СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ (ЗАДАНИЕ 27) с КРИТЕРИЯМИ 2024 г (презентация )

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ (ЗАДАНИЕ 27) с КРИТЕРИЯМИ 2024 г (презентация )»

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО НАПИСАНИЮ  СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ    (ЗАДАНИЕ 27)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

(ЗАДАНИЕ 27)

ЗАДАЧА: -проанализировать предложенный текст, -  сформулировать проблему , поставленную автором текста,  -создать развёрнутый комментарий, включив в него два примера- иллюстрации из текста, пояснив значение каждого из них и указав смысловую связь между ними .  -Выявить авторскую позицию  по проблеме исходного текста, -  выразить своё отношение к позиции автора и обосновать свою точку зрения  (= аргументировать её).

ЗАДАЧА:

  • -проанализировать предложенный текст,
  • сформулировать проблему , поставленную автором текста, 
  • -создать развёрнутый комментарий, включив в него два примера- иллюстрации из текста, пояснив значение каждого из них и указав смысловую связь между ними
  • -Выявить авторскую позицию  по проблеме исходного текста,
  • выразить своё отношение к позиции автора и обосновать свою точку зрения  (= аргументировать её).
Объем сочинения  150 слов НО!   При проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому ..

Объем сочинения

  • 150 слов

НО!

  При проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому ..

План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту 1) Сформулировать одну из проблем, поднимаемых автором исходного текста. 2) Прокомментировать сформулированную проблему: создать развёрнутый комментарий, включив в него  два  примера-иллюстрации из текста, важных для понимания проблемы.  Пояснить  значение каждого примера и  указать связь  между ними. 3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме. 4) Заявить собственное согласие или несогласие с автором исходного текса. 5) Обосновать собственное мнение, то есть аргументировать его, опираясь на читательский или жизненный опыт. 6) Написать краткий итоговый вывод (заключение).

План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту

  • 1) Сформулировать одну из проблем, поднимаемых автором исходного текста.
  • 2) Прокомментировать сформулированную проблему:
  • создать развёрнутый комментарий, включив в него  два  примера-иллюстрации из текста, важных для понимания проблемы.  Пояснить  значение каждого примера и  указать связь  между ними.
  • 3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.
  • 4) Заявить собственное согласие или несогласие с автором исходного текса.
  • 5) Обосновать собственное мнение, то есть аргументировать его, опираясь на читательский или жизненный опыт.
  • 6) Написать краткий итоговый вывод (заключение).
Формулировка проблемы Проблема  - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, является одной из главных, Сформулировать проблему можно двумя способами: НАПРИМЕР,  автор текста рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает ) проблему (чего?);  (заставляет задуматься над проблемой (чего?)

Формулировка проблемы

  • Проблема  - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, является одной из главных, Сформулировать проблему можно двумя способами:
  • НАПРИМЕР,

автор текста рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает ) проблему (чего?);

(заставляет задуматься над проблемой (чего?)

Типичные проблемы     1. Взаимоотношения отцов и детей - проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений; - проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви; - проблема предательства детьми своих родителей. 2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров -проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров; -проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?); -проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).

Типичные проблемы  

  • 1. Взаимоотношения отцов и детей
  • - проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений;
  • - проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;
  • - проблема предательства детьми своих родителей.
  • 2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров
  • -проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;
  • -проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);
  • -проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
  • 3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества
  • -проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека;
  • -проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать?);
  • -проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
  • 4. Сложность и противоречивость человеческих поступков
  • -проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений;
  • -проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;
  • -проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
  • 5. Человеческое благородство
  • -проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека;
  • -проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);
  • -проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;
  • -проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).
  • 6. Честь и человеческое достоинство
  • -проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?);
  • -проблема защиты чести и собственного достоинства;
  • -проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
7. Отношения человека с другими людьми -проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми; -проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом; -проблема истинной дружбы; -проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?); -проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?); -проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя. 8. Восприятие человеком окружающего мира проблема утраты человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц; проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?). 9. Одиночество человека проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?); проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?); проблема одинокой старости.
  • 7. Отношения человека с другими людьми
  • -проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;
  • -проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;
  • -проблема истинной дружбы;
  • -проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?);
  • -проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);
  • -проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
  • 8. Восприятие человеком окружающего мира
  • проблема утраты человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;
  • проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
  • 9. Одиночество человека
  • проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);
  • проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?);
  • проблема одинокой старости.
  • 10. Человек и искусство
  • проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);
  • проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);
  • проблема восприятия музыки человеком.
  • 11. Отношение человека к миру природы
  • проблема безжалостного, потребительского отношения человека к миру природы;
  • проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;
  • проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;
  • проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);
  • проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).
  • 12. Бережное отношение человека к языку
  • проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
  • 13. Человек и власть, которой он наделён
  • проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
14. Сострадание окружающим проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?); проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку. 15. Отношение человека к войне проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?); проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?); проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя?); проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны?); проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.  
  • 14. Сострадание окружающим
  • проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);
  • проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.
  • 15. Отношение человека к войне
  • проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);
  • проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);
  • проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя?);
  • проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны?);
  • проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.

