СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Задание 22-26. Текст как речевое произведение. смысловая и композиционная целостность текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Задание 22-26. Текст как речевое произведение. смысловая и композиционная целостность текста»

Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.

ЗАДАНИЕ 22.

ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. СМЫСЛОВАЯ И КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕКСТА

Это задание проверяет умение выпускника понимать все виды информации, заложенной в тексте, который нужно сначала внимательно прочитать, а затем провести его логико-смысловой анализ и ответить на предложенный вопрос.

Как правило, задание имеет следующую формулировку: какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Для выполнения задания используйте алгоритм:

  • внимательно и вдумчиво прочитайте текст;

  • найдите в нём подтверждение или опровержение того или иного высказывания;

  • выберите правильные ответы.

Рассмотрим, как можно применить данный алгоритм в ходе анализа идейного содержания следующего текста.

Текст № 1

(1)Большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты - счастье, три - большое счастье, четыре - просто мечта. (2)Или красивая внешность: хоть каждый знает о «не родись красивой...», однако в глубине души мы твёрдо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе.

(3)Желания могут исполниться. (4) Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт - то и на дом с видом на море.

(5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности?

(7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы ли они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?

(11)Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, падали духом, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни.

(14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию - позитронно-эмиссионную томографию – для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга - левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны - показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.

(20)Но как быть тем, чья левая префронтальная зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья!

(22)К чему тогда все усилия? (23)3ачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту. (По Н. Коршуновой)

Формулировка задания к тексту: какие из высказываний соответствуют выводу, к которому пришёл психолог Роберт Мак-Крей? Укажите номера ответов.

  1. Левая префронтальная зона головного мозга ассоциируется с положительными эмоциями.

  2. Красивая внешность и материальный достаток позволяют человеку ощущать себя счастливым.

  3. Энергичные люди находят в любой ситуации светлые стороны.

  4. Способность быть счастливым обусловлена генетически.

  5. Ощущение счастья является врождённой способностью человека.

Чтобы найти ответ на заданный вопрос, нужно, во-первых, внимательно прочитать текст, во-вторых, детально рассмотреть каждый из предлагаемых ответов.

Первый ответ является неверным, так как к выводу, содержащемуся в предложении 16 («Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определенной области коры головного мозга - левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями»), пришёл не психолог Роберт Мак-Крэй, а его коллега - Ричард Дэвидсон, об исследованиях которого рассказывается в предложении 15 («Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию - позитронно-эмиссионную томографию - для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях»)

Н. Коршунова опирается на выводы исследования психолога Роберта Мак-Крея, чтобы доказать свою точку зрения. Однако утверждение, заявленное во втором варианте ответа, прямо противоположно тому, о чём говорит автор в самом тексте, значит, данный ответ неверен.

Верными являются четвёртый и пятый варианты ответа, так как в тексте говорится: «Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности? Именно к такому выводу пришел психолог Роберт Мак-Крей после проведенного им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек» (предложения 6-7).

Третий ответ содержит лишь часть верной информации, поэтому он не может рассматриваться как правильный.

Итак, правильный ответ: 4, 5

ЗАДАНИЕ 23.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ - ПОВЕСТВОВАНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ

Формулировка задания: прочитайте текст Н. Коршуновой. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложения 8-10 содержат рассуждение.

  2. В предложениях 12-14 представлено описание.

  3. Предложение 19 содержит объяснение высказанного в предложении 18 суждения.

  4. В предложениях 20-23 представлено повествование.

  5. Предложения 1-2 содержат рассуждение.

Правильный ответ: 3,5.

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: отличительные особенности каждого из типов речи.

Описание - это изображение какого-либо предмета или явления путём перечисления его характерных признаков.

Выделяются три разновидности текстов описательного характера:

портрет - описание внешности человека;

пейзаж - описание природы;

интерьер - описание жилища человека.

Описание показывает то, что мы видим. Поэтому оно может быть сравнимо с живописным полотном. Картину художника мы видим всю разом, но тратим время на рассматривание отдельных подробностей.

Повествование - это связный рассказ о каком-либо событии и его протекании во времени; сообщение о последовательности действий, следующих друг за другом.

Тексты повествовательного характера строятся следующим образом: что произошло сначала, что произойдёт потом, что будет дальше. Поэтому повествование можно сравнить с кадрами кинофильма.

Рассуждение - это доказательство определённой точки зрения, логичное объяснение чего-то, обсуждение события или явления с разных позиций.

В рассуждении содержится анализ причинно-следственных связей между явлениями и событиями; приводятся доказательства справедливости той или иной точки зрения; даётся оценка приводимых фактов.

Рассуждение что-то доказывает и обычно состоит из трех частей:

  • тезис (утверждение, которое нужно доказать);

  • доказательство этой мысли путём приведения логических аргументов, фактов, примеров;

  • итоговый вывод.

На то, что перед нами текст, построенный по типу рассуждения, часто указывает:

  • наличие нескольких вопросительных предложений, которые носят характер риторических вопросов;

  • использование автором вводных слов, выполняющих роль логической связи между частями.

Примечание:

1) Чаще всего выпускники ошибаются в определении рассуждения в тех случаях, когда в нём нет ярко выраженного тезиса и его доказательств, а речь идёт об объяснении чего-либо. Такой текст учащиеся обычно склонны относить к повествованию, отталкиваясь, вероятно, не от терминологического, а бытового значения слова: повествовать - значит, рассказывать о чём-либо, вообще что-то говорить. Однако тексты объяснительного характера представляют собой рассуждение.

2) Большой по объему текст часто бывает неоднородным по типу речи: художественное повествование может включать в себя описание людей и места действия, содержать некоторые рассуждения по этому поводу. Рассуждение может подтверждаться рассказом о каких-либо событиях, иллюстрироваться описаниями. Поэтому важно определить, какой тип речи в данном тексте является главным. Другие типы речи, если они есть, будут вспомогательными по отношению к нему.

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте текст или предложенный фрагмент из него.

2. Помните о том, что

  • описание показывает; это то, что мы видим (портрет человека, пейзаж, интерьер);

  • повествование рассказывает; это цепь событий, действий и поступков персонажей;

  • рассуждение доказывает и объясняет и строится по схеме: тезис - доказательство -
    итоговый вывод.

3. Определите, к какому типу речи относится предложенный фрагмент.


ЗАДАНИЕ 24. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Возможные формулировки задания 24:

Прочитайте текст Н. Коршуновой. Из предложений 1-14 выпишите фразеологизм.

Правильный ответ: падали духом (этот фразеологизм употреблён в 12 предложении и имеет значение «отчаиваться, унывать»).

