Рекомендации для воспитателей по организации прогулок
объект «Птичий двор»
экологической тропы
МДОАУ д/с «Тополек»
Ответственный за объект:
Воропаева А.В.
Ясный 2016г.
Описание объекта экологической тропы
«Птичий двор»
Ответственный за объект экологической тропы «Птичий дворик» - воспитатель МДОАУ детского сада «Тополек» Воропаева А.В.
Цель объекта: «Птичий дворик» расширить представления детей о птицах нашего края, их образе жизни. Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам.
Задачи:
Воспитывать интерес детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни.
Расширять знания детей при наблюдении за птицами.
Формировать знания детей о роли человека в жизни птиц и какую пользу они приносят.
Воспитывать у детей эмоциональное – положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
Прогнозируемые результаты наблюдений за птицами на объекте «Птичий дворик» во время совместной деятельности педагога и детей, осуществляемых в ходе режимных моментов.
Проявляет интерес к птицам нашего края.
Расширит познавательную активность к жизни птиц и взаимосвязи их со средой обитания.
Сформированы понятия причинно - следственных связей единство всей природы и место человека в ней
4. Испытывает радость от осознанного взаимодействия с живыми существами.
Объект: «Птичий дворик» оборудован на озелененном участке местности, внутри огражденной территории МДОАУ детского сада «Солнышко», левой стороны от центральных ворот и обеспечивает свободный подход детей для наблюдения за птицами.
Объект: «Птичий дворик» включает в себя:
Скворечник – (дом) для птиц.
Кормушка – птичья столовая.
Емкость с водой – поилка для птиц.
Для установки оборудования «Птичий дворик» было выбрано три рядом стоящих тополя.
На одном из них был установлен деревянный скворечник на расстоянии два метра от земли.
На другом дереве закреплена деревянная кормушка с крышей на уровне глаз детей.
Емкость с водой изготовленная из двух пластиковых бутылок закреплена на третьем рядом стоящем дереве на уровне глаз детей.
Перспективное планирование работы
на 2016 г.
Экологическая тропа объект «Птичий дворик»
- Привлечение родителей в оказании помощи по благоустройству экологической тропы объекта: «Птичий дворик».
-Повышение экологической культуры родителей через участие в подборе наглядно – дидактических пособий, книг для групповой библиотеки, рекомендации по домашнему чтению
-Изготовление кормушек, скворечника для птиц.
-Изготовление скамеечек для отдыха детям и наблюдения за птицами.
Рекомендуем использовать при работе на «Птичьем дворике»
Загадки
Верст не считали
По дорогам не езжали,
А за морем бывали...
(перелетные птицы)
Эту птицу знает всякий
На месте его дворец
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день...
( скворец)
Гости приходят весной,
А уходят осенью...
(перелетные птицы)
Шея тонкая и ноги,
Не боясь воды и капли,
Рыб, лягушек ловят много
Клювом длинным. Это.(цапли)
Весной и летом
За пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит...(грач)
В синем небе голосок
Будто крошечный звонок...
(жаворонок)
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех.(грач)
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона
По имени... (ворона)
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут...
(кукушки)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится
Не орел, но все же птица...
(воробей)
Всех приметных птиц черный,
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовется птица...
(грач)
На месте — дворец,
Во дворе — певец...
(скворец)
Маленький мальчишка,
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
В поле ночует,
Коноплю ворует...(воробей)
Это хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекозится белобока
А зовут её... (сорока)
На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец —
Он и летчик, и певец. (скворечник)
Почему так говорят?
Пословицы и поговорки
Всякая птица своим голосом (свои песни) поет
Всякая птица своим клювом сыта (кормится)
Всякая птица своим пером красуется
Всякая птица тепло ищет
Где птица не летает, а свое гнездо знает
Здоровое дерево дятел не долбит.
Знает и ворона, в чем оборона
Знает сорока, где зиму зимовать
И кулик в своем болоте велик
И птица, выкормив птенца, его летать учит
И птицы весною парочками летают
И черный ворон вещает, да невпопад
Каждая птица в своем гнезде хозяйка
Каждая птица свое гнездо хвалит
Каждая птица своим носом кормится
Каждый кулик свое болото хвалит
Красна птица пером, а человек умом
Красна птица перьями, а человек учением
Кричит, как выпь
Летает, значит птица
Мала птица, да и та свое гнездо бережет
Мало-помалу птичка гнездо свивает
Нет дерева, на которое бы птица не садилась
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой
У маленькой птицы и гнездо маленькое
Подвижные игры
"Воробушки и автомобиль".
Цель - научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Ход игры: Начинать движение и менять его сигналу воспитателя, находить свое место. Дети делятся на две команды: одна — "автомобили", другая — "воробушки".
По сигналу "Автомобили!" "автомобили" двигаются по дорожке. "Воробушки" сидят на обочине. По сигналу "Воробушки!" "автомобили" останавливаются и начинают "летать" "воробушки".
"Птички летают".
Цель - научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучить детей помогать друг другу.
Ход игры: На сигнал "Птички летают!" дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал "Кот!" "птички" "улетают" в свои домики.
"Перелет птиц".
Цель - научить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
Ход игры: Дети-"птицы" собираются на одной стороне площадки. По сигналу "Полетели!" "птицы" "разлетаются" по всей площадке. По сигналу "Буря!" — "летят" к "деревьям".
"Филин и пташки".
Цель - упражнять в беге врассыпную.
Ход игры. Играющие выбирают "филина". Он уходит в свое гнездо. Дети "летают" по площадке, подражая крику той птицы, которую выбрали. На сигнал "Филин!" все птицы "улетают" в свои гнезда. Если "филин" успеет кого-то
поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманная становится "филином".
"Веселый воробей".
Цель — научить выполнять движения по тексту игры.
Ход игры.
Воробей с березы (Дети прыгают.)
На дорогу прыг!
Больше нет мороза — (Прыгают и чирикают.)
Чик-чирик!
Вот журчит в канавке (Произносят: "Ж-ж-ж!")
Быстрый ручеек,
И не зябнут лапки — (Прыгают.)
Скок-скок-скок!
Высохнут овражки — (Прыгают.)
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки — (Чирикают.)
Чик-чирик!
Дидактическая игра (А) и упражнения (Б)
А. "Угадай по описанию" — воспитатель описывает птиц, дети угадывают.
Цель — развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Б. "Звукоподражание" — воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание.
Цель — закрепить произношение отдельных звуков.
Птицелов
Цель: учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.
Ход игры:
Играющие выбирают себе названия птиц. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами. Птицы водят хоровод
Во лесу в лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Ах, птицелов идет,
Он в неволю нас возьмет.
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит подражая какой-либо птице.
Водящий должен угадать имя игрока и птицу.
Птицы
Цель: закрепить знания детей о различных птицах; совершенствовать умение соблюдать правила игры.
Ход игры:
Играющие выбирают хозяйку и ястреба. Остальные - птицы. Прилетает ястреб. Хозяйка говорит
- Зачем пришел?
- За птицей!
- За какой?
Ястреб называет. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не переловит всех птиц.
«Угадай по описанию».
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ.
Ход игры:
По плану, предложенному воспитателем, ребёнок составляет описание птицы, не называя её.
«Собачка и воробьи».
Цель игры: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
Ход игры:
Одного выбирают «собачкой», все остальные -«воробьи».
Скачет, скачет воробей- Дети скачут.
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей: Повторяют: «Чив!Чив!Чив!»
«Чив! Чив! Чив!»
«Чив! Чив! Чив!»
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! Повторяют: «Чик-чирик!»
Чик-чирик!
Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. Воробьи разлетаются.
Игра проводится 2-3 раза.
«Ворона и собачка».
Цель игры: научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться не мешая друг другу.
Ход игры:
Выбирается «собачка», остальные дети -«вороны».
Возле ёлочки зелёной Дети прыгают, изображая ворону.
Скачут, каркают вороны:
«Кар! Кар! Кар!»
Тут собачка прибежала
И ворон всех разогнала:
«Ав! Ав! Ав!». Дети убегают от «собачки».
Игра повторяется 2-3 раза.
«Птички, раз! Птички, два!»
Цель игры: научить детей выполнять движения по счёту.
Ход игры:
Сколько у птички лапок, глаз, крыльев?
Птички, раз! Выставляют вперёд одну ногу.
Птички, два! Выдвигают другую ногу.
Скок, скок, скок! Скачут на обеих ногах.
Птички, раз! Поднимают одну руку.
Птички, два! Поднимают другую руку.
Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлопают в ладоши.
Птички, раз! Закрывают рукой один глаз.
Птички, два! Закрывают другой глаз.
Всё, улетели!
Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.
Цикл наблюдений за птицами
(младшая группа)
Сентябрь прогулка1
Наблюдение за птицами во время кормления
Цели:
прививать желание заботиться о птицах;
формировать знания о повадках птиц;
воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения:
Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).
Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По двору гуляет, крошки подбирает.
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы
клюют и перелетают на новое место.)
Как птицы кричат? Как прыгают?
Чик-чирик к зернышкам — прыг.
Клюй — не робей! Кто же это? (Воробей.)
Трудовая деятельность
Кормление птиц. Цели:
Подвижные игры
«Воробушки и кот».
Цели:
учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях;
бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего;
быстро убегать, находить свое место;
— быть осторожными, занимая место, не толкать товарища.
«Попади в круг».
Цели:
— совершенствовать умение действовать с разными предметами;
развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками;
развивать глазомер, координацию движений, ловкость.
Выносной материал
Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, совочки, машинки.
Сентябрь прогулка 2
Наблюдение за птицами
Цели:
продолжить наблюдение за птицами на участке;
учить различать основные части тела;
развивать и воспитывать бережное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Осенью можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Обратите внимание детей, что птицы собираются к холоду.
Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм.
Воробей, что ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь.
Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.)
Трудовая деятельность Кормление птиц.
Цели: — побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка);
— воспитывать желание ухаживать за животными.
Подвижные игры: «Воробушки и кот».
Цели: - учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях;
бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего, быстро убегать, находить свое место;
приучать быть осторожными, занимая место, не толкать товарища.
«Попади в круг». Цели:
совершенствовать умение действовать с разными предметами;
развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками;
развивать глазомер, координацию движения, ловкость.
Выносной материал
Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаш, совочки, машинки.
Октябрь прогулка 1
Наблюдение за птицами
Цели:
расширять представление о птицах;
формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилета
ют к кормушке, чем их надо подкармливать;
воспитывать доброе отношение к пернатым.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, Что они их накормят.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
«Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою: Чик-чирик!»
Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми
повесить кормушку для птиц. Пройти вокруг детского сада и посмотреть, где повесили дети кормушки.
Трудовая деятельность
Насыпание корма для птиц, расчистка дорожки к кормушке.
Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно их кормить.
Подвижные игры: «Бездомный заяц».
Цели: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;
Цель: - учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве;
Выносной материал Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, печатки, совочки, машинки.
Ноябрь прогулка 1
Наблюдение за птицами
Цели:
Ход наблюдения
Перед прогулкой воспитатель говорит детям, что нужно взять хлеб для того, чтобы покормить голубей. Придя на место, сначала рассмотреть их, спросить, много ли голубей? Посмотреть, как голуби будут клевать. Обратить внимание детей, что у голубей есть глаза — они видят корм, когда им насыпают, есть клюв — они клюют крошки, есть ноги — они ходят, есть хвост и крылья — они летают. Голуби бывают разного цвета и величины. Голубей иногда называют «сизарями».
Трудовая деятельность
Приготовление корма для птиц вместе с воспитателем.
Цели:- воспитывать желание участвовать в уходе за птицами;
Подвижные игры
«Раз, два, три — беги!».
Цели:- упражнять в умении действовать по сигналу;
Цели: - учить быстро ориентироваться в пространстве;
Выносной материал
Маски для подвижных игр, корм для птиц, формочки для игр, карандаши, печатки.
Ноябрь прогулка 2
Наблюдение за птицами
Цели:
продолжать наблюдение за птицами, их повадками;
сравнить воробья и голубя.
Ход наблюдения
Начните наблюдение после того, как подкормите птиц.
Голуби, голуби —
Раз, два, три.
Прилетели голуби-сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
Рассмотреть внешний вид птиц, вспомнить об их повадках. После этого сравнить птиц. Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но голубь больше воробья; голубь воркует, а воробей чирикает, голубь ходит, а воробей прыгает. Голуби не боятся людей, они к ним привыкли.
Воробей над кормом
Прыгает, кружится,
Перышки взъерошены,
Хвостик распушился.
Трудовая деятельность
Приготовление корма для птиц вместе с воспитателем, кормление.
Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за птицами, кормить их.
Подвижные игры: «Мышеловка».
Цели: развивать быстроту и выносливость;
бегать, не задевая друг друга, находить свое место.
«С кочки на кочку».
Цели: формировать навыки прыжков в длину;
Выносной материал
Маски для подвижных игр, корм для птиц, формочки для игр, палочки, карандаши, печатки.
Зима
Декабрь прогулка 1
Наблюдение за птицами зимой
Цели:
Ход наблюдения
Птичьи гнезда опустели, Птицы к югу улетели. Оказался всех храбрей Наш дворовый воробей. Холода не испугался, С нами на зиму остался. Непоседа, невеличка — Желтая почти вся птичка Любит сало, семечки...
Воспитатель задает детям вопросы.
Трудовая деятельность
Сгребание снега лопатками, расчистка дорожки.
Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.
Подвижные игры
«Ловлю птиц на лету» (русская народная). Цели:
Цель: упражнять в броске в цель, развивать ловкость.
Выносной материал
Лопатки, метлы, скребки, санки.
Декабрь прогулка 2
Наблюдение за синицей
Цели:
закреплять представление о названии птицы, характерных признаках внешнего вида;
воспитывать желание ухаживать за птицами.
Ход наблюдения:
Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой — это синичка. Понаблюдать, как она будет клевать сало.
Напомнить детям, что птицам зимой трудно добыть корм, их надо подкармливать. Синички любят сало, семечки. Вспомнить о других прилетевших к кормушке птицах. Как их называют и чем они питаются
питаются?
Маленькая птичка — Желтогрудая синичка, По двору гуляет,
Крохи собирает.
Трудовая деятельность
Постройка горки для куклы.
Цели:
Подвижные игры
«Вороны и собачка».
Цели:
— учить детей быстро действовать по сигналу;
— бегать, не наталкиваясь друг на друга.
«Попади в коробку».
Цель: тренировать меткость бросков.
Выносной материал
Лопатки, ведерки, формочки для снега, куклы, одетые по сезону, санки для кукол, печатки, клеенки для катания с горки.
Январь прогулка 1
Наблюдение за птицами
Цели:
закреплять желание детей заботиться о
После новогоднего праздника вынести елку на участок, воткнуть ее в горку
снега, залить водой, чтобы держалась крепче. Устроить «праздник» для птиц. На ветки прикрепить кисти рябины, кусочки несоленого сала (на веревочке). Под елку положить косточки с мясом для ворон. Вокруг елки посыпать песок, смешанный с зерном. Наблюдать, какие птицы какой корм будут клевать.
Трудовая деятельность
Изготовление крокодила из снега. Цели:
Подвижные игры
«Воробушки и автомобиль». Цели:
учить быстро действовать по сигналу;
бегать, не наталкиваясь друг на друга.
«Сбей кегли» (3—5 кеглей и 1 шар).
Цель: учить правилам очередности в игре.
Выносной материал
Лопатки, ведерки, формочки, санки, вода, печатки, клеенки для катания с горки.
Январь прогулка 2
Наблюдение за снегирем
Цели:
помочь рассмотреть снегиря;
понаблюдать, как он поет, клюет зернышки подсолнечника;
обратить внимание детей на красивые перья.
Ход наблюдения
На прогулке около кормушки рассмотреть снегиря: обратить внимание на то, что тело птицы покрыто перьями: на грудке перья красные, на спинке —
серые, а на головке — черные. У снегиря два крыла, и он летает; есть хвост, клюв, ноги с коготками.
Трудовая деятельность
Сооружение снежных валов, расчистка дорожки к участку. Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег.
Подвижные игры
«Птичка в гнездышке», «Найди свой домик». Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигналы, возвращаясь на место.
Выносной материал
Лопатки, печатки, формочки, санки.
Февраль прогулка 1
Наблюдение за синицей
Цель: знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку и проводит беседу.
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень-Тень!
Как хорош весенний день!» (Синица.)
Что это за птица?
Как она выглядит и какого она цвета?
Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
Чем питаются синицы?
Как люди заботятся о них?
Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.)
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от льда и снега.
Цель: закреплять навыки работы с лопатой.
Подвижные игры
«Снежная карусель».
Цель: упражнять в ориентировке на местности.
«Ловишки с мячом».
Цель: развивать координацию движений.
Выносной материал
Лопатки, метелки, формочки для снега, клеенки для катания с горки.
Февраль прогулка 2
Наблюдение за зимующими птицами
Цели:
Ход наблюдения
Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки.
Воспитатель задает детям вопросы.
Трудовая деятельность
Сооружение ледяной дорожки.
Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег, делать ледяную дорожку.
Подвижные игры
«Такси».
Цель: приучать двигаться вдвоем,
соразмерять движения друг с другом, менять направление движения. «Хитрая лиса». Цели:
Выносной материал
Куклы, одетые по сезону, лопатки.
Февраль прогулка 3
Наблюдение за вороной
Цели:
— расширять представление р зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
~~ воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. (Ворона.)
Чем она питается?
Есть ли у нее враги?
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега и мусора.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры
«Встречные перебежки».
Цель: повышать двигательную активность на прогулке.
«Попади в обруч».
Цель: развивать меткость, ловкость, выносливость.
Выносной материал
Лопатки, ведерки, формочки, печатки.
Февраль прогулка 4
Наблюдение «Птицы зимой»
Цели:
Ход наблюдения
Дети выходят на прогулку и сразу же отправляются к кормушке Для птиц. Какие птицы первыми прилетели к кормушке? Чем они клюют зернышки? (Клювом.) Как они кричат? Рассказать, что зимой птицам голодно, нет мошек, червячков, и они очень благодарны Детям за заботу.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
«Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою: чик-чирик!»
Трудовая деятельность
Постройка горки для куклы.
Цели:
~~ учить правильно наполнять ведерко снегом до определенной отметки;
~~ доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры
«Вороны и собачка».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга.
«Догони меня».
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Выносной материал
Лопатки, ведерки, формочки для снега, куклы, одетые по сезону, санки для кукол, печатки, кленки для катания с горки.
Весна
Март прогулка 1
Наблюдение за снегирем
Цели:
Ход наблюдения
Выйти с детьми на прогулку, подойти к рябине, показать снегиря.
От простуд он не страдает, не страшится зимних вьюг
И к зиме не улетает на далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды и пригорок и пустырь,
Рад красавец красногрудый — житель
Севера — снегирь.
Отметить, какой красивый снегирь. (Черная головка, красная грудка.) Положить в кормушку ягоды рябины. Понаблюдать, как расправляется с
ягодами: выклевывает семена, а мякоть бросает на землю. Птицам зимой холодно и голодно, поэтому надо заботиться о них, оберегать.
Трудовая деятельность
Расчистка территории от снега.
Цель: учить работать сообща, помогать друг другу.
Подвижные игры
«Найди нас».
Цели:
закреплять названия объектов на участке;
учиться ориентироваться на местности.
«Великаны — карлики».
Цели:
улучшать технику ходьбы, добиваться четкого широкого шага;
учиться ориентироваться в пространстве.
Выносной материал
Лопатки, формочки, совочки.
Апрель прогулка 1
Наблюдение за птицами весной
Цели:
Ход наблюдения
С приближением весны к кормушке больше не прилетают синички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.
Капли падают с крыши, Всюду пахнет весной. Небо кажется выше, Звонче воздух лесной. В поле снег синеватый Подмывает вода. Грач — разведчик крылатый — Теребит провода.
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цели:
учить пользоваться граблями;
воспитывать бережное отношение к природе;
закреплять умение трудиться в коллективе.
Подвижные игры
«Перелет птиц».
Цель: упражнять в лазании.
«Кто ушел?».
Цель: развивать внимание.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Выносной материал
Грабли, ведерки, носилки, метелки, мячи.
Апрель прогулка 2
Наблюдение за птицами
Цель: расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Чем воробей отличается от голубя? (Воробей меньше, окрас серый; голубь больше, окрас белый и сизокрылый.)
Чем отличается крик воробья от крика голубя? (Воробей чирикает «чик-чирик», а голубь воркует «гуль-гуль-гуль».)
Какую пользу приносят воробьи? (Они поедают вредных насекомых, комаров и мошек.)
Отметить, что голуби ходят по земле, летают, сидят на крыше (иногда на деревьях). Воробьи прыгают — как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой и часто переступая ногами, как голуби.
Трудовая деятельность
Наведение порядка на территории.
Цели:
приучать детей ухаживать за саженцами, поливать землю во-)
круг деревца;
следить, чтобы дети из других групп не ломали ветки деревьев.
Подвижные игры
«Перелет птиц».
Цели:
упражнять детей в лазании по лестнице, спрыгивании, беге;
учить переходить от одного действия к другому;
— развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
«Найди такой же листочек».
Цели:
учить различать листья березы, рябины, клена;
быстро действовать по сигналу воспитателя.
Выносной материал
Мячи, совочки, ведерки, лейки, скакалки, велосипеды, обручи, гимнастические скамейки.
Цикл наблюдений за птицами
(средний дошкольный возраст)
Прогулка 1
"Птицы к югу полетели"
Цель: расширять представления о птицах, показать связь способа питания со строением клюва и сезонной жизнью птиц; воспитывать желание заботиться о птицах.
Методические приёмы:
Вспомнить сказку “Лягушка-путешественница”.
Беседа:
Зачем птицы осенью улетают в тёплые края?
Как называются такие птицы? (Перелётные).
Почему не все птицы улетают на юг?
Кого вы знаете, кто остаётся зимовать?
Как называются такие птицы? (Зимующие).
Логическая цепочка “Отлёт птиц”. Использовать картинки. (Завяли цветы, попрятались насекомые, улетели птицы.)
Д/и “Птицы на кормушке”. Выбрать среди множества птиц тех, кто прилетает к кормушке, что ест каждый из них? Рассматриваем строение клювика. Вывод: от того, какой клюв у птицы, зависит то, чем она питается.
Экологические круги: на классификацию (перелётные - зимующие).
Изготовление кормушек из шишек. Дети выбирают любую шишку и под чешую вставляют кусочки сала.
Чтение стихотворения Яшина “Покормите птиц зимой”.
Последующая работа.
Консультация для родителей “Типы кормушек”.
Заготовка корма.
Изготовление кормушек из шишек, бросового материала и др.
Наблюдений за птицами
Прогулка 2
Цель: продолжить знакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, сороки), закрепить название знакомых птиц.
Методические приёмы:
Рассматривание сороки (внешний вид, как передвигается, чем питается, как кричит-стрекочет (тр - р -р).
Почему сороку называют белобокой?
Словесная игра “Придумай словечко” (сорока-белобока, длиннохвостая, стрекотуха, красавица, модница и т.д.)
“Ты сорока - белобока,
Зря не прыгай, не летай,
Строить домик помогай”
Как узнали? (Маленький, шустрый, коричневого цвета, клюёт хлебные крошки и зёрна).
Дети кормят птиц, подражают движениям воробьёв, сорок, чирикают, а потом каждый ребёнок изображает свою птичку.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою,
-Чик-чирик!
Зимой чуть жив! Чуть жив!
Весной - жив-жив!
Три разные сестрицы
Прогулка 4
Цель: учить сравнивать и различать птиц по внешнему виду: галку, сороку, ворону. Расширять представление об особенностях питания этих птиц зимой. Развивать умение различать следы на снегу.
Методические приёмы:
Беседа:
Где чаще всего можно увидеть этих птиц на участке?
Почему они чаще всего бывают на хозяйственном дворе?
Чем питаются галка, ворона, сорока? (Они всеядные).
Как кричат эти птицы?
Подражание их голосам (сорока - стрекочет, галка - галь- галь, ворона - харч, харч).
Описание птиц.
Как отличить галку от вороны?
Чем сорока отличается от галки и вороны?
Поисковое задание.
Рассмотреть следы птиц на снегу и определить, чьи они.
Последующая работа.
Рисование птиц или раскрашивание контуров этих птиц.
Наблюдение за синичками
Прогулка 5
Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
Методические приёмы:
Загадка:
Ты с модницей этой конечно знаком.
Вертушке на месте никак не сидится
Всё хвастает синим своим сюртучком
И шапочкой чёрной гордится (синица).
Рассматривание внешнего вида:
Какого цвета спинки, грудки, головки?
Одинаковые ли все они по размеру?
Каков клювик? Как поёт?
Скинь кафтан,
Скинь, скинь, скинь.
Рван кафтанчик
Скинь, скинь, скинь.
Одинаковы ли все синички? В чём их отличие?
Поисковое задание.
Насыпать семечки, зёрно, хлебные крошки, развесить кусочки сала.
Определить, что любят синички.
Как ведёт себя во время питания?
Наблюдение за дятлом через “Волшебное окно”
Прогулка 6
Цель: познакомить детей с новой птицей - дятлом: учить узнавать его по внешнему виду, по звукам, которые он издаёт. Дать знания о питании этой красивой птицы и её месте обитания. Воспитывать уважение за пользу, которую она приносит.
Методические приёмы:
Включение грамзаписи: стук дятла в лесу и другие голоса птиц.
Какие звуки вам незнакомы?
Как вы думаете, кто это может так стучать?
А теперь давайте посмотрим с вами в наше волшебное окно и увидим эту птицу.
Рассматривание дятла, его внешнего вида. Как можно отличить дятла от других птиц? Какой клюв у дятла? Как он сидит на дереве? Как передвигается? Что ел дятел на кормушке? Почему дятла называют лесным доктором?
Д/и “Накормим птиц”.
Фотографирование птицы и последующее рассматривание фотографии.
Наблюдение поползня
Прогулка 7
Цель: познакомить с поползнем, особенностями окраски, способом передвижения, способом её питания. Закрепить названия знакомых птиц, их питание. Воспитывать заботу о птицах.
Методические приёмы:
Рассматривание картины:
Назовите всех знакомых вам птиц.
Как вы их узнали?
Чем питаются эти птицы?
Как они по-разному ведут себя во время еды?
Составление описательного рассказа об одной из птиц или обо всех, которые прилетели на кормушку.
Какая новая птица появилась на участке?
Рассказ воспитателя о поползне. Его название связано с манерой передвигаться по стволу дерева - вниз головой, как будто ползёт. Берёт в клюв не одно семечко, а несколько. Ещё он питается зерном.
Моделирование “Угадай птичку”.
Использование художественного слова детьми о своей птичке.
Птицы зимой
Прогулка 8
Цель: познакомить с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют, чем питаются), с трудностями добывания корма; вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время.
Методические приёмы:
Беседа:
Почему многие из птиц улетают на юг?
Какие птицы остаются у нас? (Вороны, воробьи, сороки, синички).
Как их можно назвать? (Зимующие).
Почему они остаются зимовать?
Просмотр кадров диафильма “Кто как зимует?”
Д/и “Кто прилетел к нам на кормушку”. Описание внешнего вида, приговорки-подражания.
Кого чем накормим?
Чтение рассказа Скребицкого “Зимние гости”.
Где зимой птицы могут добыть себе еду?
Последующая работа.
Изготовление “пирога” для птиц.
Рисование птиц.
Чтение рассказов Сладкова “Синичкин запас”, “Осень на пороге”.
Покормите птиц зимой
Прогулка 9
Цель: углубить знания о жизни птиц в зимний период, вызвать сочувствие к птицам и желание помогать им.
Методические приёмы:
Игровая ситуация “Посмотрим в наше волшебное окно”.
Почему так много птиц прилетело к нашим кормушкам?
Назовите птиц.
Как вы их различаете?
Д/и “Кто к нам прилетел на кормушку?” Среди разных птиц дети выбирают тех, которые прилетели к кормушке. Один описывает птицу, другой - её угадывает, третий называет корм, который она ест.
Звукоподражания голосам птиц. Сорока - стрекочет, галка - галь-галь, ворона - харч, харч и др.
Чтение приговорок: “Тук! Тук! Слышен стук.Фырр - фырр, восемь дыр. Тр -р-р!” (Дятел).
Психологическая ситуация: “Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирём и т.д.), то что бы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?”
Цикл наблюдений за птицами
(старший возраст)
Прогулка 1
Наблюдение (за птицами, воробей)
Цель:
Закрепить знания детей о зимующих птицах;
Повторить характерные признаки воробья
Напомнить детям, что наступила зима. Вместе повторить признаки зимы. Назвать народные приметы зимы (смотри ниже), спросить, как дети их понимают.
Обратить внимание детей на прилетевших на участок птиц. Покормить их. Вспомнить, какие птицы называются зимующими. Назвать, какие зимуют у нас. Напомнить, какие птицы называются оседлые, вместе с детьми перечислить их.
Вместе с детьми обратить внимание на характерные признаки воробья: маленький с короткими и округлыми крыльями, спинка коричневая, на щеках черные пятна, на крыльях – полоски, ножки короткие и крепкие. Клюв тонкий, твердый, к концу заостренный. Обратить внимание детей на то, как ходит воробей. В холодную погоду воробьи сидят, прижавшись друг к другу, распустив крылышки, нахохлившись. Зимой воробьям холодно и голодно, нет насекомых, нет зерен, семян, все заметено снегом.
Приметы зимы:
-Декабрь год кончает, зиму начинает.
-Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ходу даст.
Загадка:
«Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Ножки я имею,
А ходить не умею,
Хочу сделать шажок -
Получается прыжок».
Подвижные игры с бегом
«Ловишки»
Наблюдение за птицами (голуби)
Прогулка2
Расширить знания детей о птицах
Предложить покормить птиц. Обратить внимание детей на прилетевших голубей:
- Как выглядят голуби
- Чем питаются
- Где живут зимой
- Где – летом
- Как называются птицы, которые живут и летом, и зимой на одном месте, никуда не улетая? (Оседлые).
На какие кормушки голуби садятся и клюют крошки, а на какие не садятся? Почему? (На маленькие на могут поместиться)
Сообщить детям, что люди считают голубей символом мира, хорошей жизни. На свадьбе молодожены отпускают в небо голубей, на молодежных праздниках. Раньше специально выращивали голубей для праздников в нашей стране.
Стихи, загадка
Загадка 1)В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
2)Ходит важно, вперевалку,
И воркует, и клюет
Подвижные игры
«У медведя во бору»
«Ловишки – перебежки»
Наблюдение за живым объектом (Птицы)
Прогулка 3
Цель: Развивать умение наблюдать за птицами.
Наблюдение за сорокой.
Предложить покормить птиц. Обратить внимательно посмотреть на всех птиц и Предложить детям побеседовать про сороку:
-Внешний вид (оперенье).
-Чем питаются.
-Где живут зимой.
-Как называются птицы, которые постоянно живут с нами рядом, никуда не улетают.
-Какие повадки этой птицы вы знаете.(Сорока-воровка)-Почему ее так зовут.
-Чем питаются сороки летом, зимой?
-Где берут еду птицы(сороки) зимой?
-Где берут воду зимой?
Загадка. «Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести».
Стихотворение Завальнюка Л. «Зима»:
А вот сорока ходит:
Где бы попить воды?
За ней по снегу тянутся,
Как крестики, следы.
Подвижные игры
-«Охотники и зайцы»
-«Снежная карусель»
Наблюдение за птицами
Прогулка 4
Цель: Закрепить знания детей о птицах
- умение поддерживать диалогическую речь
- развивать желание помогать птицам зимой
Наблюдение за снегирями.
Набросать ягод рябины и понаблюдать, как снегири слетятся на ближайшие ветки деревьев. Отметить характерные признаки птиц.
Напомнить, что зимой снегири перебираются жить поближе к жилью человека.
Беседа.
-Почему снегири имеют красную окраску?
-Как называются птицы, которые зимуют с нами, не улетают на юг? (Зимующие).
-Как живут птицы зимой?
-Чем питаются?
-Почему надо подкармливать птиц зимой?
-Почему зимой чаще всего птицы умирают
не от холода, а от голода.(Зимой у птиц для тепла вырастает мелкий пух между перьев, это их утепление на зимнее время года, «шубка» для тела).
Загадки. 1) «Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки:
Ведь это – снегири»
2)«Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут».
Наблюдение за живой природой
Прогулка 5
Цель: Развивать наблюдательность,
- расширить знания детей о голубях
Наблюдение за птицами.
Покормить птиц. Наблюдение за птицами:
-Назвать птиц, которые прилетели на участок.
-Обратить внимание на то, что голубей можно покормить с руки. Рассказать о том, что в Москве для молодежного фестиваля люди специально 3 года разводили голубей, как символ мира.
-Какие птицы более осторожны и подлетают к кормушке только после того, как люди отойдут? (Снегири, синицы).
-Каких птиц мы называем зимующими, каких – перелетными?
-Почему птицы могут летать? (Есть крылья).
-Расскажите: что общего у всех птиц?
-Чем отличаются птицы друг от друга?
-Где берут еду птицы зимой?
-Где берут воду зимой?
Загадки
1) «Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая.
2) «Как откроет рот – кошмар!
Слышно только: «Кар, кар, кар!».
3) «Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести»
4) «Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крошки собирает.
По полям кочует,
Зернышки ворует».
Наблюдение за живой природой
Прогулка 6
Цель: Развивать наблюдательность
-закрепить знания о птицах
Наблюдение за птицами.
Обратить внимание на прилетающих на участок птиц.
Беседа.
-Предложить детям назвать известных им.
Вспомнить домашних птиц (утки, гуси, куры, индюки).
-Как они живут зимой?
-Почему дикие утки, гуси, лебеди улетают осенью на юг? (Зимой вода в водоемах замерзает, а эти птицы – водоплавающие, питаются, в основном, рыбой).
-Как называется рассказ о том, что осенью у дикой уточки было сломано крыло, и она не могла улететь на юг? Что стало бы с этой уточкой, если бы люди не помогли ей выжить?
-Где живут зимой домашние птицы?
-Чем питаются домашние птицы?
-Кто им готовит еду?
-Почему они называются домашние?
-Могут ли они жить без людей?
-Чем отличаются домашние птицы от диких?
-Как живут зимой дикие птицы?
-Кто помогает зимой диким птицам?
Предложить навести порядок в птичьих кормушках, положить корм для птиц.
Загадать загадку про кормушку (смотри ниже).
Загадки
1)«В воде купался, а сух остался»
2) «Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает».
3) «Кто с утра кричит: Кря – кря!
И купается незря?»
4) «Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный».
5) «В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей».
Подвижные игры
«Пятнашки»
«У медведя во бору»
«Море волнуется»
Наблюдение за птицами
Прогулка 7
Цель: Закрепить знания детей о птицах
- умение поддерживать диалогическую речь
- развивать желание помогать птицам зимой
Наблюдение за снегирями.
Набросать ягод рябины и понаблюдать, как снегири слетятся на ближайшие ветки деревьев. Отметить характерные признаки птиц.
Напомнить, что зимой снегири перебираются жить поближе к жилью человека.
Беседа.
-Почему снегири имеют красную окраску?
-Как называются птицы, которые зимуют с нами, не улетают на юг? (Зимующие).
-Как живут птицы зимой?
-Чем питаются?
-Почему надо подкармливать птиц зимой?
-Почему зимой чаще всего птицы умирают не от холода, а от голода.(Зимой у птиц для тепла вырастает мелкий пух между перьев, это их утепление на зимнее время года, «шубка» для тела).
Загадки.
1) «Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки:
Ведь это – снегири»
2)«Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут».