль о том, что молодое поколение теряет духовную бдительность, предпочитая книге полезные и умные машины – достижения прогресса.

Проблема:

Почему молодое поколение предпочитает книге модные достижения прогресса? Почему для него книга всего лишь кипа «пыльной бумаги? Над этой проблемой рассуждает И. Косолапов.


Способ 3.

Выдели ключевые слова и впиши их в схему (ключевые слова отражают главное содержание текста)

Запомни! В центре любой проблемы всегда стоит человек.


Человек

  • Семья

  • Общество (молодое поколение, старшее поколение)

  • Прогресс (микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники, компьютер)

  • Искусство (книги)

  • Нравственность (духовные высоты, духовная бдительность, душа)

  • Природа

  • Человек и политика

  • Человек и развитие мышления


  1. Сформулируем проблемы

а) Проблема взаимоотношений молодого и старшего поколений.

б) Проблема отношения к книге или к чтению и литературе в целом.

в) Проблема влияния на человека прогресса.

г) Проблема духовного существования человека в мире

Способ 4

Алгоритм:

- разделите текст на смысловые части (помните, что смысловая часть может заключаться не только в одном абзаце, но и в двух, трёх)

- прочитайте каждую часть и поставьте к ней вопросы

- сформулируйте проблемы

- выявите основную проблему текста (попытайтесь увидеть общие слова в каждом вопросе)

- Каково отношение к книге молодого поколения и взрослой публики?

- Каково отношение книге и литературе в целом в современном обществе?

- Как влияет на человека и его отношение к книге модная техника, которая нас окружает?

- В чём заключается духовная бдительность? Почему в современном обществе человек меняет книгу на компьютер?

Основная проблема: проблема отношения современного поколения к книге.




Типичные проблемы текстов, сгруппированные по темам


( по материалам пособия Драбкиной С.В, Субботина Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2013. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена)


1. Взаимоотношения отцов и детей:

  • проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировос­приятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгля­ды друг друга?);

  • проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;

  • проблема предательства детьми своих родителей.

2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:

  • проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;

  • проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подрост­ка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);

  • проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирова­ние характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формиро­вание характера человека события, которые произошли в детстве?).

 3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:

  • проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии челове­ка;

  • проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе от­ношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);

  • проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

 4. Сложность и противоречивость человеческих поступков:

  • проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Воз­можно ли продолжение дружбы после предательства?);

  • проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;

  • проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

 5. Человеческое благородство:

  • проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор че­ловека;

  • проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привес­ти халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);

  • проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;

  • проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?).

 6. Честь и человеческое достоинство:

  • проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценно­стей?);

  • проблема защиты чести и собственного достоинства;

  • проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

 7. Отношения человека с другими людьми:

  • проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;

  • проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;

  • проблема истинной дружбы;

  • проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?);

  • проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);

  • проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира:

  • проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;

  • проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре ра­дости?).

 9. Одиночество человека:

  • проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);

  • проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ре­бенок ощущал себя одиноким?);

  • проблема одинокой старости.

 10. Человек и искусство:

  • проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);

  • проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);

  • проблема восприятия музыки человеком.

 11. Отношение человека к миру природы:

  • проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы;

  • проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;

  • проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;

  • проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь че­ловека, его взаимоотношения с природой?);

  • проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?).

 12. Бережное отношение человека к языку:

  • проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необхо­димо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и пра­вильности русской речи?).

 13. Человек и власть:

  • проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как долж­ны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

 14. Сострадание окружающим:

  • проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);

  • проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи чело­веку.

15. Отношение человека к войне:

  • проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может при­нять сам факт войны?);

  • проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные собы­тия и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);

  • проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?);

  • проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному чело­веку в экстремальных ситуациях?);

  • проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях.

Обратите внимание:

В методических рекомендациях для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года находим следующую информацию:

«Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте».




Просмотр содержимого документа
«Блок 3 - 4 »

Блок 3


Позиция автора (1 балл)


Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Она должна быть лаконичной.


Необходимы фразы типа

- «Авторская позиция заключается в том, что…»;

- Автор считает, что…

- Позиция автора очевидна…

- Авторская позиция ясна и однозначна…


Как определить позицию автора в текстах художественного и публицистического

стиля?


Чтобы определить позицию автора в художественном тексте, ответьте на вопросы

Публицистический стиль

Положительные или отрицательные качества проявляются в поступках, слова, мыслях героев?

Автор открыто отстаивает свою точку зрения

Как относятся к герою окружающие его персонажи?

Автор даёт прямые оценки явлениям и событиям

Как сказываются поступки героя на других героях произведения

Автор формирует общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей

Согласен автор с героями или нет?

Позиция автора чаще всего выражена в последнем абзаце текста

Автор осуждает или одобряет поведение героя?


Что хотел сказать читателям автор, показывая речь героя, его мысли и поступки?




