СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая сказка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, посвященное году экологии.Цель: ознакомление учащихся с бережным отношением к окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая сказка»


Описание. Экологическая викторина «Сказочная экология» предназначена для учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных учреждений. Сказки для детей сохраняют в своем тексте народную мудрость. Обычно сказки рассматриваются как хорошее времяпрепровождение малышей, как помощь, чтобы понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Но мало кто знает, что сказки ещё учат экологии. Экологическая программа «Сказочная экология» направлена на получение азов экологических знаний через изучение сказок. 

Цель: воспитание экологической культуры детей через изучение сказок.
Задачи:
- способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения;
- способствовать развитию интереса к окружающему миру;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование: подборка сказок, иллюстрации к сказкам, презентация «Экология в сказке «Царевна-лягушка», тексты стихов для физкультминуток.
Предварительная подготовка: чтение народных и авторских сказок.

Вступительное слово педагога


Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами встретились на экологической викторине «Сказочная экология». А что такое экология?
Экология - это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают. 
Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках.
В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней. 
Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животного (например, белорусская сказка «Зайчики»). Многие сказки были о мифических существах охраняющих леса, луга, болота и так далее (например, русская народная сказка «Леший»).
Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение и экологический опыт поколений.
В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно!
Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках. 
Для начала познакомимся с экологическим исследованием сказки «Царевна-лягушка». «Экология в сказке «Царевна-лягушка» (Приложение).
Педагог:
- Теперь время экологической викторины «Сказочная экология».
Ребята делятся на 2 команды и выбирают капитанов. 
Педагог:
- Внимание! Сказки разных народов могут быть похожи по содержанию и отличаться лишь названием. Например, сказка «Мужик и медведь» и сказка «Вершки и корешки».

1 тур «Растения в сказках»


Педагог:
- Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее). 
Назовите сказки, в которых встречаются растения.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Жар- птица» –
2. «Репка» –
3. «Мужик и медведь» –
4. «Снежная королева» –
5. «Золушка» –
6. «Дюймовочка» –
7. «Царевна на горошине» -
8. «Царевна-лягушка» -
9. «Гуси-лебеди» -
10. «Дикие лебеди» -
11. «Аленький цветочек» -
12. «Беляночка и Розочка» -

2 тур « Волшебные превращения»


Педагог:
- Сказки о животных – это один из разделов сказочных повествований, которые на протяжении столетий передаются из поколения в поколение. В сказочных рассказах животные могут превращаться в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривать человеческим языком, смеяться, плакать и переживать.
Назовите сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Царевна-лягушка» -
2. «Финист - ясный сокол» -
3. «Дикие лебеди» -
4. «Золушка» -
5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» -
6. «Калиф аист» -
7. «Беляночка и Розочка» -
8. «Король- лягушонок» -
9. «Кот в сапогах» -
10. «Сказка о царе Салтане» -
11. «Карлик Нос» -
12. «Храбрая сердцем» -
13. «Кукушка» -
14. «Иван-царевич и Серый волк» -

Физкультминутка «В темном лесу есть избушка»

Педагог:
- А сейчас, у нас сказочная физкультминутка.
Команды получают текст стихотворения и самостоятельно в течение 5 минут придумывают к нему движения. Затем, поочередно, проводят свою физкультминутку с болельщиками.
Пример
В темном лесу есть избушка
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка.
Бабушка Яга живет. (
Нос крючком,
Глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (
Дыбом волосы стоят.  

3 тур «Мифические существа»


Педагог:
- Во многих народных сказках есть сказочные существа, которых человек выдумал для охраны окружающего мира. Например, Водяной защищал пресные водоемы, а Нептун – моря и океаны. 
Назовите сказки, в которых есть мифические существа.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Ох и золотая табакерка» -
2. «Покатигорошек» -
3. «Баба-Яга и жихарь» –
4. «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» -
5. «Леший» -
6. «Царевна-лягушка» -
7. «Беляночка и Розочка» -
8. «Летучий корабль» -
9. «Волшебная лампа» -
10. «Как Джиртдан увел детей от страшного дива» -
11. «Дракон и царевич» -

4 тур «Неживая природа в сказках»


Педагог:
- Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее. 
Назовите сказки, в которых неживая природа оживает.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Два мороза» -
2. «Сказка о мертвой царевне» -
3. «Гуси-лебеди» -
4. «Ветер и Солнце» -
5. «Как Луна появилась на небе» -
6. «Снег и заяц» -

Физкультминутка «Гномик»

Педагог:
- А сейчас, у нас сказочная физкультминутка.
Команды получают текст стихотворения и самостоятельно в течение 5 минут придумывают к нему движения. Затем, поочередно, проводят свою физкультминутку с болельщиками
Пример
Гномик по лесу гулял,
Колпачок свой потерял.
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым.
Гному кто точней подскажет,
Где искать ему пропажу?

5 тур «Экология и сказки»

Педагог:
- Ребята, вот и пришло время самого главного соревнования. Мы вспомнили много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Все вместе – это природа. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.
А экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух. 
Ребята, в 5 туре «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.
Пример:
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!
На столе разложены вопросы, текстом вниз, капитаны, поочередно, берут по одному. Команда в течение 2-5 минут советуется и дает ответ. (Угадали только сказку – 1 очко; угадали сказку и назвали экологические моменты – 2 очка)
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?


2. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.


3. Покупала самовар,
А спасал ее комар.


4. Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.


5. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.


6. Красна девица, грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!


7. Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?


8. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.


9. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.


10. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.


11. Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.


12. Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.


13. Дед с бабкой слезами горючим плачут -
за что же такая нам вдруг неудача.
Лежало на полке яйцо золотое.
Да только вот мышь – 
наказанье такое - разбила его. 


14. Маша в лес пошла с лукошком.
Заблудилась там немножко.
На избушку набрела,
Кашу съела, спать легла.


15. В какой сказке мужик с медведем совместно занимались сельским хозяйством?


16. В какой сказке мальчик превратился в козленка? 


17. В огороде, возле хаты, 
Урожай растёт богатый. 
Там сидят на грядках густо 
Репа, свёкла и капуста. 
И горят, как солнышки, 
Жёлтые подсолнушки. 
Кто же там пыхтит на грядке?


18. В этой сказочке герой 
Не такой, как мы с тобой. 
Невеличка ростом мал, 
Не силён он, не удал. 
Как-то ветром парня сдуло, 
Через реку умыкнуло... 
Вот беда – ушиблись ножки. 
Как бежать им по дорожке? 
Как добраться в срок до дому 
Нездоровому, больному? 
Пораскинь ты свой умишко, 
Кто же это? ... 


19. Наладили парус, 
Посадили мышонка 
В долбленое суденышко 
И пустили по течению.


20. В какой сказке лесные птицы объединились против совы?



Заключительное слово


Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское. Поэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. А это значит:
- не мусорить;
- не рвать дикорастущие цветы;
- не ломать деревья;
- не приносить домой диких животных;
- не загрязнять водоемы;
- правильно собирать грибы и ягоды;
- не жечь в лесу костры 
и многое другое.
(Поздравление победителей викторины)
У Бориса Заходера есть замечательные стихи, которыми мы подведем итог нашему мероприятию.


Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!