Районное мероприятие ко Дню Земли 22 апреля
Эко-сигнал: «кислота в атмосфере»
Оборудование: тетрадь, ручка, три письма (буква тета, флаг праздника, ромашка), сообщение, пульвирезатор с , ….., 9 сигнальных жетонов, штатив, датчик рН, колба с раствором кислоты (модель кислотного дождя), 3 стакана, 9 пробирок, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, инструкция А, универсальная индикаторная бумага, 3 стеклянные палочки, скотч, ромашка
Здравствуйте, дорогие мои, юные исследователи!
Прошу занять свои рабочие места.
Сегодня в химической лаборатории вы будете работать в три группы. Для каждой группы я подготовила письмо, которое написано специальными чернилами. Они называются симпатическими.
Кто-нибудь знает, почему чернила называются симпатическими?
Симпатические чернила — бесцветные или слабо окрашенные жидкости, используемые для тайнописи.
[чувствительный, восприимчивый к влиянию]. Это чернила, записи которыми являются изначально невидимыми. А становятся видимыми лишь при определенных условиях.
1) -на белой бумаге А4 прозрачным раствором NaOH нарисована буква тета. Раствор высох. Ватным тампоном, смоченным соком красного лука (или соком краснокочанной капусты, или виноградным соком) промокнуть изображение (через шрифт). Проявится зеленая буква тета.
- раствором хлорида хрома (3)нарисовать рисунок. Дать высохнуть. Смочить ватным тампоном щелочи или раствором аммиака. Проявится зеленый цвет.
-хлорид никеля + щелочь (или [Fe(CN)6]3- желтая или красная кровяная соль)
-Чернила зеленые из соли кобальта с кровяной солью
2)- на белой бумаге А4 прозрачным раствором хлорида кобальта ( в 25 мл воды 1 г соли) нарисовать изображение Земли и покрыть раствором весь лист за рисунком. Раствор высохнет. При нагревании бумаги рисунок будет синим.
-написать 10%-ым водным раствором желтой кровяной соли. Написанные этим раствором буквы исчезают при высыхании бумаги. Чтобы увидеть надпись, надо смочить бумагу 40%-м раствором хлорида железа. Ярко-синие буквы, которые появляются при такой обработке, уже не исчезают при высыхании.
- Чернила синие из медного купороса с гидроксидом аммония.
Взяли медный купорос (CuSO4*5H2O) с концентрацией 3,5%, намочили кисть, нанесли на бумагу надпись, дали ей просохнуть. Далее подержали лист над 10% раствором нашатырного спирта. Надпись проявилась ярко голубым цветом.
Щелочь + лакмус
3) -на белой бумаге А4 нарисовать ромашку молоком (лимонным, яблочным, картофельным, луковым соком). Дать высохнуть. При нагревании рисунок проявится желтым цветом.
-Щелочь, нейтральная среда + метилоранж
Я передаю вам письма и предлагаю провести опыт и узнать, при каких условиях чернила проявятся и можно будет прочитать текст. Для этого у вас на столах подготовлены все необходимые материалы и оборудование.
- Ребята, рассмотрите, что за предметы лежат у нас на столе.
1) пульверизатор
2) Это свечка и спички.
3) Это свечка и спички.
Может, вы догадались, для чего вы их будете использовать? (нужно нагреть лист и тогда проявится письмо, либо нужно побрызгать на лист, чтобы проявилось письмо)
(группы выполняют эксперимент- проявляют тайное письмо)
Итак, что же у вас получилось? Покажите, что в ваших письмах? (группы показывают друг другу письмо)
1) Символ праздника (зеленая буква тета на белом фоне)
2) Флаг праздника (на синем листе в центре земной шар)
3) Растение праздника – ромашка ( желто-оранжевая на белом фоне)
Изображения прикрепить на доску
Что же общего между этими письмами? Об этом нам расскажет ……. Она изучала этот вопрос дома. Давайте попросим ее и нам рассказать об этом.
(22 апреля отмечается Всемирный день Земли. Цель праздника – привлечь внимание к серьезным экологическим проблемам. У праздника есть свой флаг, который представляет собой фотографию планеты из космоса на тёмно-синем фоне. Своеобразным гимном Земли является звук колокола. Символом жизни является цветок. Но особым символом этого дня является греческая буква тэта. Ее изображают зеленым цветом на белом фоне. Символ напоминает немного сжатую сверху и снизу планету с экватором посередине. Это изображение придумали в 1971 году. Оно является ключом к сердцам землян, чтобы они обратили внимание на экологические проблемы нашей планеты)
Не случайно вы получили данные письма. Они – своеобразный экосигнал для всех людей Земли, и для нас с вами тоже. Существует много экологических проблем - это разрушение озонового слоя Земли; потепление климата, а о третьей проблеме мы поговорим с вами сегодня.
С помощью метода (да/нет) попытаемся увидеть, какими знаниями вы уже обладаете об этой проблеме.
Перед вами будет несколько высказываний, если вы согласны с утверждением, то поднимите красный цвет сигнала, если нет – то зеленый.
1)Разложение органических веществ в болотах, на морском побережье и мелководьях приводит к образованию кислотных оксидов серы и азота
2)При извержении вулканов и лесных пожарах в атмосферу попадает большое количество кислотообразующих веществ.
3) Сера содержится в угле и нефти и сгорает, образуя кислотный оксид серы.
4)При работе промышленных предприятий и транспорта происходит загрязнение атмосферы кислотными оксидами.
5)Очень опасны кислотные дожди для водных объектов, поскольку повышение кислотности воды приводит к уничтожению водной растительности и животного мира
6)Чистая дождевая вода имеет в своем составе слабую кислоту, поскольку углекислый газ воздуха вступает в реакцию с водой, образуя угольную кислоту.
При ответах в основном ребята сигналили красным цветом – это цвет опасности, как и сама экологическая проблема.
Давайте подумаем, о какой проблеме сегодня пойдёт речь на занятии, и попытаемся сформулировать тему занятия
(записать тему занятия и дату).
