СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая тропа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. Вместе с тем возможен и самостоятельный осмотр, в том числе с помощью буклетов. По сути, экологическая тропа – это учебно-просветительский кабинет в природных условиях. При выборе маршрута учитывалось доступность и эмоциональная насыщенность и информационная емкость. Продолжительность экскурсии от 1 до 1.5 часа в зависимости от возраста учащихся посещающих экологическую тропу.  При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были не только уникальными, но и типичные для местной природы и информационно содержательными.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей. 

Просмотр содержимого документа
«Экологическая тропа»

Пояснительная записка.

Учащиеся на данной тропе овладевают частью учебно-программного содержания, а именно: изучение объектов и явлений природы, приобретает опыт оценок характера взаимодействия человека и природы, отрабатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями.

Учебная экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. Вместе с тем возможен и самостоятельный осмотр, в том числе с помощью буклетов. По сути, экологическая тропа – это учебно-просветительский кабинет в природных условиях. При выборе маршрута учитывалось доступность и эмоциональная насыщенность и информационная емкость. Продолжительность экскурсии от 1 до 1.5 часа в зависимости от возраста учащихся посещающих экологическую тропу. При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были не только уникальными, но и типичные для местной природы и информационно содержательными.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Паспорт на учебную экологическую тропу

Местонахождение: Пришкольный учебно-опытный участок МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа», расположенная в юго-западной части Льговского района Курской области.

Маршрут осуществляется пешком.

Землепользователь: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Назначение экологической тропы: просвещение, обучение и воспитание по вопросам окружающей среды и эстетической культуры.

Краткое описание маршрута: Маршрут начинается с объекта “Берёза”, далее объект “Рябина”, находящийся в 17 метрах от первого объекта. Далее пересекаем асфальтированную дорожку и направляемся к объекту «Ива», расположенном в 7 метрах. Следующий объект «Яблоня», расположенный в 34 метрах от ивы. Далее движение происходит по дендрологическому отделу участка в юго-западном направлении, где в 12 метрах расположен объект «Осина». Следующий объект «Липа» находится в 17 метрах , за ним в 9 метрах объект «Клен» . Меняем направление на восточное и через 24 метра подходим к объекту «Каштана» , за ним в 5 метрах расположен объект «Сирень» . Далее двигаемся в южном направлении, где через 36 метров расположен объект «Сумах». В итоге длина учебной тропы составляет 171 метр.

Заключение и итоги подводятся на асфальтовой площадке перед южным крыльцом школы. По окончании экскурсии все посещают пустырь рядом со школой, чтобы убедиться в печальных последствиях для окружающей среды. Пустырь находится в 30 метрах от южного крыльца школы. Описание объектов даны в приложении.

Протяженность маршрута: 171 метр.

Исторические сведения о выбранной территории:

В 1904 году земли поселка Колонтаевка принадлежали помещику Анненкову, который жил в селе Износково. Часть земли была сдана в аренду французам, а затем помещику Болоховскому. Поля тогда в основном засевались сахарной свеклой. Обрабатывали их жители окрестных сел. Труд был тяжелый, оплата 25 копеек в день. После революции стали приезжать сюда люди. Поселок обстраивался. Нижний поселок начал строиться в 1932 году. И в том же году начал строиться станционный поселок. С 1936 года наш поселок назывался «Каучук-совхоз». До войны поселок был образцовым сельхозпредприятием. О тружениках нашего поселка, успехах в 1938 году был снят документальный фильм киевской студии кинохроники. В первые послевоенные годы в поселке выращивали зерновые культуры, сахарную свеклу. Большинство сельскохозяйственных работ выполняли вручную. Рабочие были в основном сезонные, вербованные на лето. Уже тогда наш поселок славился своими тружениками. В 60-е годы преображается облик поселка: построены новые корпуса животноводческих ферм, многоквартирные жилые дома, здание новой школы. До 1934 года дети рабочих и служащих поселка учились в селе Износково. В грязь и холод детей возили на подводах в школу. На собрании рабочих был поставлен вопрос об открытии начальной школы в поселке. Для занятий отвели большую комнату бывшего женского общежития. Занимались в две смены, два класса одновременно. Учащихся в 1-4 классах насчитывалось 95 человек. Мебели школьной не было. Были длинные шкафы и скамейки. Летом 1936 года сделали парты. Со школьного участка был собран хороший урожай. В 1934-35 гг была создана пионерская организация. В 1936 году первый раз проводили елку. 7 марта 1943 года освободили поселок от фашистской оккупации. Помещение школы было разрушено. Первое время занимались в приспособленном помещении. Было очень трудно с книгами, тетрадями, писать приходилось на газетной бумаге. На класс приходилось по 1-2 учебника. Однако, все дети успевали. Летом 1944 года в помещении школы был госпиталь. В сентября начались занятия в школьном здании. Топили школу дровами. Во время летних каникул дети помогали совхозу в сборе семян коксагыза, а осенью в сборе корней этого растения. Наше школьной здание построено в 1973 году. В школе имеется 14 учебных кабинетов.