Языковые средства, выражающие авторскую позицию

Оценочная лексика

Оценочная лексика – это слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный , прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепныйположительная оценка;

скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка

Например:

- Любящий человек – это великое благо (Е. Сикирич)

- Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л. Матрос)

Средства выразительности

Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания:

- Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин)

- Как много во всём этом ума и чувства красоты! ( Л. Андреев)

Слова-маркеры

Авторская позиция также может быть выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т.д.:

- Главное - научиться различать, что действительно красиво, а что подделка (В. Лакшин)

- Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев)

- Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В. Розов)

Вводные слова

Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора

К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ненужные ссоры, встречаются часто.

Побудительные предложения

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю

- Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис)



Блок 4




4 абзац

Аргументация собственного мнения по проблеме (3 балла)


Аргументация – доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры из жизни, из книг, из фильмов, ссылки на исторические факты, высказывания ученых, философов, писателей; используйте знания по другим учебным предметам. Необходимо соблюдать фактологическую точность.

Для аргументации собственного мнения нужно проявить эрудицию, начитанность, компетентность в данной проблеме.

  • Начинаете этот раздел связкой «Я согласен / не согласен / согласен лишь отчасти с мнением (позицией) автора». Но этой фразы недостаточно! Надо написать ПОЧЕМУ? в нескольких предложениях - рассуждениях. Именно эти предложения и раскроют вашу позицию по проблеме, поставленной автором текста.

  • 5 абзац. 1 аргумент + пример + микровывод

  • 6 абзац. 1 аргумент + пример + микровывод

Первый аргумент обязательно должен быть из художественной или научной литературы, публицистики.

Второй аргумент – из ваших жизненных наблюдений. Оба аргумента следует подвести к микровыводу, чтобы была соблюдена целостность работы

Для аргументации собственной позиции возможны следующие связующие предложения:


- с использованием жизненного опыта:


1) Как часто приходится сталкиваться с ...

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как ...?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как ...

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...


- из читательского опыта


1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности ...

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях ...

3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.


- из зрительского опыта


1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи



Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной.

Ссылки на авторитет. Выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характерис­тики: известный русский писатель, выдающийся уче­ный, философ и т.п. Например:


  • Русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...

  • Еще Петр 1 говорил, что...

  • Любой ис­торик скажет вам, что...

  • Большинство врачей счи­тают, что...;

  • Как установлено учеными...


Литературный аргумент – это иллюстрация поставленной проблемы и авторской позиции по отношению к ней.  Формулируя литературный аргумент,  следует ответить на вопрос: в каком, каких произведениях художественной, научно-популярной литературы – любой – рассматривается такая проблема, в образе какого героя (каких героев) она отражена. Но недостаточно только назвать произведение, автора и героя –  надо рассмотреть, проанализировать  эпизод или ряд эпизодов, в которых  отражена проблема, иными словами,  объяснить, почему вы считаете, что в данном эпизоде и в образе названного героя  сокрыта рассматриваемая проблема.


Просмотр содержимого документа
«Заключение»

Заключение




Роль заключения: оно должно подвести итог рассуждениям над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении.


О чем можно написать в заключении?


1. Общий вывод.

2. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

3. Замечания о влиянии текста на общественную ситуацию.

4. Рассуждение о том, какое значение будет иметь прочитанный текст для вас.

5. Можно использовать такие выражения:

6. Следовательно, … Таким образом, можно утверждать, что…


Цели заключения

Примеры

Обобщить информацию

В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну:

Дать оценку сказанному, высказать свое мнение

Все вышесказанное позволяет сделать вывод:

Сделать прогноз, высказать предположение

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О. , расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей.

Призвать читателя к призвать к действию

- В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну….

- Об этом надо помнить каждому из нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор.



.


Просмотр содержимого документа
«Таблица пошагового оценивания сочинения»

Таблица пошагового оценивания сочинения.




Содержание сочинения

К-1

Формулировка проблем исходного текста.

0-1

К-2

Комментарии, сформулированные в проблеме.

0-3

К-3

Отражение позиции автора (хорошо частичное цитирование).

0-1

К-4

Изложение собственного мнения.(2 аргумента).

0-3

Речевое оформление

К-5

Речевое оформление (последовательность изложения, логическая связанность).

0-2

К-6

Точность и выразительность речи (разнообразие грамматических форм).

0-2

Грамотность

К-7

Грамотность (орфографические ошибки).

0-3

К-8

Пунктуационные нормы.

0-3

К-9

Языковые нормы.

0-2

К-10

Речевые ошибки.

0-2

К-11

Соблюдение этических норм.

0-1

К-12

Соблюдение фактологической точности.

0-1






Просмотр содержимого документа
«Харчева Т.А. »

МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»





Практические рекомендации по написанию

сочинения – рассуждения

по исходному тексту.

Задание 25


Составила: Харчева Т.А.,

учитель русского языка и литературы



2016

Оренбургская область




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!