Кислота в атмосфере
В результате работы промышленности и транспорта происходит загрязнение атмосферы такими веществами, как углекислый газ, сернистый газ, бурый газ. В атмосфере эти газы соединяются с парообразной водой. Так образуются и выпадают кислотные дожди. Перед нами модель кислотного дождя. Давайте проведем его исследование с помощью цифровой лаборатории.
Итак, мы переходим к экспериментальной части занятия, поэтому вспомним правила ТБ. (дети зачитывают правила ТБ)
Техника безопасности
1) Используйте вещества только под присмотром взрослых
2) Следуйте указаниям инструкции
3) При попадании компонентов в глаза или в рот, незамедлительно промойте водой
4) Не глотать! Химические вещества на вкус не пробовать
5) Работайте в перчатках
6) Для сохранения свойств реактивов плотно закрывайте флаконы и емкости после использования
7) Перед проведением эксперимента постелите на стол клеенку
8) Соблюдайте дисциплину, не шумите во время эксперимента
9) Не забудьте помыть руки после эксперимента
Всем все понятно?! Замечательно. Можем начинать.
Первоначально воспользуйтесь инструкцией А, в которой написан порядок очередности ваших действий.
Инструкция А.
1) Начертите в тетради таблицу:
Исследуемый раствор | Модель кислотного дождя |
Значение рН | |
Цвет лакмуса | |
Цвет метилового оранжевого | |
Цвет фенолфталеина | |
Цвет универсального индикатора | |
Среда | |
2) В стакан с раствором кислоты опустите датчик рН. Когда показания прибора стабилизируются, запишите значения рН в таблицу.
3)Разлейте кислоту по трем пробиркам
4) В 1-ую пробирку добавьте 1-2 капли индикатора лакмуса. Запишите наблюдения
5) В 2-ую пробирку добавьте 1-2 капли индикатора метилового оранжевого. Запишите наблюдения
6) В 3-ю пробирку добавьте 1-2 капли индикатора фенолфталеина. Запишите наблюдения
7) Нанесите стеклянной палочкой каплю раствора на универсальную индикаторную бумагу. Запишите наблюдения.
Итак, какую химическую характеристику вы можете дать кислотному дождю?
Исследуемый раствор | Модель кислотного дождя |
Значение рН | Меньше 7 |
Цвет лакмуса | красный |
Цвет метилового оранжевого | розовый |
Цвет фенолфталеина | прозрачный |
Цвет универсального индикатора | От оранжевого до красного |
Среда | кислая |
А теперь давайте посмотрим, какое влияние кислотные дожди
оказывают на объекты нашей планеты (Земли).
Воспользуйтесь инструкцией, в которой написан порядок очередности ваших действий.
Инструкция Б (1)
1. Рассмотрите рисунок, который вам выдан. На нем наглядно можно увидеть какой же вред приносят кислотные осадки?
2. Прочитайте и обсудите проблему: «Почему и как кислотные дожди влияют на сокращение численности популяций птиц, имеющие открытые гнезда?»
3. Кусочки скорлупы и перо поместите в кислоту. Понаблюдать за изменениями.
4. Сформулировать вывод о влиянии кислотных дождей на сохранность кладки птиц и численность популяций птиц.
5. Подготовьте отчет группы по плану:
А) Мы исследовали проблему: ….
Б) Для этого провели следующий эксперимент ….
В) В ходе эксперимента мы наблюдали ….
Г) Поэтому мы можем сказать, что кислотные дожди ….
(наблюдалась химическая реакция, т.е. разрушение скорлуповой оболочки, яйца не дают потомства, гибель птенцовых эмбрионов, что приведет к сокращению численности данных популяций птиц, по причине отсутствия потомства. Разрушение структуры перьевого покрова птиц может привести к затруднению полетов и переохлаждению в холодное время года)
Инструкция Б (2)
1. Рассмотрите рисунок, который вам выдан. На нем наглядно можно увидеть какой же вред приносят кислотные осадки?
2. Прочитайте и обсудите проблемный вопрос: «Как кислотные дожди влияют на мраморные и металлические скульптуры и постройки?»
3. Кусочки мрамора и порошок железа поместите в кислоту. Понаблюдать за изменениями.
4. Сформулировать вывод о влиянии кислотных дождей на мраморные и металлические скульптуры и постройки.
5. Подготовьте отчет группы по плану:
А) Мы исследовали проблему: ….
Б) Для этого провели следующий эксперимент ….
В) В ходе эксперимента мы наблюдали ….
Г) Поэтому мы можем сказать, что кислотные дожди ….
(Наблюдается разрушение минералов. Выделяется углекислый газ. Наблюдается разрушение металла и выделяется водород. Значит, кислотные дожди способствуют разрушению зданий, исторических архитектурных ценностей. Кислотные дожди не щадят и таких культурных ценностей человечества, как Тадж-Махал и египетские пирамиды, чугунные кружева оград в Санкт-Петербурге)
Инструкция Б (3)
1. Рассмотрите рисунок, который вам выдан. На нем наглядно можно увидеть какой же вред приносят кислотные осадки?
2. Прочитайте и обсудите проблемный вопрос: «Какое влияние могут оказать кислотные дожди на лиственные и хвойные растения?»
3. Кусочки бумаги, лист комнатного растения и веточку сосны поместить в кислоту. Понаблюдать за изменениями.
4. Сформулировать вывод о влиянии кислотных дождей на древесную растительность.
5. Подготовьте отчет группы по плану:
А) Мы исследовали проблему: ….
Б) Для этого провели следующий эксперимент ….
В) В ходе эксперимента мы наблюдали ….
Г) Поэтому мы можем сказать, что кислотные дожди ….
(стирает восковое защитное покрытие листьев, повреждается их способность к фотосинтезу; разрушается кожица листьев, появляются бурые пятна, изменяется цвет листа комнатного растения, засыхает, опадает, отмирают кончики хвои, буреет хвоя сосны, опадает; сильнее страдают хвойные деревья) Наблюдается разрушение бумаги. Значит, кислотные дожди способствуют гибели деревьев.
Итак, ребята, поделитесь своими результатами исследованиями, какие проблемы могут вызвать кислотные дожди?
