СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ Тренировочный вариант №2 по обществознанию с ключами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для проведения тренировочного ЕГЭ по обществознанию в 11 и 10 классах

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ Тренировочный вариант №2 по обществознанию с ключами»



ЕГЭ обществознание – 210 мин. (3,5 ч.) Вариант №2

Часть 1 (28 баллов)

  1. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания.

1)  наблюдение за явлением 2)  представление 3)  ощущение 4)  мысленное моделирование

5)  проведение эксперимента 6)  описание объекта

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

2. 

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта.

2)  Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

3)  B научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.

4)  Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты.

5)  Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

3. 

Установите соответствие между примерами проявления и глобальными проблемами, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ПРОЯВЛЕНИЯ

А)  разрушение озонового слоя Б)  истощение запасов минеральных ископаемых

В)  опустынивание Г)  масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые

Д)  долговая ловушка развивающихся стран

А

Б

В

Г

Д

ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

1)  экологическая 2)  «Север–Юг» 3)  сырьевая



4. 

Кириллу 16 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

2)  Рост Кирилла  — 180 см.

3)  Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4)  Кирилл  — сангвиник по темпераменту.

5)  Кирилл  — добрый и отзывчивый человек.

6)  Кирилл хорошо учится в школе.

5. 

Выберите верные суждения о финансовых организациях в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Коммерческие банки осуществляют монопольную эмиссию национальной валюты.

2)  Финансовые институты выступают посредниками между домохозяйствами и предприятиями.

3)  Коммерческие банки осуществляют кредитование частных лиц и организаций.

4)  Финансовые организации могут специализироваться на кредитовании продаж потребительских товаров.

5)  Центральный банк занимается привлечением на счета сбережений домохозяйств и прибыли фирм.

6. 

Установите соответствие между характеристиками / примерами и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРИМЕРЫ

А)  услуги, которые оказывают люди, способные принять на себя риск потери капитала

A

Б

В

Г

Д

Б)  все виды полезных ископаемых

В)  производственные мощности, инфраструктура

Г)  факторный доход — заработная плата

Д)  объём денежной массы

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

1)  труд 2)  земля 3)  капитал 4)  предпринимательство



7. В стране Т преобладает интенсивный путь развития экономики. Какие факторы из перечисленных ниже указывают на это? 

1)  рост производительности труда

2)  низкая инфляция

3)  рост занятости

4)  рост сбережений населения

5)  увеличение доли высокотехнологичных товаров в экспорте

6)  распространение ресурсосберегающих технологий

8. 

Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Социальный контроль опирается на моральные и правовые нормы.

2)  Социальный контроль  — это исключительно совокупность санкций, применяемых к нарушителям социальных норм.

3)  Поддержка и поощрение ближайшего окружения  — важный механизм социального контроля.

4)  Социальный контроль бывает только формальным, в неформальной среде он не действует.

5)  Социальные санкции обеспечивают соблюдение социальных норм в обществе.

9. 

Среди разных возрастных категорий населения страны Z был проведён социологический опрос на тему: «Каким источникам информации Вы доверяете больше всего?» Его результаты отражены на диаграмме.

 

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Большинство населения страны больше всего доверяет телевидению как источнику информации.

2)  Люди старше 50 лет приблизительно одинаково доверяют радио и Интернету.

3)  Доверие к Интернету как источнику информации снижается с увеличением возраста респондентов.

4)  Люди среднего возраста доверяют Интернету значительно больше, чем радио.

5)  Среди всех источников информации у молодежи меньше всего доверия к печатным изданиям.

10. 

Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе

2)  гарантия соблюдения политических и социальных прав и свобод граждан

3)  политический плюрализм

4)  двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов

5)  включение в состав нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией

6)  действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции

11. 

В государстве Z была проведена реформа избирательной системы. Какие изменения в законодательстве о выборах свидетельствуют об утверждении пропорциональной избирательной системы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  введение всеобщего, равного и прямого избирательного права

2)  отражение хода избирательной кампании в СМИ

3)  введение образовательного ценза для кандидатов в депутаты

4)  распределение мест в парламенте в соответствии с количеством голосов, полученных партиями на выборах

5)  проведение голосования по спискам политических партий

6)  введение 7%-ного избирательного барьера для политических партий

12. 

Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  защищать Отечество

2)  избирать и быть избранным

3)  исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой

4)  проводить шествия и пикетирования

5)  свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности

6)  направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы

13. 

Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

A)  объявление амнистии

Б)  осуществление управления федеральной собственностью

B)  назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

Г)  осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан

Д)  осуществление мер по охране общественного порядка, борьбе с преступностью

A

Б

В

Г

Д

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

1)  Государственная Дума 2)  Правительство РФ

14. 

Студент работает над рефератом «Требования к работнику как участнику трудовой деятельности». Какие требования из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?

1)  квалификация, соответствующая характеру труда

2)  соблюдение законов о труде

3)  соблюдение правил внутреннего распорядка

4)  обеспечение надлежащих условий труда

5)  соответствующий уровень заработной платы

6)  обеспечение социальных гарантий

15. 

Установите соответствие между видами проступков и предусмотренными за них санкциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

САНКЦИИ

А

Б

В

Г

Д

A)  взыскание неустойки

Б)  лишение прав управления транспортным средством

B)  объявление выговора

Г)  увольнение

Д)  возмещение убытков

ВИДЫ ПРОСТУПКОВ

1)  административные 2)  гражданско-правовые 3)  дисциплинарные



16. 

Юля и Слава познакомились ещё на первом курсе института, полюбили друг друга и решили пожениться. Найдите в приведённом списке обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  один из вступающих в брак имеет хроническое заболевание

2)  хотя бы один из вступающих в брак признан судом недееспособным

3)  один из вступающих в брак не имеет российского гражданства

4)  вступающие в брак являются близкими родственниками

5)  лица не имеют стабильного заработка

6)  одно из лиц уже состоит в зарегистрированном браке


Часть 2 (30 б.)


Прочитайте текст и выполните задания 17—20.

 

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях»…

Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а путём преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»…

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично, нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы…

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т. е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.

 

17. Укажите, какое определение социальной мобильности приводит автор? Какие виды (формы) мобильности (по двум разным основаниям) рассмотрены в тексте?



18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «социальная мобильность»;

— объясните взаимосвязь социального статуса и социальной роли. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)



19. Автор упоминает возможность повышения/понижения статуса целой социальной группы. В какие периоды общественного развития мобильность целых социальных групп усиливается? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три периода и в каждом случае кратко прокомментируйте своё мнение.



20. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните, почему открытость общества способствует усилению процессов социальной мобильности. (Приведите три объяснения.)


21. 

Н а графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке бытовых холодильников и морозильников в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P  —цена товара; Q  —количество товара).

 

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях вырастут цены на аккумуляторы искусственного холода для бытовых холодильников и морозильников?


22. 

Экономика государства Z основана на промышленности, производящей стандартную продукцию. Для нее характерны частная собственность и свобода хозяйственной инициативы, высокий уровень конкуренции. Доля государственного сектора в экономике незначительна.

Появилась массовая культура, наблюдается бурное развитие средств массовой коммуникации, растет урбанизация.

В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а так же гарантии их защиты. Периодически проводятся свободные выборы. Законодательную власть осуществляют парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? К какому типу относится экономика государства Z? какой политический режим установился в государстве Z? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z  — президентская республика?

23. 

Конституция Российской Федерации гарантирует поддержку граждан, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.

(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

24.  

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Образование как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

25. 

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1)  Обоснуйте необходимость образования на протяжении всей жизни в информационном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2)  Какие виды образовательных организаций (учреждений) помогают получить образование на протяжении всей жизни в Российской Федерации? (Назовите любые три вида образовательных организаций (учреждений).)

3)  Для каждого из них приведите пример новых возможностей, которые открываются перед человеком после получения образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные возможности.)


























