СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Егэ задание 28 2023

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Егэ задание 28 2023»

Линия 28. Задачи на синтез белка. Первый тип (НОВЫЙ). Определение смысловой (кодирующей цепи) ДНК. В данном случае стоит не забывать, что роль смысловой цепи в том, что при транскрипции с матрицы транскрибируемой цепи, мы получим иРНК, которая является точной копией смысловой цепи (только нуклеотид Т заменяется на У, а также используются рибонуклеотиды, но визуально при записи АААЦЦЦГГГ это не видно).

1.

Второй тип. Определение кодирующей и некодирующей части гена.

В данном случае в последовательности иРНК необходимо найти триплет АУГ, который кодирует метионин (мет) и является старт-кодоном. Таким образом, все нуклеотиды до старт-кодона будут являться некодирующей последовательностью, а после – кодирующей белок.

Затем есть два варианта этой задачи:

1) определить, с какого нуклеотида начнется синтез белка (используем иРНК); 2) определить, с какого нуклеотида начинается информативная часть гена (используем двухцепочечную ДНК).

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Третий тип. Замена аминокислоты.

В данном случае необходимо по таблице генетического кода сравнить триплеты, которые кодируют исходную аминокислоту и аминокислоту после мутации. Сравнивая два триплета, необходимо определить отличный нуклеотид, замена которого и привела к мутации. Также стоит указать не только замену триплета (нуклеотида) в иРНК, но и в двухцепочечной ДНК.

8.

9.

10.

11.

Четвертый тип. Работа с вирусной РНК.

В данном случае необходимо вспомнить, что РНК-содержащие вирусы обладают обратной транскрипцией, т.е. после проникновения в клетку синтезируют по принципу комплементарности на вирусной РНК вирусную ДНК, которая встраивается в ДНК клетки-хозяина. Затем запускаются клеточные механизмы синтеза белка, т.е. транскрипция и трансляция вирусных белков.

12.

13.

14.

15.

16.

Пятый тип. Определение последовательности иРНК и ДНК по антикодонам тРНК.

Если в предыдущих задачах мы шли в направлении ДНК-иРНК-белок, то в данном случае мы двигаемся в обратном направлении – антикодоны тРНК-иРНК-ДНК. Важно понимать, что все цепи нуклеиновых кислот антипараллельны друг другу, антикодоны тРНК и иРНК не исключение. При этом начало любой цепи начинается с 5’-конца, а заканчивается 3’-концом. Но т.к. иРНК мы привыкли записывать в том же направлении с 5’-конца, поэтому, учитывая принцип антипараллельности, советую

«перевернуть» антикодоны тРНК, т.е. если дан антикодон 5’-ЦГУ-3’, лучше записать его 3’-УГЦ-5’.

17.

18.

19.

Шестой тип. Определение последовательности тРНК.

Если ген кодирует белок, тогда в процессе транскрипции мы получим иРНК, а с нее последовательность аминокислот в белке. Если же ген, как в данной задаче, кодирует тРНК, тогда в процессе транскрипции мы получим последовательность тРНК, которая никогда не является матрицей для синтеза белка, а участвует в переносе аминокислоты к рибосоме. Чтобы узнать, какую аминокислоту будет переносить данная тРНК, необходимо напротив антикодона тРНК установить триплет иРНК, а дальше по нему, используя таблицу генетического кода, определить аминокислоту. Поэтому в данной задаче мы двигаемся в направлении – 1)ДНК-тРНК 2)антикодон тРНК-триплет иРНК-аминокислота. Также важно учитывать антипараллельность антикодона тРНК и иРНК (см. пример в задаче пятого типа).

20.

21.

22.

Алёна Вербина https://vk.com/biolabege


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!