СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эколгическая тропа "Не преврати свой дом в мусорную свалку".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эколгическая тропа "Не преврати свой дом в мусорную свалку".

Просмотр содержимого документа
«Эколгическая тропа "Не преврати свой дом в мусорную свалку".»

Экологическая тропа для учащихся 5-9 классов «Не преврати свой дом в мусорную свалку!»

Содержание:

  1. Введение

  2. Цель

  3. Задачи

  4. Значение

  5. Гипотеза

  6. Правила поведения на экологической тропе

  7. Экологическая тропа

  8. Список используемой литературы  

Цель:  создание Экологической тропы для проведения занятий по экологии, чтобы способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.

Задачи:

Образовательные:

  1. пополнить знания по естественным наукам, природе и истории родного края;

  2. расширить элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей среды;

  3. учить выбирать рациональные и щадящие методы погружения в природу;

  4. учить видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы.

      Развивающие:

  1. формирование коллективно-творческого мышления;

  2. научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;

  3. сочетание активного отдыха с изучением окружающей среды, трудом, направленным на защиту природы и обучение навыкам исследовательской работы;

  4. формировать навыки конструктивного восприятия мира живой и неживой природы;

  5. развивать творческие способности, дать возможность получить новый опыт организаторской деятельности;

  6. учить использовать профессиональную терминологию, контролировать чистоту и правильность речи;

 Воспитательные:

  1. создать условия для самореализации подростков и повышения их экологического сознания, а также социальной активности;

  2. способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры.

Значение:

        Сохранение живой природы для нас и для будущих поколений.

Гипотеза:

Создание экологической тропы сформирует нравственные мотивы жителей посёлка.

  Необходимые мероприятия по оборудованию тропы: Укрепление дорожно – тропиночного полотна, оформление указателей троп, информационные стенды на остановках.

 

Экологическая тропа для учащихся 5-9 классов:

ПРОТЯЖЕННОСТЬ:  1.5 - 2 км.

 На Экологической тропе 5 стоянок.

СТАНЦИЯ № 1       Царь-пруд

СТАНЦИЯ № 2              Река Бузулучка

СТАНЦИЯ№ 3        Пустырь, несанкционированная свалка

СТАНЦИЯ№ 4          Кругленький лес

СТАНЦИЯ№  5        Поляна рядом с лесом, где дети могут построить скворечник, кормушку, остановиться на привал.

Изучение  и сбор гербария цветковых растений.

                           Правила поведения на Экологической тропе

   В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:

  1. запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;

  2. с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;

  3. в зоне тропы категорически запрещена любая охота;

  4. курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах.

Старт (возле школы)
РУКОВОДИТЕЛЬ:

Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда, большая его часть (97%) идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, то она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

Моя планета - человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Вопрос "Куда деть мусор?" становится все актуальнее. А жители посёлков, городов не больно-то задумываются над этим вопросом, у них есть ответ: в водоёмы, в леса, на пустыри. Природа превращается в одну большую свалку.

Сегодня наш маршрут лежит по Экологической тропе, идя по которой, от станции к станции, мы не только пополним наши знания о родном крае, но и будем учиться жить в гармонии с природой, чтобы выжить, чтобы не превратить наш посёлок в одну большую свалку.

        Прежде, чем двигаться дальше – выучите правила поведения на Экологической тропе!

Счастливого пути! Будьте внимательны и бережны к природе на тропе!

СТАНЦИЯ № 1       Царь-пруд

Слово учителя

Люди издавна селились около открытых источников воды, так как знали, что без воды нет жизни. Со временем потребление человечеством природной воды неуклонно возрастало.  Люди стали использовать воду для самых разнообразных целей - питья, приготовления пищи, стирки, уборки, во многих отраслях промышленности, для отдыха, для полива в сельском хозяйстве, для получения электроэнергии, для навигации и др. Такая интенсивная эксплуатация природных источников и недостаточная вторичная очистка воды привели к деградации водных ресурсов. Сегодня качество воды в большинстве районов Земли оставляет желать лучшего. Основными потребителями воды на нашей планете являются города. На одного жителя крупного города расход воды в сутки составляет 700л.

Откуда жители нашего посёлка берут воду для бытовых нужд  и приготовления пищи? Как показал проведённый опрос, большинство жителей, пользуются водопроводом,             берут воду из скважины (колонок),   меньшинство жителей пользуются родником.