КЛЮЧИ Вариант №2


1

23 (1)

6

42313 (2)

11

456 (2)

2

235 (2)

7

156 (2)

12

246 (1)

3

13122 (1)

8

135 (2)

13

12122 (2)

4

356 (2)

9

234 (1)

14

123 (2)

5

234 (2)

10

456 (2)

15

21332 (2)





16

246 (2)



17. Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  Определение социальной мобильности: «Переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

2)  Виды мобильности:

− восходящая и нисходящая;

− индивидуальная и групповая.


18. Пояснение.

1) Признаки социальной мобильности:

  1. наличие социальной стратификации

  2. возможность перемещения по социальной лестнице

  3. скорость процесса (замедление или быстрота);

  4. характерные особенности во времени (конкретный период);

  5. плотность протекающих стратификационных изменений.



2) Помимо понятия «социальный статус» исследователи также рассматривают понятие «социальная роль». Она тесно связана с понятием статуса и отражает поведение, которое ожидают от человека, который обладает определенным социальным статусом. Чаще всего подчеркивается то, что роль – это не неподвижный, а динамический аспект социального статусаи когда человек в своей деятельности и поведении соответствует требованиям роли, это говорит о том, что он соответствует и собственному социальному статусу

ИЛИ

В сети социальных отношений у каждого есть определённая социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль

19. Пояснение.

Периоды общественного развития, в которые возможно изменение социального статуса целых групп.

1.  Социальные революции. В эти периоды меняется социальная структура общества, на высшую ступень поднимаются представители низших слоев, которые встают у управления государства, аристократия свой социальный статус понижает. Примеры: Революция в России в 1917г., Великая Французская революция.

2.  Завоевания. Завоевателям необходимо укрепиться на завоеванной территории, для этого они опираются на вновь создаваемую знать. Так в результате Нормандского завоевания Англии в 1066 г., Вильгельм завоеватель лишил земель саксонскую знать, раздав ее своим сподвижникам.

3.  Войны. В этот период повышается статус профессиональных военных, которые руководят не только военными действиями, но и политической и экономической жизнью общества. Создаются чрезвычайные органы власти во главе с военными.



20. Пояснение.

1.  В открытом обществе отсутствуют касты и сословия, люди обладают одинаковыми правами, практически отсутствуют барьеры на пути повышения своего статуса, следствием чего является рост социальной мобильности.

2.  В открытом обществе большинство статусов достигаемых, требующих личных усилий, что приводит к росту социальной мобильности.

3.  В открытом обществе важнейшие социальные лифты: школа, армия, брак, собственность доступны для всех, ограничений нет, соответственно повышается социальная мобильность.

4.  В открытом обществе человеку легко потерять свой высокий социальный статус, т. к. отсутствуют защитные сословные механизмы, в результате чего одни теряют свой статус, другие повышают, что приводит к увеличению социальной мобильности.

 

21.

1.  Ответ на первый вопрос: равновесная цена увеличилась.

2.  Ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: на изменение спроса повлиял рост доходов потребителей, которые могут позволить себе чаще менять бытовую технику.

3.  Ответ на третий вопрос: при росте цен на аккумуляторы искусственного холода (комплектующие детали) предложение упадёт, а равновесная цена вырастет.



22. Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  ответ на первый вопрос: индустриальное;

2)  ответ на второй вопрос: рыночная / смешанная экономика;

3)  ответ на третий вопрос: демократический / демократия;

4)  ответ на четвёртый вопрос, например: всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.



23 Пояснение.

  1. в Конституции закреплено, что государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;

  2. в Конституции закреплено, что в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан

  3. в Конституции закреплено, что в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируется индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

25 Пояснение.

1)  В условиях постиндустриального общества процесс образования должен проходить на протяжении всей жизни человека, так как постоянно появляются новые технологии и внедряются достижения научно-технического прогресса, которые необходимо осваивать для того, чтобы подстраиваться под требования работодателей и информационного общества в целом.

2)  Школы, колледжи, университеты.

3)  Примеры возможностей:

— Успешное окончание школы дает право на получение среднего профессионального или высшего образования.

— Окончание учреждения среднего профессионального образования позволяет человеку устроиться на работу, а также продолжить обучение в университете.

— Диплом о высшем профессиональном образовании дает возможность трудоустройства на престижную профессию, а также быстрый карьерный рост.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!