СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект школьной экологической тропы "Тропа наших открытий"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект  посвящен экологическому воспитанию школьников. Сегодня в России школьные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического,  психического и духовного развития школьников, являясь одновременно  просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки учениковк пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в школе экологической тропы.

Огромную роль при создании экологической тропы играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В процессе исследования учащиеся получают конкретные познавательные  навыки: учатся наблюдать, рассуждать, планировать работу, учатся прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, школьникам предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

   Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ученик сталкивается каждый день.

Наш летний оздоровительный лагерь расположен на окраине города. По результатам опросов воспитанников лагеря выяснилось, что наши дети не знают территорию, которая их окружает,

Отсюда вытекает проблема: не только низкого уровня экологической культуры воспитанников, но и их поверхностных знаний   территории школы и близлежащих окрестностей микрорайона «Плодосовхоз». Чтобы решить эту проблему, было принято решение создать экологическую тропу.

Экологическая тропа – это учебно - просветительский кабинет в природных условиях, позволяющий наблюдая и изучая, развивать в себе лучшие человеческие качества.

Экологическая тропа  будет проложена по всему периметру лагеря, что позволит воспитанникам и педагогам наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Цель проекта:

Создание маршрута  экологической тропы на территории  школы и близлежащих окрестностей  микрорайона «Плодосовхоз»

Задачи:

  • Провести первичный осмотр окрестных территорий.
  • Заложить смотровые точки.
  • Составить план-схему тропыс нанесением маршрута и всех ее объектов.
  • Изучить историю возникновения смотровых площадок.
  • Изучить видовое разнообразие растительного мира.
  • Разработать экскурсии.
  • Подготовить экскурсоводов.
  • Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы. 
  • Воспитывать экологическую культуру детей, бережное отношение, безопасное поведение к природе.

 

Гипотеза:

Создание экологической тропы сформирует нравственные мотивы воспитанников лагеря, расширит  кругозор и представление об окружающей их  территории.

 

Вид проекта: Долгосрочный, внутришкольный.

Предмет исследования: Территория школы и микрорайона«Плодосовхоз»

Участники:Школьникисреднего и старшего возраста.

Срок реализации проекта: 3 года

 

Ожидаемые результаты:

Создание тропы как таковой не должно быть самоцелью – это одна из творческих форм работы в системе экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Если ее правильно организовать, она позволит раскрыть детям свои творческие способности, сочетать умственный и физический труд, применить на практике знания. 

При исследовании окрестностей лагеря у учащихся должны сформироваться четкие представления об окружающих их территориях.

 Учащиеся выделят наиболее интересные объекты природы, чтобы в дальнейшем их описать.

Они систематизируют и углубят свои знания о растениях выделенных видовых площадок.

Подготовят и проведутэкскурсии по экологической  тропе.

Освоят простейшие методики по изучению состояния тех или иных природных объектов экологической тропы.

Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект школьной экологической тропы "Тропа наших открытий"»

Муниципальноеказенноеобщеобразовательное учреждение

"Уренскаякоррекционная школа- интернат"

Уренского муниципального района Нижегородской области





Социальный проект

школьной экологической тропы

























Тропа наших открытий





















«Я сорвала цветок, и он завял.Я поймала жука,

и он умер у меня на ладони.И тогда я поняла,

что прикоснуться к природеможно только сердцем»

Л. Фесюкова


Введение


Данный проект посвящен экологическому воспитанию школьников. Сегодня в России школьные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития школьников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки учениковк пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в школе экологической тропы.

Огромную роль при создании экологической тропы играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В процессе исследования учащиеся получают конкретные познавательные навыки: учатся наблюдать, рассуждать, планировать работу, учатся прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, школьникам предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ученик сталкивается каждый день.

Наш летний оздоровительный лагерь расположен на окраине города. По результатам опросов воспитанников лагеря выяснилось, что наши дети не знают территорию, которая их окружает,

Отсюда вытекает проблема: не только низкого уровня экологической культуры воспитанников, но и их поверхностных знаний территории школы и близлежащих окрестностей микрорайона «Плодосовхоз». Чтобы решить эту проблему, было принято решение создать экологическую тропу.

Экологическая тропа – это учебно - просветительский кабинет в природных условиях, позволяющий наблюдая и изучая, развивать в себе лучшие человеческие качества.