(группы выступают по очереди)
Поскольку мы сегодня моделируем экологическую ситуацию, то я предлагаю поработать с моделями кислотных оксидов и кислот. А старшие ребята из 9 класса помогут младшим расширить свои знания.
Младшие ребята выбирают любую модель вещества, а старшие должны назвать это вещество (с обратной стороны написано название)
Дети собирают молекулы: С, СО, СО2, Н2СО3,
S, SO2, SO3, Н2SО4,
N2, NO, NO2, НNО3
1) назовите вещества (запишут молекулярные формулы веществ)
2) определите валентность атомов (количество химических связей у атома)
3) Выберите из моделей несолеобразующие оксиды (показывают 9-ти классники)
4) С какими классами веществ реагируют кислотные оксиды (выбрать несколько вариантов):
А) вода
Б) основный оксид
В) основание
Г) соль летучей кислоты
5) Соберите цепочку превращений веществ, начиная от неметаллов:
C
→ CO2 → H2CO3
СО
S → SO2 → SO3 → H2SO4
N2→ NO → NO2 →HNO3
Итак, кислотные дожди – одна из опасных современных экологических проблем. Существует несколько способов ее решения. Они обозначены в документе № 5. Познакомьтесь со всеми способами. Выберите на ваш взгляд наиболее эффективный. С помощью симпатических чернил запишите его на листе (1-2 слова).
Документ №5. Стратегии (методы) борьбы с кислотными осадками
1. Замена топлива. (Уголь загрязнён серой, поэтому необходим перевод электростанций с угля на нефть и газ).
2. Промывание угля. (Можно измельчить и химически очищать уголь от серы перед сжиганием, но это не рентабельно (дорого)).
3. Скрубберы (жидкий фильтр). (Газообразные продукты сгорания пропускают через распылённый водный раствор извести; диоксид серы реагирует с ней, и, осаждается в виде нерастворимого сульфата кальция. Скрубберы весьма эффективны в борьбе с выбросами и не слишком дороги).
4. Энергосбережения.
5. Альтернативная станция. (Приливные, солнечные станции, геотермальные станции, ветровые станции)
6. Известкование. (добавление щелочных веществ в озера и почву, которые быстро растворяются.. Однако, этот метод имеет целый ряд недостатков: происходит грубое нарушение химического и биологического равновесия вод).
7. Замена погибших популяций животных и растений новыми, которые лучше переносят окисления.
8. Защитные покрытия памятников культуры
(на листочках дети записывают ответ лимонным соком и зубочисткой)
Обменяйтесь письмами и узнайте, какой метод выбрали команды.
Зачитайте, что получилось.
Также символом сегодняшнего праздника является растение. Перед нами его модель – это ромашка. Она не простая. На ее лепесточках есть часть предложения. Нужно его зачитать и продолжить своей мыслью.
А теперь возьмите в руки сигнальные жетоны. Покажите зеленый знак, если «да», красный, если «нет»:
-Теперь, ребята, знаете, что является символом праздника дня Земли? (ответы)
-Знаете, как выглядит флаг дня Земли? (ответ)
-знаете, какое растение – символ праздника? (ответ)
-умеете позировать для группового эколого-информационной фотографии занятия? (ответы)
(ребята берут листы с символом тета, ромашкой, флагом и фотографируются вместе с гостями)
-Молодцы! И я рада, что урок был полезен. Спасибо за работу. До новых встреч.
(22 апреля отмечается Всемирный день Земли. Цель праздника – привлечь внимание к серьезным экологическим проблемам. У праздника есть свой флаг, который представляет собой фотографию планеты из космоса на тёмно-синем фоне. Своеобразным гимном Земли является звук колокола. Символом жизни является цветок. Но особым символом этого дня является греческая буква тэта. Ее изображают зеленым цветом на белом фоне. Символ напоминает немного сжатую сверху и снизу планету с экватором посередине. Это изображение придумали в 1971 году. Оно является ключом к сердцам землян, чтобы они обратили внимание на экологические проблемы нашей планеты)
Юному исследователю |
Юному исследователю |
Юному исследователю |
Юному исследователю |
Техника безопасности 1) Используйте вещества только под присмотром взрослых 2) Следуйте указаниям инструкции 3) При попадании компонентов в глаза или в рот, незамедлительно промойте водой 4) Не глотать! Химические вещества на вкус не пробовать 5) Работайте в перчатках 6) Для сохранения свойств реактивов плотно закрывайте флаконы и емкости после использования 7) Перед проведением эксперимента постелите на стол клеенку 8) Соблюдайте дисциплину, не шумите во время эксперимента 9) Не забудьте помыть руки после эксперимента | Техника безопасности 1) Используйте вещества только под присмотром взрослых 2) Следуйте указаниям инструкции 3) При попадании компонентов в глаза или в рот, незамедлительно промойте водой 4) Не глотать! Химические вещества на вкус не пробовать 5) Работайте в перчатках 6) Для сохранения свойств реактивов плотно закрывайте флаконы и емкости после использования 7) Перед проведением эксперимента постелите на стол клеенку 8) Соблюдайте дисциплину, не шумите во время эксперимента 9) Не забудьте помыть руки после эксперимента | Техника безопасности 1) Используйте вещества только под присмотром взрослых 2) Следуйте указаниям инструкции 3) При попадании компонентов в глаза или в рот, незамедлительно промойте водой 4) Не глотать! Химические вещества на вкус не пробовать 5) Работайте в перчатках 6) Для сохранения свойств реактивов плотно закрывайте флаконы и емкости после использования 7) Перед проведением эксперимента постелите на стол клеенку 8) Соблюдайте дисциплину, не шумите во время эксперимента 9) Не забудьте помыть руки после эксперимента |
