СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Его сиятельство граф математический

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к проекту "Его сиятельство граф математический". Проект выполнила Лешукова Маргарита, учащаяся 5 класса, МАОУ СОШ № 19 г. Екатеринбурга, руководитель Луценко Н. Н.

Просмотр содержимого документа
«Его сиятельство граф математический»

Его сиятельство граф математический Автор проекта: Лешукова Маргарита, 5– А класс  Научный руководитель: Луценко Наталия Николаевна, учитель математики

Его сиятельство граф математический

Автор проекта: Лешукова Маргарита, 5– А класс

Научный руководитель: Луценко Наталия Николаевна,

учитель математики

Математика — это доказательство  самых очевидных вещей, наименее  очевидным способом.  Джордж Пойа

Математика — это доказательство самых очевидных вещей, наименее очевидным способом. Джордж Пойа

Сколько существует чисел меньших 100, цифры которых идут в возрастающем порядке? 9+8+7+6+5+4+3+2+1=(9+1)+(8+2)+(7+3)+(6+4)+5=45 .

Сколько существует чисел меньших 100, цифры которых идут в возрастающем порядке?

  • 9+8+7+6+5+4+3+2+1=(9+1)+(8+2)+(7+3)+(6+4)+5=45 .
Гипотеза :  графы широко применяются в различных областях человеческой деятельности и любой пятиклассник может применять их с пользой для себя.  Объект исследования : математические графы.

Гипотеза : графы широко применяются в различных областях человеческой деятельности и любой пятиклассник может применять их с пользой для себя. Объект исследования : математические графы.

Предмет исследований : графы как способы решения задач в математике, других областях науки и просто в жизни.  Цель : показать, насколько важно знать о графах и уметь их применять.

Предмет исследований : графы как способы решения задач в математике, других областях науки и просто в жизни. Цель : показать, насколько важно знать о графах и уметь их применять.

Задачи:  1. Собрать, проанализировать и изучить информацию о графах, истории их происхождения, видах, сферах и возможностях применения.  2. Научиться применять графы при решении задач;  3. Выяснить и проанализировать, насколько осведомлены учащиеся нашей школы о графах и возможностях их использования;  4. Построить с помощью графа дерева генеалогическое древо своей семьи;  5. Применить теорию графов при построении социограммы диагностики межличностных отношений в 5-А классе.

Задачи: 1. Собрать, проанализировать и изучить информацию о графах, истории их происхождения, видах, сферах и возможностях применения. 2. Научиться применять графы при решении задач; 3. Выяснить и проанализировать, насколько осведомлены учащиеся нашей школы о графах и возможностях их использования; 4. Построить с помощью графа дерева генеалогическое древо своей семьи; 5. Применить теорию графов при построении социограммы диагностики межличностных отношений в 5-А классе.

Методы исследования : Наблюдение, анализ, обобщения, сравнения, опрос, анкетирование, систематизация, отчет.

Методы исследования : Наблюдение, анализ, обобщения, сравнения, опрос, анкетирование, систематизация, отчет.

Математические графы с дворянским титулом «граф» связывает общее происхождение от латинского слова «графио» - пишу.  Графом в математике называют фигуру, которая состоит из точек ( вершин графа ) и линий ( рёбер ) их соединяющих.  Впервые этот термин ввёл венгерский математик Д. Кениг в 1936 г.

Математические графы с дворянским титулом «граф» связывает общее происхождение от латинского слова «графио» - пишу. Графом в математике называют фигуру, которая состоит из точек ( вершин графа ) и линий ( рёбер ) их соединяющих. Впервые этот термин ввёл венгерский математик Д. Кениг в 1936 г.

Но основоположником теории графов, которая тесно связана с такими областями математики как топология и комбинаторика, всё же по праву считается выдающийся математик Леонард Эйлер

Но основоположником теории графов, которая тесно связана с такими областями математики как топология и комбинаторика, всё же по праву считается выдающийся математик Леонард Эйлер

Леонард Эйлер (1707 – 1783 г.г.)