 

Комментарий проблемы   Учеником должен быть создан развёрнутый текстуальный комментарий, то есть  комментарий с опорой на прочитанный текст . Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как  автор понимает эту проблему . Комментарий - не прямой пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. При комментировании проблемы данного текста необходимо  привести не менее 2 примеров  из прочитанного текста, важных для понимания проблемы (то есть выделить в тексте два смысловых центра и включить их в комментарий),   пояснить их  и  указать смысловую связь  между ними. Следование этому требованию, заложенному в критериях, даст возможность получить высший балл по критерию К2

Комментарий проблемы  

  • Учеником должен быть создан развёрнутый текстуальный комментарий, то есть  комментарий с опорой на прочитанный текст .
  • Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор понимает эту проблему .
  • Комментарий - не прямой пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. При комментировании проблемы данного текста необходимо  привести не менее 2 примеров  из прочитанного текста, важных для понимания проблемы (то есть выделить в тексте два смысловых центра и включить их в комментарий),   пояснить их  и  указать смысловую связь  между ними.
  • Следование этому требованию, заложенному в критериях, даст возможность получить высший балл по критерию К2
Критерии оценивания сочинения-рассуждения (задания 27) в 2024 г. ВАЖНО! При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения 1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов 2. Если в сочинении 69 и менее слов , то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов , задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.  Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:  К7 – орфографических ошибок нет; К8 – пунктуационных ошибок нет. Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – допущено не более двух ошибок;  К8 – допущено не более двух ошибок; К9 – грамматических ошибок нет; К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения (задания 27) в 2024 г. ВАЖНО!

  • При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения
  • 1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов
  • 2. Если в сочинении 69 и менее слов , то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов , задание считается невыполненным.
  • При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
  • Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
  • К7 – орфографических ошибок нет;
  • К8 – пунктуационных ошибок нет.
  • Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
  • К7 – допущено не более двух ошибок;
  • К8 – допущено не более двух ошибок;
  • К9 – грамматических ошибок нет;
  • К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Типичные ошибки при написании комментария:   1) подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование , приводящие к снижению баллов при оценивании этого критерия. Подмена комментария простым пересказом недопустима. Комментарий - не прямой пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. 2) Формулируется одна проблема, а комментируется другая . 3) Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности , так как это задание уже давно вынесено в последнее задание тестовой части.

Типичные ошибки при написании комментария:

  • 1) подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование , приводящие к снижению баллов при оценивании этого критерия. Подмена комментария простым пересказом недопустима.

Комментарий - не прямой пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

  • 2) Формулируется одна проблема, а комментируется другая .
  • 3) Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности , так как это задание уже давно вынесено в последнее задание тестовой части.
Позиция автора   Позиция автора  - это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях её решения. Проблема и позиция автора тесно связаны . Проблема -  некоторый  вопрос,  который вызывает размышления автора. Позиция автора - ответ на этот вопрос ,  поставленный в тексте : то, в чём автор видит решение проблемы , итог его размышлений. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы: 1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст? 2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев? Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Обратите внимание:  цитирование уместно, если исходный текст публицистический .  В художественном тексте позиция автора выражена косвенно и не может быть обозначена при помощи цитаты.