 На нашей остановке находится одно из красивейших мест посёлка – Царь-пруд. Но давайте, обратим внимание на внешние условия, в которых он находится. Можно представить, сколько мусора попадает в водоём, растворяется в воде, как загрязнена береговая линия. Кроме того, в посёлке недостаточно развита канализационная сеть, поэтому  все отходы жизнедеятельности человека и животных через некоторое время так же попадают в пруд.

Вода, особенно пресная, нуждается в строгой и тщательной охране. Ведь она является ещё и средой обитания многих тысяч видов живых организмов. К счастью, природная вода способна к самоочищению (через 24 часа в воде остаётся 80%бактерий, через 36 часов- 0,5%). Но при сильном загрязнении или при отсутствии разбавления самоочищение не происходит из-за нарушения внутриводных биологических процессов. Так, например, произошло с нашим красивейшим Царь-прудом.

         Ребятам предлагается пройти вдоль береговой линии и собрать в пакеты мусор, который, как убеждаемся, состоит в основном из бытовых отходов.

 Игра «Не спешите выбрасывать свое будущее (или отходы)».

 В игре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами, возможностью их вторичного использования. Зачитываются высказывания об отходах. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача детей: попытаться понять, что имелось в виду.    

  1. Его производит обыкновенная корова.

  2. В небольших количествах он очень полезен.

  3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

  4. При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

  5. Его необходимо компостировать.

(Навоз.)

  1. Очень много игрушек сделано из нее.

  2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

  3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

  4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

  5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса.)

  1. Ее изобрели китайцы.

  2. У нас ее получают из дерева.

  3. Она легко горит.

  4. Из нее получается очень много мусора.

  5. На ней обычно рисуют или пишут.

{Бумага.)

  1. Его делают из песка.

  2. Чаще всего оно прозрачное.

  3. Когда падает, оно разбивается.

  4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

  5. Оно может стать источником пожара.

  6. Представляет большую опасность для человека на дне водоёмов.

(Стекло.)

  1.             1.        Этого почти не видно.

  2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

  3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

  4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

  5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

         (Газовые отходы.)

  1. Это получается, когда становится старым или ломается.

  2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

  3. Это можно сдать и получить деньги.

  4. Из этого можно сделать что-то новое.

  5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

      (Металлолом.)

  1. Это то, без чего уже не можем прожить.

  2. Этим мы пользуемся каждый день.

  3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

  4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

  5. С помощью этого все становится чище.

          (CMC.)

  1. Это легче воды.

  2. Это может плавать на воде,  не тонет.

  3. В водоёмах этого много, когда в ней моют машины.

  4. Это мешает дышать рыбам.

  5. Это надо удалять с поверхности воды.

(Машинное масло.)

СТАНЦИЯ № 2              Река Бузулучка

Вы находитесь в долине р. Бузулучка. Её следует отнести к малым рекам. И хотя они и малые, трудно переоценить значение их в жизни и хозяйственной деятельности человека. На них стоит большая часть населенных пунктов Оренбургской области, они выполняют важную экологическую функцию – отводят с поверхности излишки воды. Реки называют эликсиром жизни, голубой кровью земли. Реки - источник мудрости.

“Река высохнет, но русло останется» (Индийская пословица.)

“Голубая река течет без шума» (Башкирская пословица.)

“Река мутнеет с истока» (Турецкая пословица.)

“И быстрой реке слава до моря» (Русская пословица.)

  1. Задание: А вы знаете пословицы и поговорки о реках?

Но человек наносит ущерб малым рекам (фермы, отсутствие канализаций, загрязнение бытовыми отходами). Поэтому проблема охраны малых рек стоит остро.

           Берегите воды!

Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла.

Негромкая…

Но мы её любили, дети,-

Она ведь первою была

Для нас и, значит,

Лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь

Зелёная, и хвощ болотный вылез…

Как будто люди целью задались

Убить её и своего добились.

                                     С. Викулов

Мимо разных дворов и крылечек,

Где-то рядышком и вдалеке,

Вьётся множество маленьких речек,

Чтобы слиться в огромной реке.

Вьются речки, сливаясь в колечки,

Путь-дорога у них нелегка…

Если высохнут малые речки,

Обмелеет большая река.

                                       В. Орлов

Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх –

Стала тонкой-тонкой,

Обмелела на глазах.

Дунет ветер – и в минутку

След её песком затрёт.

Муравей – на что малютка –

Вброд речонку перейдёт.

            Пер. с болгарского В.Викторов

- Как вы думаете, почему речка стала такой грязной?