Из предложений 23-24 выпишите слово со значением: «Тот, кто стремится сделать все идеально, образцово, без малейших ошибок, поэтому постоянно недоволен итогами сделанного как собой, так и другими».

Правильный ответ: перфекционист.

В задании востребовано умение проводить лексический анализ слова в контексте, умение соотносить языковое явление с тем значением, которое оно получает в тексте.

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: значения слов, лексические средства выразительности речи (синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, просторечия).

Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

Антонимы - слова с противоположным лексическим значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русъ! (Н. А. Некрасов)

Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Милъоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.

Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Возьмем, например, фразеологизм строить воздушные замки. Общий смысл этого оборота «придумывать нереальные, невыполнимые планы» не вытекает из значения слов, входящих в его состав: строить = «создавать какое-либо сооружение», воздушные = «то, что состоит из воздуха», замок = «жилища феодала».

Фразеологизмы не создаются в речи каждый раз заново, а используются как уже готовые, закреплённые в памяти речевые единицы. Мы не придумываем фразеологизмы сами, а извлекаем из памяти в готовом виде. Они требуют запоминания.

В фразеологизмах нельзя заменять одни слова другими по собственному желанию. Есть фразеологизм зарубить себе на носу, который означает «основательно запомнить». И только в таком виде он существует. Употребление этого фразеологизма как зарубить себе на лбу является ошибочным.

Устаревшие слова - слова, вышедшие из активного употребления.

В зависимости от причин, по которым то или иное слово относится к разряду устаревших, выделяют:

историзмы - слова, служившие наименованием исчезнувших в наши дни явлений или предметов (камзол, опричник, городовой и т.д.);

архаизмы - устаревшие слова, имеющие в современном языке синонимы (перст = палец, десница = правая рука, чело - лоб).

Просторечные слова - 1) слова, грубо характеризующие предмет речи (дылда, паршиво, облапошить, дрыхнуть, харчи), употребляемые обычно в разговорной речи; 2) слова, лишённые грубости, но неправильно построенные с точки зрения словообразовательных норм русского языка и имеющие в своём составе лишние по сравнению с литературными словами приставки или суффиксы (вовнутрь, взаправду, ихний, завсегда, задаром, сгодиться).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Вспомните, что в науке о языке подразумевается под данной лексической единицей.

  2. Прочитайте указанные в выборке ответов предложения.

  3. Определите, в каком из них использована указанная в задании лексическая единица.

  4. Выберите правильный ответ.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1. Выпишите слово, значение которого приведено: «Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия».

Ответ:_______________________

Задание № 2. Выпишите слово, значение которого приведено: «Обостренное самолюбие, а также спесивость, чванство».

Ответ:_______________________

Задание № 3. Выпишите слово, значение которого приведено: «Мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков».

Ответ:_______________________

Задание № 5. Выпишите слово, значение которого приведено: «Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ».

Ответ:_______________________

Задание № 6. Выпишите слово, значение которого приведено: «Действующее лицо пьесы, романа, обычно выражающее отношение автора к событиям».

Ответ:_______________________

Задание № 7. Выпишите слово, значение которого приведено: «Яркое изречение, помещаемое автором перед произведением или частью его с целью помочь читателю глубже понять содержание и смысл Ответ:_______________________

Задание № 8. Выпишите слово, значение которого приведено: «В художественном произведении описание природы, которое не только даёт возможность увидеть, где происходит событие, но и помогает Ответ:_______________________

Задание № 9. Выпишите слово, значение которого приведено: «Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы».

Ответ:_______________________

Задание № 10. Выпишите слово, значение которого приведено: «Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами».

Ответ:_______________________


ЗАДАНИЕ 25. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Формулировка задания: среди предложений 14-17 в тексте Н. Коршуновой найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Правильный ответ: 17 (это предложение связано с предыдущим при помощи лексического повтора «зоны» и указательного местоимения «этой»).

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи, среди которых выделяют лексические, морфологические и синтаксические.

Лексические средства связи предложений в тексте

Лексические повторы

Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете - значит, не нашли себя. (Д.С. Лихачёв.)

Синонимы

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

Контекстные синонимы

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф. Абрамов.)

Антонимы

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

Однокоренные слова (слова, имеющие один и тот же корень, но в одном из этих слов есть приставка или суффикс, которого нет в другом)

Зимний день короток. Неслучайно зимой многие люди так ждут солнечной погоды, чтобы хоть какое-то время порадоваться яркому свету.

Формы одного и того же слова (как правило, разные падежные формы одного и того же имени существительного или прилагательного)

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев.)

Морфологические средства связи предложений в тексте

Сочинительные союзы




Чем больше человек окружён этой духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к искусству нет

нет этой «духовной культуры». (Д.С. Лихачёв.)

Подчинительные союзы

Перестанешь учиться - не сможешь и учить. ИБО знания всё растут и усложняются. (Д.С. Лихачёв.)

Личные местоимения (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ и их падежные формы)

Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить на этой земле, ей и украшать её. (Л. Леонов.)

Притяжательные местоимения (ЕГО, ЕЁ, ИХ)

Иван неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и напугал мать.

Указательные местоимения (ЭТОТ, ЭТА, ЭТО, ЭТИ; ТОТ, ТА, ТО, ТЕ; ТАКОЙ, ТАКАЯ, ТАКОЕ, ТАКИЕ)

Далёким, милым дёрганьем кричаликоростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б. Зайцев.)

Наречия

Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». ЗДЕСЬ вступает в силу тема иронии судьбы - судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д.С. Лихачёв.)

Имена прилагательные или наречия в форме сравнительной степени

Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.

Частицы

Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.

Синтаксические средства связи предложений в тексте

Синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений)

Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура. (Д.С. Лихачёв.)

Парцелляция (изъятие из предложения какой-либо части и оформление её (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения)

Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. ПОЭТОМУ в первый момент новыйтермин всегда кажется немного неудачным. (Д.С. Лихачёв.)

Неполные предложения

Знаете о чём мы спорили? О литературе, музыке, живописи.

Вводные слова

Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во-первых, сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека. (Д.С. Лихачёв.)

Для успешного выполнения этого задания необходимо знать разряды местоимений,
так как довольно часто при работе с текстом выпускникам предлагается найти предложение,
которое связано с предыдущим именно местоимённой связью.

Разряды местоимений

п/п

Разряд местоимения

Примеры

1

Личные

Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Личные местоимения склоняются (довольно часто в заданиях ЕГЭ требуется найти личное местоимение, которое в тексте употреблено не в
начальной форме, а в форме одного из косвенных падежей):

я - у меня - мне - со мной, мною - обо мне;

ты - у тебя - тебе - с тобой, тобою - о тебе;

он - его, у него - ему, к нему - с ним - о нём;

она - её, у неё - ей, к ней, с нею, с ней - о ней;

мы - нас - нам - нами - о нас;

вы - вас - вам - вами - о вас;

они - их, у них - им, к ним - ими, с ними - о них.