Позиция автора

  • Позиция автора  - это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях её решения.
  • Проблема и позиция автора тесно связаны .
  • Проблема -  некоторый  вопрос,  который вызывает размышления автора.
  • Позиция автора - ответ на этот вопрос поставленный в тексте : то, в чём автор видит решение проблемы , итог его размышлений.
  • Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:
  • 1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
  • 2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
  • Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Обратите внимание:  цитирование уместно, если исходный текст публицистическийВ художественном тексте позиция автора выражена косвенно и не может быть обозначена при помощи цитаты.
В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий , не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Следовательно, необходим лингвистический анализ текста, позволяющий вербализировать позицию автора . Для того чтобы понять позицию, задайте себе ряд вопросов: - О чём говорит автор? - Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию? - Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора? - Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)? - Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию?  
  • В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий , не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств.
  • Следовательно, необходим лингвистический анализ текста, позволяющий вербализировать позицию автора . Для того чтобы понять позицию, задайте себе ряд вопросов:
  • - О чём говорит автор?
  • - Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?
  • - Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?
  • - Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)?
  • - Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию?

 

Типичные ошибки, допускаемые при выявлении позиции автора:   позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его; при определении авторской позиции  нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком.  Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».

Типичные ошибки, допускаемые при выявлении позиции автора:

  • позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его;
  • при определении авторской позиции  нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком.  Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».
Формулирование  собственного мнения Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено  корректно  и  развернуто.  Важно не просто констатировать свое согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чем оно состоит .

Формулирование собственного мнения

  • Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено  корректно  и  развернуто. 
  • Важно не просто констатировать свое согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чем оно состоит .
Обоснование собственной  точки зрения В 27-м задании предлагается выразить своё отношение к позиции автора и  обосновать его . Обосновать, то есть доказать, аргументировать. Таким образом, аргумент по- прежнему должен быть приведён, только теперь в задании не оговаривается, каким он должен быть. Аргумент - суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения . Аргумент может быть построен на литературном материале , то есть с опорой на читательский опыт, который приобретается при прочтении х удожественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из сострадания героям, наблюдения над их поведением и поступками. И, конечно, в этом случае это будет сильный аргумент. Но также аргумент может быт создан с опорой на жизненный опыт, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни , а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций.

Обоснование собственной точки зрения

  • В 27-м задании предлагается выразить своё отношение к позиции автора и  обосновать его . Обосновать, то есть доказать, аргументировать. Таким образом, аргумент по- прежнему должен быть приведён, только теперь в задании не оговаривается, каким он должен быть. Аргумент - суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения .
  • Аргумент может быть построен на литературном материале , то есть с опорой на читательский опыт, который приобретается при прочтении х удожественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из сострадания героям, наблюдения над их поведением и поступками. И, конечно, в этом случае это будет сильный аргумент.
  • Но также аргумент может быт создан с опорой на жизненный опыт, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни , а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций.
Жизненными аргументами  могут быть: примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей; поучительные события из жизни выдающихся личностей; примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений ); ссылки на мнение известного, уважаемого человека - учёного, философа, общественного деятеля; цитаты из авторитетного источника; выводы науки и статистические данные; события из жизни страны ; обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.

Жизненными аргументами могут быть:

  • примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
  • поучительные события из жизни выдающихся личностей;
  • примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений );
  • ссылки на мнение известного, уважаемого человека - учёного, философа, общественного деятеля;
  • цитаты из авторитетного источника;
  • выводы науки и статистические данные;
  • события из жизни страны ;
  • обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.
Аргументы  Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать ваше мнение. В этой части работы необходимо следовать правилам построения текста- рассуждения : тезис  (ваше мнение, которое вы должны обосновать); аргументация  (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения); вывод  (общий итог).

Аргументы

  • Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать ваше мнение.
  • В этой части работы необходимо следовать правилам построения текста- рассуждения :
  • тезис  (ваше мнение, которое вы должны обосновать);
  • аргументация  (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);
  • вывод  (общий итог).
Типичные ошибки в сочинении-рассуждении при обосновании собственной точки зрения 1) Аргумент следует начинать с нового абзаца. 2) Надо помнить, что при обращении к литературному материалу, следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развернутое высказывание, охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев ), с помощью которой создается аргументированное высказывание. 3) В аргументах даже в случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение баллов по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм   Можно приводить лишь один аргумент , основанный или на читательском опыте или на жизненном.