Экологическая тропа будет проложена по всему периметру лагеря, что позволит воспитанникам и педагогам наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Цель проекта:

Создание маршрута экологической тропы на территории школы и близлежащих окрестностей микрорайона «Плодосовхоз»

Задачи:

  • Провести первичный осмотр окрестных территорий.

  • Заложить смотровые точки.

  • Составить план-схему тропыс нанесением маршрута и всех ее объектов.

  • Изучить историю возникновения смотровых площадок.

  • Изучить видовое разнообразие растительного мира.

  • Разработать экскурсии.

  • Подготовить экскурсоводов.

  • Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы.

  • Воспитывать экологическую культуру детей, бережное отношение, безопасное поведение к природе.


Гипотеза:

Создание экологической тропы сформирует нравственные мотивы воспитанников лагеря, расширит кругозор и представление об окружающей их территории.


Вид проекта: Долгосрочный, внутришкольный.

Предмет исследования: Территория школы и микрорайона«Плодосовхоз»

Участники:Школьникисреднего и старшего возраста.

Срок реализации проекта: 3 года


Ожидаемые результаты:

Создание тропы как таковой не должно быть самоцелью – это одна из творческих форм работы в системе экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Если ее правильно организовать, она позволит раскрыть детям свои творческие способности, сочетать умственный и физический труд, применить на практике знания.

При исследовании окрестностей лагеря у учащихся должны сформироваться четкие представления об окружающих их территориях.

Учащиеся выделят наиболее интересные объекты природы, чтобы в дальнейшем их описать.

Они систематизируют и углубят свои знания о растениях выделенных видовых площадок.

Подготовят и проведутэкскурсии по экологической тропе.

Освоят простейшие методики по изучению состояния тех или иных природных объектов экологической тропы.

Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.


Продукт проекта:

Экологическая тропа с разработанным маршрутом для проведения экскурсий.


































Содержание и реализация проекта 1 года

Цель: Провести первичный осмотр окрестных территорий, и заложить смотровые точки.

Этап

Вид деятельности

I. Подготовительный

1 Формирование инициативной группы наиболее активных ребят. (Приложение 1)

2 Анкетирование (Приложение 2)

3 Постановка цели на 1-й год

2 Основной этап

1 Первичный осмотр всей протяженности экологической тропы.

2Более детальное определение места для видовых площадок.

3 Проведение мероприятий для инициативной группы и всего лагеря.


3 Заключительный

1Повторное анкетирование учащихся

2 Создание эколого – краеведческого альбома исследованных ребятами территорий.

3 Проведение фотоотчёта о проделанной работе.




План мероприятий

Вводное занятие: «Зеленая планета встречает гостей».

Встреча с А.П. Тропыниным бывшим председателем Уренского плодосовхоза.

Экологическая игра «Поле чудес», посвященная всемирному дню окружающей среды.

Операция «Зеленый патруль» в парк 40 лет Победы.

Посещение районной детской библиотеки и музея имениФ.И.Каратыгина.

Игровая- программа «Что я знаю об Урень- крае?»

Посещение каскада прудов микрорайона «Плодосовхоз.

Устный журнал. По страницам Красной книги Уренского района».

Экскурсия в районный музей.

Фотоотчет о проделанной работе.

Экологическая квест- игра.



Содержание и реализация проекта 2 года

Цель:Составить план-схему тропы с нанесением маршрута и всех его объектов.

Изучить историю возникновения смотровых площадок и видовое разнообразие растительного мира.


Этап

Вид деятельности

I. Подготовительный

1 Создание инициативной группы наиболее активных ребят.

2 Анкетирование

3 Постановка цели на 2-й год

2 Основной этап

1 Прокладка маршрута и составление плана пути экологической тропы.

2 Вычерчивание плана-схемы маршрута

3 Сбор историко-краеведческой информации о каждой площадке тропы.

4 Исследование видового разнообразия растений, преобладающих на территории экологической тропы.

5 Проведение мероприятий для инициативной группы и всего лагеря.

3 Заключительный

1Повторное анкетирование учащихся

2 Составление паспорта всех точек тропы

3 Отчет-презентация о проделанной работе


План мероприятий

Вводное занятие «Тропа наших открытий».

Встреча с А.П. Тропыниным бывшим председателем Уренского плодосовхоза.

Игра-викторина «Лекарственные растения и легенды о них».

Исследовательская работа «Веселыми тропинками лета».

Игровая программа «Край Уренский родной».

Практическое занятие. Выпуск плана-схемы экологической тропы.