Техника безопасности 1) Используйте вещества только под присмотром взрослых 2) Следуйте указаниям инструкции 3) При попадании компонентов в глаза или в рот, незамедлительно промойте водой 4) Не глотать! Химические вещества на вкус не пробовать 5) Работайте в перчатках 6) Для сохранения свойств реактивов плотно закрывайте флаконы и емкости после использования 7) Перед проведением эксперимента постелите на стол клеенку 8) Соблюдайте дисциплину, не шумите во время эксперимента 9) Не забудьте помыть руки после эксперимента | Техника безопасности 1) Используйте вещества только под присмотром взрослых 2) Следуйте указаниям инструкции 3) При попадании компонентов в глаза или в рот, незамедлительно промойте водой 4) Не глотать! Химические вещества на вкус не пробовать 5) Работайте в перчатках 6) Для сохранения свойств реактивов плотно закрывайте флаконы и емкости после использования 7) Перед проведением эксперимента постелите на стол клеенку 8) Соблюдайте дисциплину, не шумите во время эксперимента 9) Не забудьте помыть руки после эксперимента | Техника безопасности 1) Используйте вещества только под присмотром взрослых 2) Следуйте указаниям инструкции 3) При попадании компонентов в глаза или в рот, незамедлительно промойте водой 4) Не глотать! Химические вещества на вкус не пробовать 5) Работайте в перчатках 6) Для сохранения свойств реактивов плотно закрывайте флаконы и емкости после использования 7) Перед проведением эксперимента постелите на стол клеенку 8) Соблюдайте дисциплину, не шумите во время эксперимента 9) Не забудьте помыть руки после эксперимента |
модель кислотного дождя | модель кислотного дождя | модель кислотного дождя |
модель кислотного дождя | | |
симпатические чернила | симпатические чернила | симпатические чернила | симпатические чернила |
(22 апреля отмечается Всемирный день Земли. Цель праздника – привлечь внимание к серьезным экологическим проблемам. У праздника есть свой флаг, который представляет собой фотографию планеты из космоса на тёмно-синем фоне. Своеобразным гимном Земли является звук колокола. Символом жизни является цветок. Но особым символом этого дня является греческая буква тэта. Ее изображают зеленым цветом на белом фоне. Символ напоминает немного сжатую сверху и снизу планету с экватором посередине. Это изображение придумали в 1971 году. Оно является ключом к сердцам землян, чтобы они обратили внимание на экологические проблемы нашей планеты)
Юному исследователю |
Юному исследователю |
Юному исследователю |
Юному исследователю |
Здравствуйте, дорогие мои, юные исследователи!
Прошу занять свои рабочие места.
Сегодня в химической лаборатории вы будете работать в три группы. А еще мы предлагаем нашим гостям помочь в нашей исследовательской работе (четвертая группа гостей).
Для каждой группы у нас есть письмо, которое написано специальными чернилами. Они называются симпатическими.
Кто-нибудь знает, почему чернила называются симпатическими?
Симпатические чернила [чувствительный, восприимчивый к влиянию]— бесцветные или слабо окрашенные жидкости, которые изначально невидимы на бумаге, но при определенных условиях становятся видимыми, поэтому используются для тайнописи.
1) -на белой бумаге А4 прозрачным раствором ………. нарисована буква тета. Раствор высох. Из пульверизатора опрыскиваем бумагу …….. . Проявится зеленая буква тета.
2) -на белой бумаге А4 прозрачным раствором ………. нарисовано изображение Земли на синем фоне. Раствор высох. Из пульверизатора опрыскиваем бумагу …….. Проявляется синий фон с изображением Земли.
3) -на белой бумаге А4 прозрачным раствором ………. нарисовано изображение ромашки. Раствор высох. Из пульверизатора опрыскиваем бумагу …….. Проявляется желтым цветом ромашка.
4) -на белой бумаге А4 прозрачным раствором ………. нарисовано изображение «22 апреля». Раствор высох. Из пульверизатора опрыскиваем бумагу …….. Проявляется красная надпись.
Я передаю вам тайные письма и предлагаю провести опыт по проявлению информации и узнать, что написано в них. Для этого у вас на столах подготовлены все необходимые материалы и оборудование, которые создадут условия, при которых чернила проявятся и можно будет прочитать информацию.
- Ребята, рассмотрите, что за предметы лежат у нас на столе.
1) пульверизатор
2) Это свечка и спички.
3) Это свечка и спички.
Может, вы догадались, для чего вы их будете использовать? (нужно нагреть лист и тогда проявится письмо, либо нужно опрыскать на лист, чтобы проявилось письмо)
(группы выполняют эксперимент- проявляют тайное письмо)
Итак, что же у вас получилось? Покажите, что в ваших письмах? (группы показывают друг другу письмо)
1) Символ праздника (зеленая буква тета на белом фоне)
2) Флаг праздника (на синем листе в центре земной шар)
3) Растение праздника – ромашка ( желто-оранжевая на белом фоне)
4) 22 апреля
Изображения прикрепить на доску
Что же общего между этими письмами? Этот вопрос дома изучал (Богдан) ……. Давайте попросим ее и нам рассказать об этом.
(22 апреля отмечается Всемирный день Земли. Цель праздника – привлечь внимание к серьезным экологическим проблемам. У праздника есть свой флаг, который представляет собой фотографию планеты из космоса на тёмно-синем фоне. Своеобразным гимном Земли является звук колокола. Символом жизни является цветок. Но особым символом этого дня является греческая буква тэта. Ее изображают зеленым цветом на белом фоне. Символ напоминает немного сжатую сверху и снизу планету с экватором посередине. Это изображение придумали в 1971 году. Оно является ключом к сердцам землян, чтобы они обратили внимание на экологические проблемы нашей планеты)
Значит, уважаемые исследователи, не случайно вы получили данные письма. Они – своеобразный экосигнал для всех людей Земли, и для нас с вами тоже. Существует много экологических проблем - это разрушение озонового слоя Земли; потепление климата, а о третьей проблеме мы поговорим с вами сегодня.
С помощью метода (да/нет) попытаемся увидеть, какими знаниями вы уже обладаете об этой проблеме.
Перед вами будет несколько высказываний, если вы согласны с утверждением, то поднимите красный цвет сигнала, если нет – то зеленый.
1)Разложение органических веществ в болотах, на морском побережье и мелководьях приводит к образованию кислотных оксидов серы и азота
2)При извержении вулканов и лесных пожарах в атмосферу попадает большое количество кислотообразующих веществ.