Типичные ошибки в сочинении-рассуждении при обосновании собственной точки зрения

  • 1) Аргумент следует начинать с нового абзаца.
  • 2) Надо помнить, что при обращении к литературному материалу, следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развернутое высказывание, охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев ), с помощью которой создается аргументированное высказывание.
  • 3) В аргументах даже в случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение баллов по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм

 

  • Можно приводить лишь один аргумент , основанный или на читательском опыте или на жизненном.
Заключение Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста. Возможны такие варианты: 1) суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении 2) дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение 3) сделать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение. 4) призвать читателя к выполнению тех или иных задач, закончить сочинение призывом к действию, пожеланием

Заключение

  • Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.
  • Возможны такие варианты:
  • 1) суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении
  • 2) дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение
  • 3) сделать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение.
  • 4) призвать читателя к выполнению тех или иных задач, закончить сочинение призывом к действию, пожеланием
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ  (речевые клише) Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, …. рассказывает историю о /повествует о ... /приводит факты ... / на примере случая из жизни великого писателя ….. показывает, что .... Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе , …. повествует о ... . Особенно грустно / страшно, по мнению автора то, что … .

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ (речевые клише)

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, …. рассказывает историю о

  • /повествует о ... /приводит факты ... /
  • на примере случая из жизни великого писателя ….. показывает, что ....

Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе , …. повествует о ... . Особенно грустно / страшно, по мнению автора то, что … .

ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА  (речевые клише) СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 1) Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении:  (далее идёт цитата из текста).  NN уверен:  (далее идёт разъяснение цитаты). 2) Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении:  (далее идёт цитата из текста).  NN утверждает, что... . 3) Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему (чего?) обозначена прямо:  (далее идёт цитата из текста).  NN считает, что  (далее идёт разъяснение цитаты) /  По мнению NN,  .... (далее идёт разъяснение цитаты).

ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА (речевые клише) СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

  • 1) Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении:  (далее идёт цитата из текста). NN уверен:  (далее идёт разъяснение цитаты).
  • 2) Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении:  (далее идёт цитата из текста).  NN утверждает, что... .
  • 3) Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему (чего?) обозначена прямо:  (далее идёт цитата из текста).  NN считает, что  (далее идёт разъяснение цитаты) /  По мнению NN,  .... (далее идёт разъяснение цитаты).
ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА  (речевые клише)  ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ 1) Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает) то, что .... 2) Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что... . 3) С горечью (с глубокой сердечной болью) автор говорит о том, что  ....  NN уверен:  .... 4) Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели всё же ощущают его сожаление по поводу того, что  .... 5) Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что 6) Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:  …

ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА (речевые клише) ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ

  • 1) Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает) то, что ....
  • 2) Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что... .
  • 3) С горечью (с глубокой сердечной болью) автор говорит о том, что  ....  NN уверен:  ....
  • 4) Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели всё же ощущают его сожаление по поводу того, что  ....
  • 5) Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что
  • 6) Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста.
  • Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: 
ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА  (речевые клише)  ОБРАЩЕНИЕ К ПРИМЕРАМ 1) Обосновывая свой тезис, автор приводит ряд веских, весьма убедительных аргументов в пользу того, что ... . 2)Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что ....

ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА (речевые клише) ОБРАЩЕНИЕ К ПРИМЕРАМ

  • 1) Обосновывая свой тезис, автор приводит ряд веских, весьма убедительных аргументов в пользу того, что ... .
  • 2)Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что ....
ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА  (речевые клише)  ОБРАЩЕНИЕ К ВЫВОДАМ Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что... . Данные аргументы позволяют автору прийти к обоснованному выводу о том, что... . Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает свое отношение к проблеме (чего?)... . Он убеждён :....

ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА (речевые клише) ОБРАЩЕНИЕ К ВЫВОДАМ

  • Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что... .
  • Данные аргументы позволяют автору прийти к обоснованному выводу о том, что... .
  • Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает свое отношение к проблеме (чего?)... . Он убеждён :....
Формулировка СОГЛАСИЯ  с точкой зрения автора   1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ...  (далее идёт формулировка тезиса). 2) Я согласен с автором данного текста в том, что  (далее идёт формулировка тезиса). 3) Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: ... (далее идёт формулировка тезиса). 4) Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что  ....