Посещение читального зала Уренской библиотеки.

Игра по станциям «С Днем рождения, Урень!»

Практическое занятие. Оформление паспорта площадок экологической тропы.

Квест-игра «Полна чудес - могучая природа».

Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов.

Содержание и реализация проекта 3 года

Цель:Разработать экскурсии и подготовить экскурсоводов для их проведения.



Этап

Вид деятельности

I. Подготовительный

1 Создание инициативной группы наиболее активных ребят.

2 Анкетирование

3 Постановка цели на 3-й год

2 Основной этап

1 Разработка экскурсий на всем протяжении маршрута экологической тропы краеведческой, экологической, географической, биологической направленности.

2 Подбор интересных заданий, для выполнения на каждой из видовых площадок.

3 Проведение мероприятий для инициативной группы и всего лагеря.

3 Заключительный

1Повторное анкетирование учащихся

2 Открытие экологической тропы.

3 Проведение экскурсий.


План мероприятий

Вводное занятие «Тропа наших открытий».

Практическая работа. Разработка интересных заданий к маршруту экологической тропы.

Мастер-класс «Я экскурсовод».

Заочная экскурсия «Что нас окружает?»

Беседа «Правила поведения в природе».

Экскурсия «Зеленая тропинка».

Экскурсия «Уренская круговерть».

Квест-игра «Думай по-зеленому!».

Игровая программа «Экологический калейдоскоп».

Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов.








Выводы по реализации задач первого года

Вводное занятие: «Зеленая планета встречает гостей».

В первый день работы нашего объединения познакомила ребят с планом мероприятий на всю лагерную смену: рассказала, какие объекты природы мы посетим, и какие игры нас ожидают, а так же рассказала, что нас ждет районный музей и центральная детская библиотека. Так же мы начали оформление стенда и отчетного альбома «Юнэко».(Приложение 3)



Встреча с А.П. Тропыниным бывшим председателем Уренского плодосовхоза.

Во второй день пребывания нашей группы в лагере, я организовала встречу с бывшим председателем Уренского плодосовхоза Александром Петровичем Тропыниным. Ребята познакомились с человеком, который одним из первых основал микрорайон «Плодосовхоз». Он рассказал о данной территории много нового и интересного, а так же посоветовал, какие места лучше всего посетить.

Придя в лагерь, нами были подведены итоги встречи с А.П. Тропыниным. Ребята узнали, что на месте нашего лагеря ранее находился детский сад, а позднее детский дом.(Приложение 4)


Экологическая игра «Поле чудес», посвященная всемирному дню окружающей среды

5 июня – всемирный день окружающей среды. Этому дню была посвящена игра «Поле чудес». Во время игры ребята познакомились с растениями, которые произрастают на территории лагеря и его окрестностей. Отгадывали загадки о животных, прослушали экологические новости и шуточный прогноз погоды на всё лето.

После окончания игры дети из нашей группы вспомнили и повторили названия растений, которые нас окружают. (Приложение 5)



Операция «Зеленый патруль» в парк 40 лет Победы.

В этот день мы посетили парк 40 лет Победы. Я познакомила учащихся с местоположением парка. Был убран мусор в парке и посещена стела. Мусора было немного, и мы его быстро убрали.

В лагере мы решили, что парк надо сделать одной из площадок нашей экологической тропы. (Приложение 6)


Посещение районной детской библиотеки и музея имени

Ф.И.Каратыгина

В этот день мы посетили музей имени Ф. И. Каратыгина. Нам рассказали о вкладе нашего земляка в библиотечное дело, показали фотографии и экспонаты, которые принадлежали Федору Ивановичу.

Затем наша группа перешла во взрослую библиотеку, где для нас провели викторину на тему: «Растения и животные Уренского района».

В лагере мы вспомнили вопросы викторины, и нашли некоторые растения, произрастающие на данной территории. (Приложение 7)


Игровая- программа «Что я знаю об Урень- крае?»

Сегодня мной была проведена общелагерная игровая программа «Что я знаю об Урень- крае?», в которую были включены познавательные задания, интересные вопросы, подвижные физкультминутки, видеоролики об Уренском районе. Ребята нашего объединения ЮНЭКО были самыми активными, быстро и четко отвечали на вопросы, выполняли предложенные задания.

Когда мы собрались поговорить о проведенном мероприятии, учащиеся сами отметили, что были активными и многое уже знают о своем районе.