Леонард Эйлер (1707 – 1783 г.г.)

Тем, кто любит решать олимпиадные задачи, хорошо знакомы задачи о мостах и возможностях их обхода. Впервые одна из таких задач была решена Л. Эйлером. Приведём отрывок из письма Эйлера «Мне была предложена задача об острове, расположенном в г. Кенигсберге и окруженном рекой, через которую перекинуто 7 мостов. Спрашивается, может ли кто-нибудь непрерывно обойти их, проходя только однажды через каждый мост. И тут же мне было сообщено, что никто еще до сих пор не смог это проделать, но никто и не доказал, что это невозможно…»

Тем, кто любит решать олимпиадные задачи, хорошо знакомы задачи о мостах и возможностях их обхода. Впервые одна из таких задач была решена Л. Эйлером. Приведём отрывок из письма Эйлера «Мне была предложена задача об острове, расположенном в г. Кенигсберге и окруженном рекой, через которую перекинуто 7 мостов. Спрашивается, может ли кто-нибудь непрерывно обойти их, проходя только однажды через каждый мост. И тут же мне было сообщено, что никто еще до сих пор не смог это проделать, но никто и не доказал, что это невозможно…»

Задача про мосты

Задача про мосты

Эйлер изобразил участки суши точками, а мосты линиями их соединяющими, получив тем самым граф.

Эйлер изобразил участки суши точками, а мосты линиями их соединяющими, получив тем самым граф.

Правила Эйлера для изображении фигуры одним росчерком 1.  Если «нечетных» точек в фигуре нет, то её можно начертить одним росчерком. 2.  Если в фигуре (графе) две «нечетные» точки, то её можно начертить одним росчерком, начав обход из одной такой точки и закончив во второй. 3.  Если в фигуре более двух нечетных точек, то её нельзя начертить одним росчерком

Правила Эйлера для изображении фигуры одним росчерком

  • 1. Если «нечетных» точек в фигуре нет, то её можно начертить одним росчерком.
  • 2. Если в фигуре (графе) две «нечетные» точки, то её можно начертить одним росчерком, начав обход из одной такой точки и закончив во второй.
  • 3. Если в фигуре более двух нечетных точек, то её нельзя начертить одним росчерком
Можно ли построить фигуру одним росчерком?

Можно ли построить фигуру одним росчерком?

Существуют различные классификации видов графов. Приведем названия графов, которые мы нашли в различных источниках:  - Ориентированные и неориентированные графы  - Графы с петлями, смешанные графы, пустые графы, мультиграфы, обыкновенные графы, полные графы;  - Двудольный граф;  - Эйлеров граф;  - Регулярный граф;  - Гамильтонов граф;  - Взвешенный граф;  - Графы-деревья;  - Изоморфный граф.

Существуют различные классификации видов графов. Приведем названия графов, которые мы нашли в различных источниках: - Ориентированные и неориентированные графы - Графы с петлями, смешанные графы, пустые графы, мультиграфы, обыкновенные графы, полные графы; - Двудольный граф; - Эйлеров граф; - Регулярный граф; - Гамильтонов граф; - Взвешенный граф; - Графы-деревья; - Изоморфный граф.

Виды графов

Виды графов

Виды графов

Виды графов

В химии графы используют для описания сложных реакций, в информатике и программировании используют для построения граф-схем алгоритма

В химии графы используют для описания сложных реакций, в информатике и программировании используют для построения граф-схем алгоритма

В физике при построении печатных схем.

В физике при построении печатных схем.

В психологии для построения социаграмм

В психологии для построения социаграмм

Схема авиалиний, железных дорог, метрополитена представлены в виде графов.

Схема авиалиний, железных дорог, метрополитена представлены в виде графов.

Карта звездного неба состоит из графов (созвездий).

Карта звездного неба состоит из графов (созвездий).