Формулировка СОГЛАСИЯ с точкой зрения автора  

  • 1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ...  (далее идёт формулировка тезиса).
  • 2) Я согласен с автором данного текста в том, что  (далее идёт формулировка тезиса).
  • 3) Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: ... (далее идёт формулировка тезиса).
  • 4) Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что  ....
Формулировка НЕСОГЛАСИЕ (полное или частичное)  с точкой зрения автора 1) Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны,  (идёт согласие) ...,  но с другой -  ... (выражается своё мнение).  Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу. 2) В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что ...  (формулируется авторская мысль).  Готов объяснить свою точку зрения. 3) Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что  ... (далее идёт мысль автора + своё утверждение). 4) Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что  ... (далее идёт мысль автора + своё утверждение).

Формулировка НЕСОГЛАСИЕ (полное или частичное)  с точкой зрения автора

  • 1) Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны,  (идёт согласие) ...,  но с другой -  ... (выражается своё мнение).  Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.
  • 2) В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что ...  (формулируется авторская мысль).  Готов объяснить свою точку зрения.
  • 3) Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что  ... (далее идёт мысль автора + своё утверждение).
  • 4) Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что  ... (далее идёт мысль автора + своё утверждение).
Обоснование собственной  точки зрения (клише) В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример . Вспомним роман/рассказ / пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении... / Главную героиню этого произведения отличает .... Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ/роман / пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении.... Хочу рассказать об одном случае из моей жизни , который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что .... Следующий литературный пример, как мне кажется, является ещё одним дополнительным аргументом в пользу того, что... . Приведу ещё один литературный пример, который показывает: .... О том, как важно..., говорит в своём рассказе /романе писатель NN. У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ... (далее идут примеры- аргументы

Обоснование собственной точки зрения (клише)

  • В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример . Вспомним роман/рассказ / пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении... / Главную героиню этого произведения отличает ....
  • Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики.
  • Вспомним рассказ/роман / пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении....
  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни , который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ....
  • Следующий литературный пример, как мне кажется, является ещё одним дополнительным аргументом в пользу того, что... .
  • Приведу ещё один литературный пример, который показывает: ....
  • О том, как важно..., говорит в своём рассказе /романе писатель NN.
  • У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ... (далее идут примеры- аргументы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (клише) В заключение ещё раз подчеркну: важно не только….., но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно…….. Всё вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: ……..несёт в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи - сформировать у подрастающего поколения……, не допустить…. Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте….., расставят приоритеты в своей жизни и станут жить не только исключительно для себя, но и для других людей….. В заключение ещё раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки понятиям…., не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствовать деградации человеческой личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (клише)

  • В заключение ещё раз подчеркну: важно не только….., но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно……..
  • Всё вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: ……..несёт в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи - сформировать у подрастающего поколения……, не допустить….
  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте….., расставят приоритеты в своей жизни и станут жить не только исключительно для себя, но и для других людей…..
  • В заключение ещё раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки понятиям…., не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу.
  • Об этом надо помнить каждому из нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствовать деградации человеческой личности.
Образец. ТЕКСТ  Паустовский Константин Георгиевич  (1892-1968) - русский советский писатель. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу

Образец.

  • ТЕКСТ

Паустовский Константин Георгиевич  (1892-1968) - русский советский писатель. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу

  • (1)В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик - бывший повар графини Тун.
  • (2)Чувствуя приближающуюся кончину, старик обратился к дочери с такой просьбой:
  • (3)Я всегда не любил священников и монахов. (4)Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
  • (5)Что же делать? - испуганно спросила Мария.
  • (6)Выйди на улицу, - сказал старик, - и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. (7)Тебе никто не откажет.
  • (8)Наша улица такая пустынная... - прошептала Мария, накинула платок и вышла.
  • (9)Девушка долго ждала и прислушивалась. (10)Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. (11)Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.
  • (12)Хорошо, - спокойно ответил прохожий. - (13)Хотя я и не священник, но это всё равно. (14)Пойдёмте.
  • (15)Они вошли в дом. (15)При свече Мария увидела худого маленького человека.
  • (17)Он был ещё очень молод, этот незнакомец. (18)Совсем по-мальчишески тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.
  • (19)Говорите! -сказал он. -(20)Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.
  • (21)Я работал всю жизнь, пока не ослеп, - прошептал старик. - (22)А кто работает, у того нет времени грешить. (23)Когда заболела чахоткой моя жена - её звали Мартой - и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. (24)И мне тяжело теперь вспоминать об это и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.
  • (25)А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? - спросил незнакомец.
  • (26)Клянусь, сударь, никто, - ответил старик и заплакал. - (27)Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!
  • (28)Как вас зовут? - спросил незнакомец.
  • (29)Иоганн Мейер, сударь.
  • (25)А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? - спросил незнакомец.
  • (26)Клянусь, сударь, никто, - ответил старик и заплакал. - (27)Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!
  • (28)Как вас зовут? - спросил незнакомец.
  • (29)Иоганн Мейер, сударь.
  • (30)Так вот, Иоганн Мейер, - сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, - вы невинны перед людьми. (31)То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.
  • (32)Аминь! - прошептал старик.
  • (33)Аминь! - повторил незнакомец. - (34)А теперь скажите мне вашу последнюю волю.
  • (35)Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
  • (36)Я хотел бы ещё раз увидеть свою жену Марту такой, какой я встретил её в молодости. (37)Но это невозможно, сударь.
  • (38)Слушайте, - сказал незнакомец. - (39)Слушайте и смотрите.
  • (40)Он заиграл. (41)Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы и наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад.
  • (42)Я вижу, сударь! - сказал старик и приподнялся на кровати. - (43)Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. (44)Это было зимой, в горах. (45)Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. (46)Смеялась, - повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.
  • (47)Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.
  • (48)А теперь, - спросил он, - вы видите что-нибудь?
  • (49)Старик молчал, прислушиваясь.
  • (50)Неужели вы не видите, - быстро сказал незнакомец, не переставая играть, - что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. (51)По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. (52)Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. (53)Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. (54)А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.
(55)Я вижу всё это! - крикнул старик. (56)Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов... (57)Незнакомец перестал играть. (58)Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. (59)Старик сказал, задыхаясь: (60)Я видел всё так ясно, как много лет назад. (61)Но я не хотел бы умереть и не узнать... имя. (62)Имя! (63)Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец. (64)Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом. (По К.Г. Паустовскому)
  • (55)Я вижу всё это! - крикнул старик.
  • (56)Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов...
  • (57)Незнакомец перестал играть. (58)Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
  • (59)Старик сказал, задыхаясь:
  • (60)Я видел всё так ясно, как много лет назад. (61)Но я не хотел бы умереть и не узнать... имя. (62)Имя!
  • (63)Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец.
  • (64)Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.

(По К.Г. Паустовскому)

Сочинение В тексте, предложенном для анализа, затрагивается  проблема способности искусства помочь человеку в трудные, кризисные моменты его жизни, благотворно влиять на его душу. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, К.Г. Паустовский вспоминает об интересном факте из биографии Моцарта. Писатель рассказывает историю о том, как музыка великого композитора помогла умирающему старику осуществить самое заветное желание - воскресить черты любимой женщины, вернуться на несколько мгновений в прошлое и заново прожить его, почувствовать себя здоровым, как много лет назад. К.Г. Паустовский обращает внимание читателей на то, что старый повар умирает счастливым .