Экологическая тропа располагается на территории пришкольного учебно-опытного участка МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа». Школа открыта в 1973 году, располагается в северной части поселка, строительство началось с 1971 года, до этого на данной территории находились частные дома.

Описание экологической тропы на маршруте, экскурсионные объекты:

Вступительное слово учителя: мы сейчас совершим путешествие по экологической тропе. Ее маршрут проложен по самым интересным уголкам нашего пришкольного участка, и мы с вами выбрали удивительные объекты для исследования и изучения. На пришкольной территории произрастает достаточно много растений. Среди них есть травянистые растения, кустарники и деревья. Мы порой знаем о растении только лишь их название, да и то не всегда точное. А ведь каждая травинка – это целый мир – удивительный, на первый взгляд простой и в то же время необычайно сложный. Очень хочется, чтобы вы на время забыли о сотовых телефонах, а посмотрели вокруг себя и открыли для себя удивительный, неповторимый мир родной природы, сделали пусть небольшое, но открытие. Вы почувствуете как стали добрее мудрее. Удивительное оно рядом, стоит только приглядеться.

1 объект – «Береза»

Оборудование: дневник наблюдения, липкая лента.

Кого удивишь березой? Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. С его помощью мы познакомимся с методом отпечатков и сможем выяснить степень загрязнения воздуха пылевыми загрязнениями на протяжении всей тропы. Для получения точных данных как правило поводится комплексное изучение природных объектов. применим данный метод для исследования трех объектов на протяжении маршрута.

2 объект – «Рябина»

Сообщение

3 объект – «Ива» (сообщение )

4 объект – «Яблоня»

Взгляните на яблоню, что вы можете сказать о ее состоянии? Можно ли назвать денный объект экологически ранимым? Яблоня является экологически ранимым объектом, поскольку находится недалеко от проезжей части и рядом с детской площадкой. Экологически ранимым объектом может быть не только дерево, а водоем, лес, луг и т.д. Предлагаю вам прямо сейчас выработать правила поведения рядом с экологически ранимым объектом.

5 объект –– «Осина»

Оборудование: дневник наблюдения, измерительная лента, калькулятор.

Составление паспорта объекта

6 объект - «Липа»

Оборудование: дневник наблюдений, карточка с таблицей «Признаки повреждения растений под влиянием химических веществ»

Одним из методов определения состояния окружающей среды является биоиндикация. Под влиянием ухудшения состава воздуха у растений отмечаются различные изменения (необычная окраска листьев, некрозы, опадение листьев, изменение формы роста и ветвления и т.д.), наблюдая которые можно констатировать избыточное присутствие в атмосфере какого-либо газа.

Метод биоиндикации

7 объект – «Клен»

Оборудование: дневник наблюдения, липкая лента.

Заканчиваем использовать метод отпечатков. Формулируем вывод о степени запыленности школьной экологической тропы.

8 объект – «Каштан»

Любой объект природы - это часть экосистемы, который неразрывно с ней связан, а значит, может подвергаться воздействию негативных факторов. Определите степень поврежденности деревьев.



9 объект – «Сирень»

Оборудование: дневник наблюдения, липкая лента.

Сирень - многолетний кустарник, который выращивается в декоративных целях. На территории школы он выполняет еще и барьерную роль, отделяя детскую площадку от дендрологического отдела учебно-опытного участка. Для придания декоративного вида необходимо проводить ежегодную обрезку.

10 объект – «Сумах»

Оборудование: дневник наблюдения, определительная карточка.

Данный природный объект является не типичным деревом для нашего поселка. Предлагаю вам научится самостоятельно определять видовое название растений. Как правильно называется это дерево?

Работа с определителями

Состояние экологической тропы: удовлетворительное, на отдельных участках хорошее.

Режим использования: Во время весенних экскурсий по предметам окружающий мир, география, биология. В летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха.

Необходимые мероприятия: укрепление табличек, оборудование малыми формами архитектуры (Информационные доски, символические экологические знаки и указатели).

Охрана тропы: учащиеся школы и сторожа в вечерний период времени.

Маршрут разработан учителями географии МачулинойЛ.В., химии и биолгии Чеглаковой Л.В., Жарких С.Н.

Тропа создана: в 2009 году


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!