Запомните:

Только личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ и их падежные формы



используются для связи предложений в тексте.

Трудно дать определение любви. О ней можно лишь сказать, что для души это жажда властвовать, для ума - внутреннее сродство... (Ларошфуко Франсуа де.)

2

Возвратное

Себя.

Не имеет именительного падежа, рода и числа.

Каким бы тяжелым позором мы себя ни покрыли, у нас почти всегда остается возможность восстановить свое доброе имя. (Ларошфуко Франсуа де.)



3

Вопросительные

Кто? какой? что? чей? сколько? каков? который?

Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и употребляются в предложениях, в конце которых стоит вопросительный знак. Кто будет участвовать в соревнованиях?

4

Относительные

Кто, какой, что, чей, сколько, каков, который.

Вы, вероятно, уже успели заметить, что относительные местоимения, как братья-близнецы, похожи на вопросительные.

Только они не служат для построения вопросительных предложений, потому что у них иное назначение: относительные местоимения связывают простые предложения в составе сложноподчинённого. Счастлив тот, кто, услышав критику в свой адрес, может ею воспользоваться для исправления. (Вильям Шекспир.)

В данном предложении КТО - относительное местоимение, которое выступает в роли союзного слова и присоединяет придаточную часть к главной в составе сложноподчинённого предложения.

5

Неопределённые

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь, какой-либо и до.

Помните:

С приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь неопределённые местоимения пишутся через дефис.

Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то оно пишется в три слова: кое-кто и кое у кого.

В неопределённых местоимениях приставка НЕ- всегда находится под ударением.

6

Отрицательные

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

В отрицательных местоимениях приставка НИ- пишется в безударном положении, а под ударением - НЕ.

Отрицательные местоимения употребляются с НЕ и НИ раздельно, если при них есть предлог.

Никем, ни с кем, некого, никого, не у кого, ни у кого, никакого, ни у какого, несколько, не к чему.

7

Притяжательные

Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их.

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

Запомните:

Только притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ используются для связи предложений в тексте.

У природы много друзей. Её недругов значительно меньше.

8

Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько.

9

Определительные

Весь (вся, всё, все), всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Запомнить определительные местоимения позволяет следующая фраза: «Все сами и Лидка». Каждая буква в имени девочки является той буквой, с которой начинаются основные определительные местоимения; кроме того, первые два слова в этом предложении также принадлежат к данному разряду местоимений:

Все сами и Любой
Иной
Другой
Каждый

При подготовке к заданию «Средства связи предложений в тексте» следует повторить тему «Частицы», так как при помощи этой служебной части речи также осуществляется смысловая и грамматическая связность частей текста.

ЧАСТИЦА - служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

По значению частицы делятся на два разряда:

  • формообразующие;

  • смысловые.

Формообразующие частицы

Смысловые частицы

Служат для образования форм:

А) условного и повелительного наклонения
глагола: хотел бы прочесть книгу, да здравствует солнце, да скроется тьма;

Б) степеней сравнения имен прилагательных и наречий: более аккуратный человек.

Служат для того, чтобы

А) внести различные смысловые оттенки в предложение: неужели завтра экзамен?

Б) выразить чувства и отношение говорящего к тому, о чём он сообщает в предложении: вряд ли сегодня пойдёт дождь.

Необходимо знать разряды частиц по значению:

1. Указательные

ВОТ (А ВОТ)

ВОН (А ВОН)

ВОТ мой дом родной.

ВОН там стоит мой дом.

2. Уточняющие

ИМЕННО

КАК РАЗ

ТОЧНО

РОВНО

ИМЕННО это я и хотел сказать.

КАК РАЗ эту книгу я и хотел купить себе сам.

Это был ТОЧНО Вадим Петрович, но как он изменился.

Завтра РОВНО в 12 часов отъезжаем.

3. Выделительно-ограничительные

ЛИШЬ

только

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО

ЕДИНСТВЕННО

ТОЛЬКО лишь

почти

РАЗВЕ ЛИШЬ

ЛИШЬ это задание я не смог выполнить в ходе теста.

Хочу ТОЛЬКО предупредить тебя.

Я это делаю ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ради тебя.

Это ЕДИНСТВЕННО правильное решение.

Она ТОЛЬКО ЛИШЬ о нём и говорит.

Он ПОЧТИ ничего не ест.

ОН ничего полезного не делает, РАЗВЕ ЛИШЬ молчит.

4. Усилительные

ДАЖЕ

ЖЕ

ВЕДЬ

ВСЁ-ТАКИ

НИ

ВСЁ

ВСЁ ЖЕ

Вы ДАЖЕ представить себе не можете!

Скажите ЖЕ что-нибудь!

ВЕДЬ вы ничего не выучили!

Она ВСЁ-ТАКИ не любит его.

Куда НИ глянь, везде мусор.

Как волка ни корми, он ВСЁ в лес смотрит.

Но ВСЁ ЖЕ я постараюсь хорошо закончить полугодие.

5. Утвердительные

ДА

ТАК

АГА

- Он сам тебе об этом сказал? - ДА, я слышал эту историю от него.

- Посмотри, я правильно нарисовал? - Верно, ТАК.

- Напишешь письмо? - АГА!

6. Вопросительные

ЛИ

РАЗВЕ

НЕУЖЕЛИ

ДА

ДА НУ

Прочитали ЛИ вы эту повесть?

РАЗВЕ ты не будешь обедать?

НЕУЖЕЛИ ты совсем не хочешь есть?

- Ты с нами поедешь? ДА?

- Она уже вернулась из поездки. - ДА НУ?

7. Отрицательные

НЕ

НЕТ

НИ

НЕ презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его!

НЕТ, я не сдамся!

Вокруг НИ души! Не видно НИ кустика!

8. Частицы, выражающие сомнение

ВРЯД ЛИ

ЕДВА ЛИ

ВРЯД ЛИ это возможно.

ЕДВА ЛИ мы успеем.

9. Восклицательные

ЧТО ЗА

КАК

ЧТО ЗА прелесть эти сказки!

КАК жаль ее слёз!

10. Формообразующие

А) ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ДА, которые образуют форму повелительного наклонения.

Б) БЫ, которая образует форму условного наклонения.

ПУСТЬ всегда будет солнце,

ПУСТЬ всегда будет мама,

ПУСТЬ всегда буду я!

ДАВАЙТЕ жить дружно!

ДАВАЙ пожмём друг другу руки!

ДА здравствует солнце, ДА скроется тьма!

