Занятие № 1
«Его Величество ГРИБ»
Класс: 1-2 класс;
Категория: ОВЗ, слабовидящие;
Длительность: 45 минут
План урока:
Кратко рассказать, что такое грибы и какие разновидности бывают (10 минут);
Рассказать о важности и применении грибов человеком в различных сферах его жизни (10 минут);
Физкультминутка (грибочки – 5 минут);
Показ презентации о грибах, произрастающих в Ивановской области (5 минут);
Зарядка для глаз (5 минут);
Закрепление материала (10 минут)
Грибы́ — царство живой природы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных, но при этом не является ни тем, ни другим, а отдельным царством. Грибы изучает наука микология, которая считается разделом ботаники.
Грибы – это особые организмы, которые растут на земле и имеют очень непродолжительный срок жизни (примерно, 7 дней). Растут грибы преимущественно вблизи деревьев, и некоторые из них даже получили свое название от среды, в которой растут, например, подберезовик, подосиновик, дубовик и т. д.
Почему именно вблизи деревьев (в лесу или посадке?)
Такое место обитания объясняется тем, что грибы не могут самостоятельно обеспечить себя всеми необходимыми для существования веществами, как это делают, например, растения. А вот через корни деревьев получить продукты, которых не хватает, – это очень даже просто для грибов.
Из чего состоят грибы?
Сами грибы, которые мы употребляем в пищу, состоят из ножки и шляпки, поэтому их и называют – шляпочные (это лишь одна из разновидностей, существующих на Земле, грибов).
Шляпка и ножка – это плодовое тельце гриба. А основная его часть находится под землей и называется грибница. Грибница – это сплетение тонких ниточек, которые пронизывают весь верхний слой почвы.
Грибница, на самом деле очень большая, она может быть такой большой, как целая комнаты и весить почти как слон или бегемот, но только мы ее не видим – она под землей.
Но вернемся к шляпкам грибов, ведь они-то и позволяют нам отличать грибы друг от друга. Шляпки у грибов очень разные и по размеру, и по цвету, и по форме и по характеру поверхности (плотная, мягкая, гладкая, шершавая, маслянистая и т. д.).
По шляпке человек определяет вид и название гриба, а уже по ним может сказать съедобен гриб или нет.
Но грибы бывают не только на ножке со шляпкой, они могут быть представлены также в виде уродливых наростов на больных и старых деревьях, а еще грибами являются дрожжи и плесень. Бывает, что грибами поражается и сам человек в виде кожных заболеваний.
Значение грибов в природе и жизни человека:
Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе. Они разлагают некоторые вещества почвы, которые далее усваиваются растениями. Почвенные грибы, в первую очередь плесневые, играют исключительную роль в процессах почвообразования, т.е. делают ее плодородной для растений.
Плодовые тела шляпочных грибов потребляют многие животные: млекопитающие (белки, мышевидные грызуны, барсуки, кабаны, косули), птицы, наземные моллюски и особенно насекомые.
Человек использует грибы в пищу, медицине и парфюмерии.
Несколько видов съедобных грибов, например шампиньоны и вешенки, искусственно выращивают в специальных помещениях. Из многих плесневых грибов (пеницилл, аспергилл и др.) получают лекарственные вещества – антибиотики. У определенных видов грибов выявлены вещества, угнетающие рост клеток злокачественных опухолей человека и домашних животных.
В хлебопекарной промышленности используют дрожжи. Особые дрожжи необходимы для получения кефира. Некоторые плесневые грибы используют при изготовлении определенных сортов твердых сыров с острым вкусом и специфическим запахом (например, знаменитые «рокфор» и «каламбер»).
Но грибы приносят человеку не только пользу, но и вред. Так можно получить серьезное отравление при поедании ядовитого гриба или гриба неправильно приготовленного. Многие грибы поражают растения, чем наносят большой урон урожаю сельскохозяйственных растений. Также большой дискомфорт приносят грибковые заболевания самому человеку, поражая некоторые участки кожи (перхоть, грибок ногтей). Некоторые грибы могут поражать деревья, разрушая древесину, а плесневые грибы способны разрушать и твердые каменные породы.
Физкультминутка
Грибочки (повторить 2 раза, 2 раз с ускорением)
— Ножки, ножки, где вы были? (топают ногами)
— За грибами в лес ходили.
— Что вы, ручки, работали? (хлопают в ладоши)
— Мы грибочки собирали.
— А вы, глазки, помогали? (закрывают и открывают глаза)
— Мы искали да смотрели – (повороты туловища вправо-влево)
Все пенечки оглядели.
Показ презентации.
Спросить ребят название каких грибов они запомнили, какие грибы являются съедобными, а какие нет.
Усвоить главные правила:
- не собирать грибы самостоятельно, а только с людьми, которые в них хорошо разбираются;
- не трогать руками неизвестные грибы, а если потрогали, то не касаться руками глаз и рта, и как можно скорее вымыть руки с мылом.
- при сборе грибов, если сомневаетесь, является ли гриб съедобным, то лучше его не брать. Здоровье важнее, чем гриб!!!