3) Сера содержится в угле и нефти и сгорает, образуя кислотный оксид серы.
4)При работе промышленных предприятий и транспорта происходит загрязнение атмосферы кислотными оксидами.
5)Очень опасны кислотные дожди для водных объектов, поскольку повышение кислотности воды приводит к уничтожению водной растительности и животного мира
6)Чистая дождевая вода имеет в своем составе слабую кислоту, поскольку углекислый газ воздуха вступает в реакцию с водой, образуя угольную кислоту.
При ответах в основном исследователи сигналили красным цветом – это цвет опасности, как и сама экологическая проблема.
Давайте подумаем, о какой экологической проблеме сегодня пойдёт речь на занятии? (кислотные дожди)
С этой экологической проблемой связана тема нашего занятия.
Но все же оно называется «Кислота в атмосфере». Как вы думаете почему?
(потому что кислота образуется в воздухе при взаимодействии кислотных оксидов с парами воды)
Запись исследований мы будем проводить в рабочих листах.
Каждая группа имеет такой рабочий лист.
Впишите фамилии участников группы
Итак, вы получили свой код (номер вашей фамилии)
Запишите тему и дату нашего исследования в рабочих листах.
Кислота в атмосфере , 22.04.2022
-Как вы думаете с чего нужно начать данное исследование? (с определения причин образования кислотных дождей – это первая задача, которую нам надо решить: Почему в атмосфере образуются кислотные дожди?)
- Для этого в рабочем листе рассмотрите схему 1-го задания, обсудите и запишите примеры естественных и искусственных причин образования кислоты в атмосфере
-Проверим, что получилось?
(Естественные: вулканизм, разложение органических веществ,
Искусственные: промышленность, автотранспорт, сжигание топлива, лесные пожары)
-Какой вывод вы можете сделать по данному исследованию?
(потому что и сама природа и человек участвуют в создании кислотных оксидов, их становится в воздухе очень много, т.к. они хорошо взаимодействуют с водой, которая есть в воздухе, то образуются кислотные капли)
_________________________________________________________________________________________________
-Итак, сейчас нам понятно, как образовался кислотный дождь.
-Вот она перед нами модель кислотного дождя.
-Что нужно сделать с этим образцом (веществом)? (исследовать) – это вторая задача нашего исследования: Провести исследование кислотного дождя с помощью цифровой лаборатории.
-Для исследования модели кислотного дождя воспользуемся инструкцией 2-ого задания, в которой написан порядок очередности ваших действий.
Инструкция
1) Погрузите датчик рН в раствор не менее чем на 3 см. Когда показания прибора стабилизируются, запишите значения рН в таблицу.
Исследуемый раствор | Модель кислотного дождя |
Значение рН | |
Среда | |
Цвет лакмуса | |
Цвет метилового оранжевого | |
Цвет фенолфталеина | |
Цвет универсального индикатора | |
2)Разлейте кислоту по трем пробиркам
- В 1-ую пробирку добавьте 1-2 капли индикатора лакмуса. Запишите наблюдения
- В 2-ую пробирку добавьте 1-2 капли индикатора метилового оранжевого. Запишите наблюдения
- В 3-ю пробирку добавьте 1-2 капли индикатора фенолфталеина. Запишите наблюдения
3) Нанесите стеклянной палочкой каплю раствора на универсальную индикаторную бумагу. Запишите наблюдения.
Итак, какую химическую характеристику вы можете дать кислотному дождю?
Исследуемый раствор | Модель кислотного дождя |
Значение рН | Меньше 7 (отклонение от нормы среды) |
Цвет лакмуса | красный |
Цвет метилового оранжевого | розовый |
Цвет фенолфталеина | прозрачный |
Цвет универсального индикатора | От оранжевого до красного |
Среда | кислая |
-Какой вывод вы можете сделать по данному исследованию? (кислотный дождь – это раствор кислоты, который может вступать в химические реакции с веществами, принося вред объектам, которые их этих веществ состоят)
_______________________________________________________________________________________________
-Итак, зная о том, что кислотный дождь может причинить вред объектам Земли, то какую задачу нам нужно поставить сейчас? (Узнать, какое влияние кислотные дожди оказывают на объекты нашей планеты (Земли))
-Для решения задачи воспользуйтесь инструкцией 3-его задания, в которой написан порядок очередности ваших действий.
Инструкция
1. Рассмотрите рисунок, который вам выдан. На нем наглядно можно увидеть какой же вред приносят кислотные осадки?
2. Прочитайте и обсудите проблему: «Почему и как кислотные дожди влияют на сокращение численности популяций птиц, имеющие открытые гнезда?»
3. Кусочки скорлупы и перо поместите в кислоту. Понаблюдать за изменениями.
4. Сформулировать вывод о влиянии кислотных дождей на сохранность кладки птиц и численность популяций птиц.
5. Подготовьте отчет группы по плану:
А) Мы исследовали проблему: ….
Б) Для этого провели следующий эксперимент ….
В) В ходе эксперимента мы наблюдали ….
Г) Поэтому мы можем сказать, что кислотные дожди ….
(наблюдалась химическая реакция, т.е. разрушение скорлуповой оболочки, яйца не дают потомства, гибель птенцовых эмбрионов, что приведет к сокращению численности данных популяций птиц, по причине отсутствия потомства. Разрушение структуры перьевого покрова птиц может привести к затруднению полетов и переохлаждению в холодное время года)
Инструкция
1. Рассмотрите рисунок, который вам выдан. На нем наглядно можно увидеть какой же вред приносят кислотные осадки?
2. Прочитайте и обсудите проблемный вопрос: «Как кислотные дожди влияют на мраморные скульптуры и постройки?»
3. Кусочки мрамора поместите в кислоту. Понаблюдать за изменениями.
4. Сформулировать вывод о влиянии кислотных дождей на мраморные скульптуры и постройки.
5. Подготовьте отчет группы по плану:
А) Мы исследовали проблему: ….
Б) Для этого провели следующий эксперимент ….
В) В ходе эксперимента мы наблюдали ….
Г) Поэтому мы можем сказать, что кислотные дожди ….
