Интеллектуальная игра по экологии
«Про зелёные леса и другие чудеса»
Звучит песня
Ведущий 1 Сегодня мы с вами совершим прогулку-путешествие. Куда? Догадайтесь.
Есть у меня зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.(Лес)
Ведущий 2 Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березовые рощи, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, - лес.
Сегодня мы с вами будем говорить о лесе, о нашем зеленом друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, жизнью дерева.
Чтецы 1 и 2
В. 1 Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако, с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось.
Представьте себе, что мы хотим совершить экскурсию в лес. Это будет прогулка с остановками. Итак, в путь-дорогу, друзья! Первый, кто нас встречает, это человек, который охраняет лес, - лесной сторож. Как назвать его одним словом? (Лесник.)
Лесник (выходит) Здравствуйте, ребята! Очень рад вас видеть у себя в гостях. Я думаю, вы знаете, как вести себя в лесу.
(Дети рассказывают правила поведения в лесу)
Лесник. Первая остановка «Деревья - наши друзья и помощники».
Различные деревья любимы нами. Вот послушайте, ребята, что они говорят сами о себе и догадайтесь по их рассказам, что это за деревья.
(Три ученика подготовили рассказы о деревьях, зачитывают их. Дети определяют деревья.)
Липа
Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.
Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Не спеша нянчит это дерево каждый свой цветочек. И неспроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были А теперь пчелы посвободнее, все внимание ей уделяют. Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
Листья, почки, цветки обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.
С давних времен используют люди древесину этого дерева. Древесина у нее мягкая, податливая. В старину делали из её древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла она на лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще на разные поделки и игрушки. А еще в старину люди не могли обойтись без лыка. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти.
В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты.
Сосна
Это дерево верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.
Весной во время цветения на кончиках её веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется.
Из её хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни.
Под ней растут грибы, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат эти деревья. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.
Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.
С давних времен использовали люди её древесину. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли.
Люди использовали смолу этого дерева, как клей.
Рябина
Каждый год на этом дереве появляются плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Ягоды у неё бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, ярко-красные, на некоторых сортах бывают ягоды даже чёрные .
Среди птиц и зверей столько много любителей этой ягоды, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
Ягоды крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется.
Птицы едят только плоды этого дерева, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги. Очень уж много в них витаминов.
Люди тоже едят и используют ягоды этого дерева. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды на нитку.
В. 2 А теперь ответьте на мои вопросы:
1. Из какого дерева делают спички? (Сосна, осина)
2. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Берёза)
3. Какое дерево цветет первым, а какое последним? (Ольха, липа)
4. У каких деревьев осенью листья красные?(Рябина, осина, клён)
5. Из какого дерева делают пианино? (Ель)
6. Какое дерево называют самым медоносным? (Липа)
В. 1 Вторая остановка «Народная мудрость». Командам надо собрать пословицы и объяснить их.
Одно дерево срубил — посади сорок.
Возле леса жить — голоду не видеть.
Без хозяина земля круглая сирота.
Где много пташек, там нет букашек.
Сломать дерево — секунда, вырастить — года.
Растение — земли украшение.
В. 2 Пока команды работают с пословицами, мы с вами поиграем.
Сейчас мы поверим, знаете ли вы , как обращаться с природой. Я буду читать стихотворение. Если вы согласны, говорите:»Это я! Это я! Это все мои друзья!»
Если не согласны- топаете ногами.
Мухомор увидев, я мимо прохожу друзья…
Я люблю в лесу гулять, разные цветочки рвать….
Мы малину собираем. С корнем кустик вырываем….
Веточки мы не ломаем когда по лесу гуляем….
Чтобы ягоды собрать. Надо ветки обломать…
Муравейник мы найдём, понаблюдаем и уйдём….
Мы ежонка увидали, и домой его забрали…
Магнитофон возьмём в лесок заглушим птичек голосок….
Не развожу костров в лесу, берегу его красу….
В. 1 Давайте посмотрим, какие пословицы получились у наших команд.
( Команды представляют пословицы)
В. 1 Следующая остановка «Пантомима»
Задание: с помощью мимики и жестов изобразить живое существо, а мы должны отгадать.
-распускающийся цветок
-медведь бредет в берлогу
-лиса заметает хвостом следы
- пчела кружит над цветком и собирает нектар
-дятел долбит дерево
-птица ловит мошек и кормит птенцов
В. 2 Следующая остановка «Буриме»
Задание: из рифмованных слов составить стихотворение (четверостишие) о природе
Лес-чудес, дубы-грибы, трава-сова
В.1 Следующая остановка «Марафон загадок»
1.Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.(медведь)
2.Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)
3.Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.(белка)
4.За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
5.На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.(волк)
6.Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?(заяц)
7.Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это...(лось)
8.Солнца яркого боится.
Ночью - хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о (Сове).
9.Маленький рост,
длинный хвост,
Серая шубка,
острые зубки.(Мышь)
10. Где в лесах дубы растут,
Зверь тот обитает,
Потому, что жёлуди,
Очень уважает! (Кабан)
В. 1 Следующая остановка «Филворд «Звери»
В. 2 Наше путешествие подошло к концу. Пока жюри подводит итоги мы послушаем стихотворение Усачёва «Матушка Природа», расскажет его Емельянова Соня.
В. 1 Слово предоставляется Жюри.
В. 2 В заключение послушаем песню