Ты хотел БЫ поехать в Китай?

11. Смягчение требования

-КА

Скажи-КА, сколько времени.

Готовясь к выполнению задания 23 ЕГЭ по русскому языку, необходимо хорошо знать
не только разряды местоимений и частиц, но сочинительные и подчинительные союзы, так как союзная связь тоже востребована в текстах задания, проверяющего знание выпускниками средств связи предложений в тексте.

Сочинительные союзы

(Служат для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, сложносочинённого.)

Соединительные

Разделительные

Противительные

И, ДА (в значении И) НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ

ИЛИ, (ИЛЬ), ЛИБО, ТО - ТО, НЕ ТО - НЕ ТО, ТО ЛИ - ТО ЛИ

А, НО, ДА (в значении НО),
ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ

Выражают отношения перечисления

Выражают значение взаимоисключения, чередования, выбора

Выражают отношения сопоставления, противопоставления, различия

Учитесь на своих ошибках, признайте их и двигайтесь
дальше (Стив Джобс).

Только тот по-настоящему счастлив и велик, кому не
нужно ни подчиняться, ни
приказывать для того, чтобы представлять собой что-то (Иоганн Вольфганг Гёте).

Превозмогать себя и воз-
вращаться к должному в се-
бе - тоже проявлять истинную человечность (По Кон
фуцию).

Вещи невидимые, скрытые
и непознанные порождают в нас большую веру, также сильнейший страх (Цезарь Гай Юлий).

В следующий раз сделай или лучше, или по-другому (Китайская мудрость).

Ты либо разобьёшься, либо у тебя за спиной вырастут крылья... (Мария ЭбнерЭшенбах).

Душа взвинтилась, напряглась, ждёт душа удара, и неизвестно, откуда занесен удар: то ли из тучи молнией судьба грозит, то ли кто-то незнакомый смотрит ей в спину сзади (По В. Шишкову).

Бабушка занята своим делом - не то штопает, не то шьёт (Ю. Олеша).

Старайтесь стать не успеш-
ным, а ценным человеком (Альберт Эйнштейн).

Чудеса иногда случаются, но над этим приходится слишком много работать (Хаим Вейцман).

Конец жизни печален, сере-
дина никуда не годится, да
начало смешно (По Вольтеру).

Тысячи путей ведут к заблуждению, да к истине - только один (По Жан-Жаку Руссо).

Многие люди считают, что у них доброе сердце, однако на самом деле у них просто слабые нервы...

(По Марии Эбнер-Эшенбах).

Великий человек совершает великие дела, зато хорошийчеловек делает дела на века (По Марии Эбнер-Эшенбах).

Огонек интеллигентности надо поддерживать, чтение же является её топливом (Д.С. Лихачёв).

Подчинительные союзы

(Служат для связи простых предложений в составе сложного, сложноподчинённого.)

Временные

КОГДА, ПОКА, В ТО ВРЕМЯ КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, КАК ТОЛЬКО, ЕДВА, С ТЕХ ПОР КАК и др.

Условные

ЕСЛИ, КОЛИ, ЕЖЕЛИ, РАЗ и др.

Причинные

ИБО, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, ПОСКОЛЬКУ, ОТТОГО ЧТО, ВВИДУ ТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО и др.

Уступительные

ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ПУСКАЙ и др.

Следствия

ТАК ЧТО

Целевые

ЧТОБЫ, ДАБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ и др.

Сравнительные

КАК, БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО ТОМУ КАК и др.

Изъяснительные

ЧТО, ЧТОБЫ, КАК

Алгоритм выполнения задания:

1. Помните, что вы должны определить связь данного предложения с ПРЕДЫДУЩИМ, то есть рассматриваемое Вами предложение должно быть связано с тем, что ВПЕРЕДИ, - с тем, которое находится до этого предложения.

2. Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения.


ЗАДАНИЕ 26.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА

Формулировка задания: восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: лексические и синтаксические средства выразительности речи.

Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности Лексические средства - это тропы, а синтаксические - фигуры речи.

1. Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.

Название тропа

Что понимается под этим тропом

Пример употребления этого тропа в художественном тексте

ЭПИТЕТ

Образное, эмоционально-оценочное определение, отвечающее на вопросы какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. (А.С. Пушкин.)

ОЛИЦЕТВОРЕ

НИЕ

Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин.)

Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов.)

СРАВНЕНИЕ

Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого.

Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО.

Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов.)

МЕТАФОРА

Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства.

В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.

Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костёр заката. (И.А. Бунин.)

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета = багровый костёр заката)

МЕТОНИМИЯ

Иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь:

А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;

Б) имя автора заменяет название его произведения;

В) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте;

Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека.

Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин), то есть городпорт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.


Я три тарелки съел. (И.А. Крылов.)

Выпил всю бутылку.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин.) Я прочитал всего Тургенева.

Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов.)


Серые шлемы с красной звездоюбелой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский.)



СИНЕКДОХА

Разновидность метонимии, ко­гда название части употребляется вместо названия целого или наоборот:

А) единственное число употребляется вместо множественного;

Б) множественное число употребляется вместо единственного;

В) родовое понятие вместо видового;


Г) видовое понятие вместо родового.




И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов.)

Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин.)


Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский.)

Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь.)

ГИПЕРБОЛА

Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.В. Маяковский.)

В сто тысяч солнц закат пылал. (В.В. Маяковский.)

ЛИТОТА

Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка! (А.С. Грибоедов.)

ИРОНИЯ

Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному.

Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (обращение к ослу в басне И. Крылова)

ПЕРИФРАЗА

Замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора.

Царь зверей (вместо лев).

Братья наши меньшие (вместо животные)

Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов).

2. Фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность

Название фигуры речи

Что понимается под этой фигурой речи

Пример употребления этой фигуры речи в художественном тексте

АНТИТЕЗА

Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Антитеза часто создается с помощью антонимов.

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая,


Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов.)

ИНВЕРСИЯ

Обратный порядок слов.

Досадно было, боя ждали. (М.Ю. Лермонтов)

ГРАДАЦИЯ



А) ВОСХОДЯ­ЩАЯ

Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального).

Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости.

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.


Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л. Толстой.)

Б) НИСХОДЯЩАЯ

Цепь понятий или определений с
постепенным убыванием значимости.

Все грани чувств, все грани правды Стёрты в мирах, в годах, в часах (А. Белый.)

ОКСЮМОРОН

Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Мёртвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более.

А всё Кузнецкий мост и вечные французы....

Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек!

И булавок! (А.С.Грибоедов.)
Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.

АНАФОРА

Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз.

Жди меня, и я вернусь.

Толькоочень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дождиу

Жди, когда снега метут,

Ждиу когда жара,

Ждиу когда других не ждут,

Позабыв вчера, (К. Симонов.)