(Наблюдается разрушение минералов. Выделяется углекислый газ. Значит, кислотные дожди способствуют разрушению зданий, исторических архитектурных ценностей. Кислотные дожди не щадят и таких культурных ценностей человечества, как Тадж-Махал и египетские пирамиды)
Инструкция
1. Рассмотрите рисунок, который вам выдан. На нем наглядно можно увидеть какой же вред приносят кислотные осадки?
2. Прочитайте и обсудите проблемный вопрос: «Как кислотные дожди влияют на металлические скульптуры и постройки?»
3. порошок железа поместите в кислоту. Понаблюдать за изменениями.
4. Сформулировать вывод о влиянии кислотных дождей на металлические скульптуры и постройки.
5. Подготовьте отчет группы по плану:
А) Мы исследовали проблему: ….
Б) Для этого провели следующий эксперимент ….
В) В ходе эксперимента мы наблюдали ….
Г) Поэтому мы можем сказать, что кислотные дожди ….
(Наблюдается разрушение металла и выделяется водород. Значит, кислотные дожди способствуют разрушению зданий, исторических архитектурных ценностей. Кислотные дожди не щадят и таких культурных ценностей человечества, как чугунные кружева оград в Санкт-Петербурге)
Инструкция
1. Рассмотрите рисунок, который вам выдан. На нем наглядно можно увидеть какой же вред приносят кислотные осадки?
2. Прочитайте и обсудите проблемный вопрос: «Какое влияние могут оказать кислотные дожди на лиственные и хвойные растения?»
3. Кусочки бумаги, лист комнатного растения и веточку сосны поместить в кислоту. Понаблюдать за изменениями.
4. Сформулировать вывод о влиянии кислотных дождей на древесную растительность.
5. Подготовьте отчет группы по плану:
А) Мы исследовали проблему: ….
Б) Для этого провели следующий эксперимент ….
В) В ходе эксперимента мы наблюдали ….
Г) Поэтому мы можем сказать, что кислотные дожди ….
(стирает восковое защитное покрытие листьев, повреждается их способность к фотосинтезу; разрушается кожица листьев, появляются бурые пятна, изменяется цвет листа комнатного растения, засыхает, опадает, отмирают кончики хвои, буреет хвоя сосны, опадает; сильнее страдают хвойные деревья) Наблюдается разрушение бумаги. Значит, кислотные дожди способствуют гибели деревьев.
Итак, юные исследователи, поделитесь своими результатами исследованиями, какие проблемы могут вызвать кислотные дожди? (группы выступают по очереди)
_____________________________________________________________________________________________
- Поскольку мы сегодня моделируем экологическую ситуацию, то я предлагаю поработать с моделями кислотных оксидов и кислот. У каждой группы свой набор веществ.
1) С, СО, СО2, Н2СО3,
2) S, SO2, SO3, Н2SО4,
3) N2, NO, NO2, НNО3
-Заполните таблицу 4-го задания рабочего листа.
Молекулярная формула и валентности элементов | Название вещества |
| |
| |
| |
| |
Последовательность превращений веществ, начиная от неметаллов | |
C → CO2 → H2CO3 СО S → SO2 → SO3 → H2SO4 N2→ NO → NO2 →HNO3 | -в какой группе углекислый газ? -в какой группе серный газ? -в какой группе бурый газ? -в какой группе серная кислота? -в какой группе азотная кислота? -в какой группе угольная кислота? |
_________________________________________________________________________________________________
-Итак, юные исследователи, мы выяснили, кислотные дожди – одна из опасных современных экологических проблем. Существует несколько способов ее решения. Они обозначены в 5 задании рабочего листа. Познакомьтесь со всеми способами. Выберите на ваш взгляд наиболее эффективный. В первом столбце в пустой клетке напротив выбранного способа с помощью симпатических чернил нарисуйте галочку. Дайте время высохнуть чернилам.
Стратегии (методы) борьбы с кислотными осадками
1. Замена топлива. (Уголь загрязнён серой, поэтому необходим перевод электростанций с угля на нефть и газ).
2. Промывание угля. (Можно измельчить и химически очищать уголь от серы перед сжиганием, но это не рентабельно (дорого)).
3. Скрубберы (жидкий фильтр). (Газообразные продукты сгорания пропускают через распылённый водный раствор извести; диоксид серы реагирует с ней, и, осаждается в виде нерастворимого сульфата кальция. Скрубберы весьма эффективны в борьбе с выбросами и не слишком дороги).
4. Энергосбережения.
5. Альтернативная станция. (Приливные, солнечные станции, геотермальные станции, ветровые станции)
6. Известкование. (добавление щелочных веществ в озера и почву, которые быстро растворяются.. Однако, этот метод имеет целый ряд недостатков: происходит грубое нарушение химического и биологического равновесия вод).
7. Замена погибших популяций животных и растений новыми, которые лучше переносят окисления.
8. Защитные покрытия памятников культуры
(на листочках дети записывают ответ лимонным соком и зубочисткой)
- Дадим время на просушку чернил. И обратимся к живому символу праздника – ромашке.
Перед нами его модель – это ромашка. На ее лепесточках есть часть предложения. Нужно его зачитать и продолжить своей мыслью.
-А сейчас обменяйтесь письмами и узнайте, какой метод выбрали команды.
Зачитайте, что получилось.
Подсчитайте общее количество баллов. Сколько баллов набрали группы за работу?
А теперь возьмите в руки сигнальные жетоны. Покажите зеленый знак, если «да», красный, если «нет»:
-Теперь, ребята, знаете, что является символом праздника дня Земли? (ответы)
-Знаете, как выглядит флаг дня Земли? (ответ)
-знаете, какое растение – символ праздника? (ответ)
-что такое симпатические чернила?
-умеете позировать для группового эколого-информационной фотографии занятия? (ответы)
(ребята берут листы с символом тета, ромашкой, флагом и фотографируются вместе с гостями)
-Молодцы! И я рада, что урок был полезен. Спасибо за работу. До новых встреч.