- Чем школьники могут помочь водоёмам?

  1. Задание: Какие меры по охране вод вы можете предложить?

- Составьте правила поведения и у реки и нарисуйте к ним условные знаки, чтобы мы могли их поставить на берегу пруда и реки.

СТАНЦИЯ№ 3        Пустырь, несанкционированная свалка

Известно, что каждый человек выбрасывает в год около 360 кг мусора. В нашем поселке выброс мусора – это одна из самых  больших проблем. У нас нет месиа для организованного вывоза мусора. Неудивительно, что на территории Задорожного находится много свалок. Эта свалка на пустыре – одна из самых больших. Какого только мусора здесь нет! А ведь известно, что различные виды мусора наносят в той или иной степени ущерб природе и здоровью.

Как видите, мусор очень живуч. И сохраняется, нанося вред здоровью людей, животных и состоянию окружающей среды очень долгое время после выброса. Несколько поколений жителей будут постоянно находиться под его вредным воздействием. Как вы думаете, есть ли выход из создавшейся ситуации?

Перед нами несанкционированная свалка – позор нашего села.

"Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек"

 На каждый задаваемый вопрос руководитель дает три варианта ответа. Вопросы:

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

  1. Пластмасса (правильный ответ). 

  2. Стекло.

  3. Металл.

  1. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

  1. Рассортировать. 

  2. Собрать в одном месте.

  3. Раскрошить.

  1. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

  1. Компостировать.

  2. Сжечь при специальных условиях. 

  3. Переплавить.

  1. Первоочередная забота при выборе места свалки:

  1. Защита поверхности земли и грунтовых вод. 

  2. Ограждение места свалки.

  3. Укомплектование соответствующей техникой.

  1. Появление "партизанских" свалок влечет за собой:

  1. Загрязнение почвы.

  2. Уродство ландшафта.

  3. Изменение климатических условий (температура, влажность). 

  1. Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или остановке того или иного производства является:

  1. Предельно допустимая концентрация вещества. 

  2. Наличие тяжелых металлов.

  3. Государственный стандарт качества.

  1. Вредные выбросы оказывают влияние:

  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.

  2. На близлежащие регионы.

  3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет". 

  1. Самая страшная "добавка" к воде:

  1. Бытовой мусор.

  2. Пестициды. 

  3. Минеральные удобрения.

  1. Какую страну называют "мусорным ящиком Европы'':

  1. Британию. 

  2. Россию.

  3. Польшу.

  1. Более половины общего количества отходов в странах Европейского экономического сообщества приходится:

  1. На тяжелую промышленность.

  2. На легкую промышленность.

  3. На сельское хозяйство. 

  1. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?

  1. Газы. 

  2. Жидкости.

  3. Твердые вещества.

  1. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

  1. Их захоронение.

  2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.

  3. Рециркуляция (повторное использование отходов). 

  1. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

  1. Загрязнением. 

  2. Экологическим кризисом.

  3. Интродукцией.

  1. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

  1. Теплоэнергетика.

  2. Нефте- и газопереработка.

  3. Автотранспорт. 

  1. Что такое вермикультура:

  1. Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны.

  2. Специальное разведение дождевых червей (для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы). 

  3. Способ определения степени чистоты воды.

  1. Оптимальное решение энергетической проблемы:

  1. Экономия энергии. 

  2. Развитие атомной энергетики.

  3. Развитие ветроэнергетики.

  1. Гарбология - это:

  1. Наука о доме, местопребывании.

  2. Наука, изучающая почву.

  3. Мусороведение. 

  1. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

  1. 10 лет.

  2. 50 лет.

  3. 100 лет и более. 

  1. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки-микробы за:

  1. 1-2 года. 

  2. 5-8 лет.

  3. 20 и более лет.

  1. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:

  1. Производство упаковочных материалов.

  2. Переработка мусора. 

  3. Производство автомобилей.

- К сожалению, мы не можем сказать о себе, что и у нас в стране самая процветающая отрасль – переработка мусора. Но мы можем сделать наши свалки меньше, если:

«Что может сделать один?»

    Задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу.

    Задания:

  1. Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов... (из переработанной макулатуры).

  2. Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно ... (использовать много раз, сдать в магазин).

  3. Не покупай больше, чем может... (понадобиться тебе).

  4. Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся больше... (общественным транспортом).

  5. Одежду, которую ты уже не носишь, можно... (отдать нуждающимся).

  6. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они МОГУТ... (кому-то понадобиться).