ЭПИФОРА

Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций.

Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом! (М. Светлов.)

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь.)

РИТОРИЧЕСКИЙ

ВОПРОС

Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа.

Что день грядущий нам готовит?

РИТОРИЧЕСКОЕ

ОБРАЩЕНИЕ

Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам.

Люди мира, бережно относитесь к природе!

Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете! (С. Есенин.)

ЭЛЛИПСИС

Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.

Мы сёла - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский.)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ

ПОВТОР

Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.

Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

ВОПРОСНО-
ОТВЕТНАЯ ФОРМА
ИЗЛОЖЕНИЯ

Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы.

Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.

СИНТАКСИЧЕ
СКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ


Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

(М. Ю. Лермонтов.)

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут. (А.С. Пушкин.)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Перечисляемые действия, предметы, признаки.

Были это весёлые, сильные и смелые люди! (М. Горький.)

3. Звукопись - игра звуками для усиления выразительности.

АССОНАНС

Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. (Н. Некрасов.)

АЛЛИТЕРАЦИЯ

Повторение в стихотворной речи
одинаковых согласных.

Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин.)


Примечания:

В широком смысле к средствам выразительности также относятся:

Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении); Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации. (М. Шолохов.)

Антонимы - слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. А. Некрасов.)

Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. (А. Блок.). Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок.)

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.

Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - бирюком.

Алгоритм выполнения задания:

1) Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов.

2) Вспомните, что означает каждый из этих терминов.

3) Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нём.

4) В случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения (вычеркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии («Это точно не эпитет, не риторический вопрос...»).


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТРЕНИНГИ К ЗАДАНИЯМ 22-26 Текст № 1

ПИСЬМО МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ ВСЕМ ДЕТЯМ... И ВЗРОСЛЫМ

(1)Милые дети!

(2)Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы - люди или нелюди, - как мы. (3)Но говорят: что вы есть, что вы - особая порода, ещё поддающаяся воздействию.

(4)Потому:

-(5)Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек.

-(6)Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он её не получит!

-(7)Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.

(8)Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. (9)Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли.

(10)Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении:

1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно -

2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоём глупое положение делится пополам: по половинке на каждого - или же на худой конец - не видьте смешного в смешном!

(11)Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! (12)Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т. д.) - отвечайте: «А я - кто!»

(13)Не ссылайтесь на «немодно», а только на: «неблагородно».

(14)Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.

(15)Кроме того, для вас они - родители, для самих себя - я. (16)Не исчерпывайте их - их родительством.

(17)Не осуждайте своих родителей на смерть раньше (своих) сорока лет. (18)А тогда - рука не поднимется!

(19)Увидя на дороге камень - уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе - в другом!) уберите.

(20)Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае. (21)Стыдитесь - не уступить!

(22)Не отличайте себя от других - в материальном. (23)Другие - это тоже вы, тот же

вы. (24)Все одинаково хотят есть, спать, сесть и т. д.

(25)Не торжествуйте победы над врагом. (26)Достаточно - сознания. (27)После победы - протяните руку.

(28)Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут - свой останется.

(29)Книгу листайте с верхнего угла страницы. (30)Почему? (31)Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.

(32)Доедая суп, наклоняйте тарелку к себе, а не от себя к другому: чтобы в случае беды пролить суп не на скатерть и не на визави, а на собственные колени.

(33)Когда вам будут говорить: «Это - романтизм», вы спросите: «Что такое романтизм?» - и увидите, что никто не знает; что люди берут (и даже дерутся им! и даже плюются! и запускают вам в лоб!) - слово, смысла которого они не знают.

(34)Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского: «Романтизм - это душа». (По М. Цветаевой.)

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Можно ссылаться на «немодно», нельзя на: «неблагородно».

2) Увидя на дороге камень - обойдите его, а не то расшибёте себе нос.

3) Не отличайте себя от других - в материальном, потому что другие - это тоже вы, тот же вы.

4) Нельзя иронически отзываться о близком при других, даже о любимом животном, потому другие уйдут, а близкие останутся рядом.

5) Необязательно после победы над врагом протягивать ему руку.

Ответ:_______

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 7 содержится ответ на вопрос предложения 6.

2) В предложение 10-12 представлено рассуждение.

3) В предложениях 23 и 24 указана причина утверждения, содержащегося в предложении 22.

4) В предложение 25-28 представлено повествование.

5) Предложение 33 содержит рассуждение.

Ответ:_______

24. Из предложений 22-32 выпишите книжное слово со значением «колко, ехидно, язвительно, насмешливо, сардонически, с подковыркой».

Ответ:_______

25. Среди предложений 5-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи вводного слова, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:_______

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «Обращаясь в своём письме к детям, Марина Ивановна Цветаева пишет в

1938 году послание, которое не утратило своей актуальности и по сеи день. Акцентируя своё внимание на том, как поступают настоящие люди, русская поэтесса Серебряного века, прозаик, сквозь столетие доносит до нас свои наставления. Она словно призывает нас: «Бойтесь быть нелюдями». Для того чтобы ярче донести до читателей свои мысли, М.И. Цветаева использует такой приёмы, как (А)___(предложение 12) и (Б)___(предложения 20-21 и 25-26). Делает текст более доступным для восприятия использование таких синтаксических средств, как (В)___(предложения 30-31) и (Г)___(предложение 34)».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) парцелляция

7) фразеологизм

8) цитирование

9) вопросно-ответная форма изложения

Ответ:

А

Б

В

Г





ЗАДАНИЯ 22-26 К ТЕКСТУ № 2

Текст № 2

ИЗ ПИСЬМА АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА БРАТУ НИКОЛАЮ

(1)Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным... (2)Нельзя зарывать свой талант в землю. (З)Именно талант занёс тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но... тебя тянет от неё, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и теми, кто таковыми не является. (4)Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. (5)Победить её трудно, ужасно трудно.

(6)Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

(7)Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... (8)Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нйбудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! (9)Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жильё посторонних...

(10)Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. (11)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

(12)Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

(13)Они чистосердечны и боятся лжи как огня. (14)Не лгут они даже в пустяках. (15)Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. (16)Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... (17)Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... (18)Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

(19)Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. (20)Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. (21)Они не говорят: меня не понимают!..

(22)Они не суетны. (23)Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.

(24)Если они имеют в себе талант, то уважают его. (25)Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...

(26)Они воспитывают в себе эстетику. (27)Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. (28)Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт... (29)Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали... (30)Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность... (31)Они не трескают походя водку, ибо они знают, что они не свиньи.

(32)Чтобы воспитаться, нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... (33)Тут дорог каждый час... (По А.П. Чехову.)

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Воспитанные люди не всегда должны быть снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы и не всё прощать.