Рабочий лист группы № ______
Тема _____________________________________________________________ Дата ____________________
1. Причины образования кислотных дождей
Естественные______________________________________
__________________________________________________
Искусственные_____________________________________
__________________________________________________
2. Исследование модели кислотного дождя с помощью цифровой лаборатории
Инструкция.
1) Погрузите датчик рН в раствор не менее чем на 3 см. Когда показания прибора стабилизируются, запишите значения рН в таблицу.
Исследуемый раствор | Модель кислотного дождя |
Значение рН | |
Среда | |
Цвет лакмуса | |
Цвет метилового оранжевого | |
Цвет фенолфталеина | |
Цвет универсального индикатора | |
2
)Разлейте кислоту по трем пробиркам
- В 1-ую пробирку добавьте 1-2 капли индикатора лакмуса. Запишите наблюдения
- В 2-ую пробирку добавьте 1-2 капли индикатора метилового оранжевого. Запишите наблюдения
- В 3-ю пробирку добавьте 1-2 капли индикатора фенолфталеина. Запишите наблюдения
3) Нанесите стеклянной палочкой каплю раствора на универсальную индикаторную бумагу. Запишите наблюдения.
3. Влияние кислотных дождей на объекты планеты Земля.
Инструкция
1
. Рассмотрите рисунок. На нем наглядно можно увидеть какой вред приносят кислотные осадки.
2. Обсудите проблему: «Почему и как кислотные дожди влияют на сокращение численности популяций птиц, имеющих открытые гнезда?»
3. Кусочки скорлупы поместите в кислоту. Понаблюдайте за изменениями.
4. Сформулируйте вывод о влиянии кислотных дождей на сохранность кладки птиц и численность популяций птиц.
5
. Подготовьте отчет группы по плану:
А) Мы исследовали проблему: ….
Б) Для этого провели следующий эксперимент ….
В) В ходе эксперимента мы наблюдали ….
Г) Поэтому мы можем сказать, что кислотные дожди ….
4. Модели веществ.
Молекулярная формула и валентности элементов | Название вещества |
| |
| |
| |
| |
Последовательность превращений веществ, начиная от неметаллов | |
5. Стратегии (методы) борьбы с кислотными осадками
| 1. Замена топлива. (Уголь загрязнён серой, поэтому необходим перевод электростанций с угля на нефть и газ). |
| 2. Промывание угля. (Можно измельчить и химически очищать уголь от серы перед сжиганием). |
| 3. Скрубберы (жидкий фильтр). (Газообразные продукты сгорания пропускают через водный раствор извести) |
| 4. Энергосбережение. |
| 5. Альтернативная станция. (Приливные, солнечные станции, геотермальные станции, ветровые станции) |
| 6. Известкование. (добавление щелочных веществ в озера и почву) |
| 7. Замена погибших популяций животных и растений новыми, которые лучше переносят окисления |
| 8. Защитные покрытия памятников культуры |
Рабочий лист группы № ______
Тема _____________________________________________________________ Дата ____________________
1. Причины образования кислотных дождей
Естественные______________________________________
__________________________________________________
Искусственные_____________________________________
__________________________________________________
2. Исследование модели кислотного дождя с помощью цифровой лаборатории
Инструкция.
1) Погрузите датчик рН в раствор не менее чем на 3 см. Когда показания прибора стабилизируются, запишите значения рН в таблицу.
Исследуемый раствор | Модель кислотного дождя |
Значение рН | |
Среда | |
Цвет лакмуса | |
Цвет метилового оранжевого | |
Цвет фенолфталеина | |
Цвет универсального индикатора | |
2
)Разлейте кислоту по трем пробиркам
- В 1-ую пробирку добавьте 1-2 капли индикатора лакмуса. Запишите наблюдения
- В 2-ую пробирку добавьте 1-2 капли индикатора метилового оранжевого. Запишите наблюдения
- В 3-ю пробирку добавьте 1-2 капли индикатора фенолфталеина. Запишите наблюдения
3) Нанесите стеклянной палочкой каплю раствора на универсальную индикаторную бумагу. Запишите наблюдения.
3. Влияние кислотных дождей на объекты планеты Земля.
Инструкция
1
. Рассмотрите рисунок. На нем наглядно можно увидеть какой же вред приносят кислотные осадки?
2. Обсудите проблемный вопрос: «Как кислотные дожди влияют на мраморные скульптуры и постройки?»
3. Кусочки мрамора поместите в кислоту. Понаблюдайте за изменениями.
4. Сформулируйте вывод о влиянии кислотных дождей на мраморные скульптуры и постройки.
5. Подготовьте отчет группы по плану:
А) Мы исследовали проблему: ….
Б) Для этого провели следующий эксперимент ….
В) В ходе эксперимента мы наблюдали ….
Г) Поэтому мы можем сказать, что кислотные дожди ….
4. Модели веществ.
Молекулярная формула и валентности элементов | Название вещества |
| |
| |
| |
| |
Последовательность превращений веществ, начиная от неметаллов | |
5. Стратегии (методы) борьбы с кислотными осадками
| 1. Замена топлива. (Уголь загрязнён серой, поэтому необходим перевод электростанций с угля на нефть и газ). |
| 2. Промывание угля. (Можно измельчить и химически очищать уголь от серы перед сжиганием). |
| 3. Скрубберы (жидкий фильтр). (Газообразные продукты сгорания пропускают через водный раствор извести) |
| 4. Энергосбережение. |
| 5. Альтернативная станция. (Приливные, солнечные станции, геотермальные станции, ветровые станции) |
| 6. Известкование. (добавление щелочных веществ в озера и почву) |
| 7. Замена погибших популяций животных и растений новыми, которые лучше переносят окисления |
| 8. Защитные покрытия памятников культуры |
Рабочий лист группы № ______
Тема _____________________________________________________________ Дата ____________________
1. Причины образования кислотных дождей
Естественные______________________________________
__________________________________________________
Искусственные_____________________________________
__________________________________________________
2. Исследование модели кислотного дождя с помощью цифровой лаборатории
Инструкция.
1) Погрузите датчик рН в раствор не менее чем на 3 см. Когда показания прибора стабилизируются, запишите значения рН в таблицу.