(Приложение 8)


Посещение каскада прудов микрорайона «Плодосовхоз»

Проведениеэкскурсии на данных водоемах прошло с участием Александра Петровича Тропынина т. к. он является одним из создателей этих прудов, а так же знает, где они расположены.

В начале экскурсии он нам показал медали и орден, который ему вручило правительство Нижегородской области за участие в ВОВ.

После этого Александр Петрович привел нас на пруды, показал, где они расположены, как образовались.

В лагере наша группа решила, что территорию прудов надо обязательно включить в маршрут экологической тропы и показать эти красивые места всем ребятам лагеря. (Приложение 9)


Устный журнал. По страницам Красной книги Уренского района


Наданном занятии я познакомила ребят с редкими и исчезающими видами растений и животных нашего района. В конце мероприятия мы сделали вывод о том, что на территории нашего лагеря нет ни одного растения, которое занесено в Красную книгу района.


Экскурсия в районный музей

Во время экскурсии в районный музей ребята познакомились с музейными экспонатами: предметами старины, одежды, утварью, которыми пользовались наши предки. А главное они увидели на фотографиях, как выглядел изучаемый нами микрорайон в 70-80-е годы.

В лагере ребята сделали вывод, что современный микрорайон сильно отличается от микрорайона тех лет: он разросся, появились каменные дома, магазины и другие современные постройки. (Приложение 10)


Подведение итогов. Фотоотчет о проделанной работе

Сегодня пришло время подводить итоги работы нашего детского эколого-краеведческого объединения ЮНЭКО. Пролистав альбом, учащиеся вспомнили, где побывали, что узнали, в каких мероприятиях участвовали.

Нами было принято решение продолжить разработку экологической тропы на следующий год и обязательно создать площадки:

  • На базе лагеря

  • На территории парка 40 лет Победы

  • Вокруг каскада прудов микрорайона «Плодосовхоз»

Вечером наша группа показала всем ребятам лагеря видеоролики, проведя заочный экскурс: «Наш край глазами уренцев», а так же фотоотчет о проделанной работе за всю лагерную смену.


Экологическая квест- игра

В последний день работы лагеря мной была разработана и проведена итоговая квест-игра по экологии, во время которой ребята нашей группы достойнопоказали все свои знания, приобретенные за время пребывания в лагере.













Отчет по реализации проекта первого года

В результате выполнения данного проекта впервые были собраны материалы о территории, окружающей наш лагерь.

При проведении повторного анкетирования на тему «Окрестности нашего лагеря» можно сделать вывод, что все учащиеся ответили положительно на предложенные вопросы.(Приложение 11)

Реализация первогогода проекта позволила сформировать у ребят необходимые знания, представления, умения и навыки по исследованию окрестных территорий.

Надо отметить то, что дети проявили заинтересованность данной проблеме, научились работать в команде, выделили наиболее интересные объекты природы, через которые будет проложена экологическая тропа.

Совершив экскурс в историю, увидели, как выглядела раньше территория, которая окружает школьников.

Познакомились с людьми, которые внесли большой вклад в развитие микрорайона «Плодосовхоз».

Проанализировав план проведенных мероприятий и полученные результаты можно сделать вывод, что план работы выполнен полностью.

Экономическую сторону реализации данного проекта можно считать выгодной. Материальные затраты были низкие и осуществлялись за счет средств, выделенных из бюджета лагеря. В основном это были канцтовары, перчатки и пакеты для уборки мусора.

В перспективе будет продолжена работа по этому проекту. В течении двух последующих лет планируется:

  • более детальное определение мест для создания площадок и точного маршрута прохождения экологической тропы;

  • сбор теоретического материала для проведения экскурсий;

  • подбор учебных, исследовательских заданий, которые можно выполнить на остановках экологической тропы;

  • проведение экскурсий по экологической тропе, с выполнением на каждой площадке интересных заданий для всех желающих нашего лагеря;

Итогом работы проекта на первый год стал альбом детского эколого – краеведческого объединения ЮНЭКО, а так же фотоотчёт в конце лагерной смены о проделанной работе.

Разработкой данных материалов могут пользоваться учителя предметники, воспитатели в учебной и внеурочной деятельности и учащиеся возрастной группы от14до16 лет.


Литература


  1. Бизнес-профиль. Районы Нижегородской области. Уренский район, № 8, 2000. – 89 с.

  2. Баканина Ф.М. и др. Экологические тропы. Нижний Новгород, 1991.

  3. Есть в Урень-краетакне места: Памятники природы Урень-края. Самостоятельное информационное издание. – Урень: Центральная библиотека, 1999. – 30 с.

  4. Жизнь природы здесь видна. Путеводитель – спутник краеведа по паркам, садам-аллеям. Рощам Урень-края. – Урень: Уренская ЦБ, 2002. – 17 с.

  5. Заповедные маршруты края. Экологический путеводитель. Вып.2. – Урень: Уренская ЦБ, 1996. – 15 с.

  6. Киселёв В. М. Учебно-методический комплекс по историческому краеведению «История Уренского края». – Урень, 1995. – 107 с.

  7. Краеведение. Пособие для учителя/ А. В. Даринский, Л. Н. Кривоносова, В. А. Круглова. Под ред. А. В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987. - 158 с.

  8. Особо охраняемые природные территории Урень-края. – Урень: ЦБ, 2004. – 52 с.

  9. Свет в моей судьбе. Уренский район: дорогами истории. – Урень. 2002. – 87 с.

  10. Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей./ ред. В. В. Титова. – М.: Просвещение, 1988. – 83 с.

  11. Худенко В. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. – М.: Аркти, 2005. – 312 с.

  12. Энциклопедия Урень-края. Под ред. В. М. Киселёва. – Урень, 2002. – 59 с.



Электронные ресурсы

1.http://ru.wikipedia.org

2. http://www.eco.nw.ru

2. http://wildnet.ru

4.http://images.yandex.ru

5.http://chememorsk.narod.ru






Приложение

Приложение 1





















Девиз детского эколого-краеведческого объединения ЮНЭКО: Защищать природу вместе для ЮНЭКО дело чести!
















Песня

  1. В небе звёздочки отправились спать.

Слушай, Солнышко, пора нам вставать!

Серых туч сегодня, кажется, нет.

Будет чистым твой румяный рассвет.

Улыбнулись нам с тобою цветы —

Им понравились с утра я и ты.

Нам вдвоём на свете радостней жить.

Слушай, Солнышко, давай-ка дружить!


Припев:

Пой, пой над землёй вместе со мной,

Шар, шар золотой, яркий такой,

Чтоб на земле стало светлей

И ещё веселей!


2. Сколько стран на свете — не сосчитать.

С добрым утром — я хочу им сказать.

Мне становится ясней с каждым днём,

Что под солнышком одним мы живём.


Припев: 2раза

Эй-эй, не жалей силу свою.

Грей, грей горячей Землю мою.

Солнышко, мы будем дружны,

Я маленькая девочка большой страны.

Я маленькая девочка большой страны.



Приложение 2

Анкета

«Окрестности нашего лагеря»

(нужное подчеркнуть)


  1. Знаешь ли ты сколько лет находится наш лагерь на данной территории?

Да. Нет

  1. Знаешь ли ты, что находилось на данной территории до лагеря?

Да. Нет

  1. Знаешь ли ты территорию, которая окружает лагерь?

Да. Нет

  1. Знаешь ли ты людей, которые основали микрорайон «Плодосовхоз»?

Да. Нет

  1. Был ли ты в парке 40-летия Победы?

Да. Нет

  1. Знаешь ли ты, где расположены пруды микрорайона «Плодосовхоз»?

Да. Нет

  1. Посещал ли ты наш районный музей?

Да. Нет

  1. Был ли ты в музее имени И. Ф. Каратыгина?

Да. Нет


Диагностика уровня знаний учащихся по результатам анкетирования на начало года




















На основании полученных результатов анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся не знают окрестности своего лагеря. Только 19% ответов детей положительные, а 81% ответов – отрицательные. Поэтому считаю необходимым изучить с ребятами окрестные территории лагеря.



Приложение 3

Оформление стенда и альбома ЮНЭКО













Приложение 4

Фото с А.П. Тропыниным бывшим председателем Уренского плодосовхоза



















Приложение 5

Экологическая игра «Поле чудес»















Приложение 6

Посещение парка 40 лет Победы





Посещение стеллы































Приложение 7

В музее имени Ф. И. Каратыгина





На викторине в центральной библиотеке

















Приложение 8

Фото с мероприятия «Что я знаю об Урень-крае?»

































Приложение 9

Награды А. П. Тропынина



Посещение каскада прудов микрорайона «Плодосовхоз»



Приложение 10

Посещение районного музея



Приложение 11

Диагностика уровня знаний учащихся по результатам анкетирования на конец года