2) Если это необходимо, даже воспитанный человек может солгать в пустяках.

3) Для воспитания себя нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля.

4) Чтобы добиться сочувствия и помощи, можно иногда сыграть и на струнах чужих

душ.

5) Воспитанные люди не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.

Ответ:_______

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-5 представлено повествование.

2) Предложения 29-31 содержат рассуждение.

3) Содержание предложений 7, 8, 9 противоречит содержанию предложения 6.

4) В предложениях 13-18 представлено повествование.

5) Предложения 19-21 содержат описание.

Ответ:_______

24. Из предложений 7-18 выпишите фразеологизм со значением «действовать разумно и осмотрительно, подчинять чувства своей воле, сохранять самообладание, контролировать свои чувства и эмоции».

Ответ:_______

25. Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи частицы и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) пред- ложения(-ий).

Ответ:_______

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «В своём письме к брату Николаю, написанном в 1886 году, Антон Павлович Чехов размышляет о том, как должен себя вести воспитанный человек. Ярко донести свои мысли писателю помогает использование не только такого лексического средства, как (А)___(предложение 2), но и тропа (Б)___(«плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках» в предложении 4). Акцентировать внимание на образе по-настоящему интеллигентного человека помогают стилистический приём (В)___(предложения 10-13) и синтаксическое средство (Г)___(предложение 27)».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) анафора

7) фразеологизм

8) эпитет

9) односоставные неопределённо-личные предложения

Ответ:

А

Б

В

Г





ЗАДАНИЯ 22-26 К ТЕКСТУ № 3

Текст № 3

(1)Тыловая железнодорожная станция на пути к фронту. (2)Водонапорная башня. (3)Два прямых старых тополя. (4)Низкий кирпичный вокзал, опоясанный густыми акациями.

(5)Воинский эшелон останавливается. (6)К вагону с кошёлками в руках подбегают двое поселковых ребятишек.

(7)Лейтенант Мартынов спрашивает:

-(8)Почём смородина?

(9)Старший отвечает:

-(10)С вас денег не берём, товарищ командир.

(11)Мальчишка добросовестно наполняет стакан верхом, так что смородина сыплется на горячую пыль между шпал. (12)Он опрокидывает стакан в подставленный котелок, задирает голову и, прислушиваясь к далекому гулу, объявляет:

-(13)"Хенкель" гудит... (14)Ух, ух! (15)Задохнулся. (16)Вы не бойтесь, товарищ лейтенант, вон они наши пошли истребители. (17)3десь немцам по небу прохода нет.

(18)Мальчишка берёт братишку за руку и, шагая к тронувшимся вагонам, протяжно и снисходительно ему рассказывает:

-(19)Мне один командир за стакан смородины бумажку трехрублёвую на ходу-подал. (20)Ну, я за вагоном, бежал, бежал. (21)Но всё-таки бумажку в вагон сунул.

-(22)Вот... - одобрительно кивает головой его брат. - (23)Тебе что! (24)А он там на войне пусть квасу или ситра купит.

-(25)Вот дурной! - ускоряя шаг и держась вровень с вагоном, снисходительно говорит старший. - (26)Разве на войне это пьют? (27)Да не жмись ты мне к боку! (28)Поджилки трясутся? (29)Не крути головой! (30)Это наш «И-16» - истребитель, а немецкий гудит тяжко, с передыхом. (31)Война идёт на второй месяц, а ты своих самолётов не знаешь.

(32)Дети! (33)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(34)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки - переживают события Великой Отечественной войны.

(35)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии.

(36)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(37)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (38)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(39)Перед боем на берегу одной речки встретил я недавно парнишку.

(40)Разыскивая пропавшую корову, чтобы сократить путь, он переплыл реку и неожиданно очутился в расположении немцев.

(41)Спрятавшись в кустах, он сидел в трех шагах от фашистских командиров, которые долго разговаривали о чём-то, держа перед собой карту.

(42)Он вернулся к нам и рассказал о том, что видел.

(43)Я у него спросил:

-(44)Погоди! (45)Но ведь ты слышал, что говорили их начальники, это же для нас очень важно.

(46)Паренёк удивился:

-(47)Так они же, товарищ командир, говорили по-немецки!

(48)3наю, что не по-турецки. (49)Ты сколько окончил классов? (50)Девять? (51)Так ты же должен был хоть что-нибудь понять из их разговора?

(52)Он уныло и огорчённо развел руками:

-(53)Эх, товарищ командир! (54)Кабы я про эту встречу знал раньше...

(55)Пройдут годы. (56)Вы станете взрослыми. (57)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные дни для Родины, вы не болтались под ногами, не сидели сложа руки, а чем могли помогали своей стране в ее тяжёлой и очень важной борьбе с человеко-ненавистным фашизмом. (По А. Гайдару.)

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) На железнодорожной станции мальчик с братиком отдавали смородину бойцам даром и возвращали деньги, когда они им пытались заплатить.

2) Даже малыши через два месяца после начала войны могли отличить по гулу наши самолёты от немецких.

3) Мальчик специально пошёл в расположение немцев, чтобы отыскать свою корову.

4) Паренёк был расстроен оттого, что не смог передать смысл разговора немцев, потому что плохо знал немецкий язык, видимо, не очень усердно учил его в школе.

5) Мальчик не смог понять смысл разговора немецких командиров, потому что они говорили очень тихо.

Ответ:_______

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложениях 1-4 содержат описание.

2) В предложениях 5-12 представлено повествование.

3) В предложениях 32-34 представлено рассуждение.

4) Предложения 40-42 содержат рассуждение.

5) В предложениях 55-57 представлено повествование.

Ответ:_______

24. Из предложений 41-57 выпишите два фразеологических оборота со значениями «являться помехой в чём-либо для других», «ничего не делать, бездельничать».

Ответ:_______

25. Среди предложений 5-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложе- ния(-ий).

Ответ:_______

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «Создавая свой фронтовой очерк, опубликованный в «Комсомольской правде» 21 августа 1941 года, Аркадий Гайдар хотел обратить внимание на положение, состояние, поведение детей во время Великой Отечественной войны, которые очень остро переживали все страшные события и стремились принимать участие в них по мере своих сил. Для того чтобы ярче описать то место, где происходят события, и сделать более доступным для восприятия текст, писатель использует такие синтаксические средства, как (А)___ (предложения 2, 3, 4) и (Б)___(предложение 12), а также лексическое средство (В)___ (предложение 28) и приём (Г)___(предложения 20-21)».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) парцелляция

7) фразеологизм

8) эпитет

9) односоставные назывные предложения

Ответ:

А

Б

В

Г





ЗАДАНИЯ 22-26 К ТЕКСТУ № 4

Текст № 4

(1)Как трудно быть истинно благодарным, т.е. принести пользу своею благодарностью тому, кто оказал нам некогда истинное благодеяние. (2)Неуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность, представлялись всегда моему воображению в виде самых отвратительных гадин. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но, увы, на деле я не сумел или даже не захотел (кто доберётся до правды, роясь в хламе старого сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.