Исследуемый раствор | Модель кислотного дождя |
Значение рН | |
Среда | |
Цвет лакмуса | |
Цвет метилового оранжевого | |
Цвет фенолфталеина | |
Цвет универсального индикатора | |
2
)Разлейте кислоту по трем пробиркам
- В 1-ую пробирку добавьте 1-2 капли индикатора лакмуса. Запишите наблюдения
- В 2-ую пробирку добавьте 1-2 капли индикатора метилового оранжевого. Запишите наблюдения
- В 3-ю пробирку добавьте 1-2 капли индикатора фенолфталеина. Запишите наблюдения
3) Нанесите стеклянной палочкой каплю раствора на универсальную индикаторную бумагу. Запишите наблюдения.
3. Влияние кислотных дождей на объекты планеты Земля.
Инструкция
1
. Рассмотрите рисунок. На нем наглядно можно увидеть какой же вред приносят кислотные осадки?
2. Прочитайте и обсудите проблемный вопрос: «Как кислотные дожди влияют на металлические скульптуры и постройки?»
3. Порошок железа поместите в кислоту. Понаблюдайте за изменениями.
4. Сформулируйте вывод о влиянии кислотных дождей на металлические скульптуры и постройки.
5. Подготовьте отчет группы по плану:
А) Мы исследовали проблему: ….
Б) Для этого провели следующий эксперимент ….
В) В ходе эксперимента мы наблюдали ….
Г
) Поэтому мы можем сказать, что кислотные дожди ….
4. Модели веществ.
Молекулярная формула и валентности элементов | Название вещества |
| |
| |
| |
| |
Последовательность превращений веществ, начиная от неметаллов | |
5. Стратегии (методы) борьбы с кислотными осадками
| 1. Замена топлива. (Уголь загрязнён серой, поэтому необходим перевод электростанций с угля на нефть и газ). |
| 2. Промывание угля. (Можно измельчить и химически очищать уголь от серы перед сжиганием). |
| 3. Скрубберы (жидкий фильтр). (Газообразные продукты сгорания пропускают через водный раствор извести) |
| 4. Энергосбережение. |
| 5. Альтернативная станция. (Приливные, солнечные станции, геотермальные станции, ветровые станции) |
| 6. Известкование. (добавление щелочных веществ в озера и почву) |
| 7. Замена погибших популяций животных и растений новыми, которые лучше переносят окисления |
| 8. Защитные покрытия памятников культуры |
Рабочий лист группы № ______
Тема _____________________________________________________________ Дата ____________________
1. Причины образования кислотных дождей
Естественные______________________________________
__________________________________________________
Искусственные_____________________________________
__________________________________________________
2. Исследование модели кислотного дождя с помощью цифровой лаборатории
Инструкция.
1) Погрузите датчик рН в раствор не менее чем на 3 см. Когда показания прибора стабилизируются, запишите значения рН в таблицу.
Исследуемый раствор | Модель кислотного дождя |
Значение рН | |
Среда | |
Цвет лакмуса | |
Цвет метилового оранжевого | |
Цвет фенолфталеина | |
Цвет универсального индикатора | |
2
)Разлейте кислоту по трем пробиркам
- В 1-ую пробирку добавьте 1-2 капли индикатора лакмуса. Запишите наблюдения
- В 2-ую пробирку добавьте 1-2 капли индикатора метилового оранжевого. Запишите наблюдения
- В 3-ю пробирку добавьте 1-2 капли индикатора фенолфталеина. Запишите наблюдения
3) Нанесите стеклянной палочкой каплю раствора на универсальную индикаторную бумагу. Запишите наблюдения.
3. Влияние кислотных дождей на объекты планеты Земля.
Инструкция
1
. Рассмотрите рисунок, который вам выдан. На нем наглядно можно увидеть какой же вред приносят кислотные осадки?
2. Прочитайте и обсудите проблемный вопрос: «Какое влияние могут оказать кислотные дожди на лиственные и хвойные растения?»
3. Кусочки бумаги, лист комнатного растения и веточку сосны поместить в кислоту. Понаблюдайте за изменениями.
4. Сформулируйте вывод о влиянии кислотных дождей на древесную растительность.
5. Подготовьте отчет группы по плану:
А) Мы исследовали проблему: ….
Б) Для этого провели следующий эксперимент ….
В) В ходе эксперимента мы наблюдали ….
Г) Поэтому мы можем сказать, что кислотные дожди ….
4. Модели веществ.
Молекулярная формула и валентности элементов | Название вещества |
| |
| |
| |
| |
Последовательность превращений веществ, начиная от неметаллов | |
5. Стратегии (методы) борьбы с кислотными осадками
| 1. Замена топлива. (Уголь загрязнён серой, поэтому необходим перевод электростанций с угля на нефть и газ). |
| 2. Промывание угля. (Можно измельчить и химически очищать уголь от серы перед сжиганием). |
| 3. Скрубберы (жидкий фильтр). (Газообразные продукты сгорания пропускают через водный раствор извести) |
| 4. Энергосбережение. |
| 5. Альтернативная станция. (Приливные, солнечные станции, геотермальные станции, ветровые станции) |
| 6. Известкование. (добавление щелочных веществ в озера и почву) |
| 7. Замена погибших популяций животных и растений новыми, которые лучше переносят окисления |
| 8. Защитные покрытия памятников культуры |
https://kopilkaurokov.ru/himiya/prochee/prilozhieniie-k-uroku-kislotnyie-dozhdi-prichiny-i-posliedstviia
https://infourok.ru/urok-himii-po-teme-kislotnye-dozhdi-5119568.html
А теперь возьмите в руки сигнальные жетоны. Покажите зеленый знак, если «да», красный, если «нет»:
-Теперь, ребята, знаете, как в воздухе появляются кислотные оксиды? (ответы)
-Почему эти оксиды называются кислотными? (ответ)
-Что образуется при взаимодействии кислотного оксида с водой? (ответ)
-Какое негативное влияние оказывают кислотные дожди на объекты Земли? (ответы)
- Что нужно сделать, чтобы решить проблему кислотных дождей? (ответы)