РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
(ЗАДАНИЕ 27)
ЗАДАЧА:
- -проанализировать предложенный текст,
- - сформулировать проблему , поставленную автором текста,
- -создать развёрнутый комментарий, включив в него два примера- иллюстрации из текста, пояснив значение каждого из них и указав смысловую связь между ними .
- -Выявить авторскую позицию по проблеме исходного текста,
- - выразить своё отношение к позиции автора и обосновать свою точку зрения (= аргументировать её).
Объем сочинения
НО!
При проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому ..
План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту
- 1) Сформулировать одну из проблем, поднимаемых автором исходного текста.
- 2) Прокомментировать сформулированную проблему:
- создать развёрнутый комментарий, включив в него два примера-иллюстрации из текста, важных для понимания проблемы. Пояснить значение каждого примера и указать связь между ними.
- 3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.
- 4) Заявить собственное согласие или несогласие с автором исходного текса.
- 5) Обосновать собственное мнение, то есть аргументировать его, опираясь на читательский или жизненный опыт.
- 6) Написать краткий итоговый вывод (заключение).
Формулировка проблемы
- Проблема - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, является одной из главных, Сформулировать проблему можно двумя способами:
- НАПРИМЕР,
автор текста рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает ) проблему (чего?);
(заставляет задуматься над проблемой (чего?)
Типичные проблемы
- 1. Взаимоотношения отцов и детей
- - проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений;
- - проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;
- - проблема предательства детьми своих родителей.
- 2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров
- -проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;
- -проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);
- -проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
- 3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества
- -проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека;
- -проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать?);
- -проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
- 4. Сложность и противоречивость человеческих поступков
- -проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений;
- -проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;
- -проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
- 5. Человеческое благородство
- -проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека;
- -проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);
- -проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;
- -проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).
- 6. Честь и человеческое достоинство
- -проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?);
- -проблема защиты чести и собственного достоинства;
- -проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
- 7. Отношения человека с другими людьми
- -проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;
- -проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;
- -проблема истинной дружбы;
- -проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?);
- -проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);
- -проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
- 8. Восприятие человеком окружающего мира
- проблема утраты человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;
- проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
- 9. Одиночество человека
- проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);
- проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?);
- проблема одинокой старости.
- 10. Человек и искусство
- проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);
- проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);
- проблема восприятия музыки человеком.
- 11. Отношение человека к миру природы
- проблема безжалостного, потребительского отношения человека к миру природы;
- проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;
- проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;
- проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);
- проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).
- 12. Бережное отношение человека к языку
- проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
- 13. Человек и власть, которой он наделён
- проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
- 14. Сострадание окружающим
- проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);
- проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.
- 15. Отношение человека к войне
- проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);
- проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);
- проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя?);
- проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны?);
- проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.
Комментарий проблемы
- Учеником должен быть создан развёрнутый текстуальный комментарий, то есть комментарий с опорой на прочитанный текст .
- Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор понимает эту проблему .
- Комментарий - не прямой пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. При комментировании проблемы данного текста необходимо привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы (то есть выделить в тексте два смысловых центра и включить их в комментарий), пояснить их и указать смысловую связь между ними.
- Следование этому требованию, заложенному в критериях, даст возможность получить высший балл по критерию К2
Критерии оценивания сочинения-рассуждения (задания 27) в 2024 г. ВАЖНО!
- При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения
- 1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов
- 2. Если в сочинении 69 и менее слов , то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов , задание считается невыполненным.
- При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
- Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
- К7 – орфографических ошибок нет;
- К8 – пунктуационных ошибок нет.
- Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
- К7 – допущено не более двух ошибок;
- К8 – допущено не более двух ошибок;
- К9 – грамматических ошибок нет;
- К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Типичные ошибки при написании комментария:
- 1) подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование , приводящие к снижению баллов при оценивании этого критерия. Подмена комментария простым пересказом недопустима.