(4)Правда, во всей моей жизни я нахожу не более трёх случаев такого долга. (5)Самый священный долг, оставшийся не так выполненным, как бы мне теперь (но, увы, поздно!) хотелось это сделать, был долг благодарности к моей матери и двум старшим сестрам. (6)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами, старались изо всех сил. (7)Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать и сестры принялись за мелкие работы, работали не покладая рук. (8)Одна из сестёр поступила надзирательницею в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.

(9)Переехав через год из дома дяди Андрея Филимоновича на наёмную квартиру, мать решила отдавать одну половину квартиры в наймы нахлебникам. (10)Один, и очень порядочный, человек скоро нашёлся. (11)Это был студент математического факультета Жемчужников.

(12)Уроков я не мог давать, - одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперед часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я на себя работал, и ещё менее того, чтобы я сделался стипендиатом или казеннокоштным; куда это - и руками, и ногами против казённых обязательств! (13)Это считалось как будто чем-то унизительным: «Ты будешь, - говорилось, - чужой хлеб заедать: пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем». (14)Так и перебивались, бились, как рыба об лёд. (15)К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции. (16)Когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старого фрака какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.

(17)Как я или - лучше - мы пронищенствовали в Москве во время моего студенчества, это для меня остается загадкою. (По Н.И. Пирогову.)

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) После смерти отца близкие учёного содержали его своими трудами.

2) Одна из сестёр Н.И. Пирогова владела благотворительным детским заведением в Москве и раз в год выделяла некоторую сумму на содержание семьи.

3) Студент математического факультета Жемчужников купил у мамы учёного полквартиры.

4) Только после того как Н.И. Пирогов сделался стипендиатом, он начал давать уроки, чтобы помочь семье.

5) Н.И. Пирогов считал долг благодарности к матери и двум старшим сестрам - священным долгом, потому что они всегда помогали ему в трудных жизненных обстоятельствах.

Ответ:_______

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-3 представлено повествование.

2) В предложениях 4-6 содержится описание.

3) Предложение 8 иллюстрирует содержание предложения 7.

4) Предложение 10 называет причину того, о чём говорится в предложении 9.

5) Предложение 16 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 15.

Ответ:_______

24. Из предложений 14-16 выпишите фразеологический оборот со значением «безрезультатно чего-либо добиваться, как правило, улучшения материального положения, бедствовать, терпеть крайнюю нужду».

Ответ:_______

25. Среди предложений 7-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) пред- ложения(-ий).

Ответ:_______

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «В «Дневнике старого врача» замечательный учёный Николай Иванович Пирогов размышляет над очень многими вопросами и, в частности, о благодарности. Он вспоминает о том, с какими трудностями сталкивались его близкие, какие усилия прилагали для того, чтобы содержать его после смерти отца, как нищенствовала семья во время его студенчества. Придаёт яркость его воспоминаниям использование таких лексических средств, как (А)___(«старались изо всех сил» в предложении 6 и «работали не покладая рук» в предложении 7), (Б)___(«отвратительных гадин» в предложении 2), также тропа (В)___(«роясь в хламе старого сердца» в предложении 3) и синтаксического средства (Г) (предложение 15)».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) гипербола

7) фразеологизм

8) эпитет

9) вводные слова

Ответ:

А

Б

В

Г





ЗАДАНИЯ 22-26 К ТЕКСТУ № 5

Текст № 5

(1)Не так давно я имел счастье говорить с человеком, который в раннем детстве видел Пушкина. (2)У него в памяти не осталось ничего, кроме того, что это был блондин, маленького роста, некрасивый, вертлявый и очень смущённый тем вниманием, которое ему оказывало общество. (3)Уверяю вас, что на этого человека я глядел, как на чудо. (4) Пройдет лет пятьдесят - шестьдесят, и на тех людей, которые видели Толстого при его жизни, будут также глядеть, как на чудо. (5)И потому я считаю не лишним рассказать о том, как весной тысяча девятьсот пятого года я видел Толстого.

(6)Сергей Яковлевич Елпатьевский предупредил меня, что завтра утром Толстой уезжает из Ялты. (7)Ясно помню чудесное утро, весёлый ветер, море - беспокойное, сверкающее - и пароход «Святой Николай», куда я забрался за час до приезда Льва Николаевича. (8)Он приехал в двуконном экипаже с поднятым верхом.

(9)Меня ему представили. (10)Я не могу сказать, какого цвета у него глаза, потому что я был очень растерян в эту минуту, да и потому, что цвету глаз я не придаю почти никакого значения. (11)Помню пожатие его большой, холодной, негнущейся старческой руки. (12)Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микеланджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях. (13)Помню его утомлённый, старческий, тонкий голос. (14)И вообще он производил впечатление очень старого и больного человека. (15)Но я уже видел, как эти выцветшие от времени, спокойные глаза с маленькими острыми зрачками бессознательно, по привычке, вбирали в себя и ловкую беготню матросов, и подъём лебедки, и толпу на пристани, и небо, и солнце, и море, и, кажется, души всех нас, бывших в это время на пароходе.

(16)3десь был очень интересный момент: доктора Волкова, приехавшего вместе с Толстым, приняли благодаря его косматой и плоской причёске за Максима Горького, и вся пароходная толпа хлынула за ним. (17)В это время Толстой, как будто даже обрадовавшись минутной свободе, прошёл на нос корабля, туда, где ютятся переселенцы, армяне, татары, беременные женщины, рабочие, и я видел чудесное зрелище: перед ним с почтением расступались люди, не имевшие о нём никакого представления. (18)Он шёл, как истинный царь, который знает, что ему нельзя не дать дороги. (19)В эту минуту я вспомнил отрывок церковной песни: «Се бо идет царь славы». (20)И я понял с изумительной наглядностью, что единственная форма власти, допустимая для человека, - это власть творческого гения, добровольно принятая, сладкая, волшебная власть.