Генеалогическое древо семьи Пушкина

Генеалогическое древо семьи Пушкина

Генеалогическое древо семьи Пушкина

Генеалогическое древо семьи Пушкина

Исследовательская часть Чтобы выяснить знакомо ли учащимся нашей школы понятие граф я провела опрос – анкету. В анкете были следующие вопросы: Что такое граф в математике? Сколько ты знаешь значений слова «граф»? Сколько видов графов ты знаешь?

Исследовательская часть

Чтобы выяснить знакомо ли учащимся нашей школы понятие граф я провела опрос – анкету.

В анкете были следующие вопросы:

  • Что такое граф в математике?
  • Сколько ты знаешь значений слова «граф»?
  • Сколько видов графов ты знаешь?
Результаты анкеты представлены в таблице. Класс ( параллель ) Всего  участвовало ( чел .) 5 Вопрос №1 11 ответили 83 33 % ответов 4 Всего Вопрос №2 116 5 ответили 19 % ответов 57 23 Вопрос №3 6 ответили 7 22 20 67 % ответов 28 0 5 100 24 15 5 4

Результаты анкеты представлены в таблице.

Класс ( параллель )

Всего участвовало ( чел .)

5

Вопрос №1

11

ответили

83

33

% ответов

4

Всего

Вопрос №2

116

5

ответили

19

% ответов

57

23

Вопрос №3

6

ответили

7

22

20

67

% ответов

28

0

5

100

24

15

5

4

Учащиеся среднего звена плохо знакомы с понятием граф. Им я бы рекомендовала больше узнать о графах и пользе их применения. Я планирую выступить перед учащимися 5-х классов на уроках математике и рассказать им то, что важного узнала о графах сама.  Учащиеся выпускных классов больше знают о графах видимо потому, что изучали графы на уроках математики и информатики.

Учащиеся среднего звена плохо знакомы с понятием граф. Им я бы рекомендовала больше узнать о графах и пользе их применения. Я планирую выступить перед учащимися 5-х классов на уроках математике и рассказать им то, что важного узнала о графах сама. Учащиеся выпускных классов больше знают о графах видимо потому, что изучали графы на уроках математики и информатики.

Для иллюстрации практического применения графов я построила генеалогическое древо своей семьи.  При построении генеалогического древа я использовала граф дерево, а цепочку провела от потомков к предкам. Древо начинается с меня и доходит до моих прапрадедушек и прапрабабушек.  Для того чтобы построить граф дерево своей родословной я опросила родителей, бабушек и дедушек, изучила семейные фотоархивы.

Для иллюстрации практического применения графов я построила генеалогическое древо своей семьи. При построении генеалогического древа я использовала граф дерево, а цепочку провела от потомков к предкам. Древо начинается с меня и доходит до моих прапрадедушек и прапрабабушек. Для того чтобы построить граф дерево своей родословной я опросила родителей, бабушек и дедушек, изучила семейные фотоархивы.

Древо нашей семьи (граф дерево)

Древо нашей семьи (граф дерево)

Социаграмма межличностных отношений учащихся 5-А класса

Социаграмма межличностных отношений учащихся 5-А класса

Социаграмма межличностных отношений учащихся 5-А класса

Социаграмма межличностных отношений учащихся 5-А класса

Заключение Работая над проектом, я узнала много нового. Собрала, проанализировала информацию о: графах, их происхождении, видах, областях применения.  Выяснила, что учащиеся нашей школы плохо знакомы с данной темой. Я провела ряд исследований, показала как любой человек, даже школьник, может использовать в своей работе, жизни различные виды графов.  В дальнейшем я планирую продолжить работу над этой темой, чтобы подробнее разобрать вопрос применения графов при решении олимпиадных задач.

Заключение

  • Работая над проектом, я узнала много нового.
  • Собрала, проанализировала информацию о: графах, их происхождении, видах, областях применения.
  • Выяснила, что учащиеся нашей школы плохо знакомы с данной темой.
  • Я провела ряд исследований, показала как любой человек, даже школьник, может использовать в своей работе, жизни различные виды графов.
  • В дальнейшем я планирую продолжить работу над этой темой, чтобы подробнее разобрать вопрос применения графов при решении олимпиадных задач.
Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!