Сочинение

  • В тексте, предложенном для анализа, затрагивается  проблема способности искусства помочь человеку в трудные, кризисные моменты его жизни, благотворно влиять на его душу.
  • Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, К.Г. Паустовский вспоминает об интересном факте из биографии Моцарта. Писатель рассказывает историю о том, как музыка великого композитора помогла умирающему старику осуществить самое заветное желание - воскресить черты любимой женщины, вернуться на несколько мгновений в прошлое и заново прожить его, почувствовать себя здоровым, как много лет назад. К.Г. Паустовский обращает внимание читателей на то, что старый повар умирает счастливым .
Позиция автора становится понятной после внимательного прочтения текста. К.Г. Паустовский убеждён : подлинное искусство обладает чудодейственной силой и способно сделать человека счастливыми в кризисные моменты его жизни. Я согласен / согласна с позицией автора и тоже считаю : в трудные, кризисные моменты жизни человека искусство может спасти его от отчаяния, помочь выжить, придать отваги и мужества. Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели. Вспомним  роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир».  После проигрыша в карты Николай Ростов возвращается домой в подавленном состоянии. Он слышит пение сестры, её прекрасный голос и забывает обо всех своих проблемах. Таким образом, этот литературный пример показывает: подлинное искусство благотворно влияет на душу человека, помогает спасти его от отчаяния, что мы и наблюдаем в случае с Николаем Ростовым.
  • Позиция автора становится понятной после внимательного прочтения текста. К.Г. Паустовский убеждён : подлинное искусство обладает чудодейственной силой и способно сделать человека счастливыми в кризисные моменты его жизни.
  • Я согласен / согласна с позицией автора и тоже считаю : в трудные, кризисные моменты жизни человека искусство может спасти его от отчаяния, помочь выжить, придать отваги и мужества.
  • Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели. Вспомним  роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир».  После проигрыша в карты Николай Ростов возвращается домой в подавленном состоянии. Он слышит пение сестры, её прекрасный голос и забывает обо всех своих проблемах. Таким образом, этот литературный пример показывает: подлинное искусство благотворно влияет на душу человека, помогает спасти его от отчаяния, что мы и наблюдаем в случае с Николаем Ростовым.
Мысль о том, как велико значение искусства в кризисные моменты жизни человека, звучит и в  романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».  Главный герой этого фантастического произведения - пожарный Гай Монтэг - живёт в мире, где люди стали равнодушны друг к другу. Своё свободное время они посвящают просмотру развлекательных телепрограмм. Интерактивное телевидение заменяет им чтение и живое общение с родственниками. Так, жена Гая Монтэга забывает, как и когда они познакомились. Это становится одной из причин депрессии, в которую впадает герой Рэя Брэдбери. Именно в такой тяжёлый жизненный период в руки Гая Монтэга попадает книга. Чтение помогает ему разобраться в себе и обрести новый смысл жизни: вместе с другими людьми он хочет сделать всё возможное, чтобы сохранить книги для будущих поколений. Так, волшебная сила искусства помогла герою романа Рэя Брэдбери в кризисный момент жизни и спасла от отчаяния и уныния.  В заключение ещё раз подчеркну : подлинное искусство благотворно влияет на душу и образ мыслей человека в тяжёлые минуты его жизни.
  • Мысль о том, как велико значение искусства в кризисные моменты жизни человека, звучит и в  романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».  Главный герой этого фантастического произведения - пожарный Гай Монтэг - живёт в мире, где люди стали равнодушны друг к другу. Своё свободное время они посвящают просмотру развлекательных телепрограмм. Интерактивное телевидение заменяет им чтение и живое общение с родственниками. Так, жена Гая Монтэга забывает, как и когда они познакомились. Это становится одной из причин депрессии, в которую впадает герой Рэя Брэдбери. Именно в такой тяжёлый жизненный период в руки Гая Монтэга попадает книга. Чтение помогает ему разобраться в себе и обрести новый смысл жизни: вместе с другими людьми он хочет сделать всё возможное, чтобы сохранить книги для будущих поколений. Так, волшебная сила искусства помогла герою романа Рэя Брэдбери в кризисный момент жизни и спасла от отчаяния и уныния.

  • В заключение ещё раз подчеркну : подлинное искусство благотворно влияет на душу и образ мыслей человека в тяжёлые минуты его жизни.
ПРАКТИКУЙСЯ!  Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте  одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте  сформулированную проблему. Включите в комментарий  два примера-иллюстрации  из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора  (рассказчика). Выразите своё отношение  к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и  обоснуйте его . Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

ПРАКТИКУЙСЯ!

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  • Сформулируйте  одну из проблем, поставленных автором текста.
  • Прокомментируйте  сформулированную проблему. Включите в комментарий  два примера-иллюстрации  из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
  • Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
  • Сформулируйте позицию автора  (рассказчика).
  • Выразите своё отношение  к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и  обоснуйте его .
  • Объём сочинения - не менее 150 слов.
  • Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!