  7. Узнай, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и... (сдай туда использованную бумагу).

  8. Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки... (вымой их и сомни).

  9. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую... (можно сдать).

  10. Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для... (приготовления удобрений).

  11. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически... (не разлагается в природе).

  12. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы... (ее выбрасывать). 

СТАНЦИЯ№ 4          Кругленький лес

Вы начинаете движение по Экологической тропе  в Кругленьком лесу. А знаете ли вы правила? Нижний ярус Берендеева царства – травяной покров. От его состояние также зависит целостность природного комплекса леса. Он представлен в основном злаками (мятлик, овсяница, ежа, перловник), весной эфемероидами (пролеска, подснежник, кандык, хохлатка, зубянка, фиалка, купена, сныть, герань).

Задание 1.

Наши деды говорили: “лес кормит и лечит”.

Люди из поколения в поколения передают знания о лесных ягодах и травах. Играем в кольцовку «Лекарственные травы».

1.      Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

         А. Крапива

         Б. Муравейник

         В. Лес

 

  1.  Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

          А. Берёза

          Б. Ива

          В. Осина

  1. Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий.

Кругом торчат иголки.

               А. Шиповник

               Б. Лебеда

               В.Репейник

4.      На припёке у пеньков

Много  тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки.

         

            А. Черника

            Б. Земляника

            В.Малина

  1. В сенокос – горька.

В мороз – сладка.

Что за ягодка?

               А. Калина           

               Б. Клюква

               В.  Рябина

  6.      Шёл я утром по тропинке.

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

             А. Ромашка

             Б. Одуванчик

             В. Астра

Задание 3.

Средь хвойного бора,

Дремучего бора

Нельзя не заметить

Меня, мухомора.

Большой, как тарелка,

Пятнист я и красен,

Лечу я оленей,

Для них я прекрасен.

А вот для детишек

Я очень опасен.

                                         Е. Трутнева

-Почему ядовитые грибы тоже нужно беречь?

Советуем помочь природе – заложить грибные плантации. 

Проблема разведения шляпочных грибов с давних пор привлекает внимание учёных-экологов. Однако выращивают только 4-5 видов грибов. Леса нет - и грибы не родятся, - гласит народная пословица. Если на вашем пути встретился лес, постарайтесь быть ему полезным. Предлагаем два вида подсева спор грибов.

 

Способ 1.  Перезрелый гриб поместите на сутки в воду. ( Воду можно взять из лесной канавы. Сосуд сделайте из бересты.) Затем всю массу размешайте, процедите, и воду, содержащую многочисленные споры грибов, вылейте под соответствующие деревья. При благоприятных условиях через 2-3 года можно получить первый урожай.

Способ 2.  Кусочки шляпок грибов (старых) разбрасывайте по лесу или зарывайте в почву, вблизи соответствующих деревьев. Таким способом вы повысите урожай подосиновиков примерно в 12 раз.

Жизнь леса немыслима без птичьей охраны.

Задание 4: Загадки

  1. Какая птица в день съедает насекомых столько, сколько сама весит? (Синица)

  2. Кто у кукушек кукует? (Самец)

  3. Какую птицу называют голландский петушок? (Удод)

  4. Птица, которая ворует из чужих гнезд яйца, птенцов, цыплят? (Сорока-воровка)

  5. Что за весенняя, черная птица любит за плугом ходить и кормиться? (грач)

  6. Что птице страшнее – холод или голод? (Голод)

Как вести себя в природе

Хозяйка белочка

В лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том

Каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

Зажал под мышкой ветви;

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст

И. как медведь,

Пошёл себе довольный.

А бедной белке

И смотреть

На это было больно.

                             Г. Ладонщиков

Всё так изрезано в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Берёзу ножиком пырнул

Какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течёт.

Вот муравейник подожжён

Кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

                                             П. Бровко

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник – дом.

Ты с палкой по лесу гулял

И муравьиный дом,

Шутя, до дна расковырял

И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи

Нарушила беда.

В дыму метались муравьи,

Спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел

Сухой опавший лист.

Спокойно вниз смотрел

Жестокий эгоист…

За то, что так тебя назвал,

Себя я не виню –

Ведь ты того не создавал,

Что предавал огню.

                                             С. Михалков

Расцвела черёмуха

Около ручья,

На апрельском солнышке

Ветвями шепча.

Лёгкая, как облачко,

Чистая, как снег.

Радовался деревцу

Каждый человек.

Приходили девочки

Посидеть под ней.