(21)Потом прошло еще пять минут. (22)Приехали новые знакомые Льва Николаевича, и я увидел нового Толстого - Толстого, который чуть-чуть кокетничал. (23)Ему вдруг сделалось тридцать лет: твёрдый голос, ясный взгляд, светские манеры. (24)С большим вкусом и очень выдержанно рассказывал он следующий анекдот:

-(25)Вы знаете, я на днях был болен. (26)Приехала какая-то депутация, кажется, из Тамбовской губернии, но я не мог их принять у себя в комнате, и они представлялись мне, проходя пред окном... и вот... (27)Может, вы помните у меня в «Плодах просвещения» толстую барыню? (28)Может быть, читали? (29)Так вот она подходит и говорит: «Многоуважаемый Лев Николаевич, позвольте принести вам благодарность за те бессмертные произведения, которыми вы порадовали русскую литературу...» (30)Я уже вижу по её глазам, что она ничего не читала моего. (31)Я спрашиваю: «Что же вам особенно понравилось?» (32)Молчит. (33)Кто-то ей шепчет сзади: «Война и мир», «Детство и отрочество»... (34)Она краснеет, растерянно бегает глазами и, наконец, лепечет в совершенном смущении: «Ах да... Детство отрока... Военный мир... и другие...»

(35)Я понял в эти несколько минут, что одна из самых радостных и светлых мыслей - это жить в то время, когда живёт этот удивительный человек. (36)Что высоко и ценно чувствовать и себя также человеком. (37)Что можно гордиться тем, что мы мыслим и чувствуем с ним на одном и том же прекрасном русском языке. (38)Что человек, создавший прелестную девушку Наташу, и курчавого Ваську Денисова, и старого мерина Холстомера, и Милку, и Фру-Фру, и холодно-дерзкого Долохова, и «круглого» Платона Каратаева, воскресивший нам вновь Наполеона, с его подрагивающей ляжкой, и масонов, и солдат, и казаков - что этот многообразный человек, таинственною властью заставляющий нас и плакать, и радоваться, и умиляться - есть истинный, радостно признанный властитель. (39)И что власть его - подобная творческой власти Бога - останется навеки, останется даже тогда, когда ни нас, ни наших детей, ни внуков не будет на свете. (По А.И. Куприну.)

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Самое яркое воспоминание А.И. Куприна от встречи с Л.Н. Толстым - это цвет его глаз.

2) Поразило и А.И. Куприна и то, что Л.Н. Толстой был громадного роста.

3) Л.Н. Толстой шёл среди толпы, стараясь слиться с ней, неуверенно, никто не давал ему дороги.

4) Одна из представительниц депутации из Тамбовской губернии не читала книг Л.Н. Толстого и не могла верно назвать ни одного из его произведений.

5) На протяжении того времени, что А.И. Куприн наблюдал за великим писателем, он постоянно менялся: то производил впечатление старого и больного человека, то казалось, что ему тридцать лет: твёрдый голос, ясный взгляд, светские манеры.

Ответ:_______

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1-2 содержат описание.

2) Предложение 4 называет причину того, о чём говорится в предложении 5.

3) Предложения 11-14 содержат описание.

4) В предложениях 17-18 представлено повествование.

5) В предложениях 26-34представлено рассуждение.

Ответ:_______

24. Из предложений 35-39 выпишите книжное слово со значением, «связанным с истолкованием одной из предполагаемых процедур преодоления физической смертности человека».

Ответ:_______

25. Среди предложений 16-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложе- ния(-ий).

Ответ:_______

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «Рассказывая о своих впечатлениях после встречи с Л.Н. Толстым, Александр Иванович Куприн не устаёт восхищаться гениальным творцом. Описывая свою встречу с ним, писатель размышляет о глубоком воздействие таланта и о его значимости для всех людей. Акцентируя внимание читателей на своих размышлениях, А.И. Куприн использует тропы: (А)___(«маленького роста, некрасивый, вертлявый» в предложении 2 и «твёрдый голос, ясный взгляд, светские манеры» в предложении 23), (Б)___(«толпа хлынула» в предложении 16) и (В)___(«как на чудо» в предложении 3), использование такого приёма, как (Г)___(предложения 11-13), усиливает эмоциональность восприятия».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) анафора

7) фразеологизм

8) эпитет

9) односоставные неопределённо-лич-ные предложения

Ответ:

А

Б

В

Г


































ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ 22-26 ТЕКСТА № 1

№ задания

Ответ

22

34

23

4

24

иронически

25

9

26

469 8


Основные проблемы

Авторская позиция

1) Проблема достойного поведения истинного человека. Как поступать, чтобы быть настоящими людьми, а не нелюдями? Как вести себя, чтобы стать человеком с большой буквы?

1) Настоящий человек не совершает бессмысленных поступков: не льёт напрасно воду, не бросает хлеб, не боится смешного, не ссылается на других, не сердится на родителей и не осуждает их, уступает место старшим, не выделяет себя среди других материально, не торжествует победы на врагом, не отзывается иронически о близких.


ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ 22-26 ТЕКСТА № 2

№ задания

Ответ

22

3 5

23

2

24

держат себя

25

3

26

72 6 5


Основные проблемы

Авторская позиция

1) Проблема самовоспитания. Как стать интеллигентным человеком? Как ведут себя воспитанные люди?

1) Необходимо неустанно воспитывать себя. По-настоящему воспитанные люди уважают других, не бунтуют, не делают одолжения, многое прощают; они сострадательны, чистосердечны, не лживы, не болтливы, платят долги, не уничижают себя, не дорожат знакомствами со знаменитостями, они эстеты.


ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ 22-26 ТЕКСТА № 3

№ задания

Ответ

22

1 4

23

45

24

не болтались под ногами, не сидели сложа руки

25

12

26

9 5 7 6

Основные проблемы

Авторская позиция

1) Проблема отношения детей к Великой Отечественной войне и их участия в ней.

1) Автор восхищается тем, как дети стараются помогать «своей стране в ее тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистным фашизмом».


ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ 22-26 ТЕКСТА № 4

№ задания

Ответ

22

234

23

3

24

бились, как рыба об лёд

25

11

26

7 129


Основные проблемы

Авторская позиция

1) Проблема выражения благодарности близким людям. Как своевременно выразить благодарность тем людям, которые помогали перенести жизненные трудности?

1) Благодарность является священным долгом, который обязательно должен быть отдан. Особенно это касается благодарности к близким людям, которые делают всё возможное, чтобы поставить на ноги, вырастить и выучить молодых людей.


ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ 22-26 ТЕКСТА № 5

№ задания

Ответ

22

123

23

5

24

воскресивший

25

18

26

823 6


Основные проблемы

Авторская позиция

1) Проблема восприятия современниками выдающихся писателей своего времени.

1) Выдающиеся люди обладают особым магнетизмом, заставляющим окружающих «с почтением расступаться перед ними» и гордиться тем, что видели их.

2) Проблема трепетного отношения к настоящему таланту.

2) Невозможно не восхищаться человеком, который своим творчеством оказал огромное влияние и на современников, и на потомков, создав множество ярких художественных образов.



23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!