МБДОУ Д\С № 7
Конспект
экологического интеллектуально-развлекательного поединка
«Дети против родителей»
«Знатоки природы»
Воспитатель: Гришакова С.В.
Высшая категория
Ярцево, 2017г.
Конспект
экологического интеллектуально-развлекательного поединка
«Дети против родителей»: «Знатоки природы»
Цель: объединить усилия детского сада и семьи в воспитании в ребенке чувственного, разумного отношения к природе, углублять знания педагогов и расширять интерес родителей к экологическому воспитанию детей; сблизить их в ходе мероприятия, придать практическую направленность их знаниям.
Задачи:
- развивать интеллектуальные способности в области экологии, творческий потенциал и экологическую культуру дошкольников;
- воспитывать чувства коллективизма;
- развивать речь детей, познавательную активность.
Оформление зала:на центральной стене отражение названия игры, проектор.
Действующие лица: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Атрибуты: косынки на шею по количеству участников голубого и зелёного цвета; эмблемы для игроков; карточки с изображением животных: лиса, медведь, лягушка, волк, заяц, петух; «чёрный ящик», муляжи овощей: помидор, картофель, морковь, лук; грамоты участникам.
аудиозаписи:
- заставка к игре «Что? Где? Когда?»
- голосов в природе
Задачи:
Образовательная область «Здоровье»
Помочь родителям вспомнить лекарственные растения, через интеллектуальную экологическую викторину.
Образовательная область «Безопасность»
Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы.
Образовательная область «Социализация»
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности
Образовательная область «Познание»
Привлечь родителей к интеллектуальной викторине по экологической безопасности.
Образовательная область «Коммуникация»
Показывать родителям ценность общения, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями.
Звучит музыка выхода ведущей
(СЛАЙД 1)
Ведущий: - Здравствуйте, уважаемые родители, коллеги, гости! Спасибо вам, что нашли время и пришли на наш вечер, на котором вы узнаете и увидите много интересного, услышите много смеха, а самое главное сумеете расслабиться и отдохнуть от каждодневных дел.
Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующего
поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.
Михаил Пришвин сказал: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
А чтобы охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому сегодня объявляем викторину "Знатоки природы".
А участвовать в ней будут 2 команды, за каждый правильный ответ команда
получает одну еловую шишку
- Сегодняшний вечер, мы посвятили интеллектуально-экологическому поединку «Дети против родителей: Знатоки природы»!
- Что такое интеллектуальный поединок? Это творческое и очень захватывающее соревнование.
- А чтобы наш вечер прошёл на позитиве, давайте с вами вместе, дружно ответим на несколько моих вопросов, только словом нет или да.
Крикните громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
- Замечательно, друзья!
- А сейчас, блеснуть своими знаниями и помериться ими с родителями, приглашается команда детей: «Василек».
Под музыку из игры «Что? Где? Когда?» поочерёдно входят участники викторины.
Дети заходят и встают около центральной стены, воспитатель знакомит зрителей с участниками поединка по именам.
2. Приветствие команд.
Представление команды 1.
Ребенок. Мы - родители и я –
Все. Природы верные друзья!
Ребенок. Мы сюда пришли играть,
Чтоб больше о природе знать.
Представление команды 2.
Ребенок. Мы любим природу и бережем,
В обиду её никому не даём.
Ребенок. Чтоб природа человеку была рада,
Все. Охранять ее нам надо!
Ребенок. Привет! - соперникам мы говорим,
Не огорчайтесь, если победим.
Представление команды 3.
Ребенок. Каждый из нас природу защитит,
Родитель. О каждом деревце душа у нас болит.
Не позволим живое все уничтожать,
Ребенок. Животным и растениям расти мешать.
Все. Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
Ведущий. Молодцы, команды, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!
капитан команды, приветствие).
«Цветик - семицветик»
Природы верные друзья!
Дружны мы, как одна семья!
В КВН пришли играть,
Чтоб больше о природе знать!
«Следопыты»:
Каждый из нас природу защитит,
О каждом деревце душа у нас болит.
Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
1 команда – «Василек».
Наш девиз: «Береги свою планету - ведь другой на свете нету».
- А теперь встречайте дружными аплодисментами команду родителей: «Листочек».
Родители заходят и встают около центральной стены, воспитатель знакомит зрителей с участниками поединка по имени и отчеству.
2 команда – «Листочек»
Наш девиз: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься!
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни»
- Игроки заняли свои места , и наверно у всех возник вопрос: чья команда победит?
- Как знать? Для этого у нас заседает жюри, которое за правильные ответы будет присуждать очки.
- А судить поединок«Дети против родителей» будут (представляет жюри) сегодня в игре будут участвовать две команды. А судить их будет жюри. Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри.
Представление членов жюри.
Жюри, как видите, у нас достойно уважения.
Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!
За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке.
(ведущий кладет фишки на стол)
Команды прошу занять свои места. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Начинаем игру. Итак – вперед к победе!
- А теперь, уважаемые зрители, давайте скажем игрокам «Ни пуха, ни пера!»
Звучит заставка музыки из игры «Что? Где? Когда?» начало игры.
- Уважаемые игроки, прежде чем, мы перейдём к заданиям, мы сначала разомнёмся. Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро на них отвечать. Разминка тоже входит в баллы.
Представляет собой блицопрос. Каждая игра начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы.
За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри.
Игра – разминка «Отвечай быстро».
Игра – разминка для команды «Василек»
Какая птица лечит деревья? (дятел)
2.Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
3. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
4. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
5. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
6. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
7. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
8. Ночная птица… (сова)
9. Нос птицы… (клюв)
10. Ребенок кошки… (котенок)
11. Курица мужского рода… (петух)
12. Кто спит под своими ушами…(заяц)
13. Какую траву даже слепой знает… (крапива)
14. Зимний дом медведя… (берлога)
15. Колобок, обросший иголками… (ёж)
16. Кто из обитателей болота стал женой Ивана – Царевича?.. (лягушка)
17. Что снесла курица?.. (яйцо)
18. Что теряет лось каждую зиму?.. (рога)
19.Кто спит вниз головой?.. (летучая мышь)
20. Как называются листочки у ёлки?.. (хвоя)
Игра – разминка для команды «Листочек»
1. Какой цветок зацветает первым? (мать – и – мачеха)
2. Какой гриб самый ядовитый? (белая поганка)
3.Какая птица носит название танца? (чечетка)
4. Где находятся уши у кузнечика? (на лапках)
5. Какая птица может бегать по дну водоема? (оляпка)
6 .Какое дерево является символом нашей Родины? (береза)
7.Из какого дерева делают спички? (осина)
8.Птичий домик … (гнездо)
9.Кого называли в древние времена «ужасными ящерами»?.. (динозавров)
10.Сколько ног у паука? (восемь)
11. Что такое зеленый покров Земли? (трава)
12.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
13. Чем питается бабочка? (нектаром)
14. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
15. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
16. В воде купался, сухим остался… (гусь)
17.Плод дуба?.. (жёлудь)
18. Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
19. Кто родится с усами? (Кошка)
20. Как называется снежная корка? (Наст)
Вопросы для команды «Солнышко»:
• Когда орешки белка запасает? (осенью)
• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
• Карась, сом, щука, окунь? (рыбы)
• Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
• Когда в саду малина поспевает? (летом)
• Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
•
• Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой)
• Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)
• Собака – дикое или домашнее животное? (домашнее)
• У какого дерева белый ствол? (у березы)
• Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
• Назовите детенышей курицы (цыплята)
• Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
• Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
• Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
• Кто в лесу плетет паутину? (паук)
• Когда земля под снегом отдыхает? (зимой)
• Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
• У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
• Что делает ёж зимой? (спит)
• Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
• Сколько ног у паука? (восемь)
Вопросы для команды «Капелька»
• Когда картошку дедушка копает? (осенью)
• На каком дереве растут желуди? (на дубе)
• Как одним словом называются животные, которые живут рядом с человеком? (домашние)
• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
• Как назвать детеныша коровы? (теленок)
• Когда сосулька капает и тает? (весной)
• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
• Сколько ног у жука? (шесть)
• Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)
• Когда вода на речках замерзает? (зимой)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
• Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)
• У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)
• Когда земляника поспевает? (летом)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
• Как называется дом муравьев? (муравейник)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• У какого зверя есть иголки? (у ежа)
• Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
• Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
• Когда над полем бабочка летает? (летом)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• У какого дерева белый ствол? (береза)
• Как называется дом у муравья? (муравейник)
Ведущий: - Молодцы, с заданием обе команды справились и теперь переходим к первому заданию.
Задание 1. ««Узнай растение по описанию».(СЛАЙД 2)
Команда детей «Василек» | Команда родителей «Листочек» |
Сегодня полянка золотисто-желтая от этих цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают белые пушинки. (Одуванчик) | Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков-красная ягода. Не бери ее в рот - она ядовита. (Ландыш) |
А в этом растении в ход идет все: и "вершки", и "корешки". Выращивают его на грядке. Белые дольки-"зубчики" сидят в земле. А над землей видны зеленые стрелы. Их можно добавлять в салат. У растения горький вкус и резкий запах, которые убивают вредных болезнетворных микробов. Особенно полезно есть "зубчики" зимой, чтобы защитить себя от гриппа. В них также много витаминов. Узнали, что это? (Чеснок) | Это растение с широкими листочками с жилками. Листик почти круглой формы. Летом это растение цветет: выбрасывает длинные, жесткие "стрелы" с мелкими, невзрачными цветочками. Это растение любит расти вдоль дороги, за что и получило свое название. А нам оно помогает лечить раны, останавливать кровь. Догадались, что это? (Подорожник) |
Ведущий: - Молодцы, уважаемые игроки, хорошие знания показали нам в этом конкурсе. И пока жюри подводит итоги по разминке и первому заданию, участники поединка могут отдохнуть, а вот с болельщиками мы немножко поиграем.
Игра со зрителями «Лесные загадки».
- Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы)
- Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы)
- Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери)
- Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
- Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)
- Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)
Шуточная игра «Концовки обманки».
Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:
1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).
2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).
3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).
4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).
5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).
6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).
7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).
8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).
9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).
10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).
11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).
12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).
Детский конкурс (участвуют только дети)
На березе выросло две больших и три маленьких шишки. Сколько всего шишек выросло на березе?
Яблоки растут на дубе или на сосне?
С дерева сорвали две свеклы, а с куста - три морковки. Сколько всего фруктов сорвали?
Снесла уточка яичко. Кто из него вылупится курочка или петушок?
Рыбам жить зимой тепло:
Крыша толстое стекло (лед)
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (снег)
Ведущий: - Молодцы, болельщики, отлично справились с заданием. А сейчас мы предоставляем слово уважаемому жюри.
Слово жюри по итогам разминки и 1задания.
- А мы возвращаемся к нашим участникам игры, и предлагаем им следующее задание.
- Один мальчик, рисовал животных, но у него почему-то всё перепуталось. Вот сейчас, я предлагаю вам, рассмотреть рисунки мальчика и назвать лесных обитателей, которых пытался нарисовать мальчик.
Задание 2: «Путаница».(СЛАЙДЫ 3,4,5,6)
Задание для команды детей «Василек» (слайды 5,6) | Задание для команды родителей «Листочек» (слайды 7,8) |
5.голова зайца - туловище и ноги белого медведя – хвост льва | 7. туловище и ноги ящерицы –голова гуся |
6.голова медведя– туловище собаки – хвост лисы | 8. голова совы – туловище и хвост белки – уши зайца |
Ведущий: - Ну что ж, ребята и их родители, вы прекрасно справились с заданием, мы продолжаем нашу игру, и переходим к следующему заданию.
- В этом состязании каждой команде предлагается прослушать запись голосов в природе. Ваша задача узнать к кому или чему относятся данные звуки.
Задание 3: ««Звуки природы».
Включается аудиозапись. Игроки по голосу определяют к кому или чему относятся данные звуки.
Чья команда быстрее и больше отгадает звуков? |
1.водопад 2.гром3.завывание метели 4.скрип снега 5.Лай собаки 6.кваканье лягушек 7.дельфины 8.пение птиц |
Ведущий: - Молодцы, вижу я, что вы хорошо знаете природу, животных.
- Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – кто это?(воспитатель раздаёт карточки командам с изображением тех животных, которых игроки должны изобразить).
Задание 4: «Забавные зверюшки».
Задание для команды детей «Василек» | Задание для команды родителей «Листочек» |
лиса | волк |
медведь | заяц |
лягушка | петух |
| |
Ведущий: - Молодцы, постарались изобразить животных и у всех отлично это получилось.
Музыкальная пауза «Обезьянки»
Слово жюри по итогам трёх последних заданий.
Ведущий: - Уважаемые участники, вы должны по очереди отгадать, что лежит в «чёрном ящике» (если дети не отгадывают, ведущий даёт ещё попытку).
Задание 5: «Черный ящик»
Задание для команды детей «Василек» | Задание для команды родителей «Листочек» |
ПОМИДОР, ТОМАТ 1 попытка: В старину этот овощ называли «любовное яблоко», «золотое яблоко». И сейчас у него два имени. Какой овощ лежит в черном ящике? 2 попытка: К этому овощу обращаются «Достопочтенный синьор …» | КАРТОФЕЛЬ 1 попытка: Родина его - Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чертово яблоко». Подсказка: в России его первое время разводили как цветы, королевы украшали этими цветами свои причёски. О каком овоще идет речь? 2 попытка: Этот овощ - генерал, Овощам всем командир. Если вы его сварили, Не забудьте снять мундир! |
МОРКОВЬ 1 попытка: По легенде, этот овощ считался лакомством гномов. А ещё в давние времена, в самой Москве можно было видеть целые огороды с этим овощем. Ваши предположения, о каком овоще идет речь? 2 попытка: Этот овощ похож на геометрическую фигуру, которая имеет три угла… | ЛУК 1 попытка: В давние времена этот овощ был главной едой римских воинов, т.к. считалось, что пища с большим количеством этого овоща придает храбрость, энергию и силу. А, в России его ели в основном бедные люди. Считалось, что он может спасти людей от всяких бедствий и невзгод. 2 попытка: Этот овощ самый богатый на шубы, витамины. Но кто его раздевает, тот слёзы проливает … |
Ведущий: - Вот так быстро и с азартом отгадали, что лежит в чёрном ящике, а сейчас переходим к следующему заданию поединка.
- Все мы знаем, что сразу же на свет готовым ничто не рождается. Каждый человек, каждое насекомое, птица, или животное проходит предварительный путь. Вот сейчас, уважаемые игроки, вы должны выстроить цепочку появления того или иного животного.А затем свой ответ проверить на экране.
Задание 6: «Построй алгоритм»(СЛАЙДЫ7,8,9,10)
Участники по очереди выстраивают алгоритм.
Задание для команды детей «Листочек» | Задание для команды родителей «Василек» |
Птица Яйцо-зародыш-птенец-птица | Лягушка Икра-головастик-лягушонок-лягушка |
Цветок Семечко-росток-цветок-плод | Бабочка Яйцо – гусеница-куколка-бабочка |
Ведущий: - Молодцы, команды, справились с трудным заданием.
Музыкальная пауза танец-полька «Побежали»
- Уважаемые игроки, скажите, а вы часто в лес ходите? А что, вы там делаете? (ответы).
- А лесные правила соблюдаете? (ответы).
- Уважаемые участники, в следующем задании, вы должны по картинке определить о каком лесном правиле, говорится в ней.
Задание 7: «Лесные правила». (СЛАЙДЫ 11,12)
На экране проектора выставляются картинки, участники по очереди объясняют правила поведения в лесу.
Ведущий: - Молодцы! Вы правильно объяснили все правила поведения в природе,и я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
- А сейчас мы переходим к последнему заданию нашего поединка.
Задание 8: «У кого какое жилище?»(СЛАЙДЫ 13,14)
По картинке с изображением жилища, нужно определить, как оно называется, и какое животное в нём живёт.
Задание для команды детей «Листочек Василек» | Задание для команды родителей «Листочек» |
Лиса – нора Медведь – берлога Волк – логово | Бобёр – хатка Белка – дупло Пчёлы - улей |
Музыкальная пауза «Песенка про муравья»
Ведущий: - Уважаемые участники игры, сегодня именно вам выпала честь показать свои знания о животном и растительном мире, о связи природы и
человека, и вы прекрасно справились со всеми заданиями. А зрители, я думаю, болея за вас, получили не меньший заряд бодрости от вашей игры.
- А сейчас, прошу жюри оценить поединок детей и родителей,и подвести окончательный итог.
Берегите землю! Берегите!
Любите родную природу:
Озера, леса и моря.
Ведь это же наша с тобой
Навеки родная земля!
2 ребенок:
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Дети хором:
Давайте же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
3 ребёнок:
Давайте будем беречь планету –
Во всей Вселенной похожей нету,
Во все Вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана!
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!
Ребенок 1. Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Ребенок 2. Давайте пройдемся медленно по лугу
И здравствуй скажем каждому цветку
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать
Жюри объявляет итоги игры.
Награждаются участники игры. Мы проверяли вас на славу,
И победители по праву
Похвал достойны. И награды
Сейчас вручить мы очень рады
Проводится награждение
Благодарим вас за участье,
Вот сувениры вам на счастье!
Фотографируются на память.
Аким «Береги свою планету»:
«Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету»
14