И могла цвести она

Много-много дней.

-Это чья черёмуха?

- Да она ничья,

Белая снегурочка

Около ручья…

Мимо бабка ехала.

Оглядясь вокруг,

Сразу от черёмухи

Отломила сук.

Городские школьники

Шли в далёкий путь.

Увидав черёмуху,

Стали ветки гнуть.

Прибежали девочки,

А снегурки нет.

Лишь в пыли валяется

Вянущий букет.

А была черёмуха

Чистая, как снег.

Радовался деревцу

Каждый человек.

                    З. Александрова

- Придумайте условные знаки о правилах поведения в природе, которые мы установим в лесу.

СТАНЦИЯ№  5        Поляна рядом с лесом

Растение – земли украшение

Неподалёку от дорожки

Стоит цветок на тонкой ножке.

И водит круглой головой

Над первой, робкою травой –

Следит широким глазом

За всем на свете разом!

За ветерками

На реке,

И облаками

Вдалеке,

И за шмелём в пижаме,

И – с ужасом – за нами…

                                        И. Мазин

- Почему цветок с «ужасом следит за нами»?

Он долго рос,

Он ждал весны

И, наконец, расцвел!..

Тебе другие снились сны –

Рукой его ты смёл.

Сорвал цветок с лица земли.

А он хотел цвести!

Постигнуть трудно красоту

И так легко смести!

И под сосной, где ты украл

Природную красу.

Два одинокие листа

На землю льют росу.

                                      А. Новик

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне кажется, его задень –

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит лес,

И птицы, и цветы.

Давай послушаем – а вдруг

Услышим – я и ты.

                                     Е.Серова         

- Почему ландыш стал редким растением?

- Назовите редкие растения нашего леса, нашей местности.

- Как надо относиться к редким растениям?

Я нашла в лесу фиалку,

А срывать фиалку жалко.

Пусть останется в лесу –

Лучше ландыш принесу.

Я на ландыш поглядела,

Пожалела ландыш белый,

Пусть останется в лесу –

Одуванчик принесу.

                                          Н. Найдёнова

Цветы полевые просты.

Но мёд в них запрятан душистый.

Мы любим простые цветы,

Что выросли в зелени чистой.

Мы лютик сорвём золотой

И розовый клевер медовый,

Мы в зелени чащи густой

Найдём колокольчик лиловый.

В просторных лугах наберём

Охапки росистых ромашек.

С цветами домой мы пойдём.

Поставим их в комнате нашей.

                                            В. Донникова

 - Есть ли ошибки в поведении детей в приведённом стихотворении?

- Какие меры следует предпринимать для сохранения красиво цветущих растений?

- Составьте правила охраны редких растений.

(С помощью стихотворений школьники закрепляют и обобщают имеющиеся знания, получают новые. Стихотворения используются не только как эмоциональный фон, а как предмет анализа, диалога, направленного на раскрытие их смыслового содержания.)

Правила поведения в природе

Никогда не наноси вред природе.

Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадётся в природе.

Не трогай домиков животных, их детёнышей.

Не трогай птичьи яйца.

Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок).

Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

На привале костёр делай на старом кострище. Жги только сухие ветки.

После привала костёр тщательно потуши и засыпь землёй.

Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.

Подкармливай зверей и птиц зимой.

Не мусори на месте своего отдыха.

В меру бери дары природы.

Не прокладывай новых тропинок в лесу.

Учись наблюдать в природе.

Учись слушать голоса природы.

Не засоряй родников и речек, при необходимости расчищай роднички.

Никогда не рви кубышку или кувшинку, не лови раков и моллюсков, береги лягушек и их головастиков.

Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.

Грибы срезай только ножом, чтобы не повредить грибницу.

Старые и несъедобные грибы обходи и не сшибай: они нужны лесу.

- Мы надеемся, что сегодня вы пополнили свои знания о природе, ещё больше убедившись в её тесной неразрывной связи с человеком, повысили свою экологическую культуру, как часть общей культуры человека.

Осталось только одно испытание.

Задание. Экологический десант:

собрать как можно больше мусора на поляне.

Использованная литература:


Артамонов А.А. Сохраним наш мир. Волгоград, 1994.
Артамонов В.И. Растения и чистота природной среды. М., 1986.
Асланиди А.А. Экологическая азбука., М., 1995.
Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию экспериментально. Спб., 1993.

Материал журналов «Начальная школа» № 3, 5 за 2007 год, «Досуг в школе» 5/2002.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!