Комментарий - не прямой пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
- 2) Формулируется одна проблема, а комментируется другая .
- 3) Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности , так как это задание уже давно вынесено в последнее задание тестовой части.
Позиция автора
- Позиция автора - это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях её решения.
- Проблема и позиция автора тесно связаны .
- Проблема - некоторый вопрос, который вызывает размышления автора.
- Позиция автора - ответ на этот вопрос , поставленный в тексте : то, в чём автор видит решение проблемы , итог его размышлений.
- Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:
- 1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
- 2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
- Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Обратите внимание: цитирование уместно, если исходный текст публицистический . В художественном тексте позиция автора выражена косвенно и не может быть обозначена при помощи цитаты.
- В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий , не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств.
- Следовательно, необходим лингвистический анализ текста, позволяющий вербализировать позицию автора . Для того чтобы понять позицию, задайте себе ряд вопросов:
- - О чём говорит автор?
- - Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?
- - Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?
- - Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)?
- - Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию?
Типичные ошибки, допускаемые при выявлении позиции автора:
- позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его;
- при определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».
Формулирование собственного мнения
- Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено корректно и развернуто.
- Важно не просто констатировать свое согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чем оно состоит .
Обоснование собственной точки зрения
- В 27-м задании предлагается выразить своё отношение к позиции автора и обосновать его . Обосновать, то есть доказать, аргументировать. Таким образом, аргумент по- прежнему должен быть приведён, только теперь в задании не оговаривается, каким он должен быть. Аргумент - суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения .
- Аргумент может быть построен на литературном материале , то есть с опорой на читательский опыт, который приобретается при прочтении х удожественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из сострадания героям, наблюдения над их поведением и поступками. И, конечно, в этом случае это будет сильный аргумент.
- Но также аргумент может быт создан с опорой на жизненный опыт, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни , а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций.
Жизненными аргументами могут быть:
- примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
- поучительные события из жизни выдающихся личностей;
- примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений );
- ссылки на мнение известного, уважаемого человека - учёного, философа, общественного деятеля;
- цитаты из авторитетного источника;
- выводы науки и статистические данные;
- события из жизни страны ;
- обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.
Аргументы
- Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать ваше мнение.
- В этой части работы необходимо следовать правилам построения текста- рассуждения :
- тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать);
- аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);
- вывод (общий итог).
Типичные ошибки в сочинении-рассуждении при обосновании собственной точки зрения
- 1) Аргумент следует начинать с нового абзаца.
- 2) Надо помнить, что при обращении к литературному материалу, следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развернутое высказывание, охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев ), с помощью которой создается аргументированное высказывание.
- 3) В аргументах даже в случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение баллов по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм
- Можно приводить лишь один аргумент , основанный или на читательском опыте или на жизненном.
Заключение
- Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.
- Возможны такие варианты:
- 1) суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении
- 2) дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение
- 3) сделать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение.
- 4) призвать читателя к выполнению тех или иных задач, закончить сочинение призывом к действию, пожеланием
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ (речевые клише)
Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, …. рассказывает историю о
- /повествует о ... /приводит факты ... /
- на примере случая из жизни великого писателя ….. показывает, что ....
Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе , …. повествует о ... . Особенно грустно / страшно, по мнению автора то, что … .
ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА (речевые клише) СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
- 1) Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (далее идёт цитата из текста). NN уверен: (далее идёт разъяснение цитаты).
- 2) Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: (далее идёт цитата из текста). NN утверждает, что... .
- 3) Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему (чего?) обозначена прямо: (далее идёт цитата из текста). NN считает, что (далее идёт разъяснение цитаты) / По мнению NN, .... (далее идёт разъяснение цитаты).
ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА (речевые клише) ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ
- 1) Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает) то, что ....
- 2) Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что... .
- 3) С горечью (с глубокой сердечной болью) автор говорит о том, что .... NN уверен: ....
- 4) Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели всё же ощущают его сожаление по поводу того, что ....
- 5) Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что
- 6) Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста.
- Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: …
ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА (речевые клише) ОБРАЩЕНИЕ К ПРИМЕРАМ
- 1) Обосновывая свой тезис, автор приводит ряд веских, весьма убедительных аргументов в пользу того, что ... .
- 2)Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что ....
ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА (речевые клише) ОБРАЩЕНИЕ К ВЫВОДАМ
- Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что... .
- Данные аргументы позволяют автору прийти к обоснованному выводу о том, что... .
- Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает свое отношение к проблеме (чего?)... . Он убеждён :....
Формулировка СОГЛАСИЯ с точкой зрения автора
- 1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ... (далее идёт формулировка тезиса).
- 2) Я согласен с автором данного текста в том, что (далее идёт формулировка тезиса).
- 3) Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: ... (далее идёт формулировка тезиса).
- 4) Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что ....
Формулировка НЕСОГЛАСИЕ (полное или частичное) с точкой зрения автора
- 1) Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идёт согласие) ..., но с другой - ... (выражается своё мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.
- 2) В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что ... (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения.
- 3) Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что ... (далее идёт мысль автора + своё утверждение).
- 4) Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что ... (далее идёт мысль автора + своё утверждение).
Обоснование собственной точки зрения (клише)
- В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример . Вспомним роман/рассказ / пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении... / Главную героиню этого произведения отличает ....
- Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики.
- Вспомним рассказ/роман / пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении....
- Хочу рассказать об одном случае из моей жизни , который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ....
- Следующий литературный пример, как мне кажется, является ещё одним дополнительным аргументом в пользу того, что... .
- Приведу ещё один литературный пример, который показывает: ....
- О том, как важно..., говорит в своём рассказе /романе писатель NN.
- У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ... (далее идут примеры- аргументы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (клише)
- В заключение ещё раз подчеркну: важно не только….., но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно……..
- Всё вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: ……..несёт в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи - сформировать у подрастающего поколения……, не допустить….
- Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте….., расставят приоритеты в своей жизни и станут жить не только исключительно для себя, но и для других людей…..
- В заключение ещё раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки понятиям…., не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу.
- Об этом надо помнить каждому из нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствовать деградации человеческой личности.
Образец.
Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) - русский советский писатель. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу
- (1)В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик - бывший повар графини Тун.
- (2)Чувствуя приближающуюся кончину, старик обратился к дочери с такой просьбой:
- (3)Я всегда не любил священников и монахов. (4)Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
- (5)Что же делать? - испуганно спросила Мария.
- (6)Выйди на улицу, - сказал старик, - и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. (7)Тебе никто не откажет.
- (8)Наша улица такая пустынная... - прошептала Мария, накинула платок и вышла.
- (9)Девушка долго ждала и прислушивалась. (10)Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. (11)Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.
- (12)Хорошо, - спокойно ответил прохожий. - (13)Хотя я и не священник, но это всё равно. (14)Пойдёмте.
- (15)Они вошли в дом. (15)При свече Мария увидела худого маленького человека.
- (17)Он был ещё очень молод, этот незнакомец. (18)Совсем по-мальчишески тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.
- (19)Говорите! -сказал он. -(20)Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.
- (21)Я работал всю жизнь, пока не ослеп, - прошептал старик. - (22)А кто работает, у того нет времени грешить. (23)Когда заболела чахоткой моя жена - её звали Мартой - и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. (24)И мне тяжело теперь вспоминать об это и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.
- (25)А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? - спросил незнакомец.
- (26)Клянусь, сударь, никто, - ответил старик и заплакал. - (27)Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!
- (28)Как вас зовут? - спросил незнакомец.
- (29)Иоганн Мейер, сударь.
- (25)А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? - спросил незнакомец.
- (26)Клянусь, сударь, никто, - ответил старик и заплакал. - (27)Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!
- (28)Как вас зовут? - спросил незнакомец.
- (29)Иоганн Мейер, сударь.
- (30)Так вот, Иоганн Мейер, - сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, - вы невинны перед людьми. (31)То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.
- (32)Аминь! - прошептал старик.
- (33)Аминь! - повторил незнакомец. - (34)А теперь скажите мне вашу последнюю волю.
- (35)Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
- (36)Я хотел бы ещё раз увидеть свою жену Марту такой, какой я встретил её в молодости. (37)Но это невозможно, сударь.
- (38)Слушайте, - сказал незнакомец. - (39)Слушайте и смотрите.
- (40)Он заиграл. (41)Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы и наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад.
- (42)Я вижу, сударь! - сказал старик и приподнялся на кровати. - (43)Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. (44)Это было зимой, в горах. (45)Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. (46)Смеялась, - повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.
- (47)Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.
- (48)А теперь, - спросил он, - вы видите что-нибудь?
- (49)Старик молчал, прислушиваясь.
- (50)Неужели вы не видите, - быстро сказал незнакомец, не переставая играть, - что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. (51)По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. (52)Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. (53)Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. (54)А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.
- (55)Я вижу всё это! - крикнул старик.
- (56)Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов...
- (57)Незнакомец перестал играть. (58)Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
- (59)Старик сказал, задыхаясь:
- (60)Я видел всё так ясно, как много лет назад. (61)Но я не хотел бы умереть и не узнать... имя. (62)Имя!
- (63)Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец.
- (64)Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.
(По К.Г. Паустовскому)
Сочинение
- В тексте, предложенном для анализа, затрагивается проблема способности искусства помочь человеку в трудные, кризисные моменты его жизни, благотворно влиять на его душу.
- Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, К.Г. Паустовский вспоминает об интересном факте из биографии Моцарта. Писатель рассказывает историю о том, как музыка великого композитора помогла умирающему старику осуществить самое заветное желание - воскресить черты любимой женщины, вернуться на несколько мгновений в прошлое и заново прожить его, почувствовать себя здоровым, как много лет назад. К.Г. Паустовский обращает внимание читателей на то, что старый повар умирает счастливым .
- Позиция автора становится понятной после внимательного прочтения текста. К.Г. Паустовский убеждён : подлинное искусство обладает чудодейственной силой и способно сделать человека счастливыми в кризисные моменты его жизни.
- Я согласен / согласна с позицией автора и тоже считаю : в трудные, кризисные моменты жизни человека искусство может спасти его от отчаяния, помочь выжить, придать отваги и мужества.
- Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». После проигрыша в карты Николай Ростов возвращается домой в подавленном состоянии. Он слышит пение сестры, её прекрасный голос и забывает обо всех своих проблемах. Таким образом, этот литературный пример показывает: подлинное искусство благотворно влияет на душу человека, помогает спасти его от отчаяния, что мы и наблюдаем в случае с Николаем Ростовым.
- Мысль о том, как велико значение искусства в кризисные моменты жизни человека, звучит и в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Главный герой этого фантастического произведения - пожарный Гай Монтэг - живёт в мире, где люди стали равнодушны друг к другу. Своё свободное время они посвящают просмотру развлекательных телепрограмм. Интерактивное телевидение заменяет им чтение и живое общение с родственниками. Так, жена Гая Монтэга забывает, как и когда они познакомились. Это становится одной из причин депрессии, в которую впадает герой Рэя Брэдбери. Именно в такой тяжёлый жизненный период в руки Гая Монтэга попадает книга. Чтение помогает ему разобраться в себе и обрести новый смысл жизни: вместе с другими людьми он хочет сделать всё возможное, чтобы сохранить книги для будущих поколений. Так, волшебная сила искусства помогла герою романа Рэя Брэдбери в кризисный момент жизни и спасла от отчаяния и уныния.
- В заключение ещё раз подчеркну : подлинное искусство благотворно влияет на душу и образ мыслей человека в тяжёлые минуты его жизни.
ПРАКТИКУЙСЯ!
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
- Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
- Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
- Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
- Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
- Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его .
- Объём сочинения - не менее 150